Роль и место органов внутренних дел в противодействии преступлениям в сфере потребительского рынка России

(Коржнев А. А.)

(«Налоги» (газета), 2008, N 9)

РОЛЬ И МЕСТО ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ

ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В СФЕРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА РОССИИ

А. А. КОРЖНЕВ

Коржнев А. А., капитан милиции, адъюнкт Академии экономической безопасности МВД России.

Механизм обеспечения экономической безопасности страны предполагает взаимодействие огромного числа органов всех ветвей власти. В этой связи необходимо отметить особую роль органов внутренних дел, на которые возложена ответственность по обеспечению экономической безопасности внутри страны. Особой областью деятельности органов внутренних дел является противодействие преступлениям в сфере потребительского рынка. Требования Конституции РФ по защите законных интересов граждан, выражающихся в обеспечении товарами и услугами должного качества по обоснованным ценам, выдвинулись в число приоритетных задач органов внутренних дел.

Происходящий в российском обществе переход от административно-командной экономики к рыночным отношениям с новой силой и с особой остротой ставит перед отделами МВД по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП) проблему борьбы с преступностью в сфере денежно-товарного обращения, т. е. прежде всего на объектах потребительского рынка.

В связи с этим в соответствии с Приказами МВД России N 180 и N 416 за 1997 г. в структуре органов внутренних дел России, в частности в милиции общественной безопасности (МОБ), созданы и осуществляют оперативно-розыскную деятельность межрайонные отделы милиции по борьбе с правонарушениями и преступлениями на потребительском рынке при областных УВД. В функции этих отделов также входят организация и координация деятельности служб и подразделений МОБ по выявлению и пресечению преступлений и правонарушений на потребительском рынке страны.

Кроме того, в целях обеспечения государственного контроля за оборотом алкогольной и табачной продукции в территориальных отделах ВД приказами начальников областных управлений ВД созданы самостоятельные межрайонные отделы милиции на потребительском рынке по борьбе с правонарушениями и преступлениями, связанными с незаконным оборотом алкогольной и табачной продукции.

В соответствии с требованием действующего законодательства личный состав милиции ориентируется на предупреждение и пресечение преступлений на ранней стадии их подготовки, на активное применение законодательных норм об административной и уголовной ответственности за преступления в сфере потребительского рынка, обеспечение принципа неотвратимости наказания за совершенные преступления, предотвращение посягательств на законные интересы и права как граждан-потребителей, так и государства.

В связи с частыми изменениями административного и уголовного законодательства, переходом некоторых составов преступлений экономического характера из компетенции криминальной милиции в компетенцию милиции общественной безопасности принимаются меры по повышению квалификации сотрудников органов внутренних дел в милиции общественной безопасности по выявлению и документированию противоправных деяний в сфере потребительского рынка.

Особое место в числе мероприятий по борьбе с преступлениями в сфере потребительского рынка занимают регулярно проводимые комплексные целевые оперативно-профилактические операции, основными из которых являются: «Акциз», «Винодел», «Коммерсант» и «Суррогат».

Важнейшими направлениями деятельности подразделений МОБ по выявлению и пресечению преступлений и правонарушений в сфере потребительского рынка являются:

— борьба с незаконным предпринимательством и незаконным использованием товарного знака;

— борьба с мошенничеством;

— обеспечение государственного контроля за оборотом алкогольной продукции;

— защита прав потребителей от недоброкачественной продукции;

— выявление и пресечение административных правонарушений в области торговли;

— мероприятия, направленные на реализацию межведомственного плана по пополнению доходной части федерального бюджета;

— взаимодействие с контролирующими организациями.

Анализ криминогенной обстановки в сфере оборота алкогольной и табачной продукции свидетельствует о том, что значительная часть совершаемых сделок купли-продажи с алкогольной и табачной продукцией происходит с грубейшим нарушением законодательства РФ. Реализуемая алкогольная и табачная продукция часто не соответствует требованиям ГОСТа и санитарного надзора.

Не случайно 30 апреля 1997 г. Президент РФ подписал Указ N 442 «О дополнительных мерах по предотвращению незаконного производства и оборота спирта этилового и алкогольной продукции», который и определил приоритетные направления работы отделов по борьбе с экономическими преступлениями ВД по обеспечению государственного контроля за оборотом алкогольной продукции:

а) выявление и пресечение деятельности подпольных цехов по изготовлению фальсифицированной алкогольной продукции;

б) проведение массовых проверок торговых точек, осуществляющих оптовую и розничную реализацию алкогольной продукции и изъятие алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте.

Согласно этим целям силами сотрудников милиции общественной безопасности обеспечиваются контрольные действия за оборотом алкогольной продукции, пресекается незаконное перемещение алкогольной продукции без соответствующих документов, подтверждающих легальность производства и реализации. Осуществляется своевременное выявление и пресечение деятельности организаций, предприятий и коммерческих структур, занимающихся незаконным производством и оптовой реализацией этилового спирта и алкогольной продукции, а также устанавливаются и пресекаются каналы поступления спирта, произведенного на подпольных предприятиях.

Конфискованная и изъятая в соответствии с действующим законодательством алкогольная продукция должна до рассмотрения дела об административных правонарушениях находиться на сохранности в специально оборудованных для этого местах (складах).

При этом решение об использовании алкогольной продукции, изъятой из незаконного оборота, принимается специальными комиссиями, создаваемыми на базе органов местного самоуправления.

По фактам нарушения правил купли-продажи алкогольной продукции к виновным лицам должны применяться меры, предусмотренные уголовным и административным законодательством РФ, после чего направляются представления в соответствующие органы власти для решения вопроса об аннулировании или приостановлении раннее выданных лицензий на право торговли алкоголем.

В своей работе по изъятию алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, сотрудники милиции общественной безопасности ОВД руководствуются Постановлением Правительства РФ N 1056 от 20 августа 1997 г., согласно которому решение о конфискации алкогольной продукции, изъятой из незаконного оборота, принимает судья, данные действия процессуального характера также отражены в Кодексе об административных правонарушениях РФ.

В процессе развития рыночных отношений в экономике стали появляться новые формы преступных посягательств, противодействие которым представляет для правоохранительных органов определенную сложность. Одно из них — незаконное предпринимательство, этот вид преступления получает в настоящее время все более широкое распространение.

Вместе с тем основным принципом существования рыночной экономики является свобода предпринимательской деятельности. Поэтому субъекты хозяйственного оборота самостоятельно заключают договоры, определяют их условия, устанавливают цены на произведенную продукцию и осуществляют поставку.

При этом, как показывает опыт, нормальная предпринимательская деятельность невозможна без установленных законом правил ведения хозяйственной деятельности. Не соблюдая эти правила, включающие определенные запреты и ограничения, интересам самих предпринимателей, гражданам и организациям может быть причинен большой материальный и моральный ущерб.

Еще одной проблемой на потребительском рынке, сопряженной как с законным, так и с незаконным предпринимательством, является сокрытие официального денежного оборота субъектом экономики от целей налогообложения и иных сборов, установленных законодательным путем. В этой связи на органы внутренних дел возложена обязанность по предупреждению, выявлению, раскрытию и расследованию данных преступлений.

Таким образом, государство, устанавливая определенные ограничения и требования в сфере предпринимательской деятельности, обеспечивает контроль за деятельностью коммерсантов, не нарушая при этом гарантированных Конституцией и законодательством РФ прав и свобод и не вмешиваясь в их частные хозяйственные дела. В широком понимании незаконная предпринимательская деятельность — это ведение предпринимательской деятельности с нарушением установленных законом или иными правовыми актами правил, ограничений и запретов.

В условиях массового распространения незаконного оборота алкогольной и табачной продукции основные усилия сотрудников милиции общественной безопасности направлены на выявление и пресечение незаконной предпринимательской деятельности в этой области. Проводятся мероприятия по ликвидации подпольных цехов, изготавливающих алкогольную и табачную продукцию, изымаются из производства и оборота фальсифицированные винно-водочные изделия.

Проблема, связанная с распространением некачественных продуктов питания на потребительском рынке, сегодня является одной из основных угроз экономической безопасности России, влияющих на социально-экономическое развитие страны.

Общественная значимость проблемы защиты потребительского рынка от поступления различной некачественной продукции увеличивалась по мере роста доли импортных товаров в структуре общего розничного товарооборота страны.

Необходимо отметить, что в настоящее время основная доля импортной продукции характеризуется низким качеством. Многие товары иностранного производства не соответствуют российским стандартам качества, санитарным нормам и медико-биологическим требованиям, а также зачастую представляют серьезную опасность для здоровья и жизни людей.

Повсеместно контролирующими органами выявляются многочисленные факты ввоза и реализации зарубежных фальсифицированных товаров, произведенных с нарушениями технологии, подменой дорогих сырья и компонентов на более дешевые. Чаще других фальсифицируются алкогольные и табачные изделия, которые не отвечают международно установленным требованиям безопасности.

Вместе с тем опыт работы органов внутренних дел показывает, что наибольшую опасность для здоровья и жизни потребителей представляет продукция подпольных, кустарных производств. В них, как правило, используются технические и синтетические ингредиенты. Использование преступниками этикеток и другой атрибутики известных или действующих в данной местности ликероводочных заводов, небольшие масштабы производства, транспортировка личным транспортом позволяют им длительное время скрывать свои преступные деяния и более безопасно сбывать готовую продукцию как оптом, так и в розницу.

В числе противоправных деяний в сфере потребительского рынка выделяются так называемые административные правонарушения (предусмотренные КоАП РФ), значительная часть которых связана с нарушениями правил оптовой и розничной торговли. Во-первых, они особенно распространены и одновременно наиболее латентны. Во-вторых, позволяют извлекать значительную неконтролируемую прибыль.

Органы внутренних дел занимают особое место в системе субъектов борьбы с преступлениями и правонарушениями в сфере потребительского рынка, так как представляют собой наиболее многочисленные и технически оснащенные государственные учреждения исполнительной власти, наделенные в значительной степени специальными универсальными полномочиями по выявлению правонарушителей и принятию к ним мер, установленных законодательством Российской Федерации.

Несмотря на то что применительно к непосредственному рассмотрению дел об административных правонарушениях в сфере экономики их предметная компетенция невелика, сотрудники органов внутренних дел в соответствии со ст. 10 Закона РФ «О милиции» фактически уполномочены «предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их совершению». Они, в частности, могут составить по факту любого правонарушения протокол, принять меры по обеспечению производства по делу об административных правонарушениях, а затем передать материалы по подведомственности.

Для органов внутренних дел борьба с административными правонарушениями в сфере потребительского рынка становится одним из приоритетных направлений их оперативно-служебной деятельности, причем на стыке интересов как милиции общественной безопасности, так и служб криминальной милиции.

Вопросы «предупреждения и пресечения административных правонарушений» отнесены к компетенции милиции общественной безопасности на основании Закона РФ «О милиции», Положения о милиции общественной безопасности в Российской Федерации и Приказа МВД России N 456 «О мерах по совершенствованию деятельности милиции общественной безопасности по организации борьбы с правонарушениями в сфере потребительского рынка». Вместе с тем, как показывает изучение деятельности органов внутренних дел по выявлению нарушений в сфере торговли, зачастую очень трудно разграничить совершаемые административные правонарушения и преступления, поскольку противоправные действия нередко носят многоэтапный и разнородный характер.

Именно поэтому при выявлении правонарушений на потребительском рынке все службы милиции совместно с СЭС, налоговой службой, другими контролирующими ведомствами и организациями должны работать в тесном взаимодействии.

Таким образом, деятельность органов внутренних дел на потребительском рынке строится в соответствии с приказами МВД России и УВД субъектов РФ, а также постановлениями местных органов власти. Она в первую очередь направлена на разработку, принятие и практическую реализацию комплекса мер правового, организационного, педагогического, морально-психологического характера, на профилактику, предотвращение и пресечение правонарушений и преступлений, включая обеспечение процессуального производства по данным делам, наказание виновных и исполнение наложенных взысканий.

——————————————————————

Вопрос: По смыслу закона основаниями для отказа в допуске к государственной тайне может являться постоянное проживание его близких родственников за границей. Являются ли моими близкими родственниками бывшая жена и дети от брака с ней, усыновленные с моего согласия гражданином Германии, выехавшие в это государство на постоянное место жительства и являющиеся гражданами этого государства?

(«Право в Вооруженных Силах», 2008, N 3)

Вопрос: В соответствии со ст. 22 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. N 5485-1 основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне может являться постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства.

В соответствии со ст. 23 указанного Закона допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случае возникновения обстоятельств, являющихся согласно ст. 22 названного Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Прошу дать ответ на вопрос: являются ли моими близкими родственниками бывшая жена и дети от брака с ней, усыновленные с моего согласия гражданином Германии, выехавшие в это государство на постоянное место жительства и являющиеся гражданами этого государства?

В 1996 г. бывшая жена вышла замуж за гражданина Германии и вместе с дочерьми выехала на постоянное место жительства к новому мужу за границу — в Германию.

Доказательством факта удочерения детей гражданином Германии является решение суда первой инстанции этого государства. В качестве подтверждения подлинности подписей должностных лиц, печатей или штампов на документе проставлен апостиль компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен (ст. ст. 3, 5 Конвенции, отменяющей требования легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 г.), вступившей в силу для Российской Федерации с 31 мая 1992 г.).

Ответ: В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 137 Семейного кодекса Российской Федерации усыновленные дети по отношению к своим родителям перестают быть родственниками по закону.

Это же вытекает из положений п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 г. N 8, в котором указывается, что родительские права и обязанности возникают у усыновителей в результате усыновления, а не происхождения от них детей.

Действительно, ст. 22 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. N 5485-1 не регламентировано, кто является близким родственником.

При этом необходимо обратиться к подзаконному нормативному правовому акту.

Так, по данному вопросу действует Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 г. N 1050 (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 8 августа 2003 г. N 475, от 15 ноября 2004 г. N 637).

Данная Инструкция разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне», другими актами действующего законодательства, которые регулируют отношения, связанные с защитой государственной тайны, и определяет порядок допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне. Ее положения обязательны для выполнения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы, которые выполняют работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, либо стремятся в установленном порядке получить лицензию на право проведения таких работ.

В соответствии с п. 17 указанной Инструкции граждане, оформляемые на допуск к государственной тайне, заполняют анкету (форма 2), в которой обязаны указывать достоверные данные.

В п. 11 анкеты требуется указать близких родственников (отец, мать, братья, сестры и дети), а также мужа (жену), в том числе бывших.

Буквальное толкование указанного пункта анкеты приводит к следующему выводу: в целях вышеназванной Инструкции к близким родственникам отнесены лица, перечисленные в скобках, т. е. отец, мать, братья, сестры и дети.

По мнению автора ответа, утрата Вами родительских прав и освобождение от родительских обязанностей по отношению к детям не влияют на то обстоятельство, что в целях названной выше Инструкции Вы должны указать их в качестве близких родственников.

Решение вопроса о допуске Вас к государственной тайне или о лишении допуска в связи с указанным обстоятельством будет принято командиром воинской части после согласования с органами безопасности.

С. В.Шанхаев

Адъюнкт кафедры военной администрации,

административного и финансового права

Военного университета, капитан юстиции

——————————————————————

Вопрос: Разъясните порядок выезда из Российской Федерации военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации, имеющего допуск к совершенно секретным документам (по ф. 2), на постоянное место жительства (ПМЖ) в Грузию (где проживают близкие родственники), после увольнения из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе порядок назначения пенсии.

(«Право в Вооруженных Силах», 2008, N 3)

Вопрос: Разъясните порядок выезда из Российской Федерации военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации, имеющего допуск к совершенно секретным документам (по ф. 2), на постоянное место жительства (ПМЖ) в Грузию (где проживают близкие родственники), после увольнения из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе порядок назначения пенсии.

Ответ: В соответствии со ст. 24 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. N 5485-1 должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут, в частности, касаться права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с Законом Российской Федерации о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, — до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с вышеназванным Федеральным законом.

В случае если имеется заключение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, в которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из Российской Федерации, сохраняют соответствующую степень секретности, то указанный в трудовом договоре (контракте) срок ограничения права на выезд из Российской Федерации может быть продлен Межведомственной комиссией, образуемой в порядке, установленном для создания межведомственных координационных и совещательных органов, образуемых федеральными органами исполнительной власти. При этом срок ограничения права на выезд не должен превышать в общей сложности десять лет, включая срок ограничения, установленный трудовым договором (контрактом), со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями.

Во всех случаях временного ограничения права на выезд из Российской Федерации орган внутренних дел выдает гражданину Российской Федерации уведомление, в котором указываются основание и срок ограничения, дата и регистрационный номер решения об ограничении, полное наименование и юридический адрес организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права данного гражданина на выезд из Российской Федерации.

Решения об ограничении права на выезд из Российской Федерации граждан, осведомленных о сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях, отнесенных к государственной тайне, обжалуются гражданами в Межведомственную комиссию, образуемую в порядке, установленном для создания межведомственных координационных и совещательных органов, образуемых федеральными органами исполнительной власти, которая обязана рассмотреть жалобу и дать ответ не позднее чем в трехмесячный срок. Отказ гражданину Российской Федерации в праве на выезд из Российской Федерации может быть обжалован в суд.

Порядок выплаты пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, установлен Федеральным законом «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» и Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» от 8 июля 2002 г. N 510.

Гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации и имеющим (имевшим) ко дню выезда право на получение государственных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, на основании их письменных заявлений суммы назначенных государственных пенсий в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) могут переводиться за границу в иностранной валюте по курсу рубля, устанавливаемому Центральным банком Российской Федерации на день совершения операции. При этом перевод производится начиная с месяца, следующего за месяцем отъезда гражданина за пределы Российской Федерации, но не ранее чем со дня, до которого выплачена государственная пенсия в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) в российских рублях.

Суммы государственных пенсий, подлежащие переводу за пределы Российской Федерации, пересматриваются при принятии федеральных законов об изменении норм пенсионного обеспечения, дающих право на более высокую пенсию, если связанный с этим пересмотр размеров государственных пенсий может быть произведен без дополнительного документального подтверждения гражданами юридических фактов, определяющих право на перерасчет государственных пенсий, и если указанными федеральными законами не будет предусмотрено иное.

Действие указанного Федерального закона распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, которым государственные пенсии в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) назначены в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от даты их выезда за пределы Российской Федерации, переезда из одного государства в другое и места жительства.

С. В.Шанхаев

Адъюнкт кафедры военной администрации,

административного и финансового права

Военного университета, капитан юстиции

——————————————————————