Органы государственной безопасности России. История и современные проблемы

(Качановский Ю. В.)

(«Военно-юридический журнал», 2008, N 3)

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ.

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Ю. В. КАЧАНОВСКИЙ

Качановский Ю. В., профессор.

За время перестройки и реформ про органы государственной безопасности было сказано немало плохого.

Была ли критика обоснованной?

С этим надо разобраться. Тем более что сегодня над Россией нависла угроза уничтожения не меньшая, чем в 1941 г. Органы госбезопасности нам нужны.

Задачи и функции органов государственной безопасности

Борьба между государствами за территории, ресурсы, за господство и влияние на мировой арене ведется не только вооруженными силами, но также и спецслужбами, агентурой. И здесь без органов безопасности не обойтись. Их главная функция — защита государства. Вся их деятельность должна быть подчинена этой функции.

Власть, особенно верховная, дает правителям много преимуществ и благ. Отсюда стремление разных кланов и группировок захватить эту власть. Правителям нужны органы, которые защитили бы их от захватчиков. Это тоже органы государственной безопасности. Здесь их функция второго плана.

А если руководители органов безопасности устраивают заговор, чтобы свергнуть верховную власть? Такое бывает? Бывает. Возможны разные варианты.

Первый: правители сумели раскрыть и разгромить заговор.

Второй: заговорщики сумели свергнуть правителей и захватили верховную власть.

После подобных кризисов все опять возвращается на круги своя — органы безопасности подчинены верховной власти.

Бывает и третий вариант. Он характерен для США. Органы госбезопасности выполняют свои задачи, но существуют и действуют как бы параллельно президенту и правительству. Если верховная власть им (а также кланам и группировкам, с ними связанным) в чем-то существенно не угодила, они ее свергают — убийства президента Джона Кеннеди, а затем его брата Роберта, когда последний выигрывал праймериз и уже имел верный шанс стать президентом.

Отметим сразу, Россия — исключение, у нас ни разу не было попытки органов госбезопасности совершить переворот.

Органы государственной безопасности

в дореволюционной России

В той или иной форме вопросами безопасности занимались даже самые примитивные государства, но специальные органы государственной безопасности появляются лишь тогда, когда утверждается сильная верховная власть.

В XVI в. в России был учрежден Разбойный приказ. Это было ведомство по обеспечению государственной безопасности в интересах царя, а также общества, в интересах в основном господствующего класса. В 1564 г. Иван IV Грозный создает войско опричников. Беспощадно подавляет сопротивление княжат и бояр усилению царской власти.

1696 — 1725 гг. — царствует Петр I. При нем утверждается абсолютная, неограниченная монархия. В 1721 г. Сенат провозглашает Петра I императором. Его власть опирается на централизованный бюрократический государственный аппарат. При Петре I была создана система полицейских органов, в их составе — полиция безопасности.

1801 — 1825 гг. — царствует Александр I. Он учреждает министерства, в том числе Министерство внутренних дел, которое ведает полицейскими органами и вопросами безопасности.

Во второй половине XIX в. обостряется политическая обстановка в России, усиливается классовая борьба. «Народная воля» развязывает террор. 1 марта 1881 г. ими был убит царь Александр II. Были убиты и ряд видных сановников. В ответ на это царь Александр III утвердил «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Оно предусматривало объявление той или иной местности или всей страны на «положении усиленной или чрезвычайной охраны». На этой территории высшую распорядительную власть получал министр внутренних дел.

1892 г. — Закон о военном положении. Вся Россия или отдельные губернии могли быть объявлены на военном положении. На этих территориях полнота власти передавалась военному командованию. Оно получало право применять любые меры, даже такие, которые никакими законами не были предусмотрены.

19 августа 1906 г. был принят Закон «Об учреждении военно-полевых судов». Эти суды состояли из председателя и четырех членов, офицеров армии и флота.

Обвиняемые предавались военно-полевому суду распоряжением генерал-губернатора или главноначальствующих лиц в данной местности. Никакого предварительного следствия. Суд должен был рассмотреть дело и вынести приговор за двое суток, не более. Судебное разбирательство проводилось при закрытых дверях. Приговор был окончательным, и обжалование не допускалось. Приговор (к смертной казни) по распоряжению военных начальников приводился в исполнение не позже чем через сутки после его вынесения.

Итак, в дореволюционной России органы государственной безопасности (в том или ином конкретном варианте) создавались и функционировали в основном успешно до тех пор, пока обстановка не обострилась. Остановить нарастание революционного кризиса они не смогли. И дело не в том, что эти органы были «недостаточно эффективными». Соотношение классовых сил было против царской власти.

Органы государственной безопасности при советской власти.

Период Гражданской войны и иностранной интервенции

Великая Октябрьская социалистическая революция оказала громадное влияние на всемирную историю и в то же время была одной из самых мирных, ненасильственных. Большевики во главе с Лениным пришли к власти, опираясь на большинство в Советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

II Всероссийский съезд Советов 26 октября 1917 г. принял Постановление «Об отмене смертной казни». Это была всего лишь декларация? Нет это был курс политики. Об этом свидетельствуют факты. В конце октября 1917 г. генерал Краснов вместе с Керенским организовал мятеж и попытался двинуть на Петроград войска, чтобы свергнуть советское правительство. Мятеж был подавлен, и Краснов арестован. С ним обошлись самым гуманным образом — не только не казнили, но и не посадили в тюрьму. Его попросили дать честное слово, что впредь он не будет бороться против советской власти, и отпустили на все четыре стороны. Увы, не сдержал Краснов генеральское, дворянское слово. Стал одним из организаторов жестокой Гражданской войны против Советского государства, а в годы Второй мировой войны активно сотрудничал с гитлеровцами в борьбе против СССР. Носил экзотический мундир, в котором сочетались элементы русской и немецкой военной формы. После окончаний Великой Отечественной войны был захвачен в плен. На этот раз его уже не отпустили под честное слово, он был казнен по приговору Военной коллегии Верховного Суда СССР.

Не только Краснов повел себя подобным образом. Контрреволюционные мятежи, восстания, убийства видных советских деятелей, Володарского и Урицкого. 30 августа 1918 г. — покушение на Ленина. Как отмечал известный историк М. Н. Покровский, эти события «ликвидировали наш пацифизм дотла» (Покровский М. Советская глава нашей истории. Коммунист. 1988. N 16. С. 87).

Так кто начал, спровоцировал террор? Монархист В. В. Шульгин вспоминает: «Наступила Октябрьская революция. На нее… мы ответили, взявшись за оружие…» (Шульгин В. В. Письма к русским эмигрантам. М., 1961. С. 9).

Бывший министр иностранных дел в правительстве Колчака Ю. Ключников: «…красный террор начался лишь в ответ на белый террор, размах которого был устрашающим» (Драгунов Г. Новые факты о гибели В. В. Воровского // Международная жизнь. 1989. N 4. С. 140).

20 декабря 1917 г. Совет Народных Комиссаров (правительство) принял постановление о создании ВЧК, Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Председателем ВЧК был назначен Феликс Эдмундович Дзержинский. Он был рыцарем революции, защищал ее. Но не только. В двадцатые годы Дзержинский возглавил Народный комиссариат путей сообщения, руководил восстановлением железных дорог, в 1924 г. возглавил Высший совет народного хозяйства, много сделал для восстановления экономики и подъема уровня жизни народа. Как отмечают все, кто его близко знал, для Дзержинского были характерны чувство долга, энергия в деле и личная скромность.

Вначале ВЧК не обладала чрезвычайными полномочиями, но по мере того, как враги советской власти развязали беспощадный террор, ВЧК такие полномочия получала.

В сентябре 1918 г. Совнарком издает Постановление «О красном терроре»: «…при данной ситуации обеспечение тыла путем террора является прямой необходимостью» (СУ РСФСР. 1918. N 65. Ст. 710).

В апреле 1919 г. декрет ВЦИК утверждает Положение «О революционных трибуналах». Статья 1: «…трибуналам предоставляется ничем не ограниченное право в определении меры репрессии».

20 июня 1919 г. Декрет ВЦИК «Об изъятиях из общей подсудности в местностях, объявленных на военном положении». (Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР. 1917 — 1952. М., 1953. С. 48 — 49.) По этому Декрету ВЧК и губернские ЧК получили право «непосредственной расправы (вплоть до расстрела)» за «доказанные преступления», контрреволюционные и наиболее опасные уголовные, в том числе бандитизм, разбой и торговлю наркотиками. «Непосредственная расправа» состояла в том, что виновных расстреливали без передачи дела в суд. По постановлениям губернских ЧК.

Какова оценка этих карательных мер людьми объективными?

В 1920 г. в Советской России побывал с визитом известный английский писатель Герберт Уэллс. Написал книгу «Россия во мгле». Главу о встрече с Лениным озаглавил «Кремлевский мечтатель». Уэллс тогда не верил в возможность построения социализма. У него было намерение написать книгу «Обритие бороды Карла Маркса». Но как человек непредвзятый он дал объективную оценку положению в Советской России, роли партии большевиков и Ленина, репрессиям ВЧК и губернских ЧК.

Из его книги: «Для того чтобы удержать власть, коммунистическое правительство создало Чрезвычайную комиссию, наделив ее почти неограниченными полномочиями, и красным террором подавило всякое сопротивление. Красный террор повинен во многих ужасных жестокостях; его проводили по большей части ограниченные люди, ослепленные классовой ненавистью и страхом перед контрреволюцией, но эти фанатики по крайне мере были честны. За отдельными исключениями, расстрелы ЧК вызывались определенными причинами и преследовали определенные цели, и это кровопролитие не имело ничего общего с бессмысленной резней деникинского режима… И по-моему, сейчас большевистское правительство в Москве не менее устойчиво, чем любое правительство в Европе, и улицы русских городов так же безопасны, как улицы европейских городов».

17 января 1920 г., когда были уже разгромлены основные силы контрреволюции (войска Юденича, Колчака и Деникина), постановлением ВЦИК и СНК была отменена высшая мера наказания расстрел.

Органы государственной безопасности

в период власти Сталина и репрессий

26 января 1934 г. в Москве в зале заседаний Большого Кремлевского дворца открылся XVII съезд Всесоюзной Коммунистической партии большевиков, ВКП(б). С отчетным докладом Центрального комитета выступил И. В. Сталин. Съезд показал полную политическую победу Сталина над его оппонентами. Выступили Бухарин, Рыков, Томский, Зиновьев, Каменев. Они критиковали свои обанкротившиеся платформы и поддержали линию Сталина.

Казалось бы, для органов государственной безопасности больше нет политических задач, остается только их главная функция — охрана государства и общества. Но 1 декабря 1934 г. в Ленинграде в Смольном выстрелом в затылок был убит Сергей Миронович Киров.

В тот же день был издан закон (Постановление ЦИК и СНК СССР). Ниже приводится его полный текст.

«Внести следующие изменения в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик по расследованию и рассмотрению дел о террористических организациях и террористических актах против работников советской власти:

1. Следствие по этим делам заканчивать в срок не более десяти дней.

2. Обвинительное заключение вручается обвиняемому за одни сутки до рассмотрения дела в суде.

3. Дело слушается без участия сторон. (То есть ни обвинения, ни защиты. Сам обвиняемый — не сторона с процессуальными правами, а объект судебного исследования. — Ю. К.)

4. Кассационного обжалования приговоров, как и подачи ходатайств о помиловании, не допускать.

5. Приговор к высшей мере наказания приводить в исполнение немедленно по вынесению приговора» (Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР. 1917 — 1952. М., 1953. С. 347).

По существу, это был не суд, а «юридическая гильотина». У подсудимого не было никаких шансов выйти из нее живым.

14 сентября 1937 г. был издан Закон о порядке рассмотрения дел о «контрреволюционном вредительстве и диверсиях». Все было так же, как в Законе от 1 декабря 1934 г., за одним исключением — осужденный имел право подавать ходатайство о помиловании. «Приговоры о высшей мере наказания (расстреле) приводить в исполнение немедленно по отклонению ходатайств осужденных о помиловании» (Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР. 1917 — 1952. М., 1953. С. 396).

Репрессии постепенно набирают обороты и выходят на полную «мощность» в 1937 — 1938 гг. За эти два года были осуждены по политическим мотивам 1344932 человека. Из них 681692 (50,7%) были приговорены к высшей мере наказания — расстрелу (Население России в XX веке. Исторические очерки. Т. 1. М., 2000. С. 318).

Можно ли возложить ответственность за репрессии на органы государственной безопасности, ГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ?

Это было бы необъективно, неправильно. Удар репрессий прежде всего наносился по органам государственной безопасности.

Генрих Ягода. 10 июля 1934 г. назначен народным комиссаром внутренних дел (НКВД). В ноябре 1935 г. ему присвоено специальное звание — Генеральный комиссар государственной безопасности, так сказать, первый маршал чекистов. Награжден несколькими орденами, двумя знаками «Почетный чекист».

Сентябрь 1936 г., отстранен от должности наркома внутренних дел. Его сменяет Николай Ежов. 27 марта 1937 г. по ордеру, подписанному Ежовым, Ягода арестован в своей квартире в Кремле. Его обвиняют в измене Родине, в подготовке вооруженного восстания, во вредительстве, в терроре, диверсиях, руководстве контрреволюционными организациями. Военная коллегия Верховного Суда СССР приговорила его к расстрелу с конфискацией имущества. В 2 часа ночи 15 марта 1938 г. приговор был приведен в исполнение. Репрессиям подверглись все члены семьи Ягоды. Мать, отец, пять сестер, жена, ее брат и другие родственники и их дети.

Ну а как Ежов Николай Иванович? «Победил» Ягоду. Стал наркомом внутренних дел. Да, одержал «победу», но сугубо временную. 8 декабря 1938 г. Ежов был освобожден от должности наркома внутренних дел, назначен наркомом водного транспорта, но на этом посту продержался недолго, был арестован, полтора года провел в тюрьме. 4 февраля 1940 г. на допросе сказал своему преемнику Лаврентию Берия: «Я все понимаю. Моя очередь пришла» (Кто есть кто в мире. М., 2005. С. 512). Ежов был расстрелян.

Органы государственной безопасности в современный период

Угрозы

Насколько актуальна сегодня проблема органов государственной безопасности? Очень актуальна, потому что мы живем в мире беспощадной борьбы за ресурсы и за территории.

Террористы не прекращают войну против России. Недавно они пытались омрачить святую для нас дату — праздник Победы 9 Мая. В Москве подготовили взрыв машины «Жигули» на улице Профсоюзной. В людном месте, где обычно много народа. 7 кг пластида и поражающие элементы в виде металлических шариков, чтобы жертв было как можно больше. Но наши органы госбезопасности сработали как надо. Своевременно получили информацию о подготовке теракта и обезвредили «Жигули».

Органы государственной безопасности РФ свои задачи решают успешно.

В России было совершено терактов:

в 2005 г. — 257;

в 2006 г. — 112. В 2,3 раза меньше.

Для сравнения — в мире в 2006 г. было совершено более чем 12 тысяч терактов, т. е. у нас меньше чем одна сотая мирового терроризма. Почему? Террористы нас жалеют? Нет, они нас ненавидят беспредельно. Но наши органы государственной безопасности работают эффективно (теракты сократились вдвое. Об этом в Ростове-на-Дону заявил директор ФСБ России Николай Патрушев).

У нас создан НАКа, Национальный антитеррористический комитет. Его председателем назначен директор ФСБ Николай Патрушев. На основе накопленного силовыми структурами и спецслужбами опыта он координирует работу всех государственных служб, от которых зависит борьба с терроризмом (Николаев А. 365 дней НАК // Российская газета. 2007. 14 марта).

В каждом субъекте Федерации действуют оперативные штабы НАКа. У нас, в Хабаровском крае, и в других регионах Дальнего Востока, проводились командно-штабные учения по пресечению терактов. Краевую антитеррористическую комиссию возглавляет губернатор В. Ишаев.

Выводы

1. Для истории России, дореволюционной, советской, постсоветской, характерно, что органы государственной безопасности всегда находились в подчинении у верховной власти.

Нет ни одного исторического факта, который бы свидетельствовал о попытке органов госбезопасности совершить переворот и захватить власть.

Можно сказать, что в этом смысле политическая культура России выше, чем политическая культура США.

2. Нельзя возлагать ответственность за нарушения законности и репрессии на органы госбезопасности. Закон перечеркивался, и репрессии проводились по заданиям сверху. Первой жертвой репрессий были органы госбезопасности.

3. Клеветническая пропаганда против органов госбезопасности наносит ущерб жизненным интересам России. Ослабляет способность страны защитить себя в беспощадном мире дефицита ресурсов и террора XXI в.

——————————————————————