Социально-политическая безопасность региона Российской Федерации: состояние и тенденции

(Башкунов А. А.) («Право и политика», 2007, N 8)

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ

А. А. БАШКУНОВ

Башкунов Александр Александрович — аспирант Орловской региональной академии государственной службы.

В современный период глубоких политических и социально-экономических преобразований в России возникают новые общетеоретические и политические проблемы, связанные с развитием государственности, демократизацией и консолидацией регионов в деле достижения социально-политической безопасности общества. Эта задача может быть решена при условии активного сотрудничества и конструктивного взаимодействия государственных и негосударственных организаций, всех прогрессивных сил в русле цивилизованной политико-правовой парадигмы. Без этого условия невозможно оптимизировать взаимодействие субъектов Российской Федерации, их активное сотрудничество в реализации приоритетных национальных проектов и федеральных целевых программ как основы укрепления единства Российской Федерации и политики эффективного административного регионального управления. Современное толкование национальной безопасности Российской Федерации подразумевает способность обеспечения безопасности интересов личности и общества на всех уровнях: международном, государственном, региональном, местного самоуправления. Таким образом, национальная безопасность представляет собой сложный, многоаспектный, многоуровневый феномен, который может рассматриваться как общественное явление, как теория и процесс, как показатель состояния внешних и внутренних интересов государства, интересов регионального сообщества и отдельных групп населения, проживающих в конкретном муниципальном образовании. Ведущая роль в системе обеспечения национальной безопасности принадлежит государству. Эта функция закреплена за ним с момента его создания. Однако, рассматривая проблему обеспечения национальной безопасности федеративного государства, нельзя не отметить, что большое значение в процессе обеспечения его безопасности и составляющих частей (субъектов Федерации) имеют региональные органы власти и органы местного самоуправления. Именно от их внутреннего состояния как структурных элементов Федерации зависит настоящее и будущее Российского государства. Необходимо отметить, что до недавнего времени вся ответственность за состояние безопасности Российского государства в составе СССР принадлежала центральному правительству. Однако времена меняются, и сегодня все больше полномочий федеральное руководство Российской Федерации передает в регионы и в муниципалитеты. Пока это касается безопасности в экономической, социальной, духовной и культурной сферах общественной жизни <1>, но, учитывая результаты исследования, можно утверждать, что в будущем объем полномочий в обеспечении безопасности интересов личности и социальных групп на региональном уровне и в органах местного самоуправления будет увеличиваться. Об этом свидетельствует и позиция Президента России Владимира Владимировича Путина. В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 26 апреля 2007 г. он отметил: «Один из главных критериев политической культуры и развития общества — это увеличение объема полномочий региональных и местных властей… ——————————— <1> См.: Алейникова В. В. Социальные аспекты финансовой безопасности в современной России: Дис. … канд. социол. наук: 22.00.04. Ростов н/Д, 2006; Метелев С. Е. Национальная безопасность и приоритеты развития России: социально-экономические и правовые аспекты. М.: Закон и право; ЮНИТИ-ДАНА, 2006; Волошин С. В. Политико-правовое обеспечение социальной безопасности в России: Дис. … канд. юрид. наук: 23.00.02. Ростов н/Д, 2006 и др.

Все это, конечно, не означает, что федеральный центр снимает с себя ответственность за качество жизни в регионах. Но важно то, что система управления становится более гибкой и более близкой к людям. И что все больше решений принимается на местах. При этом ответственность перед обществом, безусловно, несут все — все без исключения — уровни власти» <2>. Правомерно полагать, что в скором будущем такая составляющая национальной безопасности, как социально-политическая безопасность, будет в прерогативе не только федерального центра, но и региональных, и муниципальных органов власти Российской Федерации. ——————————— <2> Российская газета (федеральный выпуск). N 90(4353). 27 апреля 2007 г.

Исследуя сущность понятия «социально-политическая безопасность» и его интерпретацию, мы столкнулись с фактом отсутствия данного понятия в энциклопедических словарях и энциклопедиях. Вместе с тем обращение к проблеме социально-политической безопасности обнаруживает ряд сложных вопросов. Прежде всего, они связаны с тем, что теория социально-политической безопасности в условиях складывающегося монополярного мира, глобального характера межгосударственных противоречий, неурегулированности территориальных проблем и национальных интересов при имеющихся в этой области известных наработках <3> не могла сложиться в полной мере. Не может она по этой причине предложить практике проверенный арсенал инструментов и ситуационных решений. ——————————— <3> Андреев Э. М. Безопасность России в XXI веке: социально-гуманитарное исследование [монография]. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова; ИСПИ РАН, 2006; Гордиенко В. В. Безопасность России в условиях глобализации: Криминологические и социально-правовые проблемы: Дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.08. М., 2005; Дзюба Д. В. Социально-философские основы обеспечения национальной безопасности в России в свете современных исторических вызовов: Дис. … канд. филос. наук: 09.00.11. Тверь, 2006.

В работах последних лет, исследующих национальную безопасность, по крайней мере можно выделить три методологических подхода: во-первых, национальной безопасности можно добиться путем односторонних преимуществ за счет своих оппонентов; во-вторых, мир в XXI веке будет жить по принципу Т. Гоббса «Война всех против всех» (сторонники политического реализма и неореализма); в-третьих, мир всегда будет делиться на антагонистические блоки, поэтому главное внимание необходимо уделять балансу военной силы между этими блоками <4>. ——————————— <4> Дойл М. У. Пути войны и мира. Вашингтон, 1997. С. 15 — 16.

Очевидно, в XXI веке будет преобладать мышление либерализма, которое уже сегодня оказывает сильное влияние на восприятие национальных интересов, ценностей и характера угроз им. В таком случае акцент, вероятно, будет перенесен на социально-политическую стабильность государства и систему прав личности, о чем свидетельствуют события последних лет в большинстве регионов мира и научные исследования в этом направлении <5>. Либеральное государство призвано обеспечить доступность всем гражданам не только системы прав, но и результатов этих прав. Именно в этой связи новую жизнь получает безопасность определенного региона <6>. Признавая значимость данного научного направления в анализе проблем переходного периода цивилизации к новым мировым ценностям, мы солидарны с позицией Ю. В. Родионова и А. Ю. Соколова, которые акцентируют внимание на социально-политической безопасности и трактуют ее как пересечение функциональных полей социальной сферы с политикой <7>. ——————————— <5> См.: Ротшильд Э. Что такое безопасность? // Бюллетень «Дедалус». 1995. N 124; Глобальное участие, сотрудничество и безопасность в XXI веке // В сб. статей под ред. Дж. Е. Нолага. Вашингтон, 1994. <6> Белогубова М. Н. Региональная безопасность Европейского Севера. Архангельск: АГМА, 2000; Наипов Б. Х. Социальная безопасность на региональном и местном уровнях: состояние, тенденции развития и механизмы политического регулирования: на примере республик Юга России: Дис. … канд. полит. наук: 23.00.02. Ростов н/Д., 2006. <7> Родионова Ю. В., Соколов А. Ю. Политическая, экономическая, социальная и информационная составляющие безопасности регионов — субъектов РФ // Материалы конференции «Проблемы внутренней безопасности России в XXI веке» / Научный ред. А. А. Прохожев. М: ЗАО «ЭДАС-ПАК»; РОО «Центр политической информации», 2003. С. 485.

Поэтому задачей нашего анализа, с одной стороны, стало комплексное изучение сущности этого важного феномена в социально-политическом плане; с другой стороны, раскрытие его характерных черт, принципов и специфики функционирования в контексте становления и развития Российской Федерации и ее субъектов. Обращаясь к понятию «безопасность», мы обратили внимание на то, что это одна из коренных, первейших потребностей человека, общества и государства, реализуемая через способность людей предупреждать, отражать, устранять опасности, угрожающие их существованию, фундаментальным интересам, без удовлетворения которых немыслимы жизнь, благополучие, творчество и прогресс. Учитывая это, государство, политические партии, общественные институты максимально используют эту потребность людей в политике, о чем обстоятельно писали отечественные и западные ученые, к примеру, К. Мадсен, А. Маслоу, Т. Гоббс, Н. Макиавелли, Г. Юсти, М. И. Дзлиев, А. Д Урсул и др. Подчеркивая соотнесенность категории «безопасность» с понятием «опасность» как объективно существующей возможности негативного воздействия на общество, личность, государство, природную среду, в результате которого им может быть причинен какой-либо ущерб, вред, ухудшающий их состояние, придающий развитию нежелательную динамику или отрицательные параметры, мы приходим к выводу о том, что опасность — это вполне осознаваемая, но не фатальная вероятность нанесения вреда кому-либо, чему-либо, определяемая наличием как объективных, так и субъективных факторов, которые имеют вредные для объекта воздействия последствия. В современном информационно-технологическом глобализирующемся обществе все опасности можно свести в три основные группы <8>: природно-экологические опасности, вызванные возможностью вредного воздействия на людей со стороны природной среды; техногенно-производственные опасности, связанные с накоплением человеком энергии в созданных им технологических объектах; антропогенно-социальные опасности, обусловленные спецификой восприятия человеком информации. ——————————— <8> Дзлиев М. И., Урсул А. Д. Основы обеспечения безопасности России. ЗАО Издательство «Экономика», 2003. С. 8.

Если учесть, что данные проблемы достаточно абстрактны, то есть в них не конкретизированы объекты, истоки формирования той или иной опасности, методология их преодоления и технология перевода опасности в безопасность, то мы вправе утверждать, что кроме классификации опасностей необходимо иметь социальные критерии их оценки и меры ответственности государственных или политических деятелей, руководителей местного самоуправления и различных организаций за незащищенность важных интересов личности и социальных групп. Как свидетельствуют события на шахте «Ульяновская» Кемеровской области и различные катастрофы, уносящие сотни жизней и наносящие значительный материальный ущерб, Закон Российской Федерации «О безопасности» выполняется без должной ответственности. Именно поэтому мы сконцентрировали внимание на понятиях «региональная безопасность» и «безопасность регионов». Установлено, что термин «регион» является одним из многозначных и распространенных терминов в современных научных исследованиях и в публицистике. Так, например, экономисты определяют регион как хозяйственно-экономическую общность; географы — как административно-территориальную единицу; краеведы — как историко-культурную область; культурологи — как культурно-цивилизационное, духовно-нравственное пространство; специалисты-международники — как геополитическую зону и т. д. Необходимо отметить, что общим для всех этих определений является ссылка на исторически обусловленный процесс формирования региона (в административном смысле или в виде территориально-поселенческой единицы). Однако ряд ученых, в частности Э. Маркузен, определяют регион как исторически эволюционирующее, компактное территориальное сообщество, которое содержит в себе физическое окружение, социоэкономическую, политическую и культурную среду, а также пространственную структуру, отличную от иных регионов и территориальных единиц, таких, как город или нация <9>. ——————————— <9> Ann Markusen. Regions: Economics and Politics of Territory. Rowman and Littlefield Publishers, 1987. P. 17, 251.

Вслед за М. Н. Афанасьевым, Т. А. Чичкановой, Н. И. Ворониной, А. В. Даринским и другими авторами мы выделяем следующие сущностные черты региона: это наиболее устойчивая историко-географическая единица, обладающая рядом константных признаков (социально-экономические, историко-культурные, географические и др.), которые позволяют раскрыть ее своеобразие по отношению к другим регионам. В то же время мы обращаем внимание на российское законодательство и интерпретируем данное понятие как часть территории Российской Федерации, обладающую общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий; как субъектный состав современной российской государственности — республики, края, области, автономные образования и города федерального значения. Признаются в качестве крупного территориального региона федеральные округа. Необходимо отметить, что это инициировано в связи с преобразованиями в сфере государственного, федеративного устройства и управления РФ и в соответствии с Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». Полагаем, что понятие «регион» сегодня можно толковать в трех смыслах: во-первых, приравнивается и характеризует субъект Российской Федерации, где идет речь об организации публичной власти (выделяются три уровня — федеральный, региональный, муниципальный); во-вторых, территория России, выделенная по критериям общности экономического и социального развития, как правило, включающая несколько соседних субъектов Российской Федерации; в-третьих, регион, относящийся к тому или иному федеральному округу Российской Федерации. Региональная безопасность — это составная часть безопасности более общей системы, каковой является безопасность общества. Автор, характеризуя региональную безопасность как состояние защищенности однородного (в системе мононационального государства) и неоднородного (в системе многонационального государства) геосоциополиса; состояние стран (находящихся вне системного кризиса) и состояние государств (находящихся в системном кризисе), а также государственных субъектов (в рамках административно-территориального образования), возможно, как один из вариантов предлагает классификацию национальных интересов России по приграничным территориям при одновременном выделении в них субрегиональных, региональных и глобальных аспектов. Трудный путь становления модели федеральных отношений в Российской Федерации в условиях глубокого системного кризиса заставляет внимательно оценить место и роль современного региона в обеспечении национальной безопасности. Если понятие «национальная безопасность» охватывает все вертикально расположенные уровни социума (от государства до личности), то понятие «региональная безопасность» объемлет лишь часть территории Российской Федерации и проживающую здесь социальную общность. Институциональную подсистему системы обеспечения региональной безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. При рассмотрении категории «политическая безопасность» мы исходим прежде всего из того, что она представляет собой самостоятельное явление и особый вид политических отношений, связанных с наличием в обществе специфических проблем, касающихся двух конкретных областей жизнедеятельности людей. Политическая безопасность федеративного государства, с одной стороны, является достаточно симптоматичным выражением состояния всей политической системы общества; с другой стороны, выступает необходимым условием и важнейшей предпосылкой сохранения целостности общественной системы и обеспечения необходимого контроля со стороны власти за ходом общественных процессов, происходящих в субъектах федерации. Реализация посредством политики главного условия безопасного развития общества — сохранения динамического равновесия социальной системы — в существенной степени зависит от состояния и эффективности функционирования самой политической сферы общества. Таким образом, политическая безопасность выступает ключевым элементом в системе национальной безопасности, ее главным структурным компонентом. Необходимо отметить, что сущность понятия «политическая безопасность» учеными трактуется неоднозначно. Одни определяют ее как сохранение существующего конституционного строя, политической и социальной стабильности; другие — как отстаивание демократических ценностей, народовластия; третьи — как неиспользование насилия в политических целях и т. д. Каждая из этих трактовок приемлема, но все-таки, по нашему мнению, недостаточно полно раскрывает суть данного понятия и к тому же достаточно уязвима. Очевидно, не любой политический строй и не любая стабильность в отдельной стране достойны сохранения. Международные законы признают право народов на сопротивление и даже свержение таких порядков, которые несут в себе насилие или террор. Необходимо отметить, что те государственно-политические устройства и порядки, безопасность которых сводится лишь к сохранению статус-кво, обречены на гибель. Наглядным примером служит судьба СССР и других государств (Югославия, Чехословакия), которые постигла незавидная участь. Обеспечение безопасности и сохранности государства должно не препятствовать, а, наоборот, способствовать развитию политической системы, защите демократических ценностей. Однако отметим, что, высказываясь по поводу защиты демократических ценностей, важно не исключать необходимость в определенных обстоятельствах (кризис, война, чрезвычайное положение и т. д.) приоритета централизации, жесткого управления, ограничения демократических свобод: нельзя еще полностью исключить из социальных отношений применение насилия ради политических целей. Любая власть, если она того стоит, должна уметь защитить себя! Это аксиома политики и политических отношений. Наглядным примером неспособности оказать жесткое сопротивление воинствующей и организованной оппозиции и тем самым почти добровольно отказаться от легитимной власти могут быть происходящие события на Украине и в Киргизии. Иначе повело себя Правительство Узбекистана, попав в аналогичную ситуацию. Оно смогло поставить твердый заслон своим политическим оппонентам и тем самым доказало свою силу и право на власть. Однако необходимо отметить, что политические процессы, происходящие в странах СНГ, свидетельствуют о том, что передел власти не закончен (например, Украина, Киргизия, Грузия). Поэтому, акцентируя внимание на политической безопасности, мы еще раз хотим подчеркнуть, что это устойчивое состояние защищенности общественно-политического организма, сохраняющего свою целостность и способность к саморазвитию, несмотря на неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Система политической безопасности — это механизм по выявлению, предупреждению и устранению тех факторов, которые могут нанести ущерб политическим интересам страны, народа, общества, граждан, обусловить политический регресс и даже политическую гибель государства, а также превратить власть и политику из созидательно-конструктивной в разрушительную силу, источник бед и несчастий для граждан и страны <10>. ——————————— <10> См.: Серебрянников В. В. Политическая безопасность // Свободная мысль. 1997. N 1. С. 19.

В интерпретированном нами понятии «политическая безопасность» фундаментом (основанием) для выделения сути и целей выступают политические интересы страны, народа, общества, гражданина. Такой подход не только существенно расширяет спектр объектов политической безопасности, включая все важные институты, отношения и процессы политической сферы жизни общества, но и подчеркивает приоритетную необходимость защиты самих субъектов политической безопасности. В региональном контексте обеспечение политической безопасности заключается прежде всего в поддержании стабильности развития политической системы региона. Исходя из этого, нами определена структура политической безопасности региона (институциональной, регулятивной, функционально-коммуникативной, духовно-идеологической подсистем) и ее значимые индикаторы (запас устойчивости региональной власти и общества в целом на конкретном этапе его развития, а также контролируемая динамика его колебаний; степень готовности определенных социальных групп принять участие в различных формах социального протеста; реальный потенциал существующей в регионе политической оппозиции и достоверность политической рекламы; постоянно действующий мониторинг федеральных и региональных политических партий и движений на основе экспертных оценок и контент-анализа содержания их программных и уставных документов, выступлений их лидеров, а также целенаправленный анализ геополитической обстановки, складывающейся в пограничных областях; соответствие правовых полей федерации и регионов; эффективность работы региональных органов власти, проявляющаяся в четком исполнении принятых решений на протяжении всего цикла действия политической системы и т. д.). Практика показывает, что в Российской Федерации политическая безопасность стоит на одном из первых мест в системе национальной безопасности в связи с тем, что, во-первых, существенно увеличивается цена ошибок, просчетов и рисков в политике, влияющих на состояние национальной безопасности и развитие государства и общества; во-вторых, политическая власть и ее органы уязвимы для проникновения в них деструктивных элементов, способных влиять на государственную политику, оказывать поддержку националистическим и сепаратистским движениям, снабжать их оружием и финансировать боевые действия крупных военизированных формирований в зонах вооруженных конфликтов и войн; в-третьих, расширяется ожесточенная борьба за власть, влияние, ресурсы внутри государств и на мировой арене, которая может дать опасные «выбросы» (политические кризисы, войны и конфликты, изнурительные конфронтации различных социальных сил и т. п.). Социальная безопасность — это часть общей системы безопасности, охватывающая все аспекты социальных отношений. Она заключается в создании условий защищенности и динамического развития взаимодействий между различными социальными группами; в реализации их интересов в области экономики, политики, культуры, духовной жизни, образования, коммуникаций; в повышении идентификации каждого отдельного индивида как части социума, в укреплении его связей с окружающим миром. Сложность в определении социальной безопасности как общественно-политической категории состоит в том, что она неразрывно связана со всеми составляющими аспектами безопасности в целом; оказывает влияние на них и, в свою очередь, испытывает воздействие множества факторов из других составных частей безопасности. Поэтому можно говорить об областях пересечения функциональных полей, к примеру, социальной сферы с экономикой — социально-экономическая безопасность; с информационной сферой — социально-информационная безопасность; с экологической сферой — социально-экологическая безопасность и др. Рассмотрим некоторые из них. Социально-экономический аспект безопасности проявляется в нескольких ракурсах. Во-первых, социальная сфера предоставляет так называемый человеческий ресурс для экономики (кадры, их подготовка в соответствующих учебных заведениях). Во-вторых, на развитие экономики влияет уровень потребления и спроса, платежеспособность населения. В-третьих, миграция населения из одних районов в другие, из села в город, из периферийных городов в центр способна деформировать структуру экономики региона и страны в целом. В то же время наблюдается обратное влияние экономического развития на социальное по таким показателям, как занятость населения, уровень жизни, удовлетворение потребностей. Социально-информационная безопасность непосредственно не связана с социально-экономической деятельностью населения. Однако она является главным элементом общей безопасности региона, т. к. характеризует защищенность объектов от различного вида информационных угроз, влияющих на морально-психологическое состояние населения региона. Классифицируя ее по сферам функционирования, можно выделить два аспекта: технический и идеологический. Техническая безопасность — это защищенность информации при передаче, безопасность средств связи. При использовании достоверной информации развитое информационное общество позволяет социуму реализовывать свои устремления и правильно организовывать свою жизнедеятельность; шире использовать личностный потенциал во благо государства, региона и каждого гражданина; оптимизировать применение информационных технологий, способствующих достижению устойчивого экономического роста, повышению общественного благосостояния, стимулированию социального согласия, укреплению демократии и стабильности. Идеологическая безопасность представляет собой процесс влияния центральной власти через СМИ на региональные и наоборот; использование региональных и федеральных СМИ региональными властями для осуществления поддержки властной вертикали «снизу вверх». СМИ для региона — инструмент, призванный артикулировать свои интересы и доводить потребности до федерального уровня. Региональные власти с помощью СМИ и коммуникационных технологий способны влиять на общественное мнение регионального сообщества. Кроме того, с нашей точки зрения, в условиях неразвитости партийной системы на региональном уровне именно СМИ выполняют функции партий, т. е. являются средством управления общественным мнением и манипулятором электорального выбора. Таким образом, социальную безопасность можно охарактеризовать как надежную защищенность от внутренних и внешних угроз общественно-конструктивных тенденций и интересов социальных субъектов, сохранение и развитие творческих потенций человека, эффективности систем социализации и жизнеобеспечения по принципам справедливости. Исходя из этого определения, регион как объект безопасности находится в состоянии социальной безопасности, если он имеет возможность осуществлять меры по развитию социальной и информационной сферы, науки, образования и экономики без негативного внешнего воздействия, обеспечивать своих граждан жильем, продовольствием, работой, защищать их здоровье, гражданские права и личные свободы. Кроме того, к социальной безопасности необходимо отнести возможность для региона добиваться социально-экономического развития, прогресса и социальной стабильности. Среди индикаторов социальной безопасности регионов наиболее приоритетными, по нашему мнению, являются: степень поддержки различными слоями общества социальных и экономических реформ, проводимых федеральными органами и региональными органами власти; уровень обеспокоенности населения правовой ситуацией в регионе; ранжирование социальных групп и слоев в регионе по их общественному статусу в обществе и разности их суммарных доходов; уровень жизни; миграция населения; демографическая ситуация; защищенность культурных потребностей населения; уровень здравоохранения; уровень образования регионального сообщества; развитие комплекса спортивных учреждений; этнический, конфессиональный состав населения и гармонизация межнациональных отношений; Социально-политическая безопасность учитывает влияние социальных факторов на политические процессы в государстве (регионе). В частности, культурно-образовательный уровень индивидов, уровень их жизни влияет на политическую социализацию, их политическую активность, способы политической деятельности. От этого напрямую зависит партийное строительство в государстве (регионе), которое способствует или, наоборот, препятствует нормальному развитию политической системы государства (региона). В Конституции РФ прописано, что в России существует многопартийная система, федеральные власти воплотили этот принцип многопартийности в Законе о политических партиях, в котором гарантируется участие в политической жизни широких слоев населения, а не только политической элиты. Так, в условиях, регламентированных новым Законом о политических партиях Российской Федерации, последние становятся в определенной степени зависимыми от социальных факторов, так как предъявляются жесткие требования к численности членов в региональных отделениях (не менее 100 членов). Однако и политика также оказывает влияние на социальное положение индивида, общества и государства в целом. Так, не совсем продуманные политические решения элиты наносят порой непоправимый урон большинству населения. Например, подписание Беловежского договора тремя политиками привело к развалу СССР. Политические решения могут ввергнуть народ в войну с другими народами (например, чеченская война, грузино-абхазский конфликт и др.). Все эти просчеты политиков очень сильно сказываются на судьбах простых людей, влияют в целом на социальную, экономическую, духовную и другие сферы общественной жизни. Таким образом, можно констатировать, что социально-политическая безопасность региона — это состояние защищенности интересов личности и населения региона в целом во взаимовлияющих и взаимодополняющих друг друга социальной и политической сферах, в результате совокупности мер политического, правового, экономического, социокультурного характера, позволяющих средствами государственной и региональной политики сохранять устойчивое и стабильное развитие региона. Объектом социально-политической безопасности региона являются узаконенные в обществе формы собственности и сложившаяся на их основе социальная структура — классы, слои, группы, кланы, социальные общности, отсюда главный объект социальной безопасности — личность. Следует особо подчеркнуть: социально-политическая безопасность региона представляет собой социокультурное явление, так как она не может быть обеспечена только политикой и действиями официальных и неофициальных властных институтов региона. Она предполагает наличие благоприятных социокультурных условий: преодоление хронического системного кризиса, поразившего Россию и многие регионы; обеспечение подъема всех показателей основных сфер общественной жизни в их устойчивом конечном результате. Решение этих задач объективно соответствует интересам социально-политической безопасности как субъекта Федерации, так и государства в целом, а также достижению такого уровня общественного сознания и общественной психологии, при котором официальная социально-экономическая политика, проводимая региональными орг анами власти, получает широкую общественную поддержку. Необходимо отметить, что в современный период глубоких политических и социально-экономических преобразований перед Россией стоят общетеоретические и политические проблемы, связанные с развитием государственности, демократизацией и консолидацией регионов в деле достижения социально-политической безопасности общества. Эта задача может быть решена лишь при условии активного сотрудничества и конструктивного взаимодействия государственных и негосударственных организаций, всех общественных сил в русле цивилизованной политико-правовой парадигмы.

——————————————————————