Из истории становления и развития оперативно-розыскного дела в российских таможенных органах

(Юн Э. И.) («История государства и права», 2007, N 22)

ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ДЕЛА В РОССИЙСКИХ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

Э. И. ЮН

Юн Э. И., кандидат юридических наук, доцент.

Оперативно-розыскная составляющая российских таможенных органов имеет свои исторические корни. Она зарождалась и развивалась вместе с отечественной историей борьбы с контрабандой и не является для российского таможенного дела чем-то абсолютно новым, ранее неизвестным. Таможенное дело в России ведет свое начало со времен Древней Руси. Порядок взимания распространенной в тот период торговой пошлины — «мыта», которую можно считать предшественницей таможенной пошлины, был четко закреплен в Русской Правде Ярослава Мудрого <1>. ——————————— <1> Здесь и далее автор использовал документальные материалы, приведенные в фундаментальном труде доктора исторических наук, профессора Российской таможенной академии (ранее — профессора Академии ФПС), полковника Кисловского Ю. Г. в книге «История таможни государства Российского», в которой саккумулированы результаты его монографического исследования истории таможенного дела в России.

В XV в. в связи с развитием торговли в возродившихся и вновь возникших после свержения золотоордынского ига русских городах появляются новый вид пошлины — «тамга» (отсюда — «таможня») и различные разновидности «мыта» и «тамги». В ответ на усилия государства по установлению действенного контроля за перемещением товаров через границу незамедлительно появилось стремление заинтересованных лиц уйти из-под этого контроля. Однако вплоть до XVI — XVII вв. в условиях преимущественно натурального хозяйствования в федеральных вотчинах, не способствовавшего активизации внешнеэкономических связей, реальных предпосылок для контрабанды еще не было. С формированием русского централизованного государства с центром в Москве, в период царствования Ивана Грозного и позднее предоставление или, наоборот, отмена льгот (привилегий) иностранным купцам в вопросах торговли уже используется как инструмент политического воздействия. В 1649 г. привилегии иностранцам в вопросах торговли отменяются вообще. С этого периода таможенная пошлина для них устанавливается гораздо большая, нежели отечественным купцам <2>. ——————————— <2> Кисловский Ю. Г. История таможни государства Российского. М.: Автор, 1995. С. 25.

В октябре 1653 г. царем Алексеем Михайловичем был подписан Указ «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах с показанием по сколько взято и с каких товаров», а в мае 1667 г. им же был введен Новоторговый устав, тариф <3>. ——————————— <3> Кисловский Ю. Г. Указ. соч. С. 15.

В этих документах были уточнены разделы торга с иностранцами, были резко (почти в 4 раза) увеличены пошлины с них, в пять раз повышена проездная пошлина, введены запретительные тарифы на вино, сахар и ряд других товаров, определены санкции за нарушения установленных правил уплаты пошлин <4>. ——————————— <4> Кисловский Ю. Г. Указ. соч. С. 28.

Естественно, это побуждало предприимчивых физических лиц искать лазейки и обходные пути для провоза запрещенных товаров и для занижения пошлин, способствовало развитию контрабанды и вызвало необходимость принятия специальных мер для воспрепятствования ей. Методы борьбы с контрабандой формировались и оттачивались людьми, приходящими в таможенное дело из различных сфер деятельности со своим опытом, знаниями и навыками. В эпоху Ивана Грозного уже была широко распространена используемая Тайным Приказом практика осведомительства и доносительства. Легендарный организатор сыска Ванька Каин везде имел своих соглядатаев. Поставленные на таможенное дело (Большую таможню, Померную избу, Мытную избу, губернские таможни) купцы, целовальники и служивые люди активно использовали сыскной опыт. Во времена Петра I в таможенное дело широко вовлекался стрелецкий и флотский люд, привнесший в методику борьбы с контрабандистами опыт войсковой разведки с использованием лазутчиков, наблюдателей, дозорных. Учрежденные Указом Петра I (1723 г.) <5> форпостные команды из состава воинских подразделений регулярно высылались в разъезды с задачами воспрепятствовать контрабанде, охраны границ и задержания беглых людей. Однако это не могло остановить незаконный провоз товаров, особенно после повышения размера пошлин в 1724 г., тем более что контрабанде потворствовали порой сами таможенные чиновники. Неизменно проявлялась закономерность: повышение тарифных ставок резко увеличивало поток контрабанды и число злоупотреблений служебным положением в таможенной среде. ——————————— <5> Кисловский Ю. Г. Указ. соч. С. 15.

В 1754 г. в пограничной полосе был учрежден институт объездчиков, на который возлагалась обязанность поимки контрабандистов, и установлен порядок, в соответствии с которым объездчики поощрялись четвертой частью задержанного контрабандного товара, а осведомители получали половину конфиската. Эта практика постепенно закрепилась в Таможенных уставах, таким образом создавалась благоприятная основа для использования в борьбе с контрабандой платных информаторов. В 1782 г. императрицей Екатериной был подписан Указ «Об учреждении особой таможенной цепи и стражи для отвращения потаенного привоза товаров» <6>. ——————————— <6> Кисловский Ю. Г. Указ. соч. С. 46.

Вновь учрежденная Таможенная пограничная стража состояла из надзирателей — государственных чиновников — по одному на 50 верст и объездчиков — вольных людей — по одному на 5 верст. В последующем число объездчиков увеличивалось. В XIX в. для усиления погранично-таможенной охраны границы неоднократно и на достаточно длительные сроки привлекались казачьи войсковые соединения. В 1811 г. военным министром Барклаем де Толли было подписано Положение об устройстве Пограничной казачьей стражи, согласно которому на каждые 150 км границы выделялся Донской казачий полк. Образовались две линии охраны: в первой — казачьи команды, во второй — команды таможенной пограничной стражи по 10 вольнонаемных объездчиков. Казаки обогатили арсенал способов и приемов борьбы с контрабандистами своими многочисленными хитростями, уловками и нетрадиционными тактическими премудростями, накопленными многовековым опытом непрерывного противостояния украинского и российского казачества различным соседям на дальних рубежах России. Использовались закордонные и местные осведомители, лазутчики — ходоки за кордон, подставные базы-ловушки, засады-секреты, патрулирующие дозоры-разъезды и многое другое, в том числе ранее заимствованное у соседей-противников. Период участия казачьих соединений в таможенно-пограничной службе принес немало полезного в совершенствовании методики борьбы с контрабандой, которая в дальнейшем успешно развивалась и использовалась пограничниками и таможенниками. И все же опыт охраны границы при отсутствии единой подчиненности с течением времени показал свою несостоятельность. Вольнонаемные объездчики и надзиратели зачастую потворствовали контрабанде, а то и сами перерождались в контрабандистов. Подобное наблюдалось и среди казаков. Перевод в 1822 г. казачьих полков во вторую линию охраны границы ничего в этом смысле не изменил, и вскоре они были возвращены на Дон. Становилось все более ясным, что для эффективной борьбы с контрабандой и другими нарушениями границы нужна организованная и жесткая структура. Еще раньше, 5 августа 1827 г., была учреждена Таможенная пограничная стража с военизированной организацией по типу регулярной армии, а через 5 лет ее заменила Пограничная стража. С 1861 г. Пограничная стража стала комплектоваться рекрутами, а инспекторами Министерства финансов по Пограничной страже стали назначаться офицеры. Как известно из истории тайных войн, доносы и доносители (осведомители) обычно входили в сферу деятельности специальных служб. В борьбе с контрабандой, как и в любых других сферах скрытого противоборства, использовались (не могли не использоваться) и открытые (легальные), и тайные (секретные) методы и средства противодействия. В каждой сфере тайной борьбы — особый противник, у каждого противника — своя специфическая тактика и свой почерк. Естественно поэтому, что вырабатываемые в процессе длительного противостояния методики противодействия приобрели стойкие отличительные особенности. Потребность в самостоятельных специальных государственных службах для борьбы с внешними и внутренними угрозами безопасности (разведки-контрразведки, служб уголовного розыска и борьбы с хищениями собственности) возникла и усиливалась практически сразу же вслед за возникновением государства. Формирование и развитие таких служб становилось непреложным условием и сопутствовало укреплению государственности. В историческом плане этот процесс шел почти синхронно во всем мире. Что же касается создания специальных органов для борьбы с контрабандой как с серьезной угрозой государственным интересам, то их необходимость осознавалась не сразу и не одновременно в разных государствах. Поэтому в отличие от других специальных органов формирование аналогичных служб в таможенных ведомствах всюду в мире шло с отставанием. Их организационное становление в большинстве развитых стран (в США, например) происходило в результате эволюционного развития таможенного дела, которое, как правило, зарождалось параллельно или совместно с пограничной службой. Примерно так же, как и в России. Сама методика противодействия контрабандистам, зародившаяся в тайной и явной борьбе с ними почти с тех же давних времен, что и другие аналогичные методики, в своем развитии не отставала от них и обогащалась за счет заимствований. В архивных материалах второй половины XIX в. есть прямые свидетельства того, что оперативная работа по выявлению лиц, участвующих в организации и осуществлении контрабандного ввоза-вывоза товаров, из жителей приграничных районов как с этой, так и с той стороны приобрела самостоятельное значение. Регулярно выделялись средства на агентурную работу, благодаря которой удавалось добывать данные о намерениях контрабандистов и номенклатуре контрабандных товаров. Например, в 1879 г. на агентурную работу по этой линии было ассигновано 8 тысяч рублей. Конец XIX и начало XX в. в России характеризовались активизацией революционного подполья, с одной стороны, и деятельности охранки и полицейского сыска — с другой. В Одессе, Новороссийске и других городах неоднократно вскрывались попытки контрабандного провоза нелегальной литературы и оружия. Неизбежное в связи с этим тесное сотрудничество таможенников с органами охранки и сыска внесло соответствующие коррективы в методику борьбы с контрабандой. Наверняка использовался и опыт русской разведки и контрразведки, организационное становление которых началось в период русско-японской войны. Возрождение таможенного дела в Советской России и возобновление механизма борьбы с контрабандой началось с переходом к новой экономической политике. 8 декабря 1921 г. Совнарком утвердил Декрет о борьбе с контрабандой, в соответствии с которым при ВЧК была создана Центральная комиссия по борьбе с контрабандой. Аналогичные комиссии организовывались при особых отделах ВЧК при охране границ. С 23 января 1922 г. пограничная служба и борьба с контрабандой были возложены на Государственное политическое управление (ГПУ). С этого времени и на протяжении всего советского периода истории отечественной таможни борьба с контрабандой со всеми сложностями и тонкостями ее глубинной технологии оставалась прерогативой органов государственной безопасности. Изначально свойственные таможенной службе функции сводились лишь к обнаружению контрабанды на стадии ее перемещения через границу. В 80 — 90-е годы прошлого столетия, накануне беспрецедентного взлета в своем развитии и превращения в мощную самостоятельную структуру, российские таможенные органы оказались без собственной специфической (оперативно-розыскной) методики борьбы с контрабандой. Становление и развертывание остро востребованной деятельности таможенной спецслужбы происходило в конце XX в. фактически заново и небезболезненно. С трудом удавалось преодолевать исторически сложившееся и стойко сохранявшееся ложное представление об оперативно-розыскной деятельности как о чем-то искусственно привнесенном извне в таможенное дело. Неизбежно проявились весьма непростые проблемы организации специальной деятельности в современных условиях, в связи с чем это осуществлялось порой непоследовательно и противоречиво. Не способствовала развитию процесса становления таможенной спецслужбы на начальном этапе и некоторая непоследовательность в законодательстве. Давали о себе знать многие другие трудности объективного и субъективного свойства, обусловленные тем, что процесс становления вновь создаваемой таможенной специальной службы протекал в условиях пока еще не сформировавшейся единой теоретической и практической модели оперативно-розыскной деятельности, не прекращающейся дискуссии между приверженцами различных концептуальных подходов к ее формированию. Несмотря на упомянутые и многие другие сложности, в настоящее время можно констатировать, что таможенная оперативно-розыскная служба в целом состоялась, заняла достойное место в системе отечественных специальных служб и правоохранительных органов и успешно выполняет предназначенные ей функции. Но это уже другая тема.

——————————————————————