Факторы социальной среды, влияющие на процесс формирования подростков с девиантным поведением

(Яровенко В. В., Яровенко Е. В., Полещук О. В.) («Право и политика», 2007, N 5)

ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

В. В. ЯРОВЕНКО, Е. В. ЯРОВЕНКО, О. В. ПОЛЕЩУК

Яровенко Василий Васильевич — доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой криминалистики Юридического института Дальневосточного государственного университета.

Яровенко Елена Васильевна — учебный мастер лаборатории информационных технологий Юридического института Дальневосточного государственного университета.

Полещук Оксана Владимировна — кандидат юридических наук, доцент, заместитель директора по научной работе Тихоокеанского института политики и права Дальневосточного государственного технического университета.

Типологический подход в криминологическом изучении социальной природы личности несовершеннолетнего с антиобщественным поведением целесообразно осуществлять на основе комплексного исследования, позволяющего правильно осмыслить закономерности развития экономических, социальных и правовых факторов общества. Особую остроту эта проблема приобрела сегодня в нашей стране, где все сферы общественной жизни претерпевают серьезные изменения, происходит девальвация прежних норм поведения. Устоявшиеся способы деятельности не приносят желаемых результатов. Рассогласование между ожидаемым и реальностью повышает напряженность в обществе и готовность человека изменить модель своего поведения, выйти за пределы сложившейся нормы. В условиях острой социально-экономической ситуации существенные изменения претерпевают и сами нормы. Современные ученые применительно к несовершеннолетним с различного рода отклонениями в поведении используют термины: «трудные дети», к категории которых относят детей с отклонениями в нравственном развитии, акцентуациями характера, с нарушениями в аффективно-волевой сфере, отклонениями в поведении; «аномальные дети», имеющие отклонения от того, что является типичным или нормальным, но не включающие патологическое состояние (Л. Пожар, 1996); «дезадаптированные дети» (С. А. Беличева, 1993); «дети, нуждающиеся в специальной заботе» (Л. Кошч, 1974); «дети «группы риска» (И. А. Невский, 1996); «ребенок с нарушениями в аффективной сфере» (К. С. Лебединская, М. М. Райская, Г. В. Грибанова, 1988; Л. С. Славина, 1966). Однако названные термины часто несут одностороннюю информацию: бытовую, клиническую, юридическую. Поскольку единой практики употребления данных понятий нет; порой не ясно, к какой категории отнести ребенка, имеющего те или иные отклонения в поведении. Следует подчеркнуть, что с позиций самого подростка некие возрастные и личностные особенности позволяют считать поведение, рассматриваемое взрослыми как отклоняющееся, нормальными игровыми ситуациями, которые отражают стремление к необычайным ситуациям, приключениям, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного. Поисковая активность подростка служит расширению границ индивидуального опыта, а поэтому в период взросления трудно провести границу между нормальным и патологическим поведением. Социально-демографические особенности тесно связаны с возрастными особенностями, преступность подростков с возрастными границами (от 14 до 18 лет). Вместе с тем ряд процессов, влияющих на тенденции развития преступности, имеют место и в среде младших подростков (10 — 13 лет), а также у лиц молодого возраста (18 — 21, 22 — 25 лет), что важно учитывать при разработке мер борьбы с этим явлением <1>. ——————————— <1> Кондрашенко В. Г. Девиантное поведение подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты. Мн., 1988. С. 249.

Возрастные особенности личности включаются и начинают действовать в «механизме» преступного поведения не автоматически. Это происходит в случаях, когда наличие этих особенностей не учитывается в воспитании и контроле за поведением несовершеннолетних, что приводит к возникновению безнадзорности, конфликтных ситуаций. Несовершеннолетние часто неправильно понимают, что значит быть взрослым, самостоятельным, смелым, как надо дружить. А это при определенных условиях способствует формированию мотивов хулиганских действий и других преступлений и возникновению поводов для них. Личность современного подростка с девиантным поведением характеризуется низким уровнем социализации, отражающим пробелы и недостатки трех основных сфер воспитания: семьи, школы и досуга (улица, двор, уличная группа с отрицательной направленностью) <2>. В формировании криминогенных факторов противоправного поведения подростков с девиантным поведением ученые отмечают решающую роль следующих факторов: ——————————— <2> См.: Савинкова Е. Н. Детерминация и причинность преступности несовершеннолетних и ее изменений. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. д. ю.н., проф. А. И. Долговой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во «НОРМА», 2003. С. 772 — 773; Криминология: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция» / Г. А. Аванесов, С. М. Иншаков, С. Я. Лебедев, Н. Д. Эриашвили / Под ред. Г. А. Аванесова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 376 — 379; Богуш Г. И. Преступность несовершеннолетних. Криминология: Учеб. пособие / Г. И. Богуш [и др.]; Под ред. И. Ф. Кузнецовой. М.: ТК Велби; Изд-во «Проспект», 2007. С. 99 — 102.

а) отрицательное влияние в семье; б) отсутствие у родителей возможности обеспечивать минимально необходимые потребности детей; в) отрицательное влияние в ближайшем окружении; г) подстрекательство со стороны взрослых преступников; д) распространение в подростковой среде антиобщественных стандартов поведения и ценностей криминальной субкультуры; е) безнадзорность как отсутствие должного контроля со стороны семьи и образовательных учреждений; ж) низкий уровень воспитательной работы образовательных учреждений; з) распад системы общедоступного досуга <3>. ——————————— <3> См.: Богуш Г. И. Преступность несовершеннолетних. Криминология: Учеб. пособие / Г. И. Богуш [и др.]; Под ред. И. Ф. Кузнецовой. М.: ТК Велби; Изд-во «Проспект», 2007. С. 99 — 102.

Анализ данных факторов позволяет сделать вывод, что для противодействия преступности несовершеннолетних важное значение имеют выявление и работа с неблагополучными семьями, «группами риска», обеспечение содержательного досуга, помощь при трудоустройстве. Нами было проведено исследование школьников школы N 43 г. Владивостока и установлено, что чем ниже по уровню развития семья как социальная группа, тем больше оснований ожидать конфликта между членами этой семьи. В самом деле, если кто-то по своей социальной роли отец, но вместе с тем аморальный тип личности, то подобное сочетание создает заведомо конфликтную ситуацию, не сулящую ничего хорошего ни благополучию семьи, ни воспитанию подростков. Только 40% опрошенных ребят имели постоянное, доверительное общение со взрослыми, в том числе около 20% проводили с отцами в месяц около десяти часов. Если принять во внимание сложность сегодняшних проблем воспитания, трудный подростковый возраст, связанный с осознанием себя, своего места в жизни, поисками примеров для подражания, и, наконец, обстоятельство, что основная часть родителей имеет два выходных дня, то такой расход времени на ребенка со стороны взрослых членов семьи явно недостаточен. Приведенные данные показывают определенное противоречие между потребностью детей в контактах с родителями и ее реализацией. Правильно отмечал М. А. Алемаскин, что взаимоотношения, которые складываются в семье, занимают первое место в возникновении правонарушений <4>. ——————————— <4> См.: Алемаскин М. А. Психологическая характеристика личности несовершеннолетних правонарушителей. Автореф. канд. дис. М., 1968. С. 10.

Благополучная семья предполагает относительную гармонизацию роли и личности родителей, во всяком случае, отсутствие ярко выраженных противоречий между ними. Здесь надо подчеркнуть слово «относительную». Дело в том, что ролевые предписания в большей или меньшей степени стандартизируют отношения людей. Так, общие перспективы, совместная деятельность, определенные трудовые обязанности, традиции, общие интересы и увлечения служат основой для развития внутренних взаимосвязей родителей и детей. В ходе исследования было уделено внимание и материально-бытовым условиям. Обратим внимание, что если данные условия в СССР не имели существенного значения в формировании преступного поведения, так как проповедовалась социальная справедливость <5>, то в настоящее время из-за значительного экономического расслоения общества (одни имеют сверхдоходы, а другие — урезанные доходы) их необходимо учитывать. Нами установлено, что из 880 семей 42 проживали в частном доме, 157 семей — в малосемейке, 150 семей — с подселением, 192 семьи — в гостинке, 142 семьи в 1-комнатной квартире. Из этого следует, что у большинства семей (723 (82%)) ненадлежащие жилищные условия. ——————————— <5> См.: Личность преступника. М.: Юрид. лит., 1975. С. 79.

Подростковая преступность больше, чем взрослая, испытывает влияние социально-демографических факторов, в частности динамики количества неполных и расстроенных семей и других обстоятельств, влияющих на условия жизни и воспитания подростков. Социально-демографические особенности личностной характеристики несовершеннолетних преступников связаны прежде всего с тем, что преступления совершаются преимущественно лицами мужского пола старше 15 лет, и с тем, что преступная активность в среде различных возрастных групп несовершеннолетних значительно различается. Помимо семьи и дома подростки с девиантным поведением часть времени проводят в школе, где происходит их общение с учителями и со сверстниками. Так как подростки с девиантным поведением часто входят в число изолированных школьников, то это говорит о том, что у них нет прочной связи с одноклассниками, а их взаимоотношения неблагополучные. В свою очередь, такие подростки не только общаются между собой, но и образуют в школе малые группы со своими лидерами и общими интересами. Наличие различных групп внутри класса и школы создает значительные трудности как для самих подростков, так и для работы с ними. Лидерами в стихийных группах чаще всего становятся подростки, не нашедшие применения своим организаторским способностям в школе. Определенная часть подростков в стихийных группах находит удовлетворение в свободном, нерегламентированном взрослыми общении. Принадлежность к такой группе повышает уверенность подростка в себе и дает ему дополнительные возможности для самоутверждения. В сферу исключительного влияния стихийных групп попадают прежде всего подростки, утратившие нормальные связи и отношения в коллективе и выходящие из-под социального контроля <6>. ——————————— <6> Петровский А. В. Психология о каждом и каждому о психологии. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во РОУ, 1996. С. 10 — 13.

И. С. Кон по характеру социальной направленности спонтанные группы (компании) делит на: социально положительные, асоциальные, стоящие в стороне от основных социальных проблем и социально отрицательные. Социально положительные компании, способствующие развитию у своих членов положительных социально-нравственных качеств, отличаются нравственным уровнем личных взаимоотношений. Асоциальные группы формируются на базе совместных развлечений. Межличностные контакты в них, будучи эмоционально значимыми, ограничены по содержанию и остаются поверхностными. Некоторые такие компании перерастают в антисоциальные <7>. ——————————— <7> Криминология. М.: Юрид. лит., 1979; Каневский Л. Л. Расследование, профилактика преступлений несовершеннолетних. М.: Юрид. лит., 1982.

Социально отрицательные компании также формируются на базе совместных развлечений, но в их основе лежит деятельность, направленная во вред обществу. Лидерами в них становятся трудные подростки или взрослые правонарушители. Характерной особенностью этих групп являются бытующие в них социально-психологические механизмы подражания и психического заражения. Психологи отмечают жестокость, свойственную многим подростковым и юношеским группам, особенно имеющим антисоциальную направленность. Проявление жестокости к животным или к людям иногда воспринимается подростками как упражнение воли, признак смелости <8>. Среди изученных К. Е. Игошевым в 70-х годах XX века правонарушителей отсутствие положительного героя для подражания наблюдалось в 1,5 раза чаще, чем в контрольной группе. Наиболее ослаблен у преступников молодежного возраста идеал в форме героя художественной литературы, кино и иных видов искусства <9>. ——————————— <8> Кондрашенко В. Г. Девиантное поведение подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты. Мн., 1988. С. 10. <9> См.: Игошев К. Е. Типология личности и мотивация преступного поведения. Горький: Горьковская высшая школа МВД СССР, 1974. С. 35.

За прошедший период времени ситуация ухудшилась, так как растет число несовершеннолетних, пытающихся походить на нравственно отрицательных лиц. Отчасти это объясняется тем, что «на первый план для подростка выступает внешняя сторона того или иного явления, а не его внутренняя природа и социальная сущность. В самом преступлении подросток иногда видит проявление мужества, героизма и ловкости» <10>. ——————————— <10> Теория и практика гуманистических воспитательных систем: Материалы Всероссийской науч.-практич. конф. (Владимир, 12 — 16 октября 1997 г.) / Под ред. А. В. Гаврилина, Л. И. Новиковой. Владимир: ВОИУУ, 1997. С. 23.

В процессе опроса мнения учителей школы по проблеме девиантного поведения подростков мы получали ответы: это не наше дело; зачем ему помогать, дотянем до 9 класса и все; отправим его в другую школу. Но таким образом проблема трудных подростков не решается. Их психология далеко не всегда укладывается в рамки обычного знания учителя о детях в школе. Они требуют особого подхода, особой наблюдательности и психологической зоркости не только воспитателя, но и социального педагога, умения проникнуть в их внутренний мир и в те неформальные отношения, которыми они связаны с социальной средой. Это способствует не только исправлению, но и, главное, предупреждению развивающихся подчас отклонений в поведении. Особенности образовательной характеристики большинства подростков с девиантным поведением связаны прежде всего с их отставанием по образовательному уровню от сверстников. Вместе с тем значительная часть подростков, образовательный уровень которых формально соответствует возрасту, фактически его не достигает, так как оценки были заведомо завышены школой. Все еще значительна доля второгодников и лиц, оставивших школу (этот показатель в 20 раз выше, чем в контингенте несовершеннолетних, не совершающих преступлений). Социально-педагогическое вмешательство имеет своей основной целью предотвращение повторения уголовно-наказуемых действий, а также последствий наказания, которые могут негативно повлиять на все дальнейшее развитие подростка (ухудшение семейной атмосферы и социальная изоляция). Часто подросток, совершивший проступок, теряет доверие домашних и друзей, вынужден выносить постоянные упреки, терпеть агрессивные выпады, он чувствует презрение к себе, его ограничивают материально, лишают поощрений и т. п. Все это приводит к его социальной изоляции, и таким образом он лишается как раз того, что так могло бы ему помочь в данной ситуации, — поддержки социальной среды. Исследование антиобщественного поведения подростков показало, что 856 (из 1256) постоянно прогуливали уроки, 523 — состояли на учете в ОППН, занимались воровством — 987, употребляли наркотики, алкоголь — 1158, состояли в группировках — 934. Подростки не оценивают как преступление «обшаривание» карманов у заведомо более слабых своих сверстников или у младших, требования или угрозы, под давлением которых их сверстники вынуждены приносить (красть) вещи из дома, причинение телесных повреждений во время «безобидной» стрельбы из рогатки, пневматического пистолета и т. д. К сожалению, встречаются и более тяжкие правонарушения, совершаемые подростками: кражи, хулиганские действия, произведенные из-за ложно понимаемых мотивов — «заодно с друзьями», «чтобы не быть трусом». Учеными установлено, что чем сильнее стремление лица быть включенным в данную группу, быть признанным в качестве «своего» члена, иными словами, чем сильнее желание отождествлять себя с данной социальной группой, тем в большей степени его поведение подчиняется нормам, правилам поведения, которые реально воплощены в поведении данной группы <11>. В этих случаях на первый план выходят такие понятия, как «смелость», «верность друзьям». Эти неверно усвоенные ценности для подростков важнее, чем закон, даже если они и осведомлены о нем. ——————————— <11> См.: Личность преступника. М.: Юрид. лит., 1975. С. 69.

Многие из таких ребят не представляют себе социальную функцию роли закона, полагая, что это всего лишь какая-то формальная система запретов. Они не знают содержания важнейших уголовно-правовых положений, не представляют ответственности за их нарушение, не умеют давать верную оценку конкретным действиям. Вот почему сама осведомленность о законе и последствиях его нарушения еще не означает, что подросток готов действовать именно так, как предписывает закон. Из всех мест общения подростки предпочитают улицу. Нами выяснено, что у современных подростков имеется значительный резерв свободного времени, в течение которого многие из них оказываются вне воспитательного воздействия семьи, школы и общественности. Так, 50,7% проводят свой досуг по месту жительства, 19,5% посещают культурно-просветительные учреждения, из них ходят в кинотеатры 15,6%. Современные подростки имеют низкий культурный потенциал, так как мало читают, книги не занимают должного места в их формировании. В научных исследованиях отмечается, что для подростков с девиантным поведением характерны: а) ограниченность использования каналов культурной информации (газеты, журналы, книги); б) использование кино, телевидения, радио преимущественно как средства заполнения свободного времени, а не как источника культурно значимой информации; в) предпочтительное отношение к «своим» каналам информации, получаемой в микрогруппе, в среде которой преимущественно проводится свободное время; г) ограниченность интересов и потребностей в сфере образования и культуры, предпочтение пассивно-потребительского досуга <12>. ——————————— <12> Ковалева А. И. Социология личности: норма и отклонение. М.: Ин-т молодежи, 1996. С. 236.

Вырастает поколение «смотрящих», а не «читающих». Только от 10 до 18% подростков активно проводят свой досуг. Остальная часть ребят преимущественно слушает, смотрит, но не читает. Эстрадный рок стал настоящим бичом и отравой нашей жизни. Поп-музыка с ее одуряющей, однообразной, ритмической пульсацией, утробными воплями расхлябанных «звезд», нелепейшими текстами, начисто лишенными поэзии, а порой и здравого смысла, по существу, постоянно вышибает из культуры в бездуховность все новые и новые потоки подрастающей молодежи <13>. ——————————— <13> См.: Бондарев Ю., Белов В., Распутин В. Легко ли быть молодым? // Правда. 1987. 10 ноября.

Решающую роль в формировании подростка играет отсутствие должного контроля со стороны семьи за поведением, связями, времяпрепровождением подростков с девиантным поведением. Безнадзорность может быть следствием неумения, нежелания родителей выполнять свои обязанности по социализации и воспитанию детей, может возникнуть в силу объективной невозможности, состояния здоровья родителей, неполной семьи и т. д. В сфере досуга для большинства подростков типично беспорядочное и бесцельное времяпрепровождение (часто в составе групп с отрицательной направленностью), праздное «шатание» по улицам, участие в выпивках и кутежах. Кредо этих юношей и девушек — повеселее пожить, взять от общества все, ничего не отдавая взамен. Веселая жизнь в их представлении — это безделье, бессмысленное проведение досуга. Люди такого склада, такого понимания жизни не утруждают себя заботой о том, чтобы использовать свободное время для своего нравственного совершенствования, для повышения культурно-образовательного уровня, а к тем, кто это делает, относятся презрительно <14>. ——————————— <14> Пирожков В. Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). Тверь: ИПП «Приз», 1994. С. 236.

Исследования показывают, что интересы к сфере техники, к художественной самодеятельности, к занятиям спортом проявляются у этого контингента в три-четыре раза реже, чем у подростков, не совершающих преступлений. Однако, по данным нашего исследования, почти 70% подростков ответили утвердительно на вопрос, хотели бы они состоять в клубе, где предлагается выбор различных занятий. Учитывая значимость общения как важнейшего вида жизнедеятельности подростков, заботой семьи и социальных работников должна стать его социализация в обществе. В противном случае возникает ситуация, о которой писал К. Д. Ушинский, предупреждая, что, «если в свободное время дети не знают, чем им заняться, у них портится и разум, и душа, и нравственность». Обратим внимание, что поскольку подросток, склонный к девиантному поведению, излишне любознателен, крайне нестабилен, стремится к риску и существованию в неопределенности <15>, то наибольший интерес для него представляют ситуации, связанные с напряжением: конфликты, ситуации риска. ——————————— <15> Петровский А. В. Психология о каждом и каждому о психологии. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во РОУ, 1996.

Этим самым подросток стремится к утверждению себя, своей позиции как взрослый среди взрослых, а поэтому его необходимо включить в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создает возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых. Полагаем, подростковому возрасту, с учетом рассмотренных социальных факторов, отвечает туристско-краеведческая деятельность, психологический смысл которой состоит в том, что, участвуя в ней, подросток фактически приобщается к делам общества, занимает в нем определенное место и утверждает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. В процессе туристско-краеведческой деятельности подросток осознает себя и признается окружающими как равноправный член общества, что создает оптимальные условия для реализации его потребностей. Кроме того, у него формируются социальные нормы, отношение к миру, осуществляется оценка окружающей действительности, развиваются мотивационная сфера, убеждения, идеалы, интересы, идет приобщение к традициям, обычаям. Удовлетворенность трудного подростка, вовлеченного в туристско-краеведческую деятельность, определяется тем, как у него складываются отношения со взрослыми и сверстниками, нашел ли он поле деятельности для собственной самореализации и самоутверждения. Правовым основанием туристской деятельности является Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (14.11.1996). В нем, в частности, провозглашено, что «приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма». Содержание, формы и организационные аспекты по решению поставленных целей и ожидаемых результатов образовательной деятельности раскрыты в программе туристско-краеведческого движения обучающихся в Российской Федерации «Отечество» <16>. ——————————— <16> Отечество. Туристско-краеведческая программа. М.: Центр детско-юношеского туризма РФ, 1998.

Следовательно, можно говорить о наличии правовых оснований для детско-юношеского туризма как об адаптационном процессе, способствующем становлению и укреплению личностных установок и позиций детей и взрослых. В этом процессе важное место занимает деятельность педагога, имеющего педагогическое образование, а также способного на острие общественных проблем выполнять важную социальную функцию по воспитанию трудных подростков. Чтобы педагог успешно работал в детско-юношеском туризме, необходимо обеспечить защищенность и развитие самого педагога. Переход традиционно работающего педагога в новую образовательную парадигму связан с глубокими и часто достаточно медленными личностными перестройками. В России после распада административно-командной системы туризм как феномен культуры освободился от идеологического диктата, обрел самоценность и может способствовать творческому развитию детей, их гражданскому становлению, удовлетворению их запросов, формированию профессиональных интересов в процессе туристско-краеведческой деятельности. В каждом уголке России, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства. Таким образом, необходимость изучения факторов, негативно влияющих на процесс адаптации подростков, мы считаем важным этапом ранней профилактики преступности подростков, так как, зная состояние семьи, где он рос, его положение в коллективе и другие обстоятельства, толкнувшие его на преступное деяние, можно рационально построить и спланировать его будущее поведение. Личность подростка с девиантным поведением прежде всего характеризуется низким уровнем социализации, отражающей пробелы и недостатки трех основных сфер воспитания: семьи, школы и производства. На личность такого подростка, как правило, негативное влияние оказывает особая сфера — улица, двор, уличная группа с антисоциальной направленностью. Туристско-краеведческая деятельность позволяет подросткам быть в группе и заниматься полезным для себя делом: проявлять силу, ловкость, поддержку и взаимовыручку.

——————————————————————