Психологическое сопровождение психической устойчивости и профессиональной адаптации сотрудников правоохранительных органов

(Шмыков В. И.) («Российский следователь», 2007, N 11)

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

В. И. ШМЫКОВ

Шмыков В. И., Пермский филиал Нижегородской академии МВД России, кандидат психологических наук, доцент.

В юридической психологии широко проводится изучение профессионально важных качеств (ПВК), особенностей профессиональной деятельности и отбора кадров, включающее различные аспекты: психофизиологический, психологический, социально-психологический <1>. К настоящему времени юридическая психология располагает методическими материалами по выявлению ПВК и особенностей деятельности юристов, эмпирическими результатами исследований (Ю. Н. Голованов, А. А. Кочин, В. С. Харламов) <2>. Кроме того, в связи с социально-экономическими преобразованиями в обществе направленность исследований сводится к анализу негативных изменений личности юристов: постстрессовые расстройства, деформация личности, девиантное поведение, падение престижа службы в органах внутренних дел (ОВД) <3>. Определенная часть публикаций посвящена подготовке к экстремальным видам деятельности и профилактике патопсихологических последствий (Ю. В. Ковалев, А. Р. Поздеев, В. Ф. Деркачев и др.) <4>. Как видим, вопросам профессиональной адаптации сотрудников ОВД уделяется недостаточное внимание. ——————————— <1> Котов Д. П., Шиханцов Г. Г. Психология следователя. Воронеж, 1976; Романов В. В. Юридическая психология: Учебник. М., 2002; Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. М., 1988. <2> Голованов Ю. Н., Кочин А. А., Харламов В. С. Использование системного подхода при подборе сотрудников на службу в ОВД: Методическое пособие. М.: ВНИИ МВД России, 2004; Соколова Е. Н. Морально-психологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов. Педагогический аспект. М., 2005. <3> Марьин М. И., Солдатова И. Ф., Петров В. Е., Орлова И. Ю. Психологическое обеспечение работы с сотрудниками ОВД, требующими повышенного психологического внимания: Учебно-методическое пособие. Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2004. <4> Ковалев Ю. В, Поздеев А. Р., Деркачев В. Ф. Расстройства личности. Домодедово: ВИПК МВД России, 2002; Организация психологического обеспечения деятельности сотрудников ОВД в экстремальных условиях: Методическое пособие / Под общ. ред. В. М. Бурыкина. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004; Состояние работы с кадрами ОВД РФ: Сборник аналитических и информационных материалов. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.

В отличие от юридической психологии, в психологии труда имеются исследования адаптации человека к профессиональной деятельности (Е. А. Климов, В. Д. Шадриков и др.) <5>. Адаптированность как динамическое равновесие в системе «человек — профессиональная среда» проявляется в эффективности деятельности, удовлетворенности трудом, оптимальным уровнем работоспособности, гибкой смене способов трудовых действий, эргономичности стратегий преодоления трудностей на пути становления профессионального мастерства. ——————————— <5> Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996; Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.

В настоящее время при решении практических задач, связанных с отбором кадров, аттестацией, преобладает профессиографический (профессиологический) подход. Этот подход осуществляется благодаря разработке профессиограмм, выявлению пригодности субъекта к определенному виду профессиональной деятельности (В. Л. Васильев, Д. П. Котов, Г. Г. Шиханцов) <6>. Однако данный подход не решает в полной мере проблему профессионализма в ОВД — является начальным этапом в решении проблем становления профессионализма, он ориентирует на выполнение «среднего» уровня выполнения трудовой деятельности. Тогда как акмеологический подход определяет иное изучение профессионализма, как отражающий высокий уровень развития ПВК и психической устойчивости, направленный на совершенствование личности специалиста, включающий качественные характеристики деятельности с высокой продуктивностью (А. К. Маркова, В. Г. Зазыкин, А. П. Чернышев и др.) <7>. ——————————— <6> Васильев В. Л. Юридическая психология. СПб., 2000; Котов Д. П., Шиханцов Г. Г. Психология следователя. Воронеж, 1976. <7> Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996; Зазыкин В. Г., Чернышев А. П. Акмеологические проблемы профессионализма. М., 1993.

В рамках данного решения проблемы проведено изучение профессиональной адаптации и психической устойчивости сотрудников ОВД, при организационной поддержке отдела социально правовой защиты и психологического обеспечения ГУВД Пермского края. В эксперименте приняли участие сотрудники ОВД — следователи милиции общественной безопасности, криминальной милиции, имеющие стаж работы от 1 до 10 лет. Молодые специалисты («адаптанты») — стаж до 5 лет, 210 человек. Специалисты (стадия профессионализации, «интерналы») — стаж до 10 лет, 120 человек. Целью исследования являлось изучение психологических механизмов профессиональной адаптации и психической устойчивости (как психологических составляющих профессионального мастерства). Результаты представлены в таблице.

Таблица. Статистические показатели профессиональной адаптации и психической устойчивости.

Mean Std. Dev Mean Std. Dev Значи — мость

Показатели Группа 1 Группа 1 Группа 2 Группа 2 Группа адаптанты интерналы 1:2

1 Возраст 23,2 1,8 29,2 3,2 P < 0,001

2 Стаж 2,7 1,4 8,2 2,7 P < 0,001

3 Психическое напряжение 38,8 6,3 38,6 6,0 Не зна — чимо (-)

4 Тревожность 4,2 2,8 3,6 2,5 —

5 Фрустрация 3,4 2,6 3,0 2,2 —

6 Агрессивность 8,0 3,1 7,3 3,9 —

7 Ригидность 7,6 3,4 7,3 3,2 —

8 Саморегуляция 32,0 4,9 32,6 4,7 —

9 Субъективное 15,7 4,5 18,3 4,3 P < 0,001 значение деятельности

10 Профессиональные 21,2 3,3 21,9 3,4 Не зна — притязания чимо (-)

11 Энергетические затраты 19,9 3,6 20,8 3,3 —

12 Стремление к 22,0 3,4 24,1 3,3 P < 0,001 совершенству

13 Дистанция к работе 19,4 4,6 17,7 4,3 P < 0,05

14 Отказ при неудаче 13,4 3,3 12,8 3,7 Не зна — чимо (-)

15 Активное решение 22,5 2,7 22,9 2,9 — проблем

16 Спокойствие, 20,4 3.6 20,6 3,0 — равновесие

17 Успешность 20,3 3,3 20,9 3,5 — деятельности

18 Удовлетворенность 21,6 3,8 21,8 3,2 — жизнью

19 Социальная поддержка 21,1 3,1 21,7 2,8 —

20 Социализация 8,2 3,0 7,5 3,0 —

21 Коммуникативный 10,0 4,1 9,7 3,4 — потенциал

22 Поведенческая 13,7 10,1 12,9 8,3 — регуляция

23 Адаптационный 31,5 14,9 30,3 12,0 — потенциал

Критериальный анализ профессиональной адаптации и психической устойчивости свидетельствует о том, что по большинству показателей (представленных в таблице) значимых различий между группой N 1 («адаптанты») и группой N 2 («интерналы») не имеется. Исключение составляют проявления «субъективного значения деятельности», «стремления к совершенству» и неспособности сохранять «дистанцию к работе», они значимо выражены у сотрудников со стажем более 6 лет. Это характеризует респондентов группы N 2 как профессионально активных с выраженным субъективным значением избранной профессии, стремление к совершенству при выполнении профессиональных задач (работа над собой») с настораживающими тенденциями снижения психической устойчивости (риск профессионального выгорания, риск проявления психосоматических расстройств). В целом по обеим группам можно констатировать, что большинство респондентов — сотрудников ОВД относительно профессионально адаптированы и психически устойчивы (с точки зрения профессиографического подхода). С позиции акмеологического подхода (высоких требований к ПВК и высоких стандартов профессиональной деятельности) выводы иные и позволяют выявить неожиданные данные. Молодые специалисты («адаптанты») и специалисты со стажем работы («интерналы») актуализируют психологический дискомфорт, но не испытывают психологического перенапряжения в повседневной служебной деятельности, психическое состояние оптимальное (в пределах психофизиологической нормы — показатели N 3 — 7), саморегуляция хорошо выражена (показатель N 8): — сотрудники обеих групп гибко и адекватно реагируют на изменения условий юридического труда, уверены в незнакомых ситуациях; — успехи в деятельности стабильны, но связаны с мотивационными факторами. Это личностная основа высоких ресурсов профессиональной адаптации, которая не реализуется в эффективной деятельности подразделений. Особенности переживаний, связанные с профессиональной деятельностью, констатируют следующее: — невыраженное субъективное значение избранной профессии (пок. N 9), несформировавшиеся профессиональные притязания (пок. N 10) — то есть у сотрудников профессиональные планы не связаны с работой в ОВД; — незначительные энергетические затраты при выполнении заданий (пок. N 11), сохранение дистанции к работе (пок. N 13) — то есть нежелание прилагать чрезмерные усилия при решении служебных задач, так как отсутствуют мотивы интенсификации труда; — отсутствие положительной оценки профессионального труда и удовлетворенности жизнью (пок. N 17, 18), недостаточная социальная поддержка (пок. N 19) — то есть неуверенность в собственной пригодности и социальной полезности своего труда, недостаточная удовлетворенность своей ролью в обществе. Социально-адаптационные проявления респондентов характеризуют недостаточную социализацию (пок. N 20), недостаточно выраженные коммуникативные качества (пок. N 21), нестабильную поведенческую регуляцию (пок. N 22) — вследствие этого сотрудники не стремятся соблюдать требования руководства, испытывают трудности в общении с окружающими и склонности к неосознаваемой тенденциозности в отражении действительности. Но адаптационный потенциал, это важно отметить, в обеих группах высокий (пок. N 23) — лица с таким высоким потенциалом могли бы легко адаптироваться в различных условиях деятельности, быстро включаться в коллектив, адекватно ориентироваться в ситуации, обладать высокой психической устойчивостью и высокой работоспособностью, но не реализуют потенциал в высокопродуктивной деятельности (пок. N 9) <8>. ——————————— <8> В генеральной выборке интенсивное психическое напряжение (показатель N 3) соответствует 50 баллам и выше; высоковыраженные значения психических состояний (показатели N 4, 5, 6, 7) начинаются с 15 баллов и выше, низкие значения — менее 7 баллов; ярко выраженная саморегуляция (показатель N 8) — с 33 баллов и выше; высокозначимые переживания, связанные с работой (показатели N 9 — 19) — с 24 баллов и выше; высоковыраженные социально-адаптационные качества личности (показатели N 20 — 22) соответствуют 6 баллам и ниже; высокий адаптационный потенциал (показатель N 23) — менее 40 баллов.

Выявленное несоответствие имеет психологическое объяснение: при наличии адаптационных ресурсов, оптимального психического состояния и адаптивного психического напряжения мотивационные устремления у большинства сотрудников остаются вне пределов профессиональной среды ОВД. Такое сочетание противоречий не создает предпосылок роста профессионального мастерства сотрудников. Вывод с позиции акмеологического подхода (психологический аспект адаптации) не противоречит и даже подтверждает социологические публикации (социально-психологический аспект адаптации) о социально-психологическом торможении профессионального роста ОВД <9>. Наряду с психологическими причинами к социальным факторам относятся: неудовлетворенность условиями и организацией работы; отсутствие предоставления жилья; недостаточное денежное содержание; недостаточность знаний и навыков, полученных в вузе; выполнение поручений, не связанных с прямым выполнением обязанностей; недостаточная удовлетворенность морально-психологическим климатом в коллективе, субъективизм руководителей в распределении служебных обязанностей; трудности в возможной организации досуга, отдыха, быта; психологический нигилизм; снижение престижа ОВД; недостаточная разработанность системы индивидуальной оценки трудового участия и эквивалентного вознаграждения; неопределенные перспективы служебного и профессионального роста и другие социально-психологические причины. ——————————— <9> Караваев А. Ф., Михайлова В. К., Даниличева Т. П. Социально — психологическая адаптация молодых специалистов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2004. N 1. С. 58 — 64.

Однако социальное неблагополучие не у всех сотрудников сопровождается неполной отдачей в труде, часть сотрудников все же сохраняет стремление к совершенству в служебной деятельности (группа 2 — пок. N 12), даже на фоне недостаточной социальной поддержки (пок. N 19) — это «золотой фонд» сотрудников ОВД с гедонистическими личностными особенностями. К сожалению, эта часть сотрудников не является большинством в группе, принявшей участие в исследовании (возможно, и в целом в ОВД). Преобладающий тип личности сотрудника в профессиональной деятельности ОВД на основании результатов исследования можно определить как «экономный»: энергосберегающий, со сниженным уровнем трудового участия; со средним уровнем мотивации и низким значением для сотрудника профессиональной деятельности в ОВД; неустойчивой служебной перспективой, вероятной социальной неудовлетворенностью на фоне успешности людей иных специальностей в обществе. В заключение необходимо подчеркнуть, что работа по психологическому отбору оправдывает себя, большинство сотрудников, принятых на службу в ОВД, психически устойчивы с высоким адаптационным потенциалом. Однако профессионально-важные качества сотрудников выражены не в достаточной мере (как это рекомендуется Департаментом кадрового обеспечения МВД России) и не соответствуют высоким стандартам профессионализма и стандартам высокопроизводительного труда, недостаточны мероприятия по профессиональному сопровождению (кадровому, воспитательному, психологическому) сотрудников ОВД. Эти обстоятельства снижают эффективность деятельности ОВД. Акцент только лишь на проведении психологического отбора и первичной профессиональной подготовке не решает проблем долгосрочной психической устойчивости и профессионального мастерства сотрудников ОВД на длительный период служебной деятельности. Предлагаемая концепция психологического сопровождения психической устойчивости и профессиональной адаптации нуждается в обсуждении широкой научной аудитории и юридической общественности <10>. ——————————— <10> Шмыков В. И. Концепция психологического сопровождения психической устойчивости и профессиональной адаптации сотрудников органов внутренних дел. Пермь: Пермский филиал Нижегородской академии МВД России, ГУВД Пермского края, 2006. Шмыков В. И. Учебная программа психологического сопровождения психической устойчивости и профессиональной адаптации сотрудников ОВД. Пермь: Пермский филиал Нижегородской академии МВД России, ГУВД Пермского края, 2006.

Результаты данного изучения проблемы нуждаются в распространении исследований по изучению психологических возможностей повышения эффективности служебно-боевой деятельности подразделений ОВД и внедрению результатов в организацию необходимых мер по повышению профессионального мастерства сотрудников, что актуально в связи с директивами МВД России по повышению эффективности работы правоохранительных органов страны.

——————————————————————