Обеспечение безопасности судоходства

(Алексеева Л.)

(«Законность», 2007, N 3)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ СУДОХОДСТВА

Л. АЛЕКСЕЕВА

Алексеева Л., заместитель начальника отдела прокуратуры Хабаровского края.

В рамках осуществления надзора за исполнением законов о безопасности на водном транспорте органы прокуратуры Хабаровского края исследуют и разрешают проблемы, связанные с поднятием и утилизацией затонувших в Амурском бассейне судов.

По данным федерального государственного учреждения «Амурское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» Министерства транспорта РФ, осуществляющего выявление и постановку на учет затонувших судов, на конец навигации 2005 г. в Амурском бассейне на территории Хабаровского края в затопленном и полузатопленном состоянии находилось 80 выведенных из эксплуатации и брошенных судов. За период 2004 — 2005 гг. утилизировано 21 судно.

По заключению Амурского бассейнового управления государственного надзора на внутреннем водном транспорте Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта России, обеспечивающего безопасность судоходства, два затонувших судна, находящихся в бассейне реки Амур, создают угрозу безопасности судоходства.

В соответствии с п. 11 ст. 10, п. 1 ст. 47 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ) запрещается оставление в акватории и на береговой полосе в пределах внутренних водных путей безнадзорных судов, оказывающих негативное влияние на состояние внутренних водных путей и береговой полосы и (или) затрудняющих их использование. Собственник затонувшего имущества обязан поднять такое имущество и при необходимости удалить или уничтожить его в случаях, если затонувшее имущество создает угрозу безопасности судоходства или причинения ущерба окружающей среде загрязнением либо препятствует осуществлению промысла водных биологических ресурсов, деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым в пределах внутренних водных путей путевым работам.

Таким образом, обязанность собственника поднять затонувшее имущество обусловлена угрозой безопасности судоходства или причинения ущерба окружающей среде загрязнением.

Практика показывает, что, если собственник затонувшего имущества в добровольном порядке не осуществляет подъем своего имущества, обязать его поднять это имущество проблематично. Неоднозначна также судебная практика по рассмотрению исковых заявлений об обязании судовладельцев поднять брошенное имущество.

Так, при проведении проверки транспортным прокурором Комсомольска-на-Амуре установлено, что на 745 км реки Амур в затопленном состоянии находится баржа «МБ-2520», принадлежащая ОАО «Амур-порт». При этом собственник судна в нарушение ст. 47 КВВТ не осуществляет подъем затонувшего имущества, несмотря на то что судно непосредственно создает угрозу безопасности судоходства. В силу ст. ст. 1, 3, 4 Закона РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности» безопасность обеспечивается государственными органами, выполняющими функции по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Угроза безопасности — совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Нахождение выведенного из эксплуатации и брошенного в пределах реки Амур судна, влияющего на безопасность судоходства, может привести к серьезным последствиям, а именно — к транспортным происшествиям.

Внесенное прокурором представление оставлено без удовлетворения, поскольку финансовых средств на утилизацию баржи нет.

Учитывая, что судно создает опасность нарушения прав неопределенного круга лиц, в районный суд предъявлено исковое заявление в защиту неопределенного круга лиц об обязании ОАО «Амур-порт» поднять и удалить из реки Амур затонувшее имущество. Суд не согласился с доводами прокурора и прекратил производство по делу, указав, что дело не подлежит рассмотрению в суде в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление должно рассматриваться и разрешаться в ином судебном порядке.

Арбитражный процессуальный кодекс РФ не предоставляет прокурору права обратиться в арбитражный суд с иском об обязании собственника поднять затонувшее судно, в связи с чем дальнейшее разрешение ситуации прокурорским представлением было возложено на Амурское бассейновое управление государственного надзора на внутреннем водном транспорте Министерства транспорта России.

Прокурорской проверкой, проведенной в отношении другого судна, создающего угрозу безопасности судоходства, — баржи «Усадьба N 01/1-0423», установлено, что непринятие мер по его уборке может привести к сносу судна вниз по течению и перекрытию судового хода для движения судов на участке реки Амур. Таким образом, движение судов в районе нахождения затопленной баржи сопряжено с возможными транспортными происшествиями. В связи с этим судовладельцу внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности плавания с требованием принять меры по подъему затонувшего имущества, создающего угрозу безопасности плавания. В настоящее время судовладелец принимает меры к устранению нарушений закона.

Что касается брошенных судов, не оказывающих влияния на безопасность судоходства, то по заключению Института водных и экологических проблем Дальневосточного отделения Российской академии наук находящиеся на реках Амурского бассейна брошенные объекты, как правило, угрозы причинения ущерба окружающей природной среде загрязнением не создают.

Таким образом, в большинстве своем брошенное имущество не представляет угрозы безопасности судоходства, а также не причиняет ущерба окружающей природной среде. В связи с чем вопрос о подъеме и утилизации выведенных из эксплуатации и брошенных судов решается не достаточно эффективно.

Прокурорскими проверками охватываются также выведенные из эксплуатации и брошенные суда, создающие угрозу окружающей природной среде.

Так, проверкой, проведенной в марте 2006 г. Николаевским-на-Амуре транспортным прокурором, установлено, что в морском порту г. Николаевск-на-Амуре в полузатопленном состоянии находится теплоход «Зарайск». Затопление судна было допущено при его эксплуатации, в результате чего река Амур загрязнена нефтесодержащими веществами, чем нарушены требования ФЗ «Об охране окружающей среды», обязывающие юридических и физических лиц, эксплуатирующих транспортные средства, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, соблюдать нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ, утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, а также принимать меры по обезвреживанию загрязняющих веществ и иного негативного воздействия на окружающую среду. В силу ст. 101 Водного кодекса запрещается засорение ледяного покрова водных объектов производственными, бытовыми и иными отходами, а также загрязнение их нефтяными продуктами.

В связи с выявленными нарушениями закона транспортный прокурор Николаевска-на-Амуре предъявил в городской суд исковые требования к эксплуатанту судна Ш. о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, и о поднятии теплохода. Исковые требования прокурора удовлетворены судом в полном объеме с возмещением ущерба, причиненного окружающей природной среде, и возложением на судовладельца обязанности по поднятию теплохода «Зарайск» до начала ледохода на реке Амур. В результате принятых мер очищена акватория реки от выведенного из эксплуатации затопленного и брошенного судна, оказывающего негативное влияние на окружающую природную среду.

Исследование действующего законодательства в области подъема и утилизации брошенных судов показывает, что есть пробелы в вопросах транспортировки поднятых судов.

Так, в соответствии с п. 17 ст. 19 КВВТ после учета бесхозяйного судна государственная речная судоходная инспекция бассейна (в настоящее время — органы бассейнового управления государственного надзора на внутреннем водном транспорте) принимает меры по установлению владельца такого судна. В случае если владелец бесхозяйного судна установлен, ему направляется предписание с требованием осуществить транспортировку такого судна в установленный пункт отстоя.

Между тем нет механизма реализации этой нормы: на законодательном уровне не определены ни пункты отстоя поднятых судов, ни органы, ответственные за содержание таких мест.

КВВТ предоставил право бассейновым органам государственного управления на внутреннем водном транспорте поднять затонувшее имущество и при необходимости удалить или уничтожить его.

Между тем этим правом бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте не могут воспользоваться из-за отсутствия денежных средств на такие цели, поскольку подъем затонувшего имущества первоначально осуществляется за счет собственных средств бассейновых органов с последующим решением вопросов взыскания понесенных расходов с собственника.

Ситуация с постановкой на учет и поднятием брошенных судов, собственник которых не установлен, складывается следующим образом.

В силу п. 15 ст. 19 КВВТ бесхозяйное судно подлежит специальному учету государственной речной судоходной инспекцией бассейна на основании заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйное судно, по представлению соответствующего бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте. В силу ст. 130 ГК к недвижимым вещам относятся морские суда, суда внутреннего плавания. Согласно ст. 225 бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

На практике муниципалитеты не во всех случаях выполняют требования ст. 19 КВВТ, ст. 225 ГК о постановке бесхозяйных судов на специальный учет.

В связи с тем что муниципалитеты вправе, но не обязаны обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь (брошенные суда), этим правом они не пользуются и в суд не обращаются. Потому эти проблемы разрешаются тоже средствами прокурорского реагирования.

Так, Хабаровская транспортная прокуратура по результатам проверки по факту нахождения в районе акватории порта Хабаровск брошенного судна «Портовый-3», собственник которого (предприятие транспорта) от него фактически отказался, в связи с чем оно было поставлено на учет как бесхозяйное, предъявила в районный суд заявление о признании права муниципальной собственности на брошенное судно. Заявление находится на рассмотрении в суде.

По результатам проведенной надзорной работы по соблюдению законодательства в области внутреннего водного транспорта РФ в части подъема и утилизации затонувших в Амурском бассейне выведенных из эксплуатации и брошенных судов прокуратурой края в адрес руководителей Амурского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства, Амурского бассейнового управления государственного надзора на внутреннем водном транспорте Министерства транспорта России внесены представления об устранении нарушений законодательства о безопасности на внутреннем водном транспорте, в которых предложено принять исчерпывающие меры воздействия к собственникам затонувшего имущества.

Также предложено в случае неисполнения судовладельцами требований по поднятию затонувшего имущества решить вопрос об обращении с исками в суд в защиту публичных интересов об обязании собственников поднять затонувшее имущество (в порядке ст. 53 АПК); в органы местного самоуправления направить информацию по судам, владельцы которых не установлены, для признания на них права муниципальной собственности (по правилам ст. 225 ГК).

Главам муниципальных образований края, на территории которых находятся брошенные бесхозяйные суда, направлена информация с предложением решить вопрос о постановке их на специальный учет.

По результатам рассмотрения представлений прокуратуры руководителями Амурского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства, Амурского бассейнового управления государственного надзора на внутреннем водном транспорте Министерства транспорта России приняты дополнительные меры для подъема и утилизации брошенных судов: всем судовладельцам брошенных судов направлены предписания о поднятии брошенных судов; в отношении судовладельцев, не исполнивших требования контролирующего органа, составлены протоколы об административном правонарушении по ст. 19.5 КоАП (невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль); проведено дополнительное обследование брошенных судов на предмет угрозы безопасности судоходства.

Представляется, в действующее законодательство необходимо внести изменения, чтобы обязанности по поднятию брошенных судов возложить на судовладельцев независимо от угрозы безопасности судоходства, а также причинения ущерба окружающей природной среде, определить пункты отстоя поднятых судов, а также органы, ответственные за содержание таких мест. Муниципалитетам необходимо решать вопросы о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные брошенные суда с последующим очищением водных ресурсов от бесхозяйного имущества.

Бассейновым органам государственного управления на внутреннем водном транспорте необходимо выделять денежные средства для решения вопросов, связанных с очищением рек бассейна от выведенного из эксплуатации и брошенного имущества.

Только при решении этих проблем будут эффективно разрешаться вопросы, связанные с очищением рек бассейна от затонувших, выведенных из эксплуатации и брошенных судов.

——————————————————————

Вопрос: Каков порядок регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства?

(«Адвокат», 2007, N 2)

Вопрос: Каков порядок регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства?

Ответ: Место жительства — жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Законом о праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения установлена обязательность регистрации по месту жительства для всех граждан, которые постоянно либо преимущественно проживают в том или ином жилом помещении. За проживание по месту жительства без регистрации предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 1500 до 2500 рублей.

Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию. В тот же срок и в том же порядке должен действовать гражданин, ранее не имевший постоянного места жительства и у которого оно возникло.

Ответственными за регистрацию граждан по месту жительства (а также по месту пребывания) являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.

Это должностные лица следующих организаций (в зависимости от того, к чьему ведению относятся жилые помещения):

— жилищно-эксплуатационных организаций (ЖЭУ);

— жилищно-строительных и жилищных кооперативов;

— товариществ собственников жилья;

— гостиниц, кемпингов, туристских баз, санаториев, домов отдыха, пансионатов, больниц, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиниц-приютов и других учреждений социального назначения;

— акционерных обществ и других коммерческих организаций, имеющих жилой фонд;

— других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления.

В случае если при жилых помещениях, принадлежащих на праве собственности гражданам или юридическим лицам, отсутствуют жилищно-эксплуатационные организации (например, небольшой многоквартирный коттедж), то обратиться следует к гражданам — собственникам этих помещений или представителю юридического лица, на которого возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений (например, представителю заказчика-застройщика).

При обращении необходимо представить:

— документ, удостоверяющий личность гражданина России (паспорт гражданина России; удостоверение личности — для военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов); военный билет — для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву или по контракту; справка об освобождении из мест лишения свободы — для лиц, освободившихся из мест лишения свободы);

— свидетельство о рождении детей (если есть дети, не достигшие 14-летнего возраста). Дети, достигшие 14 лет, обязаны иметь паспорт гражданина России и поэтому должны подавать заявления на регистрацию от себя лично;

— заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;

— заполненный листок прибытия в трех экземплярах. В городах — центрах субъектов Федерации адресные листки прибытия заполняются в двух экземплярах. По смыслу законодательства Российской Федерации листки прибытия должны заполняться должностными лицами, ответственными за регистрацию, а не гражданами, однако на практике листки прибытия заполняются именно лицами, обращающимися для регистрации. В любом случае бланк листка прибытия должен быть предоставлен должностными лицами, ответственными за регистрацию, бесплатно;

— оригинал или заверенная копия документа, являющегося основанием для заселения в соответствующее жилое помещение (свидетельство о праве собственности на жилое помещение, свидетельство о праве на наследство жилого помещения, ордер на вселение, договор найма, решение суда о признании права пользования жилым помещением, заявление собственника, предоставившего гражданину жилое помещение либо иной документ). В случае если представляется копия документа, то она должна быть заверена нотариально либо органом или организацией, выдавшими этот документ. Например, оригинал решения суда представить невозможно в принципе, так как он хранится в судебном деле. На руки лицам, участвующим в деле, выдаются копии, заверенные подписью судьи (или иного должностного лица суда). Оригиналы или заверенные копии документов, являющихся основанием для вселения, представляются на обозрение, т. е. без изъятия. Дополнительно, как правило, потребуется представление обычных ксерокопий этих документов для приложения их к учетному делу.

Необходимо иметь в виду, что для вселения и регистрации по месту жительства в жилых помещениях, которые используются другими гражданами на правах социального найма (жилые помещения государственного и муниципального фонда), необходимо письменное согласие нанимателя, всех членов семьи нанимателя, в том числе отсутствующих (в этом случае предоставляется нотариально удостоверенное согласие). Если осуществляется вселение иных (кроме супруга, детей и родителей) лиц, то необходимо также согласие наймодателя, т. е. соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления, в ведении которого находится жилой фонд. При этом наймодатель может запретить вселение граждан в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.

Граждане, снявшиеся с регистрационного учета по последнему месту жительства, представляют, кроме указанных документов, адресный листок убытия, выданный по месту последнего жительства. В этом случае они не заполняют ту часть заявления о регистрации по месту жительства, которая относится к снятию с учета по прежнему месту жительства.

Лица, которые по последнему месту жительства были зарегистрированы по иным, кроме паспорта, документам (например, удостоверению личности военнослужащего), представляют также свидетельство о регистрации по месту жительства, которое им было выдано в месте последнего места жительства.

Ранее за регистрацию граждан по месту жительства в соответствии с Законом РФ от 9 декабря 1991 г. «О государственной пошлине» необходимо было уплатить 1 рубль. Поэтому дополнительно в составе пакета документов на регистрацию представлялась квитанция об оплате государственной пошлины. Однако с 1 января 2005 г. в связи с введением в действие главы 25.3 НК РФ (государственная пошлина) указанный Закон был признан утратившим силу, а плата за регистрацию по месту жительства отменена.

Являются незаконными также какие-либо иные требования о плате за регистрацию. Так, в г. Москве долгое время существовал сбор на компенсацию затрат городского бюджета по развитию инфраструктуры города и обеспечению социально-бытовыми условиями граждан, прибывающих в столицу на жительство, установленный Законом г. Москвы от 14 сентября 1994 г. N 15-67, который впоследствии был признан неконституционным и отменен.

После приема документов должностные лица, ответственные за регистрацию, заполняют все необходимые документы, предусмотренные инструкциями (карточки регистрации по форме, поквартирные карточки или вносят соответствующие сведения в домовые (поквартирные) книги, адресные листки прибытия, листки статистического учета мигрантов и отрывные талоны к ним), а затем в трехдневный срок со дня обращения граждан передают все представленные документы вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в ОВИР соответствующего ОВД (УВД).

Работники ОВД (УВД) проверяют представленные документы, правильность и полноту составления адресных листков прибытия, листков статистического учета мигрантов, заполнения карточек регистрации, поквартирных карточек или домовых (поквартирных) книг. Одновременно выясняется наличие обстоятельств, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, препятствующих вселению граждан в жилое помещение (например, отсутствие согласия всех совершеннолетних лиц, проживающих в данном жилом помещении, на вселение лица, которое обратилось за регистрацией).

ОВД (УВД) в трехдневный срок со дня поступления документов регистрируют граждан по месту жительства. В паспортах граждан, регистрируемых по месту жительства, проставляется оттиск штампа по установленной форме. При этом в случае регистрации граждан по месту жительства в населенных пунктах, расположенных на территории пограничной зоны, проставляются оттиски штампа по особой форме, немного отличной от стандартной. Заполняются штампы от руки либо при помощи принтеров.

В штампе указываются следующие сведения:

— наименование субъекта Российской Федерации;

— ОВД (УВД), осуществивший регистрацию;

— слово «зарегистрирован»;

— название населенного пункта;

— адрес (улица, номера дома, корпуса, квартиры (при их наличии)), дата регистрации.

Должностное лицо ОВД (УВД), осуществившего регистрацию, ставит в штампе свою подпись.

Штампы регистрации по месту жительства проставляются также в графе «отметки о регистрации по месту жительства» карточек регистрации или соответствующей графе домовых (поквартирных) книг, но с указанием только даты регистрации.

В случаях, когда регистрация производится по иным (кроме паспорта) документам, удостоверяющим личность (например, удостоверению личности военнослужащего), гражданам выдаются свидетельства о регистрации по месту жительства установленной формы, которые заполняются на пишущих машинках или с помощью принтеров. Сокращения и исправления записей не допускаются. Оформленные свидетельства подписываются начальниками ОВИР ОВД (УВД) или их заместителями (а в их отсутствие — начальниками ОВД (УВД)) и скрепляются печатями, применяемыми для оформления паспортов.

Экземпляры адресных листков прибытия помещаются в адресно-справочные картотеки. Листки статистического учета мигрантов передаются в соответствующие органы государственной статистики.

Необходимо обратить внимание на следующее. Если зарегистрированные по новому месту жительства граждане самостоятельно снялись с регистрационного учета по последнему месту жительства (за исключением перемены места жительства внутри республики, края, области, округа) и в их адресных листках убытия было указано, что они выбывают в иную республику, край, область, округ, а не в тот регион, куда они фактически прибыли, в адресно-справочное бюро республики, края, области, округа по последнему месту жительства граждан направляются сообщения произвольной формы, где указывается точный адрес регистрации этих лиц по новому месту жительства. Работники адресно-справочного бюро по получении таких сообщений вносят соответствующие изменения в хранящиеся у них адресные листки убытия таким образом, чтобы прежний текст, указанный в листке убытия, читался.

Явка граждан в ОВД (УВД) для оформления регистрации необязательна, за исключением лиц, имеющих судимость. Паспорт с отметкой о регистрации или иной документ, удостоверяющий личность с приложением свидетельства о регистрации по месту жительства, передается должностным лицам, ответственным за регистрацию, которые передают эти документы зарегистрированным гражданам. Судимые должны явиться в ОВД (УВД) за документами, подтверждающими регистрацию, лично.

При отсутствии какого-либо из документов, являющихся основанием для регистрации по месту жительства, представленные документы возвращаются. При этом должностное лицо, ответственное за регистрацию, разъясняет, какие документы необходимо представить. Гражданам, которым в регистрации отказано, работники ОВД (УВД) обязаны сообщить причину отказа.

Регистрация несовершеннолетних детей, не достигших 14 лет, осуществляется в иной форме, поскольку они не имеют паспортов гражданина России.

Регистрация по месту жительства детей, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних детей. Регистрация осуществляется путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей (усыновителей, опекунов). Если несовершеннолетние дети, не достигшие 14-летнего возраста, прибывают к новому месту жительства от одного родителя (усыновителя, опекуна) к другому родителю (усыновителю, опекуну), регистрация этих детей осуществляется в том же порядке.

А. Н.Головистикова

Кандидат юридических наук,

Юрист-эксперт Центра проблемного анализа

и государственно-управленческого проектирования

——————————————————————