Методологические основы изучения кадрового обеспечения службы в органах внутренних дел

(Дикажев М. М.)

(«Административное право и процесс», 2007, N 4)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

М. М. ДИКАЖЕВ

Дикажев М. М., доктор юридических наук, доцент (г. Назрань, Республика Ингушетия).

Важность исследования эффективности деятельности правоохранительной службы обусловлена научным и практическим аспектами, поскольку они предопределяют должное функционирование органов внутренних дел по решению ими разнообразных задач. При этом основными задачами органов внутренних дел являются борьба с преступностью и охрана общественного порядка, т. е. эффективность деятельности правоохранительной службы органов внутренних дел связана напрямую с состоянием охраны правопорядка и борьбы с преступностью. В этой связи следует отметить, что правоохранительная служба в органах внутренних дел выступает в качестве проявления фактической действительности как внешнего, так и внутреннего характера. Ее содержание и свойства выражает динамизм системы взаимосвязанных разноплановых факторов и условий.

Характерно, что правоохранительная служба хотя и зависит от многоплановых явлений внутреннего и внешнего свойства, тем не менее в соотношении «правоохранительная служба в органах внутренних дел — преступность» она выступает как элемент системы, призванной решать правоохранительные задачи. Отсюда следует, что внешняя среда является определяющей для функционирования правоохранительной службы в органах внутренних дел, поскольку она формирует условия ее функционирования, оправдывает само ее существование, питает осведомительной информацией, служит полем приложения информационных управленческих воздействий, оказываемых системой.

Обычно к первой группе факторов внешней среды относят: территориально-географические, природно-климатические и административно-территориальные характеристики. Вторая группа включает факторы социально-экономического и культурного характера. Третью группу составляют социально-демографические факторы.

Важным компонентом, влияющим на эффективность функционирования правоохранительной службы, является концептуальная среда, которая формируется посредством требований законов и подзаконных актов. При этом для деятельности правоохранительной службы определяющее значение имеют количественные и качественные характеристики преступности и иных правонарушений. В структуре как преступности, так и правонарушений проявляется структура воздействующих факторов. Другими словами, структура преступности и иных правонарушений — это результат воздействия среды, а по результату можно судить о характере этих воздействий и предвидеть будущие возможные воздействия. Правоохранительная служба, как ранее нами отмечалось, характеризуется своей способностью влиять на процессы, протекающие во внешней среде деятельности органов внутренних дел. При этом следует иметь в виду, что целью внутреннего управления правоохранительной службы в органах внутренних является привлечение их к выполнению задач по борьбе с преступностью и охране общественного порядка. Это значит, что содержание внутренних целей предопределяется внешними целями.

Известно, что методика тесно связана с методологией. Так, разработка вопросов техники получения требуемых данных, а также техники их анализа при изучении рассматриваемого вопроса зависит от методологии. Теснейшая связь методики и методологии обнаруживается на каждом этапе конкретного исследования.

Понятие «методология», по мнению американского социолога П. Лазарсфельда, означает, что конкретные исследования тщательно анализируются со стороны используемой ими техники, сделанных предположений и форм их организации. Методолог переводит в систему условных знаков данную исследовательскую практику, что позволяет ему выделить наиболее последовательные элементы этой практики, ценные для последующей работы. Методолог — это ученый, который помимо всего прочего обладает аналитическим подходом к исследованию. Он сообщает другим ученым скорее о том, что они сделали или могли бы сделать, а не о том, что они должны делать. Он выявляет порядок исследования, вытекающий из их работы, а не определяет, какие результаты предпочтительны, какие нет. П. Лазарсфельд, таким образом, отождествляет здесь методологию с анализом техники исследования. Между тем методология не сводится к анализу техники исследования, она опирается на знание общих закономерностей. Мы не знаем и не можем знать до исследования, как в данных конкретных условиях проявятся общие закономерности, присущие данному целому. То есть ядром методологии является философия, которая выступает в качестве основы любого исследования. Философские категории, обобщая опыт всех наук, привносят в каждую конкретную науку методологические знания в систематизированном виде и тем самым умножают возможности как науки в целом, так и отдельной ее отрасли. При этом следует отметить, что нефилософские общенаучные понятия и категории обладают значимостью и выполняют серьезные методологические функции. В частности, это современные методы математического обеспечения исследований, методы и понятия кибернетики, методологические принципы системного подхода.

В этой связи следует отметить, что соотношение методологии и метода следует, по всей видимости, понимать как диалектическое соотношение целого и части, системы и элементов. В свою очередь, всякое конкретное социальное исследование должно опираться на предшествующий опыт развития науки, оно не начинает все с самого начала, не осуществляется на абсолютно пустом месте.

В. П. Кохановский вполне обоснованно считает, что понятие «методология» имеет два основных значения: система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т. п.); учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии. Одновременно с этим история и современное состояние познания и практики убедительно показывают, что далеко не всякий метод, не любая система принципов и других средств деятельности обеспечивают успешное решение теоретических и практических проблем. Не только результат исследования, но и ведущий к нему путь должен быть истинным.

Истинный метод служит своеобразным компасом, по которому субъект познания и действия прокладывает свой путь, позволяет избегать ошибок. При этом следует иметь в виду и то, что и истинный метод окажется неэффективным и даже бесполезным, если им пользоваться не как «руководящей нитью» в научной или иной форме деятельности, а как готовым шаблоном для перекраивания фактов. Главное предназначение любого метода на основе соответствующих принципов (требований, предписаний и т. п.) — обеспечить успешное решение определенных познавательных и практических проблем, приращение знаний, оптимальное функционирование и развитие тех или иных объектов.

Методология в определенном смысле шире диалектики, так как она изучает не только всеобщий (как последняя), но и другие уровни методологического знания, а также их взаимосвязь, модификации и т. п. Таким образом, можно сделать вывод, что методы конкретных исследований эффективности правоохранительной службы в органах внутренних дел без методологического обоснования невозможны.

Исследовательская деятельность, в том числе и по изучению правоохранительной службы, всегда связана с определением цели. При этом важно исходить из того, что цель, как и собственно установление проблемы конкретного изучения, не означает, что они могут или должны предрешить результаты исследования. Многие предложения, которые кажутся нам истинными в начале, могут оказаться неистинными. Мы часто видим то, что ожидаем увидеть, а не то, что действительно происходит. Многие замечательные достижения в познании явились результатом того, что мы поставили под сомнение истинность предположений, которые раньше рассматривали как «самоочевидные». И критический анализ человеческих убеждений обнаруживает, как много «интерпретации» присутствует в том, что казалось с первого взгляда «непосредственным знанием». Другими словами, до познания связей явлений невозможно установить результат познания. Но направление исследовательского поиска можно и нужно установить хотя бы в общих чертах с самого начала. Изначально при изучении эффективности правоохранительной службы в органах внутренних дел, как и любом другом исследовании, очень важно определить проблему. Ее следует выявить, исходя из определения слабых мест деятельности. Отправным моментом этой деятельности должны быть результаты деятельности органов внутренних дел, возникшие проблемные вопросы. Исследование должно служить объективным ориентиром последующей деятельности. Конкретность исследования предполагает конкретность темы, постановки вопроса, конкретность цели. Это, в свою очередь, требует именно методологической разработки проблемы. Неумение определить конкретную цель обычно порождает множество разнородных справок, статистических таблиц и других документов, характеризующих отношения в сфере прохождения правоохранительной службы в органах внутренних дел, которые с трудом поддаются анализу.

Исследование рассматриваемых вопросов должно включать единство теоретического и эмпирического подхода. Тем не менее изложенное не означает, что в исследовании нельзя выделить в качестве самостоятельного этапа получения фактических данных, например, статистические сведения о результатах работы по отбору, профессиональной подготовке и переподготовке сотрудников органов внутренних дел.

Тот или иной факт, связанный со службой в органах внутренних дел, может и должен быть рассмотрен в разных связях и зависимостях. Разумеется, на практике сразу установить взаимодействия различных факторов очень сложно, но в конечном итоге исследования все стороны таких связей учесть необходимо. Они помогут дать правильную картину уровня организационной работы и, таким образом, корректировать основную тенденцию, обнаруженную в этом исследовании. Существенное значение при исследовании службы в органах внутренних дел, по нашему мнению, имеет статистика, поскольку она формирует первичную базу по различным фактам, явлениям и процессам. К эмпирическому материалу следует отнести справки, докладные записки, материалы уголовных дел, материалы средств массовой информации. Можно сказать, что эмпирический материал — это вся совокупность фактических сведений, полученных разными путями. Вопрос о количестве необходимых фактов есть не что иное, как проблема репрезентативности. Исследователь не должен стремиться к учету как можно большего числа фактов.

Не менее важной является проблема организации, выборки эмпирических данных. Когда отсутствует возможность охватить все факты, относящиеся к исследуемой совокупности, статистика предлагает три типа выборки: случайную выборку, районированную (или типическую) выборку и ограниченную выборку (квоту).

Изложенное объективно свидетельствует, что каждая из перечисленных методологических проблем, имеющихся при сборе эмпирических материалов, связанных с организацией и осуществлением службы в органах внутренних дел, упирается в необходимость включения определенных моментов теоретического знания. Особенно очевидной эта необходимость становится на стадии группировки фактов. Принципиальным здесь является именно органическое проникновение теории в саму ткань эмпирического исследования. В этой связи следует заметить, что органическое соединение теории и фактического материала — это важнейший методологический вопрос. Соединение первого и второго обеспечивает теоретический контроль на всех этапах исследования. При этом, как представляется, при реализации этого подхода, главное состоит в том, чтобы общие методологические требования были реализованы в конкретных технических приемах, а также в конкретных шагах, которые предпринимает исследователь, двигаясь от своих первых полученных данных к их осмыслению. На этом пути важно абстрагирование. Известно, что процесс образования абстракций осуществляется единым способом. Тем не менее при построении абстракции во время изучения кадровых процессов хотелось бы обратить внимание на следующие моменты общего — на то, что характер абстрагирования всегда должен определяться природой объекта, т. е. именно природа объекта указывает, что можно и нужно исследовать. При этом не следует забывать о целом и об основном элементе.

Что касается соответствия материалов и выводов по результатам изучения кадровых процессов, то здесь, как правило, проявляются две равно ошибочные тенденции. Первая тенденция заключается в неопределенности, т. е. когда из большего количества фактов делаются очень узкие или очень робкие выводы, вторая — в чрезмерно широких выводах из весьма ограниченного материала.

В заключение мы должны отметить, что проблема соотношения эмпирического материала и теоретического обобщения при исследовании кадрового обеспечения службы в органах внутренних дел весьма актуальна и сложна. Между тем при решении этой проблемы необходимо учитывать роль практики исследования в данной области. Методология не изолирована от взглядов и мировоззрения исследователя, его способностей. Она связана со стоящими задачами. Отсюда вытекает и другая проблема эффективности исследования — степень значения вытекающих из него рекомендаций для принятия управленческих решений. Вне всякого сомнения, разработка этих вопросов составляет основу повышения результативности деятельности органов внутренних дел, которые ныне, в условиях формирования правового государства, приобрели огромное теоретическое и практическое значение.

——————————————————————