Конвойная стража Союза ССР в контексте военной реформы 20-х годов: организационно-правовой аспект

(Глушаченко С. Б., Федоров А. Б., Федоров П. А.) («История государства и права», 2008, N 1)

КОНВОЙНАЯ СТРАЖА СОЮЗА ССР В КОНТЕКСТЕ ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ 20-Х ГОДОВ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

С. Б. ГЛУШАЧЕНКО, А. Б. ФЕДОРОВ, П. А. ФЕДОРОВ

Глушаченко С. Б., доктор юридических наук, профессор.

Федоров А. Б., кандидат исторических наук, доцент.

Федоров П. А., кандидат юридических наук.

В истории России 20-е годы XX в. занимают особое место. Это были годы перехода от гражданской войны к миру, реализации новой экономической политики, широкомасштабной военной реформы, образования и становления СССР, обострения борьбы в руководстве правящей партии за власть и возможность определять дальнейшие судьбы страны. Они характеризовались почти перманентной реорганизацией различных государственных структур и институтов, обусловленной поисками адекватных все более ужесточавшейся внутренней политике способов и инструментов ее проведения. К таким структурам принадлежала и воссозданная по приказу Л. Д. Троцкого в апреле 1918 г. конвойная стража Республики <1>. В годы гражданской войны ее команды находились в двойном подчинении: Военведа и Наркомюста. Осенью 1922 г. она была передана в ведение ГПУ НКВД РСФСР и получила корпусную организацию <2>. ——————————— <1> Внутренние войска советской республики 1917 — 1922 гг.: Документы и материалы. М., 1972. С. 34 — 36. Док. N 15. <2> Внутренние войска в годы мирного социалистического строительства 1922 — 1941 гг. Документы и материалы. М., 1977. С. 49. Док. N 15; История строительства внутренних войск 1917 — 1945 гг. Краткий очерк. Ч. I. М., 1978. С. 87.

К этому времени закончилась ведомственная борьба между НКЮ и НКВД за право «владеть» местами заключения <3>. Постановление СНК РСФСР от 25 июля 1922 г. «О сосредоточении всех мест заключения в НКВД» решило спор в пользу Комиссариата внутренних дел <4>. Совместным Постановлением НКЮ и НКВД от 12 октября 1922 г. руководство местами заключения было закреплено за НКВД <5>. Для этого в его составе создавалось Главное управление местами заключения (ГУМЗ НКВД РСФСР), во главе которого был поставлен Е. Г. Ширвиндт. На него же возлагалась и организация службы по охране последних. В п. 2 утвержденного 3 ноября 1922 г. заместителем наркома внутренних дел Временного положения о Главном управлении местами заключения НКВД РСФСР и его местных органах указывалось: «Для осуществления руководства и наблюдения за выполнением специальной службы в Главном управлении состоит Отдел конвойной стражи Республики, каковой входит в состав войск ГПУ» <6>. В Губернском управлении местами заключения «наблюдение за выполнением конвойными частями губернии их специальной службы, без вмешательства в строевую и административно-хозяйственную сторону работы», поручалось его начальнику <7>. В связи с образованием ГУМЗ НКВД РСФСР ряд конвойных команд (Московская, Петроградская, Киевская, Харьковская) был переформирован в конвойные полки <8>. Так, Московская конвойная команда стала 1-м Московским конвойным полком. При его штабе, в самой Москве, дислоцировалось 6 рот, а в городах Московской и Рязанской губерний — Волоколамске, Можайске, Коломне, Клину, Пронске, Михайлове, Касимове и других — находились входившие в состав полка отряды. 17 декабря 1922 года 5 рот этого полка участвовали в параде войск ГПУ на Красной площади, который принимал сам Ф. Э. Дзержинский. ——————————— <3> Смыкалин А. С. Колонии и тюрьмы в Советской России. Екатеринбург, 1997. С. 66. <4> СУ РСФСР. 1922. N 51. Ст. 531. <5> Сборник нормативных актов по советскому исправительно-трудовому праву (1917 — 1959 гг.) М., 1959. С. 106 — 107. <6> Сборник основных приказов, циркуляров и инструкций Народного Комиссариата Юстиции и Народного Комиссариата Внутренних дел РСФСР за 1918 — 1928 гг. о деятельности мест лишения свободы. М., 1959. С. 29. <7> Там же. С. 30. <8> История строительства внутренних войск 1917 — 1945 гг. Краткий очерк. Ч. I. М., 1978. С. 87.

Таким образом, осенью 1922 г. НКВД РСФСР получил в свое ведение большинство мест заключения и конвойную стражу для их охраны и конвоирования заключенных, а также других лиц, находившихся под стражей. В 1923 г., по разным источникам, в распоряжении ГУМЗ находилось мест лишения свободы, в которых содержалось 70 — 80 тыс. заключенных <9>. ——————————— <9> Кизилов И. И. НКВД РСФСР (1917 — 1930 гг.). М., 1969. С. 128-129; Романовская В. Б. Репрессивные органы в России XX века. Н. Новгород, 1996. С. 133; Смыкалин А. С. Колонии и тюрьмы в Советской России. Екатеринбург, 1997. С. 67.

За созданием ГУМЗ НКВД РСФСР с включенным в него Отделом конвойной стражи Республики четко просматривались не только мотивы внутриполитического характера, но и субъективные интересы НКВД: с начала 20-х годов места заключения становились существенными источниками дохода <10>. Тяжелое экономическое и финансовое положение страны в тот период делало последнее обстоятельство немаловажным. Ф. Э. Дзержинскому приходилось, с одной стороны, вести упорную борьбу за смету органов и войск НКВД с наркомом финансов Г. Я. Сокольниковым <11>, а с другой — выполняя соответствующие решения партийного руководства о сокращении вооруженных сил страны, принимать меры к ограничению численности своей «армии» <12>. ——————————— <10> См.: Романовская В. Б. Указ. соч. С. 132 — 133. <11> Чазов С. И. Военная реформа 20-х годов: ее осуществление и особенности во внутренних войсках: Дис. … канд. ист. наук. СПб., 1995. С. 52. <12> Дзержинский Ф. Э. Избранные произведения. Т. 1. М., 1967. С. 429.

Уже в декабре 1922 г. Приказом по войскам ГПУ N 608 было объявлено о значительном их сокращении и снятии с них ряда функций <13>. Соответствующие изменения затронули и корпус конвойной стражи. В январе 1923 г. его численность было предложено уменьшить с 17 до 10 тысяч человек <14>. Сокращение производилось за счет освобождения конвойных команд от охраны ряда мест заключения и судебных учреждений, изменения порядка «окарауливания» заключенных на внешних работах, ограничения доставки подследственных в органы прокуратуры, упорядочения этапных трактов, по которым осуществлялось конвоирование. В целях такого упорядочения совместным Приказом по милиции и конвойной страже войск ГПУ N 146 от 8 мая 1923 г., подписанным временно исполнявшим обязанности начальника милиции Республики Ф. Н. Петровым и начальником штаба войск ГПУ Н. А. Ефимовым, задачи по конвоированию арестованных были разграничены. В соответствии с этим Приказом милиция должна была сопровождать последних от мест заключения до ближайших железнодорожных станций, пристаней, этапных трактов и обратно, а также по грунтовым дорогам вне пределов пунктов, предусмотренных планом движения этапных партий. Во всех остальных случаях конвоирование арестованных по железнодорожным и водным путям сообщения, грунтовым трактам по-прежнему возлагалось на конвойную стражу <15>. ——————————— <13> Внутренние войска в годы мирного социалистического строительства 1922 — 1941 гг. С. 602. Прим. 5. <14> История строительства внутренних войск 1917 — 1945 гг. Краткий очерк. Ч. I. М., 1978. С. 87. <15> Там же. С. 87 — 88.

Несмотря на решение о замене конвойной стражи в деле «окарауливания» мест лишения свободы вольнонаемной военизированной охраной <16>, конвойные части в 1923 г. продолжали, хоть и в значительно меньшем объеме, выполнять и эту задачу. В своей службе они руководствовались Уставом гарнизонной службы, Уставом конвойной службы 1922 г., Временным положением о конвойной страже ГПУ, Инструкцией об охране лагерей, директивами и распоряжениями ГУМЗ НКВД РСФСР и его Отдела конвойной стражи. ——————————— <16> Некрасов В. Ф., Борисов А. В., Детков М. Г. и др. Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк. М., 1996. С. 295.

Наружное окарауливание мест лишения свободы имело свои особенности. Статья 501 Устава конвойной службы однозначно трактовала его именно как их охрану, т. е. как изоляцию от внешнего мира. За все происходящее внутри мест лишения свободы, в т. ч. и за побеги, произведенные путем длительной подготовки, личный состав назначаемых от конвойных частей караулов ответственности не нес. Но та же статья требовала от них содействия администрации мест лишения свободы в случаях открытых беспорядков среди тюремного населения. Поэтому ГУМЗ НКВД РСФСР периодически рассылало подведомственным ему учреждениям указания о необходимости улучшения взаимодействия караулов с администрацией мест лишения свободы. В этом отношении характерен направленный им начальникам губернских и областных управлений местами заключения Циркуляр от 20 июня 1923 г. N 190 «О выполнении служебных обязанностей лицами караула» <17>. В нем ГУМЗ, обеспокоенное ростом числа побегов заключенных и приписывающее все их случаи «исключительно нерадению и нераспорядительности администрации», призывало начальников караулов и часовых к более тесному сотрудничеству с ней в деле повышения надежности охраны и вообще всего того, что «может нарушить нормальный ход дела» <18>. Внимательное прочтение этого документа позволяет увидеть за его строками внутриведомственные разногласия между ГУМЗ и Отделом конвойной стражи, за которым стоял штаб войск ГПУ. ——————————— <17> Сборник основных приказов, циркуляров и инструкций Народного Комиссариата Юстиции и Народного Комиссариата Внутренних дел РСФСР за 1918 — 1928 гг. о деятельности мест лишения свободы. С. 134 — 135. <18> Там же. С. 135.

В течение 1922 — 1923 гг. шли, по образному выражению В. Романовской, «собирание» пенитенциарных заведений и их реорганизация <19>. Были упразднены лагеря принудительных работ, а концентрационные лагеря преобразованы в места лишения свободы общего типа. ГУМЗ прибрало к своим рукам и большую часть арестных домов при милиции, переименовав их в дома предварительного заключения <20>. Но и «чекисты» сохранили за собой ряд мест заключения, в частности Холмогоро-Пертолинские концентрационные лагеря, которые осенью 1923 г. были переведены на Соловецкие острова <21>. ——————————— <19> Романовская В. Б. Репрессивные органы в России XX века. Нижний Новгород, 1996. С. 133. <20> Там же. <21> Рассказов Л. П., Упоров И. В. Использование и правовое регулирование труда осужденных в российской истории. Краснодар, 1998. С. 58.

Все эти места лишения свободы необходимо было не только заполнять уголовным и «классово чуждым» элементом, но и охранять их. В условиях дефицита средств и людей конвойной страже было не под силу выполнять такой объем задач. Поэтому охрану многих пенитенциарных заведений осуществляли военизированные формирования, набор в которые осуществлялся на добровольных началах. Нехватка добровольцев компенсировалась назначением в них лиц из числа самих заключенных <22>. Понятно, что надежность такой охраны была крайне низкой. Поскольку и работники мест заключения в то время не отличались служебным рвением, то легко объяснить, почему побеги в 1922 — 1923 гг. стали обычным явлением <23>. Их количество начало сокращаться лишь в 1924 г., когда наведением порядка в местах заключения вынуждены были заняться ВЦИК и СНК РСФСР. В июне 1924 г. ими был принят Декрет «О служащих в местах заключения», согласно которому эти служащие в отношении правил внутренней службы и дисциплины приравнивались «к лицам, несущим действительную военную службу» <24>. Постановлением тех же органов власти 25 марта 1925 г. был утвержден Устав о службе в местах заключения и перед НКВД РСФСР поставлена задача разработать инструкцию по его применению <25>. ——————————— <22> Кузьмин С. Крестные отцы ГУЛАГа // На боевом посту. 1991. N 7. С. 62; Солженицын А. И. Архипелаг ГУЛАГ. Т. 2. М., 1991. С. 40 — 41. <23> Кизилов И. И. НКВД РСФСР (1917 — 1930 гг.). М., 1969. С. 128. <24> СУ РСФСР. 1924. Ч. II. N 56. Ст. 552. <25> Кизилов И. И. НКВД РСФСР (1917 — 1930 гг.). М., 1969. С. 128.

В октябре 1924 г. принимается Исправительно-трудовой кодекс РСФСР <26>. Согласно ему персонал мест лишения свободы подразделялся на административный состав, надзор и стражу мест заключения (ст. 215 ИТК). Статья 68 ИТК-24 однозначно требовала, чтобы на внешние работы заключенные выводились «не иначе как в сопровождении конвоя» <27>. При этом число конвоиров должно было определяться либо соглашением «заведующего местом заключения с начальником конвойной команды», либо, при отсутствии такого соглашения, нормами Устава конвойной службы <28>. Содержание этой статьи, равно как и названного выше Циркуляра ГУМЗ «О выполнении служебных обязанностей лицами караула», говорит о том, что подразделения корпуса конвойной стражи ГПУ, несмотря на некоторое сокращение в начале 1923 г. их численности, продолжали и в последующем выполнять задачу охраны части мест заключения. Поэтому утверждение авторов очерка «История строительства внутренних войск» о том, что в январе 1923 г. конвойная стража была освобождена от данного вида службы, является, по-видимому, не совсем точным <29>. ——————————— <26> СУ РСФСР. 1924. N 86. Ст. 870. <27> Сборник основных приказов, циркуляров и инструкций Народного Комиссариата Юстиции и Народного Комиссариата Внутренних дел РСФСР за 1918 — 1928 гг. о деятельности мест лишения свободы. С. 242. <28> Там же. <29> История строительства внутренних войск 1917 — 1945 гг. Краткий очерк. Ч. I. М., 1978. С. 87.

Между тем в связи с образованием СССР конвойную стражу в 1924 г. ожидали новые изменения. После создания союзного государства функции НКВД РСФСР были разделены на две части, и те, что касались государственной безопасности, изъяты из ведения НКВД РСФСР <30>. Они были переданы новому общесоюзному органу — Объединенному государственному политическому управлению при Совете Народных Комиссаров СССР (ОГПУ) <31>. В п. 8 принятого 15 ноября 1923 г. Президиумом ЦИК СССР Положения об ОГПУ и его органах указывалось, что в «непосредственном распоряжении Объединенного государственного политического управления состоят особые войска в количестве, установленном Советом Труда и Обороны Союза СССР, подчиненные во всех отношениях председателю Объединенного государственного политического управления или его заместителю» <32>. Таким образом, корпус конвойной стражи вместе со всеми другими войсками ГПУ НКВД РСФСР переходил к вновь созданному общесоюзному ведомству, на которое были возложены задачи обеспечения государственной безопасности. Однако служебная деятельность корпуса (конвойно-караульная; конвойно-карательная, специальная служба) в основном осуществлялась в рамках тех функций, которые оставались за НКВД РСФСР и НКВД других союзных республик. В ведении ГУМЗ НКВД, естественно, оставалось и управление местами заключения. «Красные конвоиры» вновь попали в двусмысленное положение двойной подчиненности двух соперничавших между собой ведомств. «Комиссариат внутренних дел, — читаем мы у И. И. Кизилова, — неоднократно ставил перед правительством вопрос о передаче корпуса конвойной стражи из ОГПУ в НКВД на том основании, что войска конвойной стражи обслуживали преимущественно места заключения» <33>. Целесообразность такого решения была очевидна. Против него не стало возражать и ОГПУ. 8 февраля 1924 г. заместитель председателя ОГПУ В. Р. Менжинский и Главный инспектор войск ОГПУ Я. К. Ольский выразили готовность пойти на этот шаг <34>. К нему их подталкивало и то обстоятельство, что в новых условиях конвойная стража превращалась для ОГПУ в «обузу» как в материальном, так и в организационно-административном отношении. 1 марта 1924 г. НКВД РСФСР запросил мнение Штаба РККА по этому вопросу и начал его проработку с наркоматами внутренних дел союзных республик. 29 марта в СТО СССР поступило ходатайство о передаче конвойной стражи из ОГПУ в НКВД. Инициатива в этом деле принадлежала начальнику ГУМЗ НКВД РСФСР Е. Г. Ширвиндту <35>. Проект соответствующего постановления СТО СССР был подготовлен на заседании Малого Совнаркома РСФСР 29 мая 1924 г. <36>. Им предусматривался переход конвойных команд из ОГПУ в ведение НКВД союзных республик. Их укомплектование и снабжение отдавалось военному ведомству. Наркоматам внутренних дел назначался месячный срок для разработки соглашения и инструкций о порядке использования конвойной стражи на территориях союзных республик. ——————————— <30> Коржихина Т. П. Советское государство и его учреждения: ноябрь 1917 — декабрь 1991 г. М., 1996. С. 176. <31> СЗ СССР. 1924. N 19. Ст. 184. <32> Там же. <33> Кизилов И. И. НКВД РСФСР (1917 — 1930 гг.). М., 1969. С. 130. <34> История строительства внутренних войск 1917 — 1945 гг. Краткий очерк. Ч. I. М., 1978. С. 88. <35> Некрасов В. Ф. Тринадцать «железных» наркомов: Художественно-документальное повествование. М., 1995. С. 113. <36> Там же.

13 — 16 июня 1924 г. на совещании в Москве представители наркоматов внутренних дел обсудили новую ситуацию и пришли к соглашению о том, что конвойная стража впредь будет именоваться конвойной стражей СССР, а управляться из Москвы через начальника ГУМЗ НКВД РСФСР. 26 июня 1924 г. СТО СССР принял Постановление: «1. Конвойную стражу в составе 17 тысяч человек полностью передать из ОГПУ в НКВД союзных республик. 2. Обязанности по отношению к конвойной страже в отношении укомплектования личным составом, снабжения и довольствия возложить на Военвед» <37>. Руководствуясь этим Постановлением, РВС СССР, ОГПУ и НКВД РСФСР 14 июля 1924 г. издали совместный Приказ N 919/253 о создании конвойной стажи СССР и возложении руководства ею на начальника ГУМЗ НКВД РСФСР, при котором сформировывалось Управление конвойной стражи СССР <38>. ——————————— <37> РГВА. Ф. 40. Оп. 1 с. Д. 62. Л. 56. <38> История строительства внутренних войск 1917 — 1945 гг. Краткий очерк. Ч. I. М., 1978. С. 89.

Нетрудно заметить, что этот Приказ противоречил духу создаваемой тогда новой государственности: общесоюзный институт — конвойная стража СССР со своим управлением — по решению двух общесоюзных и одного республиканского ведомства формально оказывался в подчинении одного из ведомств Наркомата внутренних дел одной их равноправных союзных республик. Двусмысленность положения была очевидна, но отреагировал на нее только Всеукраинский Центральный Исполнительный Комитет. В адрес СНК СССР им был направлен соответствующий протест, в котором приказ о создании конвойной стражи СССР был назван «неконституционным актом» <39>. Тогда учреждение «союзной» конвойной стражи было подтверждено Постановлением СТО СССР от 29 августа 1924 г. «О сформировании конвойной стражи СССР и об организации Центрального управления конвойной стражи в г. Москве» <40>. Окончательное законодательное оформление нового «вида войск» состоялось 30 октября 1925 г. В этот день было принято постановление ЦИК и СНК СССР «О конвойной страже Союза ССР» <41>. Согласно данному Постановлению создавалось Центральное управление конвойной стражи СССР (ЦУКС), подчиненное непосредственно СНК СССР. Его начальником (и начальником войск конвойной стражи) Постановлением СНК СССР от 19 января 1926 г., по согласованному представлению народных комиссаров союзных республик, назначался Е. Г. Ширвиндт <42>, бывший начальником ГУМЗ НКВД РСФСР и уже более года фактически руководивший конвойной стражей на территории всей страны. ——————————— <39> Там же. <40> РГВА. Ф. 4. Оп. 3. Д. 2388. Л. 11. <41> СЗ СССР. 1925. N 77. Ст. 579. <42> СЗ СССР. 1926. N 5. Ст. 34.

Выделение конвойной стражи в самостоятельный вид войск отразилось в ст. 2 Закона об обязательной военной службе, принятого ЦИК и СНК СССР 18 сентября 1925 г. Статья гласила: «В состав Красной Армии входят также части специального назначения: войска Объединенного государственного политического управления и конвойная стража Союза ССР» <43>. ——————————— <43> СЗ СССР. 1925. N 62. Ст. 463.

Таким образом, в течение двух лет (1923 — 1925 гг.) конвойная стража несколько раз поменяла свой статус: из корпуса конвойной стражи ГПУ НКВД РСФСР она превратилась в корпус конвойной стражи ОГПУ при СНК СССР, затем — на непродолжительное время — в конвойную стражу СССР, руководимую начальником ГУМЗ НКВД РСФСР, и наконец, в конвойную стражу СССР — часть Красной Армии. Все эти превращения происходили с конвойной стражей как раз в тот период, когда в СССР в сфере военного строительства начались преобразования, получившие название военной реформы 1924 — 1925 гг. <44>. В состав созданной в январе 1924 г. для обследования армии комиссии во главе с секретарем ЦИК РКП(б) С. И. Гусевым вошел и И. С. Уншлихт, бывший в 1921 — 1923 гг. заместителем председателя ВЧК-ОГПУ, курировавшим их войска. Как известно, предложения комиссии были положены в основу программы военной реформы, распространенной не только на РККА, но и на части ОГПУ и конвойную стражу. Поэтому последнюю затронуло большинство проведенных мероприятий как организационного, так и содержательного характера <45>. ——————————— <44> Военный энциклопедический словарь. М., 1983. С. 634. <45> Чазов С. И. Военная реформа 20-х годов: ее осуществление и особенности во внутренних войсках: Дис. … канд. ист. наук. СПб., 1995.

С. И. Чазов, исследовавший осуществление этой реформы во внутренних войсках, на наш взгляд, вполне справедливо к основным направлениям ее реализации в них отнес совершенствование организационной структуры и системы управления войсками, изменение способов комплектования и порядка прохождения службы военнослужащими, укрепление командных кадров и повышение их правового, материального и социального статуса, введение единоначалия, приведение в соответствие с новыми требованиями содержания боевой и политической подготовки личного состава и его воспитания, разработку и принятие новых уставов и наставлений, улучшение материально-технического обеспечения и вооружения частей и подразделений <46>. ——————————— <46> Там же. С. 48 — 49.

Среди наиболее существенных особенностей реформы в войсках ОГПУ и конвойной страже С. И. Чазов выделил сохранение кадрового и экстерриториального принципов комплектования, а это, по его мнению, было обусловлено их особым статусом и очевидным политическим характером деятельности. Соглашаясь с таким выводом, отметим, что в конвойной страже в 20-х годах все же предпринимались попытки создания территориальных формирований, но по вполне понятным причинам от них пришлось отказаться <47>. Кроме того, в период реформы, а она практически продолжалась до 1928 г., численность конвойной стражи не только не сокращалась, но, наоборот, как и войск ОГПУ, постепенно росла. ——————————— <47> РГВА. Ф. 40. Оп. 1. Д. 28. Л. 144.

К началу 1925 г. конвойная стража СССР насчитывала 15 тысяч человек <48> и организационно состояла из 4 полков, 13 отдельных батальонов, 78 отдельных рот <49>. Ее структура и дислокация в целом оставались такими же, какими сложились на конец того периода, в котором она входила в состав войск ОГПУ. Но переход конвойных частей в подчинение новому органу — Центральному управлению конвойной стражи СССР — вносил существенные изменения в руководство ими и контроль за их службой, поскольку с ним (переходом) они выводились из ведения промежуточных звеньев управления, каковыми для них являлись окружные штабы войск ОГПУ, и поступали в прямое подчинение Москве. В этом отношении представляет интерес приказ ВРИО начальника конвойной стражи СССР Л. Я. Корнблита от 7 августа 1924 г. «О задачах конвойных частей в связи с переходом конвойной стражи из состава войск ГПУ в ведение НКВД» <50>. В нем дается характеристика условий, в которые они ставятся «при новом их административном подчинении», и подчеркивается, что предоставление «отдельным конвойным частям большей самостоятельности с ликвидацией окружных органов возлагает на начальников частей еще большую ответственность, требует от них еще большего внимания ко всем деталям сложного конвойного дела и еще более заставляет их зорко и неустанно следить за тем, чтобы вверенные им части всегда были на высоте». Внимательное прочтение приказа позволяет увидеть за его строками озабоченность новой ситуацией в постановке «конвойного дела» и предчувствие очередной реорганизации конвойной стражи. Действительно, постановление ЦИК и СНК СССР от 30 октября 1925 г. очень скоро повлекло за собой последнюю. С учреждением Центрального управления конвойной стражи СССР (ЦУКС) в его составе было создано 6 отделов (командно-строевой, специальной службы, подготовки, мобилизационный, снабжения, финансовый) и Политическая инспекция — орган, действующий на правах отдела Политического управления Красной Армии <51>. ——————————— <48> Кизилов И. И. НКВД РСФСР (1917 — 1930 гг.). М., 1969. С. 130. <49> РГВА. Ф. 40. Оп. 1. Д. 14. Л. 44. <50> Внутренние войска в годы мирного социалистического строительства 1922 — 1941 гг. С. 87. Док. N 63. <51> Там же. С. 224. Док. N 207; История строительства внутренних войск 1917 — 1945 гг. Краткий очерк. Ч. I. М., 1978. С. 90.

Организационно подчиненные Управлению войска были приведены в соответствие с принципами построения войск Красной Армии — взвод, рота, батальон, полк — и сведены в две дивизии и шесть отдельных бригад, включивших шесть полков, двадцать один отдельный батальон, два отдельных взвода и школу младшего начальствующего состава. Они были расположены на территории всех 5 входивших тогда в СССР союзных республик. Управления дивизий размещались в Москве и Харькове, бригад — в Ленинграде, Самаре, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Ташкенте и Тифлисе. Полки, входившие в состав дивизий и двух отдельных бригад, дислоцировались в Москве (1-й полк), Ленинграде (2-й полк), Харькове (3-й полк), Киеве (4-й полк), Минске (5-й полк) и Свердловске (6-й полк). Общая численность конвойных войск составила 14802 человека <52>. ——————————— <52> Некрасов В. Ф. На страже интересов Советского государства. История строительства войск ВЧК — ОГПУ — НКВД — МВД. М., 1983. С. 85.

Зафиксированное в законе об обязательной военной службе от 18 сентября 1925 г. возвращение конвойной стражи в «лоно» Красной Армии вкупе с Постановлением ЦИК и СНК СССР от 30 октября 1925 г. обязывало теперь уже Народный комиссариат по военным и морским делам заботиться об укомплектовании конвойных частей и их снабжении всеми видами довольствия. Назначение в эти части командиров и комиссаров стал осуществлять Реввоенсовет СССР. В основу повседневной деятельности конвойной стражи были положены воинские уставы. Усилению в ней военных начал послужил целый ряд принятых в 1926 — 1927 годах документов: Положение об управлении дивизии и отдельной бригады конвойных войск, Положение об инспектировании войск конвойной стражи СССР, Положение об инспекции войск конвойной стражи СССР на Украине, 2-летняя программа обучения красноармейца войск конвойной стражи СССР и др. <53>. Логическим завершением нормотворчества, направленного на обеспечение дальнейшей военизации войск, стало введение в действие 3 сентября 1928 г. Приказом ВКС N 143 Временного устава конвойной службы войск Конвойной стражи <54>. В его 2-й статье прямо оговаривалось, что в выполнении «специальной конвойно-карательной службы войска конвойной стражи руководствуются настоящим уставом, во всех же остальных отношениях, как входящие в состав РККА, руководствуются соответствующими уставами РККА». ——————————— <53> История строительства внутренних войск 1917 — 1945 гг. Краткий очерк. Ч. I. М., 1978. С. 90; Некрасов В. Ф. На страже интересов Советского государства. С. 170. <54> История строительства внутренних войск 1917 — 1945 гг. Краткий очерк. Ч. I. М., 1978. С. 91.

Временный устав службы конвойной стражи 1928 г. разрабатывался около 4 лет и состоял из 5 разделов. В отличие от Устава конвойной службы 1922 г. он содержал почти в три раза меньше статей (200), а также включал указания по организации политической работы. Кроме того, в нем традиционные для конвойной службы термины «этап», «этапные помещения», «партии заключенных» и другие были заменены на новые: «маршрут», «специальные помещения», «маршрутные партии» и т. д. Модернизация «понятийного аппарата» в данном случае имела свой особый смысл. Отказ в конвойной практике от одиозно-тюремных терминов и введение новых, более современных как бы символизировали переход конвойной стражи в новое качество. Общесоюзный статус, вхождение в РККА, выход непосредственно на СНК СССР свидетельствовали о том значении, которое придавалось руководством страны ее службе, и некоторых видах на ее будущее. Определение этой службы в новом Уставе как конвойно-карательной в преддверии грядущих в скором времени перемен во внутренней политике государства позволяло делать соответствующие прогнозы. В том же сентябре 1928 г. был утвержден расчет на 4855 человека добавочной численности для наружной охраны 253 мест заключения РСФСР. Набор в их надзорсостав и наружную охрану должен был производиться за счет красноармейцев частей конвойной стражи, заканчивавших действительную военную службу <55>. Численность же самих войск конвойной стражи была доведена до 18,5 тысячи человек. Конвойные части и их подразделения дислоцировались в 167 городах и населенных пунктах страны. ——————————— <55> Там же. С. 91 — 92.

Таким образом, за годы военной реформы в войсках конвойной стражи произошли существенные изменения. Войдя в состав Красной Армии, они вместе с ней окрепли организационно, получили новую систему управления, выросли не только численно, но и в качественном отношении. В октябре 1928 г. состоялось совещание комсостава конвойной стражи. Выступая на нем, Е. Г. Ширвиндт, ее начальник, с удовлетворением подвел итоги периода реорганизации и отметил, что дальнейшее «проведение отчетливой военной структуры в частях конвойной стражи диктует отказ от мелких конвойных единиц» <56>. Эта фраза Евсея Густавовича убедительно свидетельствовала о направлении, по которому должно было идти их последующие развитие. ——————————— <56> Там же. С. 92.

Однако необходимо заметить, что десятилетнее пребывание конвойных формирований в составе РККА (1924 — 1934 гг.) историками-специалистами оценивается по-разному. Так, по мнению В. Ф. Некрасова, этот период положительно сказался на укреплении и совершенствовании конвойных войск, но отдалил их от органов внутренних дел <57>. Такой же точки зрения придерживается и С. Н. Рожнов <58>. С. И. Чазов на основании своего исследования сделал вывод о том, что «это изменение, происшедшее с войсками конвойной стражи в годы военной реформы, не сыграло в полной мере положительной роли, ибо отрыв конвойной стражи от ОГПУ… несколько замедлил ее развитие, о собенно в вопросах боевой подготовки и обучения личного состава, вновь создал параллельность в управлении сходными видами внутренних войск» <59>. ——————————— <57> Некрасов В. Ф., Борисов А. В., Детков М. Г. и др. Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк. М., 1996. С. 295. <58> Рожнов С. Н. Внутренние войска Отечества. Организационно-правовые основы развития (1811 — 1991 гг.) (историко-правовое исследование): Дис. … докт. юрид. наук. М., 2003. С. 228. <59> Чазов С. И. Военная реформа 20-х годов: ее осуществление и особенности во внутренних войсках: Дис. … канд. ист. наук. СПб., 1995. С. 52.

По нашему мнению, при оценке последствий реформы для конвойных частей следует учитывать ряд обстоятельств, обусловленных внутриполитической обстановкой в стране в тот период, когда принимались решения о придании конвойной страже общесоюзного статуса и ее последующих преобразованиях. Во-первых, с учреждением ОГПУ она стала ему не нужна. Это общесоюзное ведомство, выросшее из ВЧК, сохранило за собой ряд ее мест заключения и имело собственные караульные дивизионы для их охраны и конвоирования арестованных противников советской власти. Поэтому ОГПУ, правда, не без раздумий, согласилось отдать конвойную стражу <60>. С другой стороны, сама конвойная стража вряд ли многое теряла, расставаясь с таким своим «покровителем». Поэтому сожаления С. И. Чазова об ее отрыве от ОГПУ справедливы, возможно, только в том плане, что он (отрыв) несколько убавил одержимость в воспитании у конвоиров «классового чутья» <61>. ——————————— <60> Некрасов В. Ф. Тридцать «железных» наркомов. С. 113. <61> Платонов А. П. Избранное. М., 1988. С. 580.

Во-вторых, намеченная было Малым Совнаркомом РСФСР «раздача» конвойной стражи народным комиссариатам внутренних дел союзных республик <62> хоть и была формально конституционной, но явно непродуманной. Она влекла за собой межведомственные трения и «не вписывалась» в процесс создания фактически унитарного государства. Даже при реализации данного проекта тогдашние НКВД союзных республик недолго бы ведали конвойной стражей, поскольку они в том их виде и с теми полномочиями препятствовали упрочению такого государства и в декабре 1930 г. были ликвидированы <63>. Поэтому отдаление конвойной стражи от органов внутренних дел в данном случае можно рассматривать как заблаговременную меру политического характера. ——————————— <62> История строительства внутренних войск 1917 — 1945. С. 88. <63> Кизилов И. И. НКВД РСФСР (1917 — 1930 гг.). М., 1969. С. 156.

В-третьих, возвращение конвойной стражи под эгиду Красной Армии после образования СССР и отказа от нее ОГПУ было предопределено соответствующей традицией. В дореволюционной России конвойные команды со дня своего образования более ста лет числились за Военным ведомством <64>. Оно же реорганизовывало и опекало их в первые годы советской власти <65>. Кроме того, милитаризованное революцией и гражданской войной мышление большевистских руководителей однозначно ориентировало их на военную организацию и военно-административные методы управления, как на наиболее оптимальные, а следовательно, и универсальные. Общее направление развития конвойной стражи и ее многочисленные реорганизации как раз и являются частным, но убедительным тому подтверждением. Показательным в этом отношении стал 1930 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г. N 43/293 конвойная стража СССР была переименована в конвойные войска СССР, а ее Центральное управление — в Центральное управление конвойных войск СССР <66>. Новым законом об обязательной военной службе, принятым ЦИК и СНК СССР 13 августа 1930 г., вновь было подтверждено, что в состав Рабоче-Крестьянской Красной Армии входят войска специального назначения — войска ОГПУ и конвойные войска <67>. Общая численность последних к этому времени возросла до 20 тысяч человек. С 1 октября 1930 г. были введены новые штаты конвойных частей и управлений. Если конвойная стража состояла из двух дивизий и шести бригад, то конвойные войска — из четырех дивизий и четырех бригад. Управления двух новых дивизий были развернуты в Самаре и Новосибирске <68>. ——————————— <64> Внутренняя конвойная стража России. 1811 — 1917. Документы и материалы. М., 2002. <65> Внутренние войска советской республики 1917 — 1922. С. 34. Док. N 15. <66> История строительства внутренних войск 1917 — 1945 гг. Краткий очерк. Ч. I. М., 1978. С. 125. <67> СЗ СССР. 1930. N 40. Ст. 424. <68> Ципуренко Н. И. Внутренние войска в период борьбы за победу и упрочение социализма в СССР (1926 — 1941 гг.). Л., 1978. С. 9.

Добавим к сказанному, что в 1929 г. конвойные войска (тогда еще конвойная стража) получили для повседневного руководства новый нормативный акт — Наставление по конвойной службе <69>. В нем, в развитие и дополнение основных положений Временного устава 1928 г., подробно, с учетом накопленного за предшествующие годы опыта рассматривался порядок сопровождения «маршрутных партий», конвоирования лиц, содержащихся под стражей, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом, окарауливание мест лишения свободы, взаимодействие с их администрацией. ——————————— <69> Там же. С. 14.

Временный устав конвойной службы войск конвойной стражи СССР 1928 г. и соответствующее Наставление 1929 г. стали теми основополагающими нормативными документами, руководствуясь которыми конвойные войска осуществляли выполнение своих задач в течение целого десятилетия — вплоть до осени 1939 г., когда новая обстановка, обусловленная изменившимися внешними и внутренними реалиями, потребовала их пересмотра. Поскольку именно на это десятилетие пришлись годы «большого террора» <70>, а следовательно, и наибольшей в довоенном периоде нагрузки на конвойные части, можно сделать вывод о том, что названные Устав и Наставление оказались весьма своевременными и удачными. Они органически дополнили поток тех псевдоправовых актов и нормативных документов, которые специально разрабатывались под политику массовых репрессий <71>. ——————————— <70> Рассказов П. П. Карательные органы в процессе формирования и функционирования административно-командной системы в Советском государстве (1917 — 1941 гг.). Уфа, 1994. С. 306. <71> Там же.

——————————————————————