Краткая криминологическая характеристика дорожно-транспортных преступлений

(Тамбовцев Е. А.) («Российский следователь», 2007, N 6)

КРАТКАЯ КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Е. А. ТАМБОВЦЕВ

Тамбовцев Е. А., оперуполномоченный отдела по борьбе с тяжкими преступлениями против личности ОРЧ КМ при УВД г. Иркутска.

Безопасность дорожного движения — проблема актуальная. С непрерывным темпом развития автомобильного транспорта в России растет и интенсивность движения, усложняется процесс обеспечения порядка и безопасности движения на автомобильных дорогах, улицах городов и других населенных пунктов. Вопросы обеспечения безопасности движения автомобильного транспорта волнуют не только отдельные ведомства и организации, но и всю общественность нашей страны. Значительное внимание, уделяемое проблемам дорожной безопасности, неслучайно. Дело в том, что механический транспорт, в том числе и автомобильный, — величайшее благо для человечества, но при неправильном использовании он нередко бывает источником тяжелых, а подчас и трагических последствий. Российское законодательство признает транспорт источником повышенной опасности. Фундаментом правовой системы деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения является Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», который изменил правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения, отсюда приоритет интересам не государства и общества, а охране жизни, здоровья и имущества граждан, защите их прав и законных интересов. Несмотря на значительный комплекс мер, принимаемых МВД России, Следственным комитетом МВД России, другими службами и ведомствами, количество криминальных автопроисшествий не сокращается. Анализируя состояние автотранспортных преступлений по Иркутской области, не следует забывать и о том, что часть преступлений статистикой не фиксируется, носит латентный характер. По дням недели наибольшее число дорожно-транспортных преступлений совершается в пятницу — 16%, в четверг — 15,4%, в понедельник — 13,7%, наименьшее — в субботу — 11,9%, в воскресенье — 10,7%. По времени суток абсолютный минимум автотранспортных преступлений происходит в период от 4 до 5 часов, максимум — с 19 до 20 часов. Следует отметить, что из общего числа автотранспортных преступлений, совершенных на территории Иркутской области, 75% приходится на транспорт, принадлежащий физическим лицам. Характерной особенностью таких преступлений является высокая тяжесть их последствий: по вине водителей транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, — 15 погибших на 100 пострадавших, в то время как в дорожно-транспортных преступлениях, совершенных по вине водителей транспорта — физических лиц, этот показатель составляет 11 погибших на 100 пострадавших. Смертность от аварий на транспорте — одна из самых высоких среди причин гибели людей. Наиболее распространенным видом автотранспортных преступлений является наезд на пешехода — 43% от общего количества. Такие преступления характеризуются самой высокой тяжестью последствий: из 100 пострадавших 13 человек получили смертельные травмы. Аварийность по вине пешеходов составляет 46% от общего числа дорожно-транспортных преступлений. Превалирующим нарушением среди пешеходов, влекущим аварии, является переход через проезжую часть вне пешеходного перехода, удельный вес которого составляет 75%. Виновниками каждого четвертого происшествия являются пешеходы, находящиеся в состоянии опьянения. Количество таких происшествий стало возрастать. Город Иркутск является областным центром с численностью населения 593700 человек, где наблюдается постоянное перемещение значительных масс людей внутри: во-первых, это вызвано частым несовпадением административного места жительства и места работы или учебы, во-вторых, это перемещение людей от периферии к центру в целях посещения торговых, культурно-зрелищных мероприятий. В связи с этим и совершается большинство автотранспортных преступлений в городе и его центральных районах.

Распределение количества дорожно-транспортных происшествий по местам их совершения

Рисунок не приводится.

Особую роль в дорожно-транспортных преступлениях приобретает так называемый человеческий фактор. Около 80% дорожно-транспортных преступлений происходит из-за нарушений водителями Правил дорожного движения, более 20% из них — из-за водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. Важнейшее значение в области обеспечения безопасности движения имеет работа по совершенствованию как законодательства в целом, так и правового обеспечения деятельности всех контрольно-надзорных служб и Государственной автоинспекции. Криминологическая характеристика личности водителей, совершивших дорожно-транспортные преступления, дает достаточно оснований для того, чтобы утвердиться в выводе о том, что при совершении преступления важная роль отводится не ситуации, не стечению случайных моментов, а лицу, допустившему противоправное поведение. По полу среди водителей преобладают мужчины (97 — 98%), женщины составляют около 2%. Однако в последние годы отмечается тенденция возрастания доли женщин среди водителей, совершающих дорожно-транспортные преступления за счет главным образом увеличения числа женщин — водителей автомобилей индивидуального пользования. Судебная, следственная и административная практика свидетельствует, что женщинам-водителям свойственна большая дисциплинированность, аккуратность. Они обычно предпочитают остановить автомобиль, нежели участвовать в наращивании риска аварийной обстановки, также отличаются меньшей частотой случаев управления в состоянии опьянения (среди женщин доля лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения, в 1,5 раза меньше), более строгим соблюдением Правил дорожного движения <1>. ——————————— <1> Гросзова С. Н. За рулем женщина // Транспорт. 1993. N 3. С. 57.

По возрасту наибольшую долю в контингенте водителей, совершивших автотранспортные преступления, составляют лица в возрасте 18 — 24 лет. Это обусловлено небольшим опытом вождения машины в сочетании с завышенной уверенностью в своих психофизиологических возможностях, склонностью к лихачеству как средству демонстрации своих возможностей, большим потреблением спиртных напитков. По образованию и профессиональной подготовке среди преступников-водителей преобладают лица с неполным средним образованием и пониженной профессиональной квалификацией. Наибольшее число преступлений приходится на лиц, имеющих стаж от одного до двух лет (свыше 32%) и соответственно недостаточные профессиональные навыки и опыт работы. Среди правонарушителей довольно высок удельный вес лиц, ранее привлекавшихся к административной (80%) и уголовной (12%) ответственности. Характерно в этом отношении и распределение лиц, для которых дорожно-транспортное преступление оказалось повторным в зависимости от рода занятий: рабочие — 3,7%; сельскохозяйственные работники — 5,3%; служащие — 5,8%; пенсионеры — 3,7%; иные — 15%; не работающие — 2,7%; работники предпринимательской сферы — 21,8%. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что ситуация, складывающаяся в Иркутской области по состоянию и динамике дорожно-транспортных преступлений и последствий, находится на критическом уровне, поэтому очень важно уделять данной проблеме должное внимание. Превенция дорожно-транспортных преступлений и правонарушений в целом не только должна полностью включать в себя мероприятия, формы и средства предупреждения дорожно-транспортных преступлений, но и носить упреждающий характер <2>. ——————————— <2> Жулев В. И. Транспортные преступления. М.: Спарк, 2001. С. 175.

Профилактические мероприятия должны включать общесоциальные меры предупреждения преступлений и распространяться также на условия и факторы, способствующие наступлению тяжких последствий, т. е. включать специальные превентивные меры. В определении таких условий и факторов, в установлении наиболее эффективных форм и методов воздействия на них, в организации и осуществлении соответствующих предупредительных мероприятий и проявляется в наибольшей мере специфика профилактики дорожно-транспортных преступлений. Объектами профилактических мероприятий должны быть все компоненты дорожного движения: человек — автомобиль — дорога. Рассматривая меры по предупреждению дорожно-транспортных преступлений, по масштабности можно выделить общие и локальные. При этом локальный характер может определяться особенностями региона либо отдельных категорий транспортных средств или спецификой эксплуатации транспорта в системе определенного министерства (ведомства). По своему содержанию профилактические мероприятия могут затрагивать экономические, технические, правовые, организационные, медицинские, психологические и другие проблемы <3>. ——————————— <3> Кудрявцев В. Н., Эминов В. Е. Криминология: Учеб. пособие для вузов. М.: Юрист, 2000. С. 473.

Среди общих мер предупреждения дорожно-транспортных преступлений следует особо подчеркнуть значение правового регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Должное поведение, а оно касается не только действий участников дорожного движения, но и содержания транспортных средств и дорог и многих других аспектов системы «человек — автомобиль — дорога», нуждается в четкой правовой регламентации. Необходим такой закон о дорожном движении, в котором должны быть определены конкретные ведомства, организации, ответственные за порядок на дорогах <4>. ——————————— <4> Кудрявцев В. Н., Эминов В. Е. Криминология: Учеб. пособие для вузов. М.: Юрист, 2000. С. 474.

Кроме этого, проблема повышения профилактической роли мер уголовного воздействия, в частности санкций, применяемых за управление транспортными средствами в состоянии опьянения, заслуживает особого внимания. В юридической литературе высказываются различные суждения относительно целей общего и специального предупреждения дорожно-транспортных преступлений. Одни авторы считают, что наказание за данные преступления должно быть направлено в первую очередь на эффективное предотвращение повторных случаев подобных преступлений, отдавая тем самым приоритет частной превенции. Другие, напротив, полагают, что применительно к дорожно-транспортным преступлениям задачи наказания определяются прежде всего целями общего предупреждения. Высказывается мнение, что для общей превенции характерен принцип устрашения «чем строже предусмотренное наказание, тем выше его общепредупредительная роль» и что пересмотр санкций в сторону смягчения наказания означает снижение роли общей и возрастания роли частной превенции данной нормы <5>. ——————————— <5> Квашис В. Е. Теоретические основы профилактики неосторожных преступлений. М., 1990. С. 53.

Немалый вклад в предупреждение дорожно-транспортных преступлений вносит своевременное и квалифицированное расследование преступлений и происшествий <6>. Необходимо усилить контроль за законностью административного производства и дознания по делам о правонарушениях в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта. Помимо общей профилактической направленности деятельность следственных органов имеет и конкретную направленность, связанную с процессуальной обязанностью выявлять причины и условия, способствующие дорожно-транспортным преступлениям, и вносить представления по конкретным уголовным делам. ——————————— <6> Федоров В. А, Анферова В. А. Расследование дорожно-транспортных преступлений. М.: Юрид. лит., 1998. С. 204.

В связи с этим необходимо повысить уровень профессиональной подготовки транспортных следователей и прокуроров, а также постоянно совершенствовать практику расследования и судебного рассмотрения уголовных дел об автотранспортных преступлениях <7>. ——————————— <7> Бурлаков В. Н., Сальникова В. П., Степашин С. В. Криминология: Учеб. пособие для вузов. СПб.: Лань, 1999. С. 403.

Одним из важнейших направлений по предупреждению дорожно-транспортных преступлений является проведение воспитательной работы на общегосударственном уровне. От уровня гражданственности, правосознания и дисциплинированности водителей в первую очередь и зависит эффективность всего комплекса мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных преступлений. Для безаварийной работы быстроты реакции и профессионализма мало. Нужны морально-психологические качества. Поэтому решающая роль в предупреждении дорожно-транспортных преступлений по вине водителей принадлежит воспитанию последних в духе уважения к закону. Об этом свидетельствует тот факт, что при проведении криминологического исследования на вопрос, что же удерживает их от нарушений Правил дорожного движения, 44% водителей ответили: «Убеждение в необходимости соблюдения установленных правил» <8>. ——————————— <8> Амбрацуман В. К. Причины дорожно-транспортных происшествий // Автомобильный транспорт. 1998. N 1. С. 20.

По своей направленности меры воспитательного характера могут иметь отличия в зависимости от того, с кем проводится воспитательная работа — с водителями автотранспортных предприятий или с водителями — владельцами индивидуального транспорта. В частности, с водителями автотранспортных предприятий она проводится в основном по месту их работы с использованием административно-производственного воздействия. При организации воспитательной работы особого внимания заслуживают пропаганда Правил дорожного движения, повышение правовой культуры водителей, показ на примере других водителей материальных и правовых последствий, к которым приводит нарушение Правил дорожного движения. Индивидуально-профилактическую работу необходимо проводить, в частности, с молодыми водителями. Вызвано это тем, что, как показывают исследования, наиболее высокая аварийность и тяжесть ее последствий наблюдается у водителей молодого возраста. Индивидуально-профилактическая работа включает в себя такие формы работы с молодыми водителями, как наставничество, шефство над лицами, склонными к нарушению Правил дорожного движения, применение к ним мер общественного воздействия и т. п. Она осуществляется с помощью методов убеждения, поощрения, личного примера, а в необходимых случаях — и принуждения. Помимо использования традиционных форм и методов массовой агитационно-воспитательной работы по проблеме предупреждения дорожно-транспортных преступлений широкое распространение должны получить и специфические мероприятия. Среди них: проведение рейдов и смотров безопасности дорожного движения, использование уличных телевизионных стендов, проведение агитационных пробегов и конкурсов. Специальные меры профилактики предусматривают прежде всего эффективный контроль за соблюдением правил безопасности. Главным субъектом специальной профилактики выступают органы Российской транспортной инспекции, их помощники в лице общественных инспекторов. Ими осуществляется правовоспитательная работа по безопасности движения среди водителей, администрации и всего коллектива транспортных предприятий, а также населения. Необходимо отметить, что только комплексные меры как общего так и специального профилактического воздействия могут реально снизить уровень аварийности как в Иркутской области, так и на всей территории Российской Федерации.

——————————————————————