На даче можно будет жить с пропиской

(Смородинов М., Воронецкий И., Афанасьева А.)

(«Жилищное право», 2013, N 8)

НА ДАЧЕ МОЖНО БУДЕТ ЖИТЬ С ПРОПИСКОЙ

М. СМОРОДИНОВ, И. ВОРОНЕЦКИЙ, А. АФАНАСЬЕВА

Законопроектом Минрегиона предлагается исключить ограничения прав граждан на регистрацию в индивидуальном жилом доме на садовом или дачном земельном участке. Принятие законопроекта позволит гражданам возводить на садовых и дачных земельных участках индивидуальные жилые дома и регистрироваться в них по месту жительства. Идея разрешения прописки на дачных участках была одобрена правительственной комиссией.

Отметим, что Конституционный Суд признал подобный запрет неконституционным еще пять лет назад. В Постановлении КС указано, что запрет на прописку признан неконституционным «в той части, в какой ею ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов».

Смородинов Максим, председатель Самарской коллегии адвокатов «Эгида», кандидат юридических наук.

Несмотря на то что целью института регистрации является административный учет, позволяющий обеспечить необходимые условия для реализации гражданами РФ их прав и свобод, а также исполнение ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, а сама регистрация, согласно позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1998 N 4-П, носит уведомительный характер, действующее законодательство, а именно ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 N 5242-1 (далее по тексту — Закон Российской Федерации о праве граждан на свободу передвижения), предусматривает обязанность граждан регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

При этом, согласно ст. 27 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации о праве граждан на свободу передвижения ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

Норма абзаца второго ст. 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998 N 66-ФЗ, определяя садовый земельный участок как земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха, с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.04.2008 N 7-П была признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той части, в какой ей ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов.

Аналогичным образом, абзац второй ст. 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2011 N 13-П был признан неконституционным в той части, в какой им исключается возможность регистрации граждан по месту жительства в принадлежащих им на праве собственности жилых строениях, которые пригодны для постоянного проживания и расположены на садовых земельных участках, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения.

Очевидно, что вышеназванная норма Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» ограничивает конституционные права множества граждан, фактически проживающих в возведенных на садовых земельных участках жилых строениях, принадлежащих им на законных основаниях и являющихся для них единственно возможными местом жительства, в связи с чем проект Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения правового режима использования садовых, огородных и дачных земельных участков», представленный Министерством регионального развития Российской Федерации, является положительным шагом в рассматриваемой сфере.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1998 N 4-П право граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Соответственно, проект Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения правового режима использования садовых, огородных и дачных земельных участков» не просто в полной мере соответствует Конституции РФ, но и устраняет противоречия, существующие в действующем в РФ законодательстве.

Также необходимо учитывать, что ст. 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (далее по тексту — КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа за проживание по месту пребывания или по месту жительства гражданина РФ без соответствующей регистрации.

Норма абзаца второго ст. 1 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», исключающая в настоящий момент право граждан, проживающих в возведенных на садовых земельных участках жилых строениях, являющихся для них единственно возможным местом жительства, на регистрацию в них по месту пребывания (жительства), фактически либо делает неприменимой ст. 19.15 КоАП РФ, либо влечет незаконное привлечение к административной ответственности лиц, для которых такой жилой дом является единственно возможным местом для проживания, что также говорит не просто о положительности, но и о необходимости изменений, предусмотренных проектом Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения правового режима использования садовых, огородных и дачных земельных участков».

Воронецкий Иван, заместитель директора ООО «1-й Консалт Центр».

Принятие законопроекта позволит реализовать нормы конституционного права граждан на выбор места жительства в пределах Российской Федерации, которые на сегодняшний день в нужной мере не реализованы: граждане РФ то и дело сталкиваются с ущемлениями этого права (в том числе с невозможностью прописаться в домах, которые приобретают граждане в пределах садоводств). Согласно законодательству такой дом не может быть признан жилым даже при соответствии нормам, и, как следствие, граждане не могут получить прописку по месту жительства, которая в настоящее время крайне необходима как минимум для получения социального обеспечения. Это ограничение вынуждает граждан обходить закон путем прописки в жилом помещении у других лиц, что зачастую влечет ряд сложностей и дополнительные расходы, которые ни чем не обусловлены, а в ином случае просто остаться в городском жилье, отказавшись от переезда на дачные и садовые участки. Возможность прописаться на дачном/садовом участке в первую очередь «разгрузит» города, что может повлечь снижение стоимости жилья, а также развитие инфраструктуры садоводств, что является очень важным аспектом в процессе благоустройства жизни граждан нашей страны.

Афанасьева Анна, юрист компании «Хренов и Партнеры».

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 N 7-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобами ряда граждан» абз. 2 ст. 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов, признан не соответствующим частям 1 и 2 ст. 19, ч. 1 ст. 27 и ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации.

Законом Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.

С учетом изложенного любой гражданин Российской Федерации имеет право на обращение в органы регистрационного учета с заявлением о регистрации его по месту жительства для рассмотрения данного вопроса в соответствии с установленным порядком.

Гражданский кодекс Российской Федерации признает местом жительства гражданина место, где он постоянно или преимущественно проживает (п. 1 ст. 20), и определяет право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства как личное неимущественное право гражданина (п. 1 ст. 150), при этом Жилищный кодекс Российской Федерации в ч. 4 ст. 1 устанавливает, что граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

В этой связи запрет на регистрацию в пригодных для постоянного проживания жилых строениях, принадлежащих гражданам на праве собственности и расположенных на садовых земельных участках, которые относятся к землям сельскохозяйственного назначения, вынуждает их либо регистрироваться не по месту фактического проживания, либо вообще лишает их возможности встать на регистрационный учет по месту жительства, что может повлечь привлечение к административной ответственности и, по сути, прямо противоречит основной публичной цели института регистрации — информирования гражданином государства, в том числе в законных интересах других лиц, о своем реальном месте жительства.

Кроме того, Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не связывает право на регистрацию по месту жительства ни с определенным имущественным правом на конкретное жилое строение, ни с определенным целевым назначением земельного участка, на котором оно возведено.

Конституционный Суд Российской Федерации, принимая указанное Постановление от 14.04.2008 N 7-П, определил и особенности его исполнения, указав, в частности, на необходимость внесения изменений в некоторые нормативные акты, в частности в ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Согласно ст. 6 и ч. 2 ст. 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.04.2008 N 7-П является общеобязательным и действует непосредственно.

Тем не менее указанное требование Конституционного Суда Российской Федерации до сих пор исполнено не было.

С учетом изложенного законодательная инициатива Минрегиона является последовательной, обоснованной и направленной на развитие конституционного принципа правового государства, из которого вытекают конкретные требования, рекомендации и запреты в отношении определенных действий органов государства, не позволяющего федеральному законодателю устанавливать правовое регулирование таким образом, чтобы возможный запрет на регистрацию по месту фактического проживания приводил к чрезмерному ограничению права граждан на выбор места жительства и понуждал их к нарушению закона.

——————————————————————