Оптимизация налогообложения как фактор повышения экономической безопасности Республики Таджикистан

(Ширинов Р. К., Одинаев Е. И.)

(«Налоги» (журнал), 2008, Специальный выпуск, Январь)

ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Р. К. ШИРИНОВ, Е. И. ОДИНАЕВ

Ширинов Р. К., соискатель Академия экономической безопасности МВД России.

Одинаев Е. И., соискатель Академия экономической безопасности МВД России.

В целях определения мероприятий по повышению экономической безопасности налоговой сферы разработана методика и проведена систематизация налогов Республики Таджикистан, изучен опыт становления налоговой системы в Российской Федерации.

В Республике Таджикистан налоговая система формировалась с учетом закономерностей реформирования экономики. Подоходный налог с физических лиц определяется на основе Налогового кодекса Республики Таджикистан (разд. 4, гл. 170) как нормативного акта. Плательщиками налога являются резиденты и нерезиденты — физические лица, имеющие объекты налогообложения. Налогооблагаемый доход определяется как разница между валовым доходом за календарный год за вычетом расходов.

Налогооблагаемым периодом является налоговый период за календарный год. Налоговая ставка определяется исходя из минимального размера заработной платы до 1000 сомони, 8% с суммы налогооблагаемого дохода свыше 100 сомони. Сумма налога 2 плюс 13% с суммы налогооблагаемого дохода, превышающего 100 сомони.

Освобождение от налога проводится в следующих случаях.

1. Доход от официальной дипломатической или консульской работы лица, не являющегося гражданином Республики Таджикистан.

2. Доход от работы по найму лица, не являющегося резидентом или гражданином республики и находящегося на территории Таджикистана не менее 90 дней в году, если этот доход уплачивается работодателем-нерезидентом или от имени и за счет средств работодателя, не являющегося резидентом республики, и не выплачивается постоянным учреждением нерезидента в Таджикистане.

3. Стоимость имущества, полученного от другого физического лица в виде дарения или наследования, кроме доходов от этого имущества, полученного в виде оплаты труда.

4. Стоимость полученных от юридических лиц подарков, а также призов (выигрышей) на конкурсах и соревнованиях, в том числе в денежной форме, если:

— стоимость подарков, полученных от юридических лиц, не превышает 100 месячных минимальных размеров заработной платы в год;

— стоимость призов, полученных на международных конкурсах и соревнованиях, не превышает 500 месячных минимальных размеров заработной платы в год;

— стоимость призов (выигрышей), полученных на республиканских конкурсах и соревнованиях, не превышает 100 месячных минимальных размеров заработной платы в год.

5. Государственные пенсии, стипендии и пособия, в том числе выплаты и пособия на погребение, по беременности и родам, в связи с потерей трудоспособности (в том числе временной) и в связи с потерей кормильца.

6. Алименты лиц, получающих их.

7. Единовременные выплаты, материальная помощь за счет бюджета, оказываемые в установленном порядке в соответствии с правовыми актами, а также гуманитарная благотворительная помощь, в том числе при стихийных бедствиях.

8. Доход от продажи или передачи физическим лицам движимого материального имущества, кроме имущества, используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.

9. Сумма государственных премий Республики Таджикистан.

10. Страховые выплаты, полученные по договорам накопительного и возвратного характера, в пределах произведенных платежей в счет таких договоров в случае, когда страховые премии по таким договорам выплачивались за счет средств этого физического лица, и страховые выплаты, полученные в результате смерти застрахованного лица.

11. Суммы денежного довольствия, денежных вознаграждений и других выплат в связи с несением службы в системе обороны, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороны, Главного управления налоговой полиции и Таможенного департамента МГДС РТ, национальной гвардии, а также призванных на учебные или проверочные сборы военнообязанных.

12. Адресная социальная помощь, пособия и компенсации, за исключением связанных с оплатой труда, выплачиваемых за счет средств государственного бюджета в размерах и порядке, установленных соответствующими нормативными правовыми актами.

В соответствии с Налоговым кодексом Республики Таджикистан (разд. 4, гл. 18) установлена система налогов на прибыль. Налогоплательщиками налога на прибыль являются юридические лица, резидентные и иностранные предприятия. Объектом налогообложения резидентного предприятия является его прибыль. Прибыль представляет собой положительную разницу между валовым доходом налогоплательщика и вычетами, налогооблагаемым периодом является календарный год. Налоговая ставка на прибыль юридических лиц составляет 25%.

В Республике Таджикистан установлены налоговые льготы, которые позволяют освобождать от налога на прибыль общественные организации, другие доходы, получаемые в республике новыми предприятиями и другими организациями.

В Республике действует налог на добавленную стоимость (разд. 7, гл. 25, Налогового кодекса РТ). Налогоплательщиком НДС является лицо, зарегистрированное или обязанное зарегистрироваться в качестве налогоплательщика НДС. В республике в соответствии с Налоговым кодексом РТ определены объекты налогообложения, основными их которых являются налогооблагаемые операции и налогооблагаемый импорт, поставки товаров и выполнение работ и услуг, помимо поставок товаров и выполнения работ и услуг, освобождаемых от НДС, осуществляемые в рамках предпринимательской деятельности лица.

Налоговая ставка НДС составляет 20% налогооблагаемого оборота, за исключением экспорта и (или) 20% налогооблагаемого импорта. Определены виды деятельности, освобождаемые от уплаты НДС.

В Республике установлены акцизы в соответствии с гл. 34 «Акцизы» разд. 8 Налогового кодекса Республики Таджикистан. Плательщиками акцизов являются все юридические и физические лица, осуществляющие производство подакцизных товаров на территории республики и (или) импорт подакцизных товаров. В Налоговом кодексе РТ определены объекты налогообложения, налоговый период (календарный месяц), налоговая ставка в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Определены внешнеэкономические операции, которые освобождаются от уплаты акцизов.

В Республике Таджикистан введен социальный налог (разд. 9, гл. 35, Налогового кодекса РТ). Определен перечень плательщиков социального налога, объекты налогообложения, налоговый период (календарный месяц, квартал, календарный год). Налоговая ставка социального налога составляет 25% от налогооблагаемой базы, для индивидуальных предпринимателей она снижена до 20%.

В Республике установлен земельный налог в соответствии с Налоговым кодексом РТ (разд. 10, гл. 36). Земельный налог уплачивается землепользователями, за которыми закреплены земельные участки в бессрочное пользование или в пожизненное наследуемое пользование.

Земельный налог устанавливается с учетом качества и месторасположения, кадастровой оценки земель, характера использования и экологических особенностей земельного участка. Основанием для определения земельного налога является земельно-кадастровая документация землепользователя. Размер земельного участка не зависит от результатов хозяйственной деятельности землепользователя и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Установлены налоговые периоды и налоговые ставки на земли исходя из направлений их использования.

В Республике действуют налоги на недропользование в соответствии с разд. 11, гл. 37, Налогового кодекса, налоги, уплачиваемые по упрощенной системе, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, налоги с продаж хлопкового волокна и алюминия первичного. Установлены в республике и налоги на доходы предприятия в соответствии с разд. 16, гл. 44, Налогового кодекса.

Кроме того, в Республике Таджикистан действуют местные налоги (разд. 17, гл. 46, Налогового кодекса РТ), налог с владельцев транспортных средств (гл. 47 НК РТ), налог с розничных продаж (гл. 48 НК РТ) и другие налоги.

Экономические преступления в налоговой сфере Республики Таджикистан обусловлены перераспределением доходов и собственности путем деформации налоговой политики и налоговых отношений. Неуплата налогов ведет, в свою очередь, к деформации бюджетной сферы, что проявляется в сокращении расходов государственного бюджета и изменении его структуры. Сокращение доходов бюджета является причиной недофинансирования государственных институтов регулирования экономики (контрольных, правоохранительных органов), их ослабления и деградации в тот период, когда наиболее сильна потребность в обеспечении прав и законных интересов участников экономических отношений. Уменьшается роль государства в поставке на рынок общественных благ — образования, здравоохранения, культуры, которые финансируются на 30 — 50%.

В Республике Таджикистан налоговая система отражает основные признаки налоговой системы России, но совершенствуется более медленными темпами.

В современных условиях в Республике Таджикистан возникла необходимость совершенствования налогообложения с учетом факторов обеспечения экономической безопасности и интеграции со странами СНГ, прежде всего с Российской Федерацией.

Это обусловлено объективной необходимостью реализации курса на обеспечение независимости и безопасности страны, низкой степенью государственной финансовой поддержки товаропроизводителей, которые вынуждены диверсифицировать производство, развивать другие направления хозяйственной деятельности для получения большей прибыли.

Поэтому в современных условиях для товаропроизводителей становится актуальной ориентация на прибыльные виды деятельности и овладение методами оптимизации налога на прибыль. Возможный вариант оптимизации налога на прибыль приведен на рисунке 1.

Оптимизация налога на прибыль для производителей

товаров и услуг

Оптимизация налога на прибыль

\ / \ / \ /

Методы оценки Метод ускоренной Использование заемного

запасов амортизации финансирования

\ /

Увеличение себестоимости продукции, услуг

\ /

Уменьшение налогооблагаемой базы по начислению на прибыль

Рис. 1

Рассмотрение возможных легальных способов минимизации для товаропроизводителей налога на прибыль позволяет сделать вывод о том, что при их выборе необходимо исходить из тактики и стратегии развития предприятия:

— снижать налоги целесообразно до тех пор, пока расчеты показывают, что это дает прирост свободной прибыли;

— уменьшение налогов в ряде случаев достигается путем ухудшения финансовых показателей;

— последствия применения одних и тех же способов минимизации неодинаковы для разных объектов и даже для условий работы предприятия в разные периоды;

— уменьшение налога на прибыль путем использования чистой прибыли на льготируемые цели экономически обоснованно лишь в случае роста балансовой прибыли в последующие периоды.

Что касается налога на добавленную стоимость, то варианты легальной его минимизации маловероятны. Требуются кардинальные меры по снижению давления этого налога на товаропроизводителей. В то же время следует иметь в виду, что если их формально освободить от налога на добавленную стоимость, то товаропроизводители потеряют возможность возмещения покупного НДС из бюджета (они должны будут относить его на себестоимость изготовляемой продукции). Нами предлагается ввести нулевую ставку НДС для товаропроизводителей (такая ставка используется экспортерами). При этом возникает возможность возмещения покупного НДС из бюджета, не начисляя при этом НДС на реализацию (рис. 2). Достоинства предложенного варианта заключаются в возможности дополнительных инвестиций в производство товаров социального назначения, а также удешевления продукции и услуг. При этом необходимо контролировать процентное соотношение выручки от реализации товарной продукции и услуг в общем объеме доходов предприятия.

Структура начисления налога на добавленную стоимость

по нулевой ставке

Покупка сырья, ГСМ, > Себестоимость > Покупной НДС

материалов и т. д. продукции

Производство > Себестоимость > Покупной НДС > Добавленная

продукции, услуг продукции стоимость

Реализация > Себестоимость > Добавленная Возмещение

продукции, услуг продукции стоимость покупного НДС

Начисление НДС на реализацию

продукции, услуг по нулевой ставке

Рис. 2

При налогообложении товаропроизводителей Республики Таджикистан целесообразно:

— освободить производителей товаров и услуг социального назначения от налога на прибыль;

— предоставить льготные ставки по налогу на прибыль для предприятий и организаций, обслуживающих организации, производящие товары социального назначения;

— создать региональный внебюджетный фонд поддержки товаропроизводителей, который станет реальным механизмом привлечения средств в производство товаров социального назначения.

Необходимо отметить, что в Российской Федерации и в Республике Таджикистан корректировка системы налогообложения, включая сельских товаропроизводителей, производится без необходимой оценки социально-экономических последствий. Для сохранения прежней системы льготирования и предоставления новых налоговых льгот предлагается следующий алгоритм методики такой оценки:

— цель введения налоговых льгот;

— категория налогоплательщиков, для которой вводится налоговая льгота;

— вид налога (сбора), по которому вводится льгота;

— размер налоговой льготы;

— срок действия налоговой льготы;

— требования (дополнительные условия) к претендентам на получение налоговых льгот;

— необходимость заключения налогового соглашения;

— оценка выпадающих доходов в результате введения налоговой льготы;

— взаимодействие с бюджетным процессом;

— направления использования средств, высвобождающихся у налогоплательщика в результате предоставления налоговой льготы;

— анализ эффективности действия налоговых льгот.

При этом налогоплательщики, имеющие убыток или нулевой финансовый результат за соответствующий отчетный период, могут пользоваться налоговыми льготами без дополнительных условий, сформулированных по каждому случаю отдельно.

При этом необходимо выделить цель предоставления налоговой льготы и провести анализ эффективности действия налоговых льгот.

При этом налогоплательщики, имеющие убыток или нулевой финансовый результат за соответствующий отчетный период, могут пользоваться налоговыми льготами без дополнительных условий, сформулированных по каждому случаю отдельно.

При этом необходимо выделить цель предоставления налоговой льготы и провести анализ эффективности действия налоговых льгот, вести раздельный учет льготных видов экономической деятельности.

Совершенствование системы налогообложения должно происходить в увязке с другими мерами финансово-кредитной политики, направленными на финансовое оздоровление товаропроизводителей. Существенную роль в финансово-кредитных отношениях играет возрастающая кредиторская задолженность товаропроизводителей, особенно ее просроченный сегмент. Это ведет к разрыву хозяйственных связей, сокращению объемов производства, усилению социальной напряженности.

Увеличение кредиторской задолженности отрицательно сказывается на получении банковского кредита, а также на его удорожании. Кредиторская задолженность характеризуется быстрой распространяемостью от предприятия к предприятию по цепи взаимных неплатежей.

В целях финансового оздоровления товаропроизводителей целесообразно заменить кредиторскую задолженность предприятий на долгосрочные государственные ценные бумаги (обязательства) с реальным обеспечением, например в виде долгосрочной аренды земельных участков. Предлагается также провести капитализацию долга, т. е. осуществить замену кредиторской задолженности предприятий на акции (с согласия кредитора); в экстренном случае применить мораторий, что приведет в конечном счете к списанию долгов товаропроизводителей.

При установлении режима льготного налогообложения следует учитывать отраслевую специфику предприятия, которая характеризуется составом и структурой производственных фондов, длительностью производственного цикла, особенностями кругооборота средств, предопределяет условия создания финансовых ресурсов.

В современных условиях ключевой проблемой для предприятий Республики Таджикистан на ближайшую и особенно долгосрочную перспективу является проблема инвестиций, создания благоприятного инвестиционного климата. Одним из факторов привлечения дополнительных инвестиций является лизинг. Существующая на сегодняшний день система государственного влияния на лизинговые отношения в Республике Таджикистан не способствует эффективному использованию выделяемых на эти цели бюджетных средств.

Так, лизингополучатель не имеет возможности участвовать в выборе не только объекта лизинга, но и партнеров по лизингу. Кроме того, заводы-изготовители поставляют продукцию по завышенным отпускным ценам. Инфляционные процессы влияют на сокращение средств лизингового фонда. Поэтому минимизация налога на прибыль и налога на имущество при лизинговых операциях не является решающим фактором для товаропроизводителей.

Исходя из этого, необходимо ввести льготные ставки по налогу на прибыль и НДС для лизинговых компаний, льготы по налогу на прибыль для банков, льготные ставки по НДС для предприятий машиностроения. Льготные ставки по налогу на прибыль сделают привлекательным сектор производства товаров народного потребления для инвестиций. При этом льготные ставки по НДС будут способствовать удешевлению продукции машиностроения, а также предоставляемых лизинговых услуг. Предприятия будут иметь возможность выбора поставщиков лизингового оборудования.

Недостатком может быть уменьшение суммы поступления налогов в бюджет, следовательно, необходимо сделать расчет выпадающих доходов и учесть их при формировании бюджета.

В среднесрочной и долгосрочной перспективе основными параметрами развития экономики Республики Таджикистан будут являться:

— взаимная торговля между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан по важнейшим видам продукции и услуг;

— межгосударственные потоки капитала, включая получаемые и предоставляемые прямые и портфельные инвестиции, краткосрочные и долгосрочные кредиты и др.;

— механизм формирования единого экономического пространства (унификация основных инструментов таможенной, бюджетной, налоговой, кредитно-денежной, ценовой политики, единое законодательство об иностранных инвестициях, разработка и реализация совместных программ социально-экономического, научно-технического и экологического характера и другие регулирующие инструменты).

В этих целях предлагается разработать меры по унификации и гармонизации налогового законодательства обеих стран. В свете поставленных задач предлагается следующая схема сближения налоговых систем: сближение национальных налоговых законодательств в соответствии с имеющимися моделями, которые разрабатываются на уровне СНГ, и ликвидация национальных законодательных актов, которые негативно влияют на развитие межгосударственной экономической интеграции.

——————————————————————