Административно-правовые основы профилактики правонарушений милицией общественной безопасности

(Костенников М. В.) («Административное и муниципальное право», 2008, N 4)

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ МИЛИЦИЕЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

М. В. КОСТЕННИКОВ

Костенников Михаил Валерьевич, доктор юридических наук, профессор Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России.

Профилактика правонарушений — это система социальных, правовых и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений. Деятельность по профилактике правонарушений — это деятельность органов и учреждений системы профилактики правонарушений по применению комплекса социальных, правовых и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений. Правовую основу профилактики правонарушений составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, в частности УК, КоАП РФ, указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъектов Федерации. Для эффективности профилактики правонарушений профилактические мероприятия должны основываться на следующих принципах: — обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов граждан от противоправных действий (бездействия); — предупреждения правонарушений, выявления и устранения причин и условий, способствующих их совершению; — координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций и граждан в области профилактики правонарушений; — обеспечения участия граждан в профилактике правонарушений, воспитания граждан в духе соблюдения законности и правопорядка; — предупреждения безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявления и устранения причин и условий, способствующих этому; — обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, а также социально-педагогическая реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; — выявления и пресечения случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. Приоритетные направления в деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений: — создание системы социальной профилактики правонарушений, направленной на активизацию борьбы с преступностью, наркоманией, пьянством, алкоголизмом, незаконной миграцией, ресоциализацию лиц, освободившихся из мест лишения свободы; — выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений; — совершенствование нормативной правовой базы по профилактике правонарушений; — противодействие терроризму; — профилактика экстремистской деятельности; — повышение уровня обеспечения правопорядка и общественной безопасности на улицах, в местах массового пребывания и отдыха граждан и иных общественных местах; — защита объектов социальной сферы, городского общественного наземного транспорта и метрополитена; — охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства при пожарах и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; — усиление контроля за миграционными потоками, снижение количества незаконных мигрантов; — профилактика наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду. Примечание. Для профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, необходимы разработка и осуществление органами государственной власти при взаимодействии с территориальными органами внутренних дел и иными органами, некоммерческими организациями и гражданами мероприятий, направленных на снижение уровня злоупотребления наркотическими средствами и их незаконного оборота, сокращение уровня преступности и правонарушений, связанных с наркоманией и незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Для профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, необходимо осуществление следующих мероприятий: — организация системы ранней диагностики химической зависимости представителей групп риска и лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с обеспечением безопасности жизни и здоровья граждан; — обеспечение доступности мероприятий по профилактике злоупотребления наркотическими средствами, лечению и реабилитации наркозависимых лиц; — внедрение новых методов и средств лечения, а также медицинской и социально-психологической реабилитации больных наркоманией; — снижение доступности наркотических средств для незаконного их потребления; — организация системного мониторинга наркоситуации, обеспечивающего эффективный контроль за злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом; — организация антинаркотической пропаганды; — профилактика правонарушений среди лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы. Профилактика правонарушений среди лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы, осуществляется органами и учреждениями системы профилактики правонарушений посредством: ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы; разъяснения существующего порядка по оказанию социальной и правовой помощи указанным категориям лиц; оказания лицам, освобожденным из мест лишения свободы, содействия в восстановлении утраченных документов, трудоустройстве, получении жилья; оказания психологической помощи; — профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В целях профилактики правонарушений несовершеннолетних необходимо создание правовых и социальных гарантий для несовершеннолетних; материально-техническое, финансовое, научно-методическое, кадровое обеспечение органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; — профилактика правонарушений должна включать в себя охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, а также защиту интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий; — в целях профилактики правонарушений необходимо улучшение информационного обеспечения деятельности органов и учреждений системы профилактики правонарушений. Особо необходимо отметить возможности профилактики правонарушений в сфере экономики. Профилактика правонарушений в сфере экономики должна осуществляться в целях обеспечения экономической безопасности, защиты прав и законных интересов собственников имущества, акционеров (участников) хозяйственных обществ, защиты интеллектуальной собственности, содействия развитию цивилизованного корпоративного поведения и благоприятного инвестиционного климата в Российской Федерации. Профилактика правонарушений в сфере экономики осуществляется посредством: — организации взаимодействия органов государственной власти, правоохранительных, налоговых и иных органов, а также организаций по вопросам, касающимся создания условий для обеспечения экономической безопасности; — разработки комплекса мероприятий по противодействию организованной преступности, осуществляющей противозаконную деятельность в сфере экономики; — мониторинга и анализа информации об использовании недобросовестных методов, приводящих к ухудшению инвестиционного климата.

Основные обязанности служб милиции общественной безопасности по предупреждению преступлений

Участковые уполномоченные милиции: — предотвращают и пресекают преступления и административные правонарушения; выявляют обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимают меры к устранению данных обстоятельств; — постоянно взаимодействуют с сотрудниками подразделений органов внутренних дел в предупреждении преступлений против жизни и здоровья граждан, хозяйственных и должностных преступлений, а также преступных посягательств против собственности; — устанавливают среди проживающих на обслуживаемом участке лиц, незаконно изготавливающих, приобретающих, хранящих, перевозящих, пересылающих и сбывающих наркотические средства, а также занимающихся незаконным посевом или выращиванием запрещенных к возделыванию наркотикосодержащих культур; — проверяют в медицинских учреждениях и на иных объектах обслуживания состояние хранения, учета и отпуска наркотикосодержащих средств, наличие и состояние охранно-пожарной сигнализации и других специальных защитных средств. При необходимости проводят эти мероприятия совместно с сотрудниками криминальной милиции, вневедомственной охраны, службы противопожарных и аварийно-спасательных работ, органов здравоохранения. О выявленных недостатках докладывают начальнику милиции общественной безопасности; — выявляют лиц, нарушающих установленные правила торговли винно-водочными изделиями, изготавливающих и хранящих с целью сбыта без специального разрешения (лицензии) спиртные напитки, а также пиво. Принимают меры по привлечению таких лиц к установленной законом ответственности; — устанавливают притоны и лиц, предоставляющих помещения для употребления наркотиков, занятия токсикоманией, распития спиртных напитков и разврата, вовлекающих несовершеннолетних в пьянство, наркоманию и преступную деятельность; принимают меры по привлечению таких лиц к установленной законом ответственности; — оформляют материалы для решения вопроса о направлении в лечебно-трудовые профилактории и специальные наркологические отделения наркоманов и хронических алкоголиков, систематически нарушающих общественный порядок либо ущемляющих законные права других лиц на почве пьянства и наркомании; — контролируют соблюдение лицами, имеющими судимость, установленных в отношении их в соответствии с действующим законодательством ограничений; — оказывают правовую и иную консультативную помощь населению на территории обслуживания, информируют его о способах и средствах правомерной защиты от преступных посягательств; — применяют предусмотренные законодательством меры воздействия к лицам, совершающим административные правонарушения или преступления, не представляющие большой общественной опасности, в целях предупреждения совершения этими лицами тяжких преступлений; — контролируют соблюдение гражданами и должностными лицами предприятий, учреждений и организаций на обслуживаемой территории установленных правил хранения огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых материалов; — активно используют возможности населения и общественности на территории обслуживания в работе по предупреждению преступлений. Подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних: — проводят работу по предупреждению преступлений среди несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы; осужденных к лишению свободы условно либо с отсрочкой исполнения приговора; несовершеннолетних, совершивших преступления, но освобожденных от уголовной ответственности в связи с применением мер общественного воздействия либо административного взыскания или вследствие акта об амнистии; несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность; несовершеннолетних, обвиняемых в совершении преступлений и не заключенных под стражу в период предварительного следствия; несовершеннолетних, вернувшихся из специальных учебно(лечебно)-воспитательных учреждений; несовершеннолетних, систематически совершающих правонарушения, влекущие наложение административных взысканий; — принимают меры по укреплению взаимодействия с органами социальной защиты, занятости населения, образования, здравоохранения, трудовыми коллективами, общественными объединениями, благотворительными и иными фондами в работе по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних; — оказывают содействие в раскрытии преступлений при наличии достаточных оснований предполагать, что они совершены несовершеннолетними. С этой целью выявляют несовершеннолетних с устойчивым противоправным поведением, информируют о них сотрудников криминальной милиции; — вызывают несовершеннолетних, родителей, лиц, их заменяющих, а также приглашают иных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве милиции, для выяснения обстоятельств, связанных с правонарушениями подростков, получают от них необходимые объяснения, сведения, справки, документы; — посещают несовершеннолетних правонарушителей по месту их жительства, учебы, работы; проводят профилактические беседы с ними, родителями и иными лицами, отвечающими за воспитание и поведение подростков; — задерживают и доставляют несовершеннолетних в приемники-распределители для несовершеннолетних по основаниям, предусмотренным действующим законодательством и нормативными актами МВД России; — производят предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством действия по материалам в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста привлечения их к уголовной ответственности; — в соответствии с действующим законодательством осуществляют меры по контролю за несовершеннолетними, осужденными к лишению свободы условно или с отсрочкой исполнения приговора; — в неотложных случаях направляют детей и подростков, оставшихся без родительского попечения, в учреждения органов социальной защиты населения, здравоохранения, образования; — выносят предложения в органы социальной защиты, занятости населения, образования об оказании несовершеннолетним правонарушителям помощи в социально-бытовом устройстве, а также в органы здравоохранения для оказания медицинской помощи несовершеннолетним правонарушителям, употребляющим спиртные напитки, наркотические, психотропные и другие средства, влекущие одурманивание; — направляют в государственные органы, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения информацию об обстоятельствах, способствующих правонарушениям подростков, и предложения по устранению этих обстоятельств; — оказывают в пределах своей компетенции помощь гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям по вопросам предупреждения правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов. Подразделения патрульно-постовой службы милиции: — предупреждают преступления на постах и маршрутах патрулирования; — осуществляя патрульно-постовую службу, проверяют наиболее вероятные места совершения преступлений, укрытия и концентрации лиц с устойчивым противоправным поведением; — взаимодействуют с участковыми инспекторами, инспекторами по делам несовершеннолетних, инспекторами дорожно-патрульной службы ГАИ, общественностью в решении вопросов предупреждения преступлений и административных правонарушений; — пресекают административные правонарушения и принимают меры к задержанию правонарушителей и их доставлению в дежурную часть органа внутренних дел; — предупреждают граждан о недопустимости совершения противоправных действий, информируют их о правовых последствиях этих действий; — выявляют условия, способствующие совершению преступлений на улицах и в других общественных местах, информируют о них дежурного по горрайлиноргану и непосредственных руководителей; — осуществляют разъяснительную работу среди граждан и должностных лиц по обеспечению сохранности на улицах и в других общественных местах имущества собственников; — пресекают правонарушения со стороны несовершеннолетних на улицах, выявляют места концентрации преступных групп подростков, а также устанавливают лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность, занятие проституцией или азартными играми, в потребление наркотических, лекарственных и других дурманящих средств, доводящих до состояния опьянения. Подразделения лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью: — в соответствии с действующим законодательством выдают организациям, предприятиям и учреждениям разрешения на приобретение, хранение и перевозку огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых материалов, функционирование стрелковых тиров, стрельбищ, охотничье-спортивных стендов; — выдают в установленном порядке гражданам разрешения на приобретение, хранение гражданского оружия, осуществляют его перерегистрацию; — направляют при необходимости запросы в соответствующие учреждения, информационные центры для решения вопроса о допуске лиц к работам в организациях, на предприятиях, связанным с приобретением, хранением, учетом, использованием, охраной и перевозкой огнестрельного оружия, взрывчатых материалов, а также при принятии решения о выдаче лицензии на приобретение гражданского оружия в личное пользование граждан; — осуществляют контроль за соблюдением установленных правил обращения оружия и боеприпасов к нему, функционированием организаций, подпадающих под разрешительную систему; принимают меры по предупреждению и пресечению выявленных нарушений; — оформляют разрешения на провоз через Государственную границу Российской Федерации огнестрельного, газового оружия и взрывчатых материалов; — выдают лицензии на право торговли гражданским оружием предприятиям, специально созданным для этих целей; — осуществляют контроль за частной детективной и охранной деятельностью, выявляют охранно-сыскные предприятия, службы безопасности и конкретных лиц, оказывающих услуги клиентам без получения лицензий и регистрации в соответствующих органах, принимают меры по пресечению их незаконных действий; — проводят проверку контрактов и договоров, заключаемых частными детективными охранными предприятиями (объединениями) с клиентами, для установления соответствия их деятельности учредительным документам, требованиям законодательных и иных нормативных актов; — обеспечивают постоянный контроль за использованием в частной детективной и охранной деятельности огнестрельного оружия и специальных средств, порядком его приобретения и хранения в соответствии с действующим законодательством. Подразделения Государственной автомобильной инспекции: — выявляют незарегистрированные, не прошедшие технический осмотр, технически неисправные и числящиеся в розыске автомототранспортные средства, а также водителей, пешеходов и других участников движения, нарушающих Правила дорожного движения, водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения или болезненном состоянии, без водительских, регистрационных и других предусмотренных Правилами дорожного движения документов, а равно с признаками их подделки; — проводят, в том числе с использованием средств массовой информации, профилактическую работу по предупреждению угонов и краж автомототранспорта, взаимодействуют с аппаратами уголовного розыска по борьбе с угонами и кражами автомототранспортных средств; — выявляют причины и условия, способствующие совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушению Правил дорожного движения, иных противоправных действий в сфере дорожного движения, принимают меры в пределах своей компетенции по их устранению; — осуществляют государственный контроль за соблюдением требований правил, нормативов и стандартов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе правил содержания автомобильных дорог, дорожных сооружений и железнодорожных переездов в безопасном для дорожного движения состоянии; — проверяют в установленном порядке знание водителями транспортных средств Правил дорожного движения, наличие навыков управления транспортным средством, направляют водителей на медицинское освидетельствование для подтверждения их способности к управлению транспортными средствами, совместно с другими органами государственного управления принимают меры к совершенствованию условий дорожного движения, предупреждению дорожно-транспортных происшествий. Подразделения вневедомственной охраны: — осуществляют оперативное реагирование на срабатывание охранной сигнализации, установленной на объектах собственности, пресечение краж и задержание лиц, их совершающих; — обеспечивают пресечение преступлений и административных правонарушений в зоне действия постов и маршрутов патрулирования нарядов милиции вневедомственной охраны, своевременную передачу информации о совершаемых правонарушениях в дежурные части территориальных органов внутренних дел; — совместно с собственниками и территориальными подразделениями государственного пожарного надзора производят обследование состояния технической укрепленности охраняемых объектов; составляют акты обследования с указанием сроков устранения выявленных недостатков; — осуществляют меры по внедрению на охраняемых объектах средств охранно-пожарной сигнализации, в том числе промышленного телевидения; — осуществляют на охраняемых объектах установленный пропускной режим, контроль за ввозом и вывозом товарно-материальных ценностей. Проводят мероприятия по оборудованию контрольно-пропускных пунктов турникетами, эстакадами, помещениями для досмотра, а также приборами и приспособлениями для обнаружения похищенной продукции; — взаимодействуют с другими службами органов внутренних дел в выявлении и перекрытии каналов хищений, пресечении посягательств на охраняемую собственность, нарушений общественного порядка и задержании правонарушителей; — создают оперативные группы по борьбе с мелкими хищениями собственности; — с участием заинтересованных служб органов внутренних дел осуществляют инспектирование ведомственной охраны предприятий, учреждений и организаций, вносят инициативные предложения и осуществляют мероприятия по передаче этих объектов под вневедомственную охрану; — проводят мероприятия по предупреждению краж личного имущества граждан, улучшению взаимодействия с нарядами патрульно-постовой службы милиции, оперативно-поисковыми группами по борьбе с квартирными кражами; — во взаимодействии с другими службами органов внутренних дел организуют разъяснительную работу среди населения по обеспечению сохранности личного имущества граждан. Производят оборудование средствами сигнализации и охрану на договорной основе квартир и других мест хранения имущества собственников. Сопровождают грузы, а также оказывают иные услуги по усилению защиты имущества от преступных посягательств; — взаимодействуют с жилищно-коммунальными службами по защите подъездов жилых домов от проникновения посторонних лиц, оборудованию их переговорно-замочными устройствами (домофонами), кодовыми замками и иными техническими устройствами. Специализированные подразделения (отделы, отделения, группы) осуществляют: — сбор, обобщение и анализ информации о состоянии оперативной обстановки на обслуживаемой территории и объектах, структуре, динамике и уровне преступности, тенденциях ее развития; — подготовку на основе проведенного анализа предложений начальнику горрайлиноргана о мерах совершенствования работы по предупреждению преступлений и адекватному реагированию на состояние криминогенной обстановки; — организацию и проведение комплексных и целевых оперативно-профилактических мероприятий по предупреждению преступлений и правонарушений; — подготовку обобщенных информаций в органы местного самоуправления о необходимости устранения причин и условий совершения преступлений, в том числе в связи с незащищенностью, неудовлетворительной укрепленностью вероятных объектов преступного посягательства; — постоянное взаимодействие с соответствующими государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, благотворительными и иными фондами, общественными объединениями по активизации их участия в решении вопросов социальной профилактики правонарушений, со средствами массовой информации; — анализ и комплексную оценку результатов работы горрайлиноргана внутренних дел по предупреждению преступлений. Специализированные подразделения органов внутренних дел на транспорте осуществляют также: — обобщение практики предупреждения преступлений в сфере грузовых и пассажирских перевозок и подготовку соответствующих предложений в инстанции; — взаимодействие с органами управления транспортом по вопросам предупреждения преступлений.

Профилактика административных правонарушений органами внутренних дел

Вступление с 1 июля 2002 г. в законную силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях явилось знаковым событием для административной практики органов внутренних дел. Положение данного законодательного акта позволили органам внутренних дел повысить уровень борьбы с административными правонарушениями на современном этапе. Достаточно сказать, что органам внутренних дел подведомственны дела об административных правонарушениях, содержащихся в 10 из 16 глав Особенной части КоАП Российской Федерации. Правоприменителями КоАП являются практически все должностные лица органов внутренних дел, так или иначе участвующие в обеспечение правопорядка, — от постового милиционера до министра внутренних дел. Реализация положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органам внутренних дел позволяет предупреждать и пресекать значительное количество административных правонарушений в различных сферах социальной действительности. Отмечено, что согласно данным ГИЦ МВД России в 90-х годах прошлого столетия имел место стабильный рост административных правонарушений, выявленных органами внутренних дел. Для сравнения, как нам кажется, уместно привести некоторые статистические данные. Так, в 1989 г. органами внутренних дел было выявлено более 40,5 млн. административных правонарушений, в 1993 г. — свыше 60 млн., причем увеличение числа привлеченных к административной ответственности почти в девять раз превысило прирост населения Российской Федерации <1>. ——————————— <1> См.: Лобзяков В. П. Криминология и административная юрисдикция милиции. М., 1998. С. 15.

А в конце 90-х годов число привлеченных к административной ответственности составило около 72 млн. человек, что дает возможность увидеть явную тенденцию роста числа административных правонарушений, и в настоящее время рост количества административных правонарушений имеет заметный ежегодный прирост. Согласно данным ГИЦ МВД России, органами внутренних дел в 2005 г. было выявлено порядка 60 млн. административных правонарушений, за первое полугодие 2006 г. выявлено уже свыше 40 млн. Из данных цифровых показателей можно сделать вывод о том, что к административной ответственности привлекается каждый четвертый, а то и каждый третий житель России. Такое количество административных правонарушений самым непосредственным образом влияет на уровень правопорядка в стране, создает реальную угрозу безопасности личности и государства. Кроме того, административные правонарушения находятся в диалектической взаимосвязи с уровнем преступности. Данная аксиома находит свое непосредственное подтверждение в практической деятельности органов внутренних дел. Каждый пятый привлекаемый к уголовной ответственности ранее систематически совершал административные правонарушения. Это особенно характерно для правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, правонарушений, посягающих на собственность, общественный порядок и общественную безопасность. Однако в ходе реализации предписаний КоАП Российской Федерации в деятельности органов внутренних дел имеется ряд проблем как объективного, так и субъективного порядка, которые не позволяют пока реализовать весь его правоохранительный потенциал в полном объеме. Так, имеется ряд проблем при квалификации административных правонарушений, посягающих на собственность. Есть и другие составы административных правонарушений, привлечение к ответственности за которые в ряде случаев вызывает затруднение: ст. 5.35 «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»; ст. 6.9 «Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача»; ст. 6.11 «Занятие проституцией»; ст. 6.13 «Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров»; ст. 6.14 «Производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам»; ст. 7.17 «Уничтожение или повреждение чужого имущества»; ст. 7.27 «Мелкое хищение»; ст. 20.1 «Мелкое хулиганство» и др. В этой связи явно назрела необходимость принятия новых законодательных решений, которые позволили бы наиболее эффективно реализовать предписания Особенной части КоАП Российской Федерации в деятельности органов внутренних дел. Следует сказать, что ряд проблем, связанных с реализацией КоАП РФ, нашел свое позитивное разрешение в Постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП Российской Федерации» <2> и от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП Российской Федерации» <3>. Однако названные Постановления не решают всех вопросов реализации КоАП Российской Федерации. ——————————— <2> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 6. <3> Российская газета. 2006. 8 ноября.

Следует сказать, что нуждаются в совершенствовании не только предписания КоАП Российской Федерации, но и практика его реализации в деятельности органов внутренних дел. Данные органов прокуратуры <4> указывают на следующие нарушения, наиболее часто допускаемые сотрудниками милиции: ——————————— <4> См.: письмо Генеральной прокуратуры РФ от 27 февраля 2004 г. N 36-12-2004 «Организация работы прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административных правонарушениях».

К числу наиболее распространенных из них относятся: 1) несоблюдение требований норм законодательства, влекущее за собой как необоснованное привлечение граждан к административной ответственности, так и противоправное фактическое освобождение виновных от установленной законом ответственности; 2) привлечение к административной ответственности лиц, в действиях которых усматриваются признаки уголовно наказуемых деяний; 3) несоблюдение предусмотренных законом сроков давности привлечения к ответственности; 4) составление протоколов и постановлений об административном правонарушении без указания в них всех необходимых сведений и без требуемого разъяснения прав и обязанностей всем участникам производства по делу; 5) неполное выявление всех предусмотренных законом обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении; 6) ошибочная юридическая оценка совершенных действий, неправильное применение квалифицирующих признаков; 7) нарушение установленного законом порядка административного расследования; 8) нарушение порядка административного задержания граждан (в том числе факты необоснованного задержания без составления протоколов, превышения установленных законом сроков задержания и др.); 9) осуществление административного задержания физических лиц должностными лицами, не уполномоченными на это Приказом МВД России <5>, а также незанесение в регистрационный журнал по месту задержания записи о применении этой меры, несоставление протокола об административном задержании; ——————————— <5> См.: Приказ МВД России от 2 июня 2005 г. N 444 «О полномочиях должностных лиц МВД России и ФМС России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 31.

10) содержание задержанного лица в не отведенном для этого месте; 11) осуществление личного досмотра и досмотра вещей должностными лицами, не уполномоченными на проведение таких действий, и др. Все эти и ряд других нарушений существенно затрагивают права и свободы граждан, привлекаемых к административной ответственности, дискредитируют органы внутренних дел и, как следствие этого, ослабляют работу в сфере борьбы с административными правонарушениями. По нашему мнению, для повышения эффективности и совершенствования организации борьбы с административными правонарушениями, которые подведомственны органам внутренних дел, необходимо систематически проводить комплекс мероприятий, направленных на улучшение правовой подготовки сотрудников патрульно-постовой службы милиции, участковых уполномоченных милиции, дежурных по органам внутренних дел и др. На данные занятия целесообразно приглашать судей, которые рассматривают дела об административных правонарушениях, а также прокурорских работников. Это дает возможность приобрести сотрудникам милиции необходимые практические навыки, избежать ошибок при квалификации административных правонарушениях, а также унифицировать правоприменительную практику в сфере реализации КоАП Российской Федерации. Предлагаемые мероприятия в какой-то степени должны помочь усовершенствовать правовые и организационные основы деятельности органов внутренних дел в сфере борьбы с административными правонарушениями, а также обеспечить режим законности в административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел. В настоящее время необходимы методические рекомендации по реализации Общей части КоАП Российской Федерации, так как, как показывает практика, сотрудники милиции не выявляют обстоятельства как смягчающие, так и отягчающие ответственность, что отражается на выборе меры административного наказания, которая не всегда адекватна совершенному административному правонарушению. Данное обстоятельство существенно снижает эффективность применения административных наказаний в деятельности органов внутренних дел.

——————————————————————