Международно-правовое сотрудничество государств в борьбе с экстремизмом

(Каширкина А. А.) («Журнал российского права», 2007, N 12)

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ В БОРЬБЕ С ЭКСТРЕМИЗМОМ

А. А. КАШИРКИНА

Каширкина Анна Анатольевна — старший научный сотрудник отдела международного публичного права ИЗиСП, кандидат юридических наук.

Принцип сотрудничества между государствами играет важную роль в обеспечении международной коллективной и национальной безопасности. Как отмечает О. И. Тиунов, «его следует рассматривать как обязанность государств развивать сотрудничество друг с другом во всех областях в соответствии с целями и принципами Устава ООН. Компонентами сотрудничества являются равенство, взаимное доверие, добрососедские и дружественные отношения, международный мир и безопасность. Выгоды, порождаемые сотрудничеством, должны быть доступны для всех государств» <1>. ——————————— <1> Тиунов О. И. Международное право на защите национальной безопасности. Электронная версия.

Это особенно важно с учетом тех негативных тенденций глобализации, которые четко высвечивают попытки определенных сил насильственного захвата власти в различных регионах мира, свержения государственного строя нелегитимными способами и дестабилизации государственного функционирования крайне радикальными методами. Расширение географии и увеличение опасности терроризма, неурегулированность порождающих терроризм и экстремизм региональных и локальных вооруженных конфликтов, растущее участие структур транснациональной организованной преступности в осуществлении международной террористической деятельности, расширение масштабов незаконного оборота наркотиков и оружия представляют в современных условиях глобальную угрозу для международного мира и безопасности. Экстремизм в Концепции национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24, назван в ряду основных угроз национальной безопасности России. Само понятие экстремизма можно рассматривать в широком и специальном юридическом смысле. В широком смысле экстремизм (от лат. extremus — «крайний») определяется как «приверженность к крайним взглядам, мерам (обычно в политике)» <2>, как «идеология, предусматривающая принудительное распространение ее принципов, нетерпимость к оппонентам и насильственное их подавление» <3>. ——————————— <2> Советский энциклопедический словарь. М., 1981. С. 52. <3> Бирюков В. В. Еще раз об экстремизме // Адвокат. 2006. N 12.

При анализе объективных и субъективных сторон данного состава деяния в научной литературе выделяют следующие признаки экстремизма: отрицание инакомыслия и нетерпимость к сторонникам иных взглядов (политических, экономических, конфессиональных и др.); попытки идеологического обоснования применения насилия по отношению не только к активным противникам, но и к любым лицам, не разделяющим убеждения экстремистов; апелляция к каким-либо известным идеологическим или религиозным учениям, претензии на их «истинное» толкование или «углубление» и в то же время фактическое отрицание многих основных положений этих учений; доминирование эмоциональных способов воздействия в процессе пропаганды экстремистских идей, обращение к чувствам и предрассудкам людей, а не к их разуму; создание харизматического образа лидеров экстремистских движений, стремление представить их непогрешимыми, а все их распоряжения — не подлежащими обсуждению <4>. ——————————— <4> Бирюков В. В. Указ. соч.

Осуществление эффективного сотрудничества в противодействии проявлениям экстремизма связано с перспективами научной разработки понятия «международный экстремизм», его форм и проявлений, позволяющих выделить международный экстремизм как самостоятельное социальное явление. С точки зрения международного права все формы экстремизма как антиправовые действия в том случае, если они способны нанести вред и представляют угрозу международному миру и безопасности, одинаково опасны и требуют в равной степени усилий государств в противодействии данному злу. Отсюда четко прослеживается необходимость актуализации международно-правового сотрудничества государств в сфере противодействия экстремизму как угрозе международной, коллективной и национальной безопасности. В соответствии со ст. 1 Дополнительного протокола II 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера, любой вооруженный конфликт немеждународного характера можно расценивать как международный экстремизм, если его участники, выступающие оппозицией правительственному режиму, не соблюдают общепризнанные принципы и нормы международного права, в частности Протокол не применяется к случаям нарушения внутреннего порядка и возникновения обстановки внутренней напряженности, таким, как беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия и иные акты аналогичного характера, поскольку таковые не являются вооруженными конфликтами. Спорадический характер военных действий путем вылазок и других нерегулярных действий, отсутствие прямо выраженной и открыто заявленной общегражданской программы, использование запрещенных международным правом средств и методов ведения войны, а также иные действия, идущие вразрез и с национальным правом государства, грубо нарушающие общепризнанные принципы и нормы международного права, ставят экстремизм на одну «доску» с терроризмом, который уже стал глобальной угрозой международному миру и безопасности, выйдя на уровень трансграничной опасности мирового масштаба. Активизация усилий государств в борьбе с международным экстремизмом в последние годы выразилась в принятии ряда международно-правовых актов, направленных на противодействие экстремизму, сепаратизму, международному терроризму в аспекте регионального сотрудничества государств. В этой связи особо следует отметить Декларацию о создании Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) (подписана в Шанхае 15 июня 2001 г. главами государств Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан). Целями ШОС являются укрепление между государствами-участниками взаимного доверия, дружбы и добрососедства, поощрение эффективного сотрудничества между ними в политической, торгово-экономической, научно-технической и иных областях, совместные усилия по поддержанию и обеспечению мира, безопасности и стабильности в регионе, построение нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка; она не является союзом, направленным против других государств и регионов, и придерживается принципа открытости. Важным результатом в борьбе государств с проявлениями экстремизма стало принятие в рамках ШОС Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г., которая вступила в силу для Российской Федерации 29 марта 2003 г. В части 1 ст. 1 Шанхайской конвенции раскрывается определение экстремизма, под которым понимается «какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон». Конвенция предусматривает, что Стороны в соответствии с положениями самой Конвенции, другими международными обязательствами, а также с учетом их национального законодательства осуществляют сотрудничество в области предупреждения, выявления и пресечения международного терроризма, сепаратизма и экстремизма, для чего создают центральные компетентные органы, которые, в частности, оказывают друг другу содействие путем обмена информацией, выполнения запросов, оперативно-розыскных мероприятий, разработки и принятия мер для предупреждения и пресечения международного терроризма, сепаратизма и экстремизма. По вопросам реализации Шанхайской конвенции 5 июля 2005 г. в г. Астане принята Концепция сотрудничества государств — членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, которая определяет базовые цели и принципы сотрудничества государств в данной области в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, что прямо отражено в разд. 1 «Общие положения». Концепция рассматривает терроризм, сепаратизм и экстремизм как антиправовые явления, которые не могут быть оправданы ни при каких обстоятельствах, независимо от их мотивов, а лица и организации, виновные в совершении таких действий, согласно Конвенции должны быть привлечены к ответственности. Концепция подчеркивает свою приверженность Уставу ООН. В рамках Концепции предусмотрены основные формы сотрудничества государств — членов ШОС по вопросам противодействия международному экстремизму, которые будут базироваться на проведении согласованных профилактических мероприятий, оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, совместных антитеррористических мероприятий, обмене оперативно-розыскной, справочной, криминалистической информацией, создании банков данных и систем связи, оказании правовой помощи и других действиях. Для Российской Федерации наиболее приоритетным является в настоящее время развитие отношений по вопросам коллективной безопасности с ближайшими государствами-соседями. В 2000 г. в г. Астане главы пяти государств — членов Таможенного союза (России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана), констатировав положительные результаты работы Таможенного союза, объявили о переходе к новому, третьему этапу полномасштабной интеграции — создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). 25 января 2006 г. Протокол о присоединении к нему подписала Республика Узбекистан. Вопросы безопасности не являются профильными для ЕврАзЭС, что непосредственно вытекает из Договора о его учреждении. Поэтому между государствами-членами заключены немногочисленные договоренности в данной области. Среди них наиболее значимым является Договор о сотрудничестве в охране внешних границ государств — членов ЕврАзЭС от 21 февраля 2003 г., заключенный между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан. Согласно ст. 2 данного Договора Стороны осуществляют сотрудничество по пресечению на внешних границах актов терроризма, незаконного перемещения оружия и боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, наркотических и психотропных веществ, радиоактивных материалов и иных предметов контрабанды, а также в борьбе с незаконной миграцией и проявлениями религиозного экстремизма. В статье 6 Договора гарантируется свобода передвижения воздушных судов для стран-участниц, подписавших Договор. В соответствии с указанной статьей каждая из Сторон предоставляет воздушным судам пограничных ведомств других Сторон при использовании их в интересах охраны внешних границ право на использование своего воздушного пространства, аэропортов, аэродромов (посадочных площадок) независимо от их принадлежности и предназначения, а также получение навигационной, метеорологической и иной информации, обеспечивает полеты и техническое обслуживание воздушных судов в соответствии с двусторонними и многосторонними договорами между государствами — членами ЕврАзЭС. Однако на практике зачастую возникают трудности из-за отсутствия четких предписаний универсального правореализующего характера. Таким образом, Договор о сотрудничестве в охране внешних границ государств — членов ЕврАзЭС с шестью протоколами к нему является базовым документом по вопросу коллективной безопасности для государств — членов сообщества. Однако ввиду того, что вопросы безопасности не закреплены как таковые в целях его создания, а следовательно, и в Договоре о его учреждении, регламентация подобных вопросов в рамках международных договоров внутри сообщества является, скорее, исключением, чем практикой. Договор заключен на пятилетний срок с возможностью его дальнейшей пролонгации. Российская Федерация ратифицировала Договор Федеральным законом от 19 декабря 2005 г. N 165-ФЗ. Гармонизация законодательств государств — членов сообщества по вопросам коллективной безопасности на сегодняшний день требует больших усилий государств, поскольку за исключением отдельных областей (например, пограничной безопасности) государства-члены регулируют эти вопросы самостоятельно, без соотношения с законодательством других государств-членов. Более того, отдельные государства не скрывают своей заинтересованности в участии в иных интеграционных объединениях по вопросам коллективной безопасности (например, в НАТО). В связи с этим главным направлением гармонизации законодательства является первичная ориентация на двусторонние и трехсторонние соглашения между государствами — членами Евразийского экономического сообщества. Подобный опыт уже имеется в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Казахстан. В частности, важным шагом по сближению законодательства России и Казахстана является ратификация Федеральным законом от 30 января 2002 г. N 12-ФЗ Договора между данными государствами о сотрудничестве в охране внешних границ, который был подписан в Москве 21 октября 1994 г. Данный Договор предшествовал принятию одноименного Договора в рамках ЕврАзЭС, однако по своему юридическому содержанию является более гармонизированным, поскольку не только ориентирует Россию и Казахстан на открытость государственных границ, но и предусматривает, что в случае дестабилизации либо угрозы дестабилизации обстановки на каком-либо из участков внешних границ Стороны незамедлительно проводят консультации и осуществляют меры по обеспечению стабильного положения на этих участках. Вторым существенным аспектом, который необходимо учитывать при рассмотрении вопроса о сотрудничестве государств в сфере противодействия экстремизму и другим угрозам международной и национальной безопасности, является то, что все страны — члены сообщества являются участниками Договора о коллективной безопасности, подписанного в Ташкенте 15 мая 1992 г. Данный Договор подписали также Армения и Грузия. Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. после распада СССР стал первым документом о создании новой организации по поддержанию коллективной безопасности на базе СНГ. Он, в частности, предусматривает, что государства-участники подтверждают обязательство воздерживаться от применения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях, обязуются разрешать все разногласия между собой и с другими государствами мирными средствами. Кроме того, согласно ст. 1 Договора государства-участники не будут вступать в военные союзы или принимать участие в каких-либо группировках государств, а также действиях, направленных против другого государства-участника. Договор о коллективной безопасности и принятые на его базе международные соглашения в рамках созданной Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) регламентируют практически все важнейшие вопросы, связанные с коллективной безопасностью (включая создание Вооруженных Сил государств — участников ОДКБ, функционирование Совета коллективной безопасности государств — членов ОДКБ, взаимодействие с Советом Безопасности ООН и иные). Важным аспектом при рассмотрении вопросов коллективной безопасности государств — участников Евразийского экономического сообщества с целью дальнейшей гармонизации их законодательства в указанной области является то, что все государства-члены, за исключением Республики Беларусь, являются членами ШОС. Таким образом, ШОС, будучи транспарентной международной организацией, нацелена в первую очередь на ближнюю интеграцию, т. е. ориентируется на страны, являющиеся трансграничными соседями уже с налаженными экономическими связями. Это обстоятельство усиливает важность гармонизации законодательства стран — членов ЕврАзЭС с такими государствами, как Китай, Армения и Грузия. Представляется целесообразным осуществлять по мере необходимости реновацию и новеллизацию международных договоров, заключенных в 90-е гг., вносить в них изменения и дополнения с учетом современных интересов государств, но без стратегического «слома» достигнутых договоренностей в рамках всех тех объединений, особенно касающихся коллективной безопасности. В этих целях возможно заключение транспарентных международных соглашений в рамках ЕврАзЭС с приглашением в качестве приоритетных стран — участниц переговоров представителей государств — участников этих объединений, принятие в отношении их жестов дипломатической заинтересованности в переговорах и сотрудничестве, уход от политической акцентуации по непринципиальным моментам. Представляется необходимым разработать и принять от имени Межгосударственного совета ЕврАзЭС новые предложения по совершенствованию стратегии и тактики его развития <5>. ——————————— <5> Доклад «О предложениях по совершенствованию стратегии и тактики развития ЕврАзЭС» утвержден решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС 19 мая 2006 г.

Определенные договоренности в этой сфере уже достигнуты, в том числе при непосредственном участии Российской Федерации. Так, 19 апреля 2001 г. Межпарламентская Ассамблея государств — участников СНГ приняла Постановление N 17-4 «О правовом обеспечении противодействия международному терроризму и иным проявлениям экстремизма на территории государств — участников Содружества Независимых Государств», которое, в частности, предусматривает, что государства — члены СНГ обращаются к ООН с предложением о проведении специальной сессии по вопросам противодействия терроризму, а к государствам — участникам МПА — с предложением в полном объеме выполнять требования международных антитеррористических конвенций, участниками которых они являются, ускорить ратификацию и выполнение внутригосударственных процедур относительно данных и других документов. Документ имеет важное политическое и правовое значение, поскольку призывает государства разработать унифицированное понятие «международный терроризм» как уголовно-правовую категорию, определить принципы сближения и максимальной гармонизации национального законодательства государств — участников МПА в сфере борьбы с терроризмом и иными проявлениями экстремизма, широко используя в этих целях соответствующее модельное законодательство с непременным учетом приоритета общепризнанных принципов и норм международного права, сформулированных в Уставе ООН и других основополагающих актах. В развитие сотрудничества по вопросам противодействия терроризму и другим проявлениям экстремизма 26 августа 2005 г. Совет глав государств СНГ принял решение о Концепции сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма. Документ указывает, что государства — участники СНГ принимают Концепцию сотрудничества в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма в соответствии с принятыми на себя международными обязательствами и национальным законодательством в данной области. Концепция представляет собой систему взглядов на основные направления и формы сотрудничества в области борьбы с терроризмом и экстремизмом в рамках СНГ и определяет цели, задачи и принципы такого сотрудничества. Так, государства — участники СНГ рассматривают борьбу с терроризмом и экстремизмом как одну из важнейших задач обеспечения своей национальной безопасности и выступают за дальнейшее усиление взаимодействия на данном направлении. Прямая обязанность каждого государства — защита личности от терроризма и экстремизма, недопущение на своей территории террористической и экстремистской деятельности, в том числе против интересов других государств и их граждан, непредоставление убежища террористам и экстремистам, создание эффективной системы борьбы с финансированием терроризма и экстремизма, пресечение террористической и экстремистской пропаганды. Целями и задачами сотрудничества государств — участников СНГ в борьбе с терроризмом и экстремизмом являются: обеспечение защиты государств — участников СНГ, их граждан и других лиц, находящихся на их территориях, от угроз терроризма и экстремизма; ликвидация угроз терроризма и экстремизма на территориях государств — участников СНГ; создание атмосферы неприятия терроризма и экстремизма в любых их формах и проявлениях; выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма и экстремизма на территориях государств — участников СНГ, а также ликвидация последствий преступлений террористического и экстремистского характера; укрепление международного антитеррористического сотрудничества; выработка согласованных подходов государств — участников СНГ к вопросам борьбы с терроризмом и экстремизмом, в том числе по вопросам их предупреждения; совершенствование правовой базы сотрудничества в борьбе с терроризмом и экстремизмом, развитие и гармонизация национального законодательства государств — участников СНГ с принципами и нормами международного права; усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества в условиях нарастающих угроз терроризма и экстремизма и др. Основными направлениями сотрудничества государств — участников СНГ, их компетентных органов, а также уставных органов и органов отраслевого сотрудничества СНГ, созданных для координации и взаимодействия в борьбе с терроризмом и экстремизмом, являются: развитие антитеррористического потенциала государств — участников СНГ и Содружества в целом; предупреждение, выявление, пресечение и расследование преступлений террористического и экстремистского характера, а также минимизация их последствий; содействие неотвратимости наказания за преступления террористического и экстремистского характера; совершенствование правовой базы сотрудничества в борьбе с терроризмом и экстремизмом; анализ факторов и условий, способствующих возникновению терроризма и экстремизма, и прогнозирование тенденций их развития и проявления на территориях государств — участников СНГ; оказание помощи в реабилитации лиц, пострадавших от преступлений террористического и экстремистского характера; предотвращение использования или угрозы использования в террористических целях оружия массового уничтожения и средств его доставки, радиоактивных, токсичных и других опасных веществ, материалов и технологий их производства; противодействие финансированию террористической и экстремистской деятельности; противодействие терроризму на всех видах транспорта, объектах жизнеобеспечения и критической инфраструктуры; предотвращение использования или угрозы использования локальных или глобальных компьютерных сетей в террористических целях (борьба с кибертерроризмом); взаимодействие с гражданским обществом и средствами массовой информации в целях повышения эффективности противодействия терроризму и экстремизму; противодействие пропаганде терроризма и экстремизма; участие в антитеррористической деятельности международного сообщества, включая взаимодействие в рамках международных организаций и коллективных антитеррористических операций, объединение усилий в содействии формированию глобальной стратегии противодействия новым вызовам и угрозам под эгидой ООН; оказание содействия третьим государствам, заинтересованным в сотрудничестве с государствами — участниками СНГ в области борьбы с терроризмом и экстремизмом во всех его проявлениях; совершенствование материально-технической базы борьбы с терроризмом и экстремизмом, разработка в том числе средств специальной техники и оборудования для оснащения антитеррористических подразделений. Основными формами сотрудничества государств — участников СНГ и их компетентных органов в борьбе с терроризмом и экстремизмом являются: проведение по согласованию совместных и/или скоординированных профилактических мероприятий по предупреждению и пресечению терроризма и иных насильственных проявлений экстремизма; проведение по согласованию совместных и/или скоординированных оперативных и оперативно-розыскных мероприятий, следственных действий, а также антитеррористических учений; обмен информацией в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом, создание специализированных банков данных; оказание взаимной правовой помощи и выдача лиц, разыскиваемых за совершение преступлений террористического и экстремистского характера, а также финансирование терроризма в соответствии с национальным законодательством государств — участников СНГ; подготовка кадров и обмен опытом работы в борьбе с терроризмом и экстремизмом, проведение совместных научных исследований проблематики терроризма и экстремизма. Российская Федерация поддерживает развитие сотрудничества по противодействию различным проявлениям экстремизма и на двусторонней основе. Из большого числа международных договоров, заключенных Россией с другими государствами, особо отметим Совместную декларацию РФ и КНР о международном порядке в XXI веке, подписанную Президентом РФ и Председателем КНР 1 июля 2005 г. Декларация отмечает, что Стороны руководствуются чувством исторической ответственности за мир и развитие на планете, которую они несут как постоянные члены Совета Безопасности ООН, исходят из своей приверженности формированию многополюсного мира и нового международного порядка, выраженной в Российско-Китайской совместной Декларации о многополярном мире и формировании нового международного порядка от 23 апреля 1997 г., выступают за отношения стратегического взаимодействия и партнерства Сторон, закрепленные Договором о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 16 июля 2001 г. Необходимо отметить, что на сегодняшний день не все государства выступают за унификацию и гармонизацию подходов и средств противодействия экстремизму и терроризму на базе четкого соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права. Во многих государствах экстремизм до сих пор рассматривается как внутригосударственный конфликт с привнесением в попытки международного регулирования данного вопроса негативного акцента «вмешательства во внутренние дела государства». Ряд стран политически предпочитают «не выносить сор из избы» и считают, что подобных проблем, вынуждающих их пойти на международное сотрудничество в данной области, у них нет, либо, что еще хуже, считают достаточным аккумулировать противодействие экстремизму в собственной стране и собственными силами без учета мнения мирового сообщества. Подобная позиция характерно прослеживается на примере США, относящих борьбу с экстремизмом (а равно и терроризмом) к угрозам национальной безопасности, предполагающим противодействие данной опасности в рамках национальной системы безопасности, которая предполагается наиболее совершенной, чем международные аналоги. Ярким примером является новая Стратегия США в области национальной безопасности, обнародованная в марте 2006 г. и принятая взамен аналогичного документа 2002 г. Анализируя основные направления Стратегии, газета «The Washington Post» писала: «Эта Стратегия расширяет первоначальные рамки безопасности, очерченные администрацией Буша в сентябре 2002 г., до вторжения в Ирак. Та Стратегия сдвинула внешнюю политику США от десятилетий курса сдерживания в сторону более агрессивного подхода — нападению на врагов до того, как они атакуют США. Доктрина превентивности вызвала в то время ожесточенные дебаты, и многие критики полагают, что неудача с поисками оружия массового поражения в Ираке нанесла смертельный удар по главной предпосылке этой стратегии — о том, что данные разведки о возможностях противника и его намерениях могут быть достаточными для оправдания превентивной войны» <6>. «В случае необходимости мы не исключаем применение силы до того, как будем атакованы, даже если имеются сомнения относительно даты и места атаки противника… В том случае, когда последствия нападения с применением оружия массового поражения потенциально столь опустошительны, мы не можем позволить себе спокойно наблюдать, как материализуется смертельная опасность», — говорится в пересмотренной обновленной официальной стратегической доктрине администрации Джорджа Буша <7>. ——————————— <6> См.: Электронное издание газеты «The Washington Post» на официальном сайте издания www. washingtonpost. com от 15 марта 2006 г. <7> См.: Там же.

Подобный «индивидуалистский», эгоцентричный подход к решению проблемы международного экстремизма и терроризма недопустим в современных условиях глобализации и чреват трагическими последствиями общемирового характера. Возможность бесконфликтного развития мировой цивилизации представляется все более проблематичной. В связи с этим магистральной линией дальнейшего развития международного публичного права является становление на фундаменте существующих принципов новых международных правовых обязательств, направленных непосредственно на создание безопасного, безъядерного мира, мира, свободного от любого оружия массового уничтожения, а в качестве конечной цели — от всякого оружия вообще. Но до достижения этой цели государства еще очень далеки. Как отметил В. В. Путин, «в международных делах все чаще встречается стремление решить тот или иной вопрос, исходя из так называемой политической целесообразности, основанной на текущей политической конъюнктуре. И это, конечно, крайне опасно. И ведет к тому, что никто уже не чувствует себя в безопасности» <8>. ——————————— <8> Выступление на пресс-конференции в г. Мюнхене (ФРГ) 10 февраля 2007 г.

Поэтому необходимо максимально подчинить и сделать подконтрольными только международному праву все действия государств, направленные на противодействие терроризму, экстремизму, сепаратизму и другим угрозам с использованием силового варианта воздействия. Необходимо четко осознать и утвердить в мировом сообществе мысль, что только общепризнанные принципы и нормы международного права могут являться базисными механизмами и регуляторами международных отношений даже при разногласии политических национальных доктрин государств по вопросам международной, коллективной и национальной безопасности. Как справедливо полагает И. И. Лукашук, «правовая безопасность означает, что каждому государству, независимо от его могущества, обеспечена защита его прав и законных интересов. Каждому человеку, где бы он ни находился, гарантируются права, предусмотренные международным правом. В этом сказывается единство правовой безопасности человека и государства. Тенденции к упрочению международного правопорядка содействуют совершенствованию правопорядка внутри государств. Современное международное право стимулирует формирование и развитие правовых государств, гуманизацию и демократизацию внутренних правопорядков» <9>. ——————————— <9> Лукашук И. И. Международное право. Общая часть. М., 1996. С. 171 — 172.

Междун ародное сотрудничество государств по вопросам противодействия экстремизму, таким образом, опираясь на общепризнанные принципы и нормы международного права под эгидой ООН, должно в то же время актуализироваться в Российской Федерации и акцентироваться на национальных интересах государств, опираясь на конституционные основы и гармонично имплементируясь во внутреннее законодательство.

——————————————————————