Основные направления общей виктимологической профилактики насильственных преступлений

(Голубева Л. Н.) («Право и политика», 2007, N 7)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕЙ ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Л. Н. ГОЛУБЕВА

Голубева Людмила Николаевна — старший преподаватель кафедры «Конституционное и уголовное право» Якутского экономико-правового института (филиал) Академии труда и социальных отношений.

В криминологической литературе предупреждение преступлений принято рассматривать как целостный процесс, как социальную систему, включающую в себя общесоциальное и специально-криминологическое предупреждение. При этом первая из названных подсистем является определяющей, обе подсистемы дополняют друг друга и в конечном итоге направлены на достижение общих целей <1>. При разных трактовках и классификациях — в зависимости от специфики объекта и предмета исследований — цели профилактической деятельности в сфере борьбы с преступностью так или иначе включают в себя <2>: ——————————— <1> Жалинский А. Ж. Специальное предупреждение преступлений в СССР. Львов, 1976. С. 74; Игошев К. Е. Социальные контроль и профилактика преступлений. Горький, 1976. <2> Аванесов Г. А. Криминология. Горький, 1984; Саркисов Г. С. Социальная система предупреждения преступности. Ереван, 1975.

а) стремление минимизировать влияние негативных социальных факторов, связанных с причинами преступности; б) воздействие на причины правонарушений, а также на условия и обстоятельства, способствующие правонарушениям; в) воздействие на негативные факторы в сфере непосредственного социального окружения личности (микросреду), которые в конечном итоге формируют индивидуальные установки и мотивы преступлений; г) воздействие на личность, способную в силу своих индивидуальных качеств совершить преступление или продолжать преступную деятельность <3>. ——————————— <3> Игошев К. Е. Указ. раб. С. 38; Кудрявцев В. Н. Причины правонарушений. М.: Наука, 1976. С. 273 — 277.

Необходимость предупредительной работы возникает и с потенциальными потерпевшими, основываясь на основных исследованиях виктимологии и ее методологических положениях, связанных с определением ее предмета и задач, содержанием и значением таких понятийных категорий, как «виктимность» и «виктимизация» и т. д. Исходными при этом являются, во-первых, концептуальные криминологические и собственно виктимологические идеи о значении ситуации преступления, включающей поведение и роль самого потерпевшего, в механизме формирования и реализации преступного замысла <4>. Отсюда одна из основных практических задач виктимологии состоит в том, чтобы вскрыть закономерность ненадлежащего (провоцирующего) поведения потерпевшего и собственно криминогенную роль этого поведения в развитии преступной ситуации, в том числе механизмы взаимоотношений потерпевшего и преступника, специфические личностные свойства потерпевшего, обусловившие развитие и криминальную развязку этих отношений, и другие компоненты ситуации преступления и на этой основе выработать научно обоснованные практические рекомендации по наиболее эффективной защите потенциальных потерпевших от преступных посягательств. Другими словами, чем лучше сотрудники правоохранительных органов, ведущих профилактику правонарушений, будут знать круг наиболее вероятных кандидатов в потерпевшие, их специфические личностные особенности, представляющие наибольшую предрасположенность в определенных условиях стать жертвой преступления, тем легче будет проводить с ними и с их окружением профилактическую работу. В свою очередь, эффективная защита потенциальных жертв посягательств — одно из наиболее реальных и действенных средств сокращения преступности и укрепления правопорядка. ——————————— <4> Кудрявцев В. Н. Причинность в криминологии. М.: Наука, 1968. С. 40 — 41; Остроумов С. С., Франк Л. В. О виктимологии и виктимности // Сов. государство и право. 1976. N 4. С. 75 — 76.

Потому конечной целью виктимологических исследований является предупреждение конкретных преступлений и предупреждение преступности. Это тем более важно потому, что виктимологическая профилактика, обладая определенной самостоятельностью, не конкурирует с традиционной деятельностью правоохранительных органов, а дополняет ее и обогащает арсенал профилактических мер новыми, более широкими возможностями. Именно отсюда и возникает необходимость изменения с традиционных взглядов на профилактику лишь как на предупредительную работу с правонарушителями <5>. ——————————— <5> Аванесов Г. А. Криминология. Горький, 1984. С. 413 — 414; Рыбальская В. Я. Виктимологические исследования в системе криминологической разработки проблем профилактики преступлений несовершеннолетних. В кн.: Вопросы борьбы с преступностью. М., 1980. Вып. 33.

Эффективная организация общей виктимологической профилактики предопределена специфическими особенностями <6> и должна, по нашему мнению, строиться на следующих концептуальных мерах и направлениях. ——————————— <6> Ривман Д. В. Указ. соч. С. 81.

Прежде всего, как справедливо отмечается в виктимологической литературе, необходимо изменить традиционный и многолетний подход к профилактике, ориентированный исключительно на потенциальных правонарушителей и оставляющий за ее пределами предупредительное воздействие на потенциальных жертв. В более широком плане речь должна идти об общей переориентации деятельности правоохранительных органов на первоочередную защиту прав и интересов реальных и потенциальных жертв преступлений. Современная государственная политика борьбы с преступностью требует осознания усугубляющегося фактора жертв преступлений, ибо жертва преступления является «стражем ворот» системы уголовной юстиции. Поэтому вся работа по профилактике преступности, вся практика уголовной юстиции должна быть настроена на сотрудничество с жертвой. Между тем, как показывает современная практика борьбы с преступностью и многочисленные исследования, такой подход до сих пор не воспринят ни в доктрине, ни в практической политике. Правоохранительные органы многие десятилетия были привычно ориентированы на репрессивную функцию уголовного закона, на приоритетную защиту государственных интересов (а не интересов личности), на сосредоточие основного внимания на фигуре преступника. Такая ориентация всей системы уголовной юстиции оказалась психологически несовместимой с декларируемой ныне приоритетной защитой личных прав и интересов граждан <7>. ——————————— <7> Квашис В. Е., Вавилова Л. В. Зарубежное законодательство и практика защиты жертв преступлений. М., 1996. С. 116 — 117.

В настоящее время, если не считать конституционных деклараций, реальные приоритеты в борьбе с преступностью никак не связаны с решением главной задачи — обеспечением безопасности граждан — потенциальных жертв преступлений. В законодательной деятельности и в практике правоохранительных органов их интересы игнорируются, а результаты виктимологических исследований и виктимологическая концепция предупреждения преступности своего отражения не находят. Отсюда растет ощущение незащищенности, пассивности и нежелания реальных и потенциальных потерпевших сотрудничать с правоохранительными органами. С ростом отчуждения граждан от следствия и правосудия в целом связана, в свою очередь, и такая важная социально-психологическая проблема, как страх населения перед лицом растущей криминальной угрозы. Важнейшей задачей сегодня является психологическая перестройка правосознания работников правоохранительных органов, где важная роль принадлежит организации специализированной подготовки сотрудников по всему спектру отношений между милицией и потерпевшими. Такая изначально важная мера организации виктимологической профилактики давно сложилась и оправдала себя в практике правоохранительных органов развитых зарубежных стран. В Великобритании, например, в соответствии с циркулярами МВД 1986 и 1988 гг. на всей территории страны предусмотрена реализация разноплановой программы переподготовки и обязательного обучения полицейских всех уровней, ориентированной на виктимологическую профилактику, осознание сотрудниками полиции интересов и нужд жертв преступлений, обучение методам обращения с жертвами, способам предупреждения виктимизации. Аналогичные программы обучения, а также разработанные совместно специализированными общественными организациями программы по профилактике виктимности действуют в ФРГ, США и других странах <8>. В защиту прав потерпевших проводятся различные кампании. Цели активистов борьбы за права потерпевших удачно отражает следующая цитата: «Жертва преступления (или ее представитель) наряду с обвиняемым должна иметь право быть извещенной о всех уголовных судебных разбирательствах, присутствовать на них и быть заслушанной, причем ее права регулируются теми же правилами, что и права обвиняемого» <9>. ——————————— <8> Квашис В. Е., Вавилова Л. В. Указ. работа. С. 46 — 47. <9> Криминология / Под ред. Дж. Ф. Шелли; Пер. с англ. СПб., 2003. С. 239.

В рамках необходимого изменения отношения к жертвам преступления со стороны общества в целом радикальная перестройка отношения к ним со стороны работников правоохранительных органов особенно актуальна. Направление этой важной работы должно включать в себя максимально внимательное и бережное отношение к потерпевшим, взаимоуважение и партнерское взаимодействие, всемерную защиту, помощь и обеспечение необходимой информации (о правах потерпевших, о ходе расследования дела, возможностях получения компенсации ущерба и т. д.). Это особенно относится к жертвам изнасилований. Пока такой перестройки сознания сотрудников правоохранительных не произошло, их отношение к женщинам — жертвам изнасилования, весь антураж проведения медицинской экспертизы и других следственных действий, незащищенность потерпевших от преступников и их сообщников в ходе следствия и суда делают женщину заложницей собственной беды. Учитывая состояние только что пережитого шока, она не боец против насильника, на стороне которого, как замечает видный социолог М. Арбатова, фактически сражается государство <10>. ——————————— <10> Известия. 19 февраля 1998 года.

До сих пор ни общество, ни одна из ветвей власти, ни правоохранительные органы не считают отношение к потерпевшим, в том числе особенно к потерпевшим от насильственных преступлений, своей актуальной проблемой, и лишь благодаря настойчивости энтузиастов виктимологического движения, многочисленным публикациям и дискуссиям в средствах массовой информации и вниманию международной общественности эта проблема обсуждается, но до сих пор остается нерешенной. Психологи и медики, представители общественных организаций, родители и родственники потерпевших, как видно, не случайно выражают в связи с этим свою крайнюю озабоченность сложившейся ситуацией. Поэтому сегодня так важна разъяснительная работа с сотрудниками правоохранительных органов всех уровней, помогающая им осознать опасность роста насилия, политика «открытых дверей», взаимоуважения, участия и поддержки защиты, помимо всего прочего стать одним из средств повышения их авторитета в глазах населения, вызвать доверие и готовность граждан активно помогать в укреплении правопорядка и в конечном итоге покончить с отчуждением граждан от системы правосудия. Такая политика, кроме того, призвана способствовать и решению крайне острой проблемы вторичной виктимизации потерпевших с тем, чтобы противостоять социально-психологическим последствиям насильственных преступлений, и в первую очередь психологическим последствиям сексуального насилия. Речь идет о том, что акты насилия, проигнорированные органами правопорядка и не получившие специальной психологической поддержки жертв, дают впоследствии сниженную самооценку, гипертревожность (в том числе по поводу детей), чувство вины, боязнь повторного насилия и связанные с этим сексуальные проблемы, эмоциональные расстройства нередко с суицидальным финалом, злоупотребление алкоголем и сомнительными лекарственными препаратами, чувство неполноценности, ролевое самоощущение жертвы, чувство социальной беззащитности и т. п. Необходимо создание информационной базы виктимологической профилактики, которая в настоящее время практически отсутствует. В существующей в последние годы форме статистической отчетности приводится неполный перечень категории потерпевших без какой-либо привязки последних к виду самого преступного посягательства, можно найти данные, которые свидетельствуют только о количестве потерпевших. Речь в данном случае идет о создании достаточно полной системы учета и статистики жертв преступлений в государственной отчетности всех правоохранительных органов. Причины неполноты и недостоверности уголовной статистики разнообразны и сочетают в себе факторы объективного и субъективного плана. В самом общем плане к их числу принято относить политику и практику регистрации преступлений, практику отказа в возбуждении уголовных дел и вытекающий отсюда рост латентности насильственных преступлений. Этот неполный перечень факторов создает своеобразный порочный круг, который приводит в конечном итоге к утрате авторитета и доверия к органам милиции со стороны граждан, в силу чего многие из них отказываются заявлять о совершенных в отношении их преступлениях. Чтобы преодолеть статистическую неопределенность, необходимо предусмотреть в статистике МВД такие показатели, как демографические характеристики жертв, характер преступлений, доля потерпевших в той или иной социальной группе и другие не менее важные сведения о потерпевших в зависимости от совершенного посягательства. Итак, неполнота и недостаточная достоверность статистики насильственной преступности, а главное, отсутствие в ней информации о жертвах преступлений крайне затрудняет определение и конкретизацию задач, направлений и форм профилактики насилия. В этих условиях наряду с совершенствованием самой статистической отчетности значительно возрастает потребность в проведении все более детальных и целевых виктимологических исследований самого различного плана — о личности, поведении потерпевших, характере их взаимоотношений с правонарушителями и правоохранительными органами, о масштабах вредных последствий и т. д. Результаты таких исследований позволят в значительной мере восполнить проблемы статистической информации и повышают уровень достоверности представлений о формах и масштабах виктимизации. Вот почему повышение достоверности статистической базы, изменение форм статистического учета и включение в них дифференцированных сведений о потерпевших от преступлений являются одним из важнейших направлений на пути к созданию стройной системы виктимологической профилактики насильственных преступлений. Как уже отмечалось, меры, направленные на виктимологическую профилактику, на защиту реальных потенциальных жертв преступных посягательств, должны быть связаны с созданием самостоятельной целевой программы, тесно увязанной с программой борьбы с преступностью, но никак не сводимой к ней. Проведенное исследование, как и исследования других авторов, подтвердило вывод о том, что основная масса таких тяжких насильственных преступлений (как убийства и причинение тяжкого вреда здоровью) — это традиционные преступления, совершаемые на почве межличностных конфликтов в сфере быта и досуга (в том числе на почве семейных конфликтов). Несмотря на определенные изменения всего уклада современной жизни, такие преступления и их механизмы в целом сохранили свою типичность, однако необходимость совершенствования форм и методов их профилактики не только не снизилась, но стала еще более актуальной. Поэтому на фоне крайне неблагоприятной динамики насильственных преступлений сегодня еще более остро стоит вопрос о создании таких специализированных комплексных социальных программ, как, например, программы оздоровления семьи и быта, важной частью которых должны стать профилактика и борьба с пьянством и алкоголизмом. Особое значение при этом имеет комплекс мер, направленных на сдерживание криминогенного потенциала молодежи и подростков, на социальную поддержку студентов и учащихся системы профтехобучения, с тем, чтобы они не решали свои проблемы противоправными способами, чтобы оздоровить их быт и досуг, чтобы выстраивать нормальный стиль поведения и взаимоотношений в среде молодежи <11>. ——————————— <11> Криминологическая характеристика убийств. М., 2003. С. 39 — 40, 51 — 52 и др.

Среди других мер такого рода представляется весьма актуальным развитие традиционных форм, а также расширение сети социальных институтов, основным содержанием деятельности которых явилось бы предотвращение насилия в семейной сфере; разработка правовых гарантий вмешательства в кризисные ситуации в семейно-бытовой сфере и оказание соответствующей помощи семьям с криминогенной ситуацией созревших конфликтов. Важным шагом в этом направлении должно стать принятие самостоятельного закона о предотвращении насилия в семье. Более широкая концептуальная основа такого рода законопроекта и планируемых в связи с этим мер содержится в Декларации ООН об искоренении насилия в отношении женщин, принятой Резолюцией 48/104 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 года <12>. Декларация ООН ставит перед государствами безотлагательную задачу — разработать национальные планы действий для обеспечения защиты женщин от любых форм или включить соответствующие положения в уже существующие правовые акты. ——————————— <12> Как создать кризисный мир для женщин. М., 2005. С. 107 — 114.

В криминологической литературе, а также в публикациях различных средств массовой информации уже накоплен достаточно большой массив информации о зарубежном и отечественном опыте создания первых кризисных центров, приютов (убежищ) для жертв насилия, телефонов доверия, консультационных пунктов и других форм работы с потерпевшими <13>, которые стали психологической формой помощи жертвам насильственных преступлений. ——————————— <13> Квашис В. Е., Вавилова Л. В. Зарубежное законодательство и практика защиты жертв преступлений. М., 1996. С. 22 — 37; Корнев В. Убежище от разбушевавшихся мужей // Известия. 26 марта 1998; Как создать кризисный центр для женщин. М., 1995.

Эффективное использование средств массовой информации, совершенствование форм и методов правовой пропаганды также имеют большое воспитательное и профилактическое значение в деле предупреждения насильственных преступлений и защиты потенциальных и реальных жертв насилия. К сожалению, в последние годы взаимодействие правоохранительных органов со средствами массовой информации пока ограничивается сообщениями о совершенных преступлениях и обращение за помощью в деле розыска преступников. Эффективное использование средств массовой информации тесно связано и с пропагандой правовых знаний, с повышением правовой культуры общества, со снижением как никогда высокого уровня нигилизма. Возможно расширение функций подразделений службы профилактики либо создание специальных подразделений, на которые будет возложена виктимологическая профилактика потенциальных жертв насильственных преступлений. Сегодня самостоятельной специализированной службы, ответственной за профилактику виктимного поведения, в центре и на местах нет, как нет и сколь-либо детальной регламентации этой деятельности в самом профилактическом законодательстве. В настоящее время имеется законодательное закрепление мер государственной защиты жертв и свидетелей преступлений — это неразглашение сведений о защищаемых лицах; при необходимости рассмотрение уголовных дел в закрытом судебном заседании; прослушивание телефонных переговоров защищаемых лиц; выдача им оружия и других средств индивидуальной защиты; предоставление другого жилища и другой работы, замена документов и другие специальные меры обеспечения безопасности, а также меры ответственности должностных лиц за нарушение требований по их обеспечению. Это, конечно, позволит избавить указанных лиц от огромного давления, оказываемого на них преступными сообществами, особенно по крупным делам о тяжких насильственных преступлениях, устранить их правовую, физическую и социальную незащищенность и во многом переломить криминальную ситуацию. Однако одного Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» недостаточно для успешной виктимологической профилактики. В контексте указанных соображений следовало бы, на наш взгляд, положительно решить вопрос о разработке и принятии федерального законодательства, касающегося предупреждения преступлений, в рамках которого необходимо уделить внимание и виктимологической профилактике.

——————————————————————