Уголовная ответственность за терроризм по Уголовному кодексу Российской Федерации 1996 года

(Федорко С. Н.) («Российский следователь», 2007, N 10)

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ТЕРРОРИЗМ ПО УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1996 ГОДА

С. Н. ФЕДОРКО

Федорко С. Н., заместитель начальника оперативно-розыскного бюро ГУ МВД России по ПФО.

В науке уголовного права и даже в нормативных актах нет единого понятия терроризма. В большинстве случаев в литературе террор понимается как одна из разновидностей терроризма. Наиболее предпочтительной представляется позиция В. П. Емельянова, который предлагает отличать террор от терроризма. Террор — социально-политический фактор действительности, в то время как терроризм — явление уголовно-правового свойства. Это разноуровневые явления по своей сущности и значимости последствий для общества, которые они могут причинить <1>. ——————————— <1> Емельянов В. П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования. СПб., 2002. С. 84.

Терминологическая неразбериха в нормативном материале затрудняет уяснение понятия терроризма <2>. ——————————— <2> Международный терроризм: Глоссарий, аналитические материалы, документы: Научно-справочное издание / Под общ. ред. О. А. Колобова. М.; Н. Новгород, 2003. С. 432 — 433.

Если в УК РФ предусмотрена уголовная ответственность отдельно за терроризм (ст. 205) и террористический акт (ст. 277), а в Федеральном законе от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» в раздельном порядке речь идет о терроризме и преступлениях террористического характера, то в других важнейших документах эти категории представляются как взаимозаменяемые слова — синонимы. В частности, в Указе Президента России от 22 января 2001 г. N 61 «О мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» не различаются такие категории, как «терроризм» и «террористические акции», а ст. 10 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации» гласит, что органы ФСБ осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, пресечению и раскрытию террористической деятельности, тогда как п. «д» ст. 12 обязывает органы ФСБ выявлять, предупреждать и пресекать акты терроризма. Терроризм (акт терроризма) следует рассматривать как составную часть в системе преступлений террористического характера (террористической направленности). К категории этих преступлений относятся терроризм, террористический акт и другие преступления (захват заложников, похищение человека, захват зданий, сооружений, водного или воздушного судна, железнодорожного подвижного состава и т. д.), если эти деяния совершаются публично и направлены на устрашение населения в целях оказания влияния на принятие какого-либо решения или отказ от него <3>. Таким образом, преступления террористического характера (террористической направленности) — это общественно опасные деяния, направленные на устрашение населения в целях понуждения государства, международной организации, физического или юридического лица или группы лиц к совершению или отказу от совершения какого-либо действия. ——————————— <3> См.: Сельцовский П. А. Современный терроризм: вызовы и ответы в условиях России: Дис. … канд. полит. наук. М., 2003.

Преступления террористического характера (террористической направленности), в свою очередь, являются составной частью более широкой категории — преступлений с признаками (элементами) терроризирования, суть которых состоит в понуждении к совершению каких-либо действий или отказу от них путем устрашения. Однако в отличие от преступлений террористического характера устрашающее воздействие при совершении этих преступлений может оказываться не только с помощью насилия или угрозы насилием, но и с помощью ненасильственных действий или угроз таковыми (распространение сведений, ущемление прав или законных интересов, изъятие имущества), и обстановка страха создается не на общесоциальном, а на индивидуальном или узкогрупповом уровне, причем с явным стремлением остаться как можно менее заметным и подверженным широкой огласке. Таким образом, резюмируя существующие научные положения, представляется возможным остановиться на следующем обобщающем определении терроризма как явления, выраженного в деянии: терроризм — это публично совершаемые общеопасные действия или угрозы таковыми, направленные на устрашение населения или социальных групп в целях прямого или косвенного воздействия на принятие какого-либо решения или отказ от него в интересах террористов <4>. ——————————— <4> См.: Емельянов В. П. Терроризм как деяние и состав преступления. Харьков, 1999.

В ч. 1 ст. 205 УК РФ признаки состава терроризма сформулированы следующим образом: «Терроризм, то есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях» <5>. ——————————— <5> См.: Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ.

Описание объективной стороны терроризма, данное в диспозиции ч. 1 ст. 205 УК РФ, имеет несколько погрешностей. Для характеристики терроризма в нем используются словосочетания «иные действия» и «эти действия», предполагающие лишь активную форму поведения человека. Между тем террористическая акция иногда может быть осуществлена и путем бездействия (например, посредством невыполнения обязанностей, связанных со своевременным отключением производственных или технологических процессов в энергетике, на транспорте либо в добывающей промышленности). По ч. 1 ст. 205 УК РФ к террористическим действиям приравнена и угроза их совершения. Однако это не оправданно. Угроза совершения взрыва, поджога, иных террористических действий (если она не сопряжена с подготовкой или непосредственным осуществлением террористической акции либо с другими деяниями, допустим, захватом заложников — ст. 206 УК РФ) по общественной опасности совсем не равна реальному взрыву, поджогу, иным террористическим действиям. Терроризм выражается согласно закону в совершении «взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий» или в угрозе «совершения указанных действий». Объектом посягательства для террористов является деятельность государственных органов, международных организаций, физических или юридических лиц, на которых они стремятся воздействовать путем устрашения населения вышеуказанными общеопасными деяниями. Поэтому совершенно правильно в одном из комментариев к УК РФ указывается на следующие особенности терроризма: «Террористические действия могут быть разнообразны, но их всех объединяет два общих элемента. Во-первых, они направлены на подрыв государственной власти и, во-вторых, создают у населения чувство страха и беспомощности, возникающие под влиянием организованного и жестокого насилия» <6>. ——————————— <6> См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / В. К. Дурнов и др., отв. ред. Л. Л. Крутиков. М., 2005.

Второй вид акта терроризма состоит в угрозе совершения указанных в законе действий. Данная угроза должна быть реальной. Реальность определяется тем, способна ли угроза вызвать у отдельного человека, группы людей или властей опасения, что она будет осуществлена, а ущерб, который будет нанесен определенными действиями, значимым. Сама угроза может быть выражена устно, письменно или другим способом, в частности с использованием современных технических средств связи. Не имеет значения, была ли угроза высказана открыто или анонимно, широкому кругу людей или одному человеку, например служащему государственного учреждения по телефону. Если при совершении обычных преступлений с элементами терроризирования устрашающее воздействие направляется непосредственно в адрес тех, кому предъявляются требования, то при совершении терроризма и других преступлений террористической направленности воздействие в адрес тех, кому предъявляются требования, осуществляется через устрашение населения или социальных групп, которые не имеют прямого отношения ни к насильственным действиям, ни к адресатам воздействия террористов. Таким образом, существует как бы два уровня устрашения <7>. Терроризм — только умышленное преступление. ——————————— <7> См.: Емельянов В. Разграничение терроризма и посягательств с элементами терроризирования // Российская юстиция. 2001. N 4.

В уголовном праве умысел подразделяется на прямой и косвенный, заранее обдуманный и внезапно возникший (простой и аффектированный), а также на определенный (конкретизированный), альтернативный и неопределенный (неконкретизированный). Кроме того, действующее законодательство позволяет выделить также специальный умысел, и на это справедливо обращается внимание в научной литературе <8>. ——————————— <8> См.: Злобин Г. А., Никифоров Б. С. Умысел и его формы. М., 1972.

При наличии прямого умысла цели и последствия находятся в неразрывной связи и, как заметил А. И. Рарог, «желание как признак умысла заключается в стремлении к определенным последствиям, которые могут наступать в качестве: 1) конечной цели; 2) промежуточного этапа; 3) средства достижения цели; 4) необходимого сопутствующего элемента деяния» <9>. ——————————— <9> См.: Рарог А. И. Квалификация преступлений по субъективным признакам. М., 2003.

Таким образом, цель деяния, будучи тесно связанной с объектом посягательства и последствиями, оказывает в то же время влияние на характер и степень вины. Часть 2 ст. 205 УК РФ предусматривает ответственность за совершение тех же действий при наличии квалифицирующих обстоятельств, которые (по общему правилу) свидетельствуют о большей общественной опасности. Это следующие обстоятельства: а) группой лиц по предварительному сговору; б) неоднократно; в) с применением огнестрельного оружия. Для определения совершения преступления группой лиц по предварительному сговору нужно учитывать положения ст. 35 УК РФ. Эта статья предусматривает ответственность за совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. Если террористический акт уже начался, то последующее присоединение соучастников (соисполнителей) не влечет ответственности по п. «а» ч. 2 ст. 205 УК РФ, если заранее не договаривались о совместном участии в совершении террористического акта, то есть не было предварительного сговора. Но вполне возможно, что такой сговор (уговор) мог вступить в действие лишь на определенном этапе — вполне мог состояться ранее, а поэтому говорить о совместном совершении преступления есть все основания. Статья 205 говорит о совершении преступления, а не о его исполнителях. Участниками совершения являются исполнители, пособники, подстрекатели, организаторы. Они могут совершить акт терроризма без предварительного сговора, но это относительно редкий случай. При совершении терроризма группой лиц по предварительному сговору (п. «а» ч. 2 ст. 205) должна быть установлена договоренность о совершении этого преступления между двумя и более субъектами до начала исполнения объективной стороны самого преступления. Форма такой договоренности может быть различна (словесная, письменная, жестовая, телекоммуникационная и др.) <10>. ——————————— <10> Змеев М. А. Правовые и социально-политические аспекты проведения контртеррористических операций: Монография. Н. Новгород, 2006. С. 46.

Следовательно, при совершении терроризма группой лиц по предварительному сговору необходимо установить не просто наличие преступного сговора двух и более лиц, а его реализацию как минимум двумя субъектами. В то же время судебная практика исходит из того, что при совершении преступления группой лиц по предварительному сговору допускается наличие не только соисполнителей, но и других соучастников. Анализ научной литературы, международных документов и уголовного законодательства ряда стран позволяет сделать вывод, что дать определение терроризма путем перечисления каких-то деяний, в которых он выражается, или путем перечисления альтернативных признаков общего характера не представляется возможным <11>. Это возможно лишь в результате выработки системы взаимосвязанных признаков, определяющих основные сущностные характеристики данного деяния и позволяющих отграничить его от смежных деяний. Таковыми взаимосвязанными признаками терроризма являются: ——————————— <11> Международный терроризм: Глоссарий, аналитические материалы, документы: Научно-справочное издание / Под общ. ред. О. А. Колобова. М.; Н. Новгород, 2003. С. 11.

1. Совершение общеопасных (именно общеопасных, а не любых общественно опасных) деяний или угрозы таковыми, что порождает общую опасность. 2. Публичный характер исполнения с претензией на широкую огласку. Другие преступления обычно совершаются без претензий на огласку, а при информировании лишь тех лиц, в действиях которых имеется заинтересованность у виновных. Терроризма же без широкой огласки, без открытого предъявления требований не существует. Терроризм — это, бесспорно, форма насилия, рассчитанная на массовое восприятие. 3. Преднамеренное создание обстановки страха, напряженности на социальном уровне, направленное на устрашение населения или какой-то его части. Такая атмосфера представляет собой объективно сложившийся социально-психологический фактор, воздействующий на других лиц и вынуждающий их к каким-либо действиям в интересах террористов или принятию их условий. Благодаря созданной обстановке страха террористы стремятся к достижению своих целей, причем не за счет собственных действий, а благодаря действиям иных лиц, на кого призвано оказывать воздействие, направленное на устрашение. 4. Применение общеопасного насилия в отношении одних лиц (невинных жертв) или имущества в целях склонения к определенному поведению других лиц.

——————————————————————