Бег по кругу?

(Облачинский А.)

(«ЭЖ-Юрист», 2013, N 28)

БЕГ ПО КРУГУ?

А. ОБЛАЧИНСКИЙ

Анатолий Облачинский, юрист, г. Москва.

Коррупция — феномен, сопровождающий российскую государственность на всех этапах существования. Искоренить ее, пожалуй, нельзя, но минимизировать — можно. И кажется, государство всерьез приступило к наведению порядка. СМИ регулярно сообщают публике об очередном коррупционном скандале. Причем в последнее время сообщения о такого рода преступлениях приобрели характер цунами: от должностей взяточников, размеров «вознаграждений» рябит в глазах…

От чего ушли — к тому пришли

Коррупция известна с давних времен. О ней много сказано и в древнеримском праве. Так, в законодательстве Древнего Рима термин «коррупция» обозначал факт изменения за деньги показаний в суде или просто подкуп судьи. О коррупции упоминается и в библейских источниках. Например, в Книге премудрости Иисуса сына Сирахова отец наставляет сына: «Не лицемерь перед устами других и будь внимателен к устам твоим… Да не будет рука твоя распростерта к принятию…» Коррупция оставила свой след и в литературе. В своей знаменитой «Божественной комедии» Данте писал: «Там лишь Бонуро не живет за взятки, там «нет» на «да» меняю за казну».

Появление феномена под названием «коррупция» связывают с моментом, когда произошло обособление функций управления жизнью общества и у управленца (чиновника) появилась возможность распоряжаться казенным имуществом не в интересах социума, а в своих личных.

Историю российской государственности феномен коррупции не обошел стороной. Становлением коррупции принято считать период возникновения Киевской Руси, а это IX — X века. Тогда коррупция называлась «кормлением», которое было общепризнанным явлением. Так, князь направлял своих наместников в земли без содержания, но с огромными полномочиями, за которые местное население их в прямом смысле кормило. Данный период характеризовался колоссальными взятками и злоупотреблениями со стороны наместников князя. В эпоху Киевской Руси коррупция была законным видом деятельности для чиновников.

Впоследствии коррупция в России приобрела системный характер и государственные чиновники, наместники и воеводы выполняли свою работу лишь за определенные подношения. Постепенно эпоха «кормления» перешла в эпоху «мздоимства». За любую услугу, оказанную чиновником, ему полагалась определенная мзда.

Мздоимство являлось общеустановленной нормой, если представитель не нарушал закон. Взятие мзды за незаконную деятельность называлось «лихоимством», и за это была установлена ответственность. В таком виде коррупция просуществовала до Петра I, который стал с ней нещадно бороться. Он установил постоянное жалованье для чиновников, а взятка стала считаться преступлением. Далее Петр I ужесточил ответственность и даже ввел смертную казнь за особо крупные взятки. Но, несмотря на все прогрессивные нововведения, коррупция так и осталась основным источником дохода чиновников, в особенности низкого ранга.

В эпоху крепостного права, когда подношения хозяину были самым обычным делом, ген коррупции, по всей видимости, и был окончательно вживлен в ДНК государства.

Так называемые лихие 90-е вернули Россию в эпоху Киевской Руси. В этот период власть отличалась особой коррумпированностью и взяточничеством. Между преступными группировками и чиновниками наблюдалось активное взаимодействие: они охотно за определенную мзду лихо оказывали самые разные услуги.

Западный опыт

Россия в настоящее время сосредоточивает основные усилия на том, чтобы ограничить проявления коррупции путем создания финансовой прозрачности государственных ведомств и личных средств представителей власти.

В поисках эффективных методов борьбы с коррупцией надо воспользоваться опытом стран Запада. Во многом это поможет решить поставленные задачи.

В западной литературе под коррупционным преступлением понимается деяние, имеющее признаки коррупции, за которое установлены дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Уровень коррумпированности власти в странах Запада измеряется ежегодно. Индекс коррупции рассчитывается международным институтом Transparency International (Международное движение противодействия коррупции).

Как показали исследования Transparency International, проведенные по итогам 2012 года, лидерами антикоррупционного рейтинга стали Новая Зеландия, Дания и Финляндия. Худшие показатели среди стран Запада имеет Греция, а самыми коррумпированными странами мира остаются Северная Корея, Афганистан и Сомали. Что касается России, то среди стран «Большой двадцатки» она признана самой коррумпированной и заняла последнее место. Наиболее влиятельные страны Западной Европы, такие как Франция, Германия, Испания и т. д., на протяжении многих лет находятся в лидерах настоящего рейтинга. Так как им это удается?

Во Франции коррупцией признается явление, позволяющее должностным лицам государственной власти в силу их полномочий получать неконтролируемые доходы. Главными детерминантами коррупции во Франции являются: урбанизация, децентрализация власти и интернационализация экономических связей. Своеобразным оправданием французской коррупции можно назвать низкие зарплаты чиновников, которые не соответствуют реальной сфере ответственности. В конце 1990-х годов административный аппарат Франции был сильно поражен коррупцией. Для преодоления негативных тенденций была создана Комиссия по деонтологии государственной службы, в задачи которой входит оценка возможной коррумпированности будущего чиновника. Таким образом, Франция пошла по пути предупреждения, а не пресечения коррупционной составляющей.

Значительный рост коррупции в аналогичный период наблюдался и в Германии. Это обусловило принятие в 1997 году Закона «О борьбе с коррупцией». Настоящий Закон ограничил экономическую активность действующих чиновников. Им стало запрещено получать иные доходы, не связанные с профессиональной деятельностью, а также было введено ужесточение ответственности за непредставление деклараций о своих доходах. В соответствии с настоящим Законом органы противодействия коррупции Германии получили весьма широкие полномочия по мониторингу доходов и имущества государственных служащих, в особенности тех, которые непосредственно оказывают государственные услуги.

Для борьбы с коррупцией Правительство Испании в 1995 году создало Прокуратуру по борьбе с экономическими преступлениями, связанными с коррупцией. Данная Прокуратура имеет все средства и полномочия по контролю работы государственных служащих. Ее работа направлена на расследование особо опасных коррупционных преступлений. Одно только упоминание данного органа наводит на испанских казнокрадов страх.

В Чехии создана государственная концепция по борьбе с коррупцией, в соответствии с которой реализованы механизмы административно-правового предупреждения и пресечения коррупции. В Чехии с коррупцией борется специальный комитет по охране экономических интересов во главе с премьер-министром. В данном комитете есть представители всех силовых структур Чехии. Таким образом, чехи приняли решение бороться с коррупцией всем миром.

Интересным является опыт Китая. Каждому гражданину, который представит информацию о взяточничестве чиновника, выплатят премию. При этом размер вознаграждения зависит от объема конфискованного имущества по уголовному делу о коррупции.

В завершение обобщения опыта противодействия коррупции в странах Запада необходимо отметить, что полностью преодолеть данное явление практически невозможно. Однако наш анализ позволяет доказать, что ряд стран Запада добились высоких результатов в борьбе с коррупцией.

Нас ждут реформы

Сегодня все более очевидным становится тот факт, что коррупция в России оказывает разрушительное воздействие на социальные процессы, протекающие в обществе. Многие отечественные ученые подчеркивают, что для настоящей России коррупция — это уже не феномен, а реакция населения на глухоту власти. Прежде всего коррупции подвержен административный аппарат государственной службы. Коррупционные преступления, совершаемые государственными служащими, подчеркивают слабость государственного управления.

Как показала многовековая практика борьбы с коррупцией, она возникает там, где функции и полномочия чиновника не имеют четкого определения. Наибольшему коррупционному риску подвержены государственные служащие, исполняющие контрольно-надзорную работу.

Основой противодействия коррупции в России могут стать полная открытость и доступность информации о финансовом состоянии государственных служащих. Вместе с тем законодательство несовершенно и позволяет оформлять чиновникам «не совсем законные доходы» на своих близких и дальних родственников. Основой современного антикоррупционного законодательства должен стать положительный опыт западных стран.

В целом реформирование антикоррупционного законодательства в сфере государственной службы должно быть направлено на ужесточение ответственности за коррупционные преступления, на профилактику и предупреждение коррупционной составляющей. В настоящее время антикоррупционную работу в ведомствах ведут внутренние службы. Вероятно, введение единого антикоррупционного органа может существенно повлиять на общее улучшение коррупционного климата в России. Задачами единого органа должны стать: формирование единой государственной антикоррупционной политики, создание правового поля, отвечающего реалиям сегодняшнего дня, лоббирование ужесточения ответственности за коррупционные преступления, активная работа со СМИ.

КСТАТИ

ВС РФ вернулся к вопросу о взятках

Олег Пшеницын, газета «ЭЖ-Юрист».

На сайте ВС РФ 10 июля 2013 года было размещено Постановление Пленума ВС РФ от 09.07.2013 N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях». В документе нашли свое развитие многие положения Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» (с изменениями от 06.02.2007, от 23.12.2010 и от 22.05.2012), а также сформулирован ряд новых правовых позиций.

Пленум ВС РФ дал разъяснения судам в связи с вопросами, возникающими при рассмотрении уголовных дел о взяточничестве (ст. ст. 290, 291 и 291.1 УК РФ), и об иных связанных с ним преступлениях, в том числе коррупционных (в частности, предусмотренных ст. ст. 159, 160, 204, 292, 304 УК РФ).

При рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных ст. 290 УК РФ, судам необходимо иметь в виду, что в этой статье установлена ответственность за получение взятки:

— за совершение должностным лицом входящих в его служебные полномочия действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц;

— способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению указанных действий (бездействия);

— общее покровительство или попустительство по службе;

— совершение должностным лицом незаконных действий (бездействия).

Судам следует иметь в виду, что при получении взятки за общее покровительство или попустительство по службе конкретные действия (бездействие), за которые она получена, на момент ее принятия не оговариваются сторонами «сделки», а лишь осознаются ими как вероятные, возможные в будущем. Общее покровительство по службе может проявляться, в частности, в необоснованном назначении подчиненного, в том числе в нарушение установленного порядка, на более высокую должность, во включении его в списки лиц, представляемых к поощрительным выплатам. К попустительству по службе относится, например, согласие должностного лица контролирующего органа не привлекать к ответственности взяткодателя в случае выявления совершенного последним нарушения.

Относящиеся к общему покровительству или попустительству по службе действия (бездействие) могут быть совершены должностным лицом в пользу как подчиненных, так и иных лиц, на которых распространяются его надзорные, контрольные или иные функции представителя власти, а также его организационно-распорядительные функции.

Пленум ВС РФ обратил внимание, что, если за совершение должностным лицом действий (либо за его бездействие) по службе имущество передается, имущественные права предоставляются, услуги имущественного характера оказываются не лично ему либо его родным или близким, а заведомо другим лицам, в том числе юридическим, и должностное лицо, его родные или близкие не извлекают из этого имущественную выгоду, содеянное не может быть квалифицировано как получение взятки. Например, принятие руководителем государственного или муниципального учреждения спонсорской помощи для обеспечения деятельности данного учреждения за совершение им действий в пользу лиц, оказавших такую помощь. Однако при наличии к тому оснований действия должностного лица могут быть квалифицированы как злоупотребление должностными полномочиями либо как превышение должностных полномочий.

Значит, если лицо, передавшее имущество, предоставившее имущественные права, оказавшее услуги имущественного характера за совершение должностным лицом действий (бездействие) по службе, осознавало, что указанные ценности не предназначены для незаконного обогащения должностного лица либо его родных или близких, содеянное им не образует состава преступления, предусмотренного ст. 291 либо ст. 291.1 УК РФ.

ВС РФ подчеркнул, что судам необходимо исполнять требования закона о строго индивидуальном подходе к назначению наказания лицам, совершившим коррупционные преступления с использованием своего служебного положения. Судам необходимо учитывать при оценке степени общественной опасности содеянного содержание мотивов и целей, значимость обязанностей, которые были нарушены, продолжительность преступных действий (бездействия), характер и тяжесть причиненного вреда, другие фактические обстоятельства и данные о личности виновного.

Если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, судам следует обсуждать вопрос о необходимости назначения виновному в совершении коррупционного преступления лицу дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, имея в виду, что такой вид наказания может быть назначен независимо от того, предусмотрен ли он санкцией уголовного закона, по которому квалифицированы действия осужденного.

——————————————————————