Актуальные проблемы правового регулирования использования информационных систем при проведении оперативно-розыскного мероприятия «наведение справок»

(Мачугин М. А.) («Юридический мир», 2013, N 8)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «НАВЕДЕНИЕ СПРАВОК»

М. А. МАЧУГИН

Мачугин Михаил Анатольевич, адъюнкт ФГКОУ ВПО «Калининградский пограничный институт ФСБ России».

В статье рассмотрены проблемы теоретического и практического характера в сфере правового регулирования использования информационных систем при проведении оперативно-розыскного мероприятия «наведение справок», обозначены пути совершенствования правового регулирования их использования.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, информационные системы, оперативно-розыскное мероприятие «наведение справок».

Topical problems of legal regulation of use of informational systems in carrying out of the operative-search measure of «making enquiries» M. A. Machugin

The article considers the problems of theoretical and practice character in the sphere of legal regulation of use of informational systems in carrying out of the operative-search measure of «making enquiries», notes the ways of improvement of legal regulation of use thereof.

Key words: operative-search activity, informational systems, operative-search measure of «making enquiries».

В процессе осуществления своих непосредственных функций оперативные подразделения нередко сталкиваются с рядом проблем, связанных со своевременностью и эффективностью использования информационных систем в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности. Как свидетельствует практика, при этом затрачиваются значительные силы и средства на добывание оперативно-розыскной информации. Анализ результатов опроса оперативных сотрудников пограничных органов свидетельствует о том, что 50,4% испытывают трудности в определении информационной системы, которая содержит необходимые сведения для решения задач в рамках осуществляемой ими оперативно-розыскной деятельности, указывая в качестве причин и условий, затрудняющих использование информационных систем, недостаточно развитую нормативно-правовую, техническую и распорядительную базы. Оценивая полноту и уровень существующей законодательной базы для успешного использования информационных систем при проведении оперативно-розыскного мероприятия «наведение справок», 60,2% опрошенных оперативных сотрудников пограничных органов считают ее недостаточной. Данные результаты также подтверждаются проведенными исследованиями С. С. Галахова и А. П. Миронова. Так, 30% из числа интервьюированных среди факторов, сдерживающих повышение эффективности применения оперативно-технических средств, отметили несовершенство нормативно-правового регулирования. При этом лишь 9% опрошенных сотрудников устраивает сложившаяся на сегодняшний день нормативно-правовая база, 57% — устраивает частично, а 34% — не устраивает. Поясняя свою позицию, 45% оперативных сотрудников указали на отсутствие в нормативно-правовых актах четкой процедуры документального оформления применения оперативной техники, 78% — на разобщенность регулирования и нечеткую регламентацию всего вопроса в целом; 30% среди причин данного явления называют устаревшее толкование многих частных вопросов; 21% — неоправданно жесткую и мелочную регламентацию второстепенных, не столь важных вопросов; 12% — отсутствие регулирования вопросов применения современных видов оперативной техники <1>. ——————————— <1> Галахов С. С., Миронов А. П. Проблемы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности и некоторые перспективные направления его совершенствования // Российский следователь. 2006. N 3 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 13.06.2013).

Приведенные выше сведения о результатах исследований свидетельствуют об актуальности рассмотрения ряда аспектов по выявлению и поиску решения проблем правового регулирования использования информационных систем в оперативно-розыскной деятельности пограничных органов в рамках одного из наиболее эффективных оперативно-розыскных мероприятий — «наведение справок». Изучение теории и практики использования информационных систем в оперативно-розыскной деятельности, анализ результатов опроса оперативных сотрудников пограничных органов позволяют выделить ряд проблем, сохраняющихся в законодательном и ведомственном нормативно-правовом регулировании правового и организационного обеспечения. К ним относятся проблемы как теоретического, так и практического характера правового регулирования. Во-первых, многими учеными справедливо отмечается, что базовое для всех отраслей права содержание информационного правоотношения, основанное на естественнонаучной теории информации и описанное с использованием теоретических правовых средств, должно раскрываться в науке информационного права, которое во многих аспектах соприкасается с естественными науками. Это исключит дублирование в отраслевых нормативных актах понятий «информация», «информационные права», «информационные отношения», «информационная система», «персональные данные». Во-вторых, на проблемы информационного обмена с участием органов власти, связанные с отсутствием подробной регламентации отношений между органами власти разного уровня и иными субъектами обращают внимание в своих работах Ю. А. Тихомиров и Э. В. Талапина <2>. Эти проблемы могут быть решены, по мнению авторов, при «резком усилении законодательного регулирования административных процедур», при постановке их на «стабильную почву закона». ——————————— <2> Тихомиров Ю. А., Талапина Э. В. Административные процедуры и право // Журнал российского права. 2002. N 4 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.06.2013).

В-третьих, отдельным проблемам правового режима в сфере информационных отношений уделяет внимание в своих работах Л. В. Терещенко. Так, им отмечается, что для регулирования общественных отношений в той или иной сфере правовые режимы используются более чем в трехстах законодательных актах только федерального уровня. При этом лишь в незначительной части этих законодательных актов раскрываются понятие и содержание конкретного правового режима. Данная проблема относится и к правовому режиму использования информационных систем в оперативно-розыскной деятельности. Действующее законодательство не раскрывает содержания правового режима использования информационных систем, но при этом устанавливает его отдельные параметры. Типовыми элементами в содержании правового режима использования информационных систем следует выделить: их целевое назначение (в соответствии с целями оперативно-розыскной деятельности); объект правового регулирования (сведения, содержащиеся в информационной системе); правовое положение субъектов правового режима с учетом их многообразия; комплекс способов правового регулирования и средств юридического воздействия (дозволение, запрещение, позитивное обязывание) <3>. ——————————— <3> Терещенко Л. К. К вопросу о правовом режиме информации // Информационное право. 2008. N 1 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 13.06.2013).

В-четвертых, проблемы правового регулирования использования внутриведомственных информационных систем обосновываются в работах, которые посвящены многоуровневой структуре правовой основы оперативно-розыскной деятельности <4>. Ведомственные нормативные правовые акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, входят в четвертый — последний (нижний) структурный уровень этой «иерархической пирамиды», получивший название «подзаконный уровень правового регулирования». Ведомственные акты играют важную роль в регулировании использования ведомственных и внутриведомственных информационных систем, поскольку только посредством их применения становится возможным достижение необходимой степени детализации правоотношений, возникающих в указанной сфере. Последнее обусловило, с одной стороны, относительную многочисленность таких нормативных правовых актов, а с другой — их преимущественно закрытый характер. В то же время, как справедливо отмечается в юридической литературе, в ходе судебно-правовой реформы в Российской Федерации удалось преодолеть устаревшие представления о необходимости тотальной секретности вопросов регулирования осуществления спецслужбами и правоохранительными органами оперативно-розыскной деятельности <5>. Появились открытые (несекретные) ведомственные и межведомственные акты по вопросам данного вида специальной деятельности федеральных органов исполнительной власти <6>. Следует отметить, что органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для решения задач, возложенных на них законом, могут создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета <7>. Применительно к данному вопросу заслуживает внимания точка зрения В. Н. Кудрявцева, А. В. Лебедева, С. И. Нагорного, считающих, что деятельность подразделений, осуществляющих информационные функции (в том числе использование информационных систем), должна регламентироваться специальным нормативным правовым актом. В качестве возможного варианта данного нормативного документа, регламентирующего порядок функционирования подразделений оперативно-розыскной информации, может выступать типовое положение об оперативно-розыскной информации, регламентирующее общие положения организации деятельности таких подразделений, их основные задачи и функции; взаимоотношения и связи; компетенцию руководителя. Другим направлением совершенствования правового регулирования информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности, по мнению данной группы ученых, является разработка функциональных обязанностей сотрудников указанных подразделений. ——————————— <4> Федоров А. В., Шутков С. В. Новая Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд // Наркоконтроль. 2007. N 3 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 15.06.2013); Об уровнях правовой основы оперативно-розыскной деятельности см., напр.: Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». С приложением решений Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского суда по правам человека / Вступ. ст. В. Д. Зорькина. М., 2006. С. 52 — 70. <5> Зажицкий В. И. Результаты оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве: теория и практика. СПб., 2006. С. 7 — 8. <6> Федоров А. В., Шутков С. В. Новая Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд // Наркоконтроль. 2007. N 3 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 15.06.2013). <7> Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (в ред. от 10.07.2012) «Об оперативно-розыскной деятельности» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.06.2013).

В-пятых, деятельность по использованию информационных систем в выявлении, предупреждении, пресечении, расследовании и раскрытии преступлений имеет в своей структуре научную и правовую основу. Именно в целях повышения эффективности раскрытия и расследования преступлений для своевременного получения оперативно-розыскной информации и была разработана научно обоснованная система, определяющая деятельность по формированию, ведению и использованию криминалистических учетов. Руководствуясь данной логикой, можно переложить данную систему и на использование всего перечня информационных систем, применяемых в оперативно-розыскной деятельности. Как указывал Р. С. Белкин, «…к сожалению, потенциальные возможности использования экспертно-криминалистических учетов для раскрытия и расследования преступлений реализуются не в полную силу» <8>. Данное утверждение применимо ко всей совокупности информационных систем. Именно это обстоятельство заставляет не только пересмотреть, но и внести конкретные поправки в научную и, прежде всего, правовую основу частной теории о криминалистической регистрации. ——————————— <8> Белкин Р. С. Криминалистическая энциклопедия. М., 2000. С. 187.

В-шестых, особое внимание стоит заострить на проблемах получения и использования подразделениями, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность в рамках проведения оперативно-розыскного мероприятия «наведение справок» отдельных сведений, содержащихся в информационных системах, имеющих особый правовой режим — ограниченного доступа. В Федеральном законе от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» отсутствуют какие-либо ограничения на получение в процессе наведения справок (использования информационных систем) информации конфиденциального характера. Исключение могут составлять только информационные системы, используемые Федеральной службой безопасности в целях расследования и предотвращения преступлений, обеспечения национальной безопасности, оперативно-розыскной деятельности и т. д. В-седьмых, наметившаяся интеграция различных автоматизированных систем учета в единый информационный массив не соответствует закрепленным в п. 1 ст. 5 Закона «О персональных данных» принципу недопустимости обработки персональных данных, избыточных по отношению к целям, заявленным при их сборе, и принципу недопустимости объединения баз данных информационных систем персональных данных, созданных для несовместимых между собой целей. Данная позиция позволяет обоснованно высказать предложение по созданию Навигационной информационной системы в рамках решения задач оперативно-розыскной деятельности пограничных органов, которая позволит определить оперативному сотруднику, в какой информационной системе содержатся необходимые сведения, и автоматически составит запрос, с учетом характера и правового статуса запрашиваемой информации. Успешное решение задач, обусловленное научно-техническим прогрессом, зависит как от познания общих закономерностей правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, так и от дальнейшего выбора и определения наиболее рациональных правовых средств, в том числе и в сфере использования информационных систем в рамках оперативно-розыскного мероприятия «наведение справок».

——————————————————————