Некоторые вопросы прокурорского надзора за исполнением миграционного законодательства

(Червоненко В. Ф.) («Российский судья», 2007, N 3)

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В. Ф. ЧЕРВОНЕНКО

Незаконная миграция стала долговременным фактором, оказывающим заметное влияние на политическую, социально-экономическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую, криминальную обстановку в России, на положение и авторитет Российского государства на международной арене. Незаконная миграция способствует усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма, создает условия для возникновения конфликтов <1>, стимулирует рост теневой экономики, ухудшает благосостояние коренного населения, способствует росту этнической преступности, создает реальную угрозу изменения сложившейся демографической ситуации не только в отдельных регионах Российской Федерации, но и в целом в стране. ——————————— <1> См.: О Концепции национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 24 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 2. Ст. 170.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства в сфере борьбы с незаконной миграцией прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением миграционного законодательства. Материалы прокурорских проверок свидетельствуют о том, что в большинстве регионов имеют место многочисленные нарушения законодательства о порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее <2>, о правовом положении иностранных граждан на территории России <3>, о привлечении и использовании иностранной рабочей силы. ——————————— <2> См.: Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 34. Ст. 4029. <3> См.: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 30. Ст. 3032.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления продолжают издавать нормативные правовые акты, не соответствующие федеральному миграционному законодательству. Наиболее распространенным видом нарушений является установление не предусмотренных федеральным законодательством ограничений при регистрации по месту пребывания (жительства) иностранных граждан и лиц без гражданства. Озабоченность также вызывает неконтролируемое привлечение и использование иностранной рабочей силы. По имеющимся данным, лишь 10 — 15% иностранных работников, находящихся на территории России, легально осуществляют свою трудовую деятельность. Должным образом не контролируется соблюдение работодателями порядка привлечения и использования труда иностранных работников. Кроме того, незаконная миграция напрямую связана с ростом сектора теневой экономики, криминализацией некоторых сфер бизнеса, эксплуатацией иностранных работников, нарушением их прав и свобод. Особое место занимает преступность. Количество зарегистрированных преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, в том числе незаконно пребывающими на территории Российской Федерации, составляет около 40 тыс. в год. Отмечается рост числа криминальных группировок, образованных по этническому признаку. Правоохранительным органам не удается эффективно противодействовать преступным проявлениям в сфере миграционных отношений. Этому мешают ведомственная разобщенность, а также профессиональные просчеты в организации следственных и оперативных мероприятий, в осуществлении плановой работы по направлениям деятельности. Снижена требовательность к работе участковых уполномоченных милиции по проведению ими систематических проверок соблюдения гражданами правил регистрационного учета, ведению списочного учета постоянно проживающих на административном участке иностранных граждан и лиц без гражданства и осуществлению ежемесячных проверок их фактического проживания по указанным адресам. Медленно ведется работа по совершенствованию процедуры депортации иностранных граждан и лиц без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации. По-прежнему распространены нарушения порядка привлечения иностранцев к административной ответственности. Ненадлежащим образом организована работа по пресечению деятельности лиц, незаконно оказывающих содействие (через средства массовой информации) в получении российского гражданства, регистрации по месту пребывания (жительства), оформлении российских паспортов и миграционных карт. Вместе с тем не отвечает требованиям, предъявляемым к решению проблемы незаконной миграции, и прокурорский надзор. Анализ практики свидетельствует о недостаточной оценке прокурорами явно неудовлетворительного состояния законности в рассматриваемой сфере. Принимаемые меры прокурорского реагирования зачастую неадекватны сложившейся обстановке, носят запоздалый характер, не всегда сопровождаются фактическим устранением выявленных нарушений и наказанием виновных лиц. Во многих прокуратурах не налажено надлежащее взаимодействие с другими правоохранительными органами в целях усиления борьбы с правонарушениями. В целях реализации стоящих перед правоохранительными органами перспективных и текущих задач на указанном направлении прокурорам субъектов Российской Федерации, прокурорам городов и районов и приравненным к ним прокурорам, руководству МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, начальникам УФСБ в субъектах Российской Федерации, командованию подразделений пограничных органов ФСБ России необходимо принять меры к устранению недостатков в организации работы по укреплению законности и правопорядка. Требуется осуществить комплекс мер, обеспечивающих устранение просчетов и нарушений в организации работы по борьбе с правонарушениями в сфере миграции: — прокурорам субъектов Российской Федерации необходимо обеспечить в регионах надлежащую координацию правоохранительной деятельности по противодействию незаконной миграции, усилить надзор за исполнением законодательства о порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее, о правовом положении иностранных граждан на территории России, о привлечении и использовании иностранной рабочей силы. Средствами прокурорского надзора последовательно формировать судебную и административную практику по делам, связанным с незаконной миграцией; — проанализировать действующее законодательство о правовом положении иностранных граждан и рассмотреть вопрос о необходимости внесения предложений по его совершенствованию. При этом совершенствование правовых основ должно предусматривать, с одной стороны, ужесточение ответственности за нарушения миграционного законодательства, а с другой — максимально возможное упрощение процесса приобретения иностранными гражданами правового статуса пребывания на территории Российской Федерации; — проводить совместные операции, оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, пресечению и предотвращению деятельности на территории России лиц и преступных групп, связанных с организацией незаконной миграции, торговлей людьми и незаконным использованием иностранной рабочей силы, а также занимающихся незаконным оформлением российского гражданства, паспортов, миграционных карт, регистрации граждан по месту пребывания (жительства); — активизировать работу по взаимодействию со средствами массовой информации в целях информирования населения о деятельности правоохранительных органов и результатах противодействия незаконной миграции; — проанализировать эффективность работы по выдаче и оформлению приглашений иностранным гражданам по заявкам юридических лиц и последующему контролю за соответствием их деятельности на территории страны заявленным целям посещения России; — развивать сотрудничество с компетентными органами сопредельных государств по недопущению и пресечению незаконной миграции. Четкое и своевременное выполнение предложенных мероприятий позволит активизировать борьбу с незаконной миграцией и существенно повысить ее эффективность.

——————————————————————