Развитие уголовного законодательства о коррупции в США

(Александров С. Г.) («История государства и права», 2007, N 13)

РАЗВИТИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОРРУПЦИИ В США

С. Г. АЛЕКСАНДРОВ

Александров С. Г., заместитель начальника Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, доцент.

Основной тенденцией и основным противоречием функционирования и развития современного механизма борьбы с коррупцией является единство и противоречивость его демократического, прогрессивного и антидемократического, реакционного начал. Покажем это на отдельных фактах и примерах правового регулирования механизма борьбы с коррупцией полиции развитых зарубежных стран, особенно США. Действующие законодательные источники США содержат ряд норм, непосредственно направленных на борьбу с коррупцией. Они недостаточно предметно определяют сущность этого общественно опасного деяния. Предметно регулируют различные виды должностных корыстных преступлений. Конкретно раскрывают социальные последствия коррупции. Термин «коррупция» впервые употребляется в Федеральном законе от 25 июня 1948 г., который утвердил «Федеральные правила уголовного судопроизводства» <1>. В последующем эти правила изменялись в 1968 г., 1979 г. Их действующая редакция утверждена Законом N 95-598 от 1 октября 1979 г. <2>. Тогда же была установлена уголовная ответственность за различные коррупционные действия. Был принят Закон об уголовно-правовом контроле организованной преступности. ——————————— <1> United States Code. 1999 Ed. // CITE — 18 USC CHAPTER 227 — SENTENCES — EXPCITE — TITLE 18 — CRIMES AND CRIMINAL PROCEDURE — PART II — CRIMINAL PROCEDURE — CHAPTER 227 — SENTENCES — HEAD — CHAPTER 227 — SENTENCES. Ch. 645, 62 Stat. 837. <2> Ibid. Pp. 413, 744, 748, 879, 1342, 1649.

Раздел 18 Свода законов США, содержащий фактически федеральный уголовный кодекс США, в том числе указанные правила, не содержит специальной нормы об уголовной ответственности за коррупцию. В этом разделе содержится Федеральный закон от 29 мая 1968 г. — «Organized Crime Control Act of 1970» — Закон об уголовно-правовом контроле организованной преступности, вступивший в законную силу в июне 1970 г. В этом Законе дается расширительное определение понятия «коррупция», предметно указываются ее социальные последствия и повышенная общественная опасность. В преамбуле Закона говорится: «Организованная преступность по своему характеру является межгосударственной и международной. Ее преступная деятельность ежегодно оценивается многими миллиардами долларов ущерба. Она является непосредственной причиной совершения умышленных убийств, причинения тяжкого вреда здоровью, уничтожения и повреждения имущества, коррупции должностных лиц и террористических действий в отношении бесчисленного количества граждан. Значительная часть преступного дохода организованной преступности вызвана незаконными финансовыми сделками. Они сопровождаются применением или угрозой применения насилия или других средств совершения преступления» <3>. Закон устанавливает уголовную ответственность за коррупцию федеральных государственных служащих и должностной подкуп руководителей коммерческих организаций, за коррупцию, состоящую в преступном сговоре работников морского флота с пиратами, а также другие должностные злоупотребления: взяточничество, вымогательство с использованием должностных полномочий, служебный подлог, незаконные банковские сделки, подкуп судей и свидетелей и другие должностные преступления <4>. ——————————— <3> United States Code. 1999 Ed. // CITE — 18 USC CHAPTER 227 — SENTENCES — EXPCITE — TITLE 18 — CRIMES AND CRIMINAL PROCEDURE — PART II — CRIMINAL PROCEDURE — CHAPTER 227 — SENTENCES — HEAD — CHAPTER 227 — SENTENCES. Sec. 201/ P. L. 90 — 321/ 29/05/69/ P. 413. <4> Ibid.

В § 2510 указанного Закона сказано: «Конгресс считает, что: 1) организованная преступность в США представляет собой высокоустойчивую, разнородную и широко распространенную деятельность, которая ежегодно обходится в миллиарды долларов для американской экономики; 2) организованная преступность имеет своим источником преступно нажитые денежные средства, полученные от незаконных сделок, совершенных бандитскими организованными объединениями, подложных махинаций, хищений, незаконных сделок с собственностью, транспортировки и распространения наркотиков и за счет совершения других социально опасных деяний; 3) преступные деньги и преступное влияние все более приводят к коррумпированности законного бизнеса и профсоюзов, подрыву и коррумпированию демократических процессов; 4) организованная преступность в США ослабляет стабильность национальной политико-экономической системы, причиняет вред законопослушным инвесторам и конкурирующим коммерческим организациям, становится серьезным бременем для межгосударственной и внешней торговли, угрожает внутренней безопасности, подрывает общее благополучие нации и ее граждан; 5) организованная преступность продолжает расти из-за дефектов в механизме правового регулирования расследования и сбора доказательств, необходимых для привлечения к уголовной ответственности лиц, совершивших указанные преступления, из-за противоречий в законодательстве, ограничивающем организованную преступную деятельность, а также из-за недостаточности санкций и мер, ограничивающих деятельность правительства по контролю организованной преступности и уменьшению причиненного ею вреда» <5>. ——————————— <5> Ibid. P. 879.

Статья 201 указанного Закона устанавливает уголовную ответственность в виде штрафа в размере, предусмотренном настоящим разделом Свода законов (10 тыс. долл.), или в размере, трехкратно превышающем денежный эквивалент преступно полученной ценности, лишения свободы на срок не более 15 лет или штрафа в указанном размере и лишения свободы на указанный срок одновременно за разнообразные коррупционные действия, в том числе за взяточничество, вымогательство, должностной подлог, должностной подкуп государственных должностных лиц, коррупционные сделки с денежными средствами и имуществом и др. <6>. Тем самым указанный Закон официально признал сам факт существования коррупции, ее особую общественную опасность, необратимые системные социальные последствия и установил достаточно суровую уголовную ответственность. В то же время указанный Закон регулирует лишь уголовно-правовую и уголовно-процессуальную составляющие правового механизма борьбы с коррупцией. Его концепция основывается на неискоренимости этого социального явления. Он не затрагивает других аспектов этого механизма. В итоге правовой механизм борьбы с коррупцией как единое системное и цельное социально-правовое явление и понятие фактически не существуют. Разные стороны и аспекты этого механизма регулируются другими специальными федеральными законами, а также законодательством штатов. ——————————— <6> Ibid. Sec. 201.

Коррупция, как и преступность в целом, возникает только в эпоху перехода от первобытных форм общественного бытия, появления частной собственности на орудия труда и средства производства, разложения родоплеменного строя общества, формирования государства как основного способа примирения возникающих социальных антагонизмов. Более того, коррупция в ее современных пределах, формах и юридических признаках возникает только на уже достаточно развитых ступенях общественного производства. Таким образом, развитые буржуазные формы коррупции и борьбы с ней являются следствием и опосредованным результатом взаимодействия всех совокупных объективных факторов общественного развития. Они сочетают в себе единство и противоречие демократического и антидемократического начала. Их важнейшими особенностями представляются: изменение количественных и качественных характеристик коррупции, ее превращение в массовое социальное зло, уголовное преступление против государства, главным признаком которого является сращивание политики и организованных преступных групп; преемственность с прежними, в том числе с самыми древними формами. Основой формирования, наращивания и развития механизма борьбы с коррупцией является правовое регулирование этого механизма и силовые структуры государства, прежде всего полиция. Неизменность социальной направленности. Противоречивость тенденций функционирования и развития правового регулирования и всех составляющих механизма борьбы с коррупцией. Множественность, усложнение и разнохарактерность факторов, определяющих его сущность, содержание, форму, функционирование и развитие. Превращение коррупции в самостоятельную внутреннюю проблему функционирования и деятельности органов внутренних дел, полиции, милиции. Избирательность закона в зависимости от его социальной направленности, которая существовала как сто и двести лет тому назад, так существует и в настоящее время в маскируемой правовыми, процессуальными и правоприменительными способами защиты интересов экономически и политически господствующих социальных сил и форм. Изменились только формы, пределы и конкретные качественные характеристики защиты интересов личности, ее прав и свобод.

——————————————————————