Предупреждение административных правонарушений

(Масленников М. Я.) («Витязь», 2008)

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ <*>

М. Я. МАСЛЕННИКОВ

——————————— <*> Актуальные вопросы экономики и управления. Сборник научных трудов. Тверь, 2005.

Декларированные в ст. 1 Конституции России составляющие правового государства предопределяют достижение успехов в социальных преобразованиях Российского государства и общества. Фактическая действительность вносит существенные коррективы в объективные оценки результатов созидательного труда многих миллионов людей, вносящих свой вклад в укрепление фундамента правового государства. Негативными факторами, приносящими вред государству и обществу, являются различные правонарушения, в числе которых наиболее распространенными признаются административные. На территории Российской Федерации ежегодно совершается до 100 млн. административных правонарушений <1>. При этом сотни миллионов их остаются невыявленными <2>. Страшно подумать и допустить, но на каждого взрослого россиянина в год приходится по десять административных правонарушений! Такая ситуация создает повсеместную ауру всеобщей напряженности и даже опережающей агрессивности… Это прорывается, например, в трамвае, автобусе, троллейбусе, где нельзя сделать кому-либо замечание. А как реагируют «заматерИвшие» «зайцы» на требования кондуктора оплачивать проезд?! Такое положение вызывает озабоченность за состояние правопорядка. ——————————— <1> Шергин А. П. О концепции административной политики // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права / Под ред. И. Ш. Килясханова. М., 2003. С. 25. <2> См.: Россинский Б. В. Административные суды и производство по делам об административных правонарушениях // Там же. С. 148.

Принимаемые на основе федерального и регионального законодательства административно-правовые меры борьбы со всякими, в том числе с административными, правонарушениями не всегда обеспечиваются в должной мере системно-комплексным подходом к решению задач по искоренению правонарушений, что ограничивает борьбу с преступностью и административной деликтностью борьбой с… отдельными правонарушителями. В настоящее время анализируются и объективно подчеркиваются сложности задачи по предупреждению административных правонарушений и определяются пути и способы адекватного правового регулирования в этой сфере <1>. Одна из причин все более проявляющихся упущений в такой работе справедливо видится в том, что многие научные исследования до недавнего времени были ориентированы преимущественно на исследование вопросов административной ответственности, тогда как проблемы профилактики «не были предметом самостоятельного целевого научного изучения» <2>. Такое утверждение сделано применительно к профилактике правонарушений несовершеннолетних, когда разрушение системы апробированных практикой структур такой профилактики только за четыре года повлекло увеличение преступности несовершеннолетних на 40 процентов <3>. ——————————— <1> См.: Мышляев Н. П. Теоретические и прикладные основы административной деликтологии: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. М., 2004. С. 13. <2> См.: Кривоносов А. Н. Правовые и организационные основы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних органами внутренних дел; автореф. Дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. С. 5. <3> Там же. С. 19.

Научный и практический интерес к проблеме предупреждения административных правонарушений обусловлен их генетической связью с преступлениями: известно, что вовремя не пресеченное административное правонарушение чревато опасностью перерастания в преступление (например, при нарушении правил дорожного движения, посягательствах на объекты природы, общественный порядок и т. п.). Такая связь характерна для так называемых смежных преступлений и административных правонарушений. Последних в соответствии с КоАП РФ насчитывается около девяноста, и если иметь в виду указанное выше количество совершаемых на территории России административных правонарушений и число их видов по КоАП (всего — около 400), то со всей очевидностью должна восприниматься проблемная необходимость не только и не столько усиления борьбы с административными правонарушениями, сколько необходимость их предупреждения и повышения социально-правовой работы по профилактике административных правонарушений. Выполнение задачи российского законодательства о предупреждении административных правонарушений является составной частью задач по защите административно-правовыми средствами законных интересов российского общества и государства. Так это сформулировано в ст. 1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Средства выполнения такой задачи определены в ст. 24.1 КоАП, где обращается внимание правоохранительных органов на необходимость всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, обеспечения исполнения вынесенного постановления и выявления причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Эта часть правоохранительной деятельности является наиболее важной, так как показывает полезность, результативность всей работы в производстве по делам об административных правонарушениях. Предупредительно-профилактическая работа может быть успешной и перспективной при условии выполнения ее на всех стадиях производства по делам об административных правонарушениях — от возбуждения дела до исполнения постановления о применении административного наказания. Производство по делам об административных правонарушениях выполняет ряд функций. Превентивная (предупредительно-профилактическая и воспитательная) функция проявляется в моральном воздействии на участников процесса, в том числе и в отношении лиц, привлеченных к административной ответственности, потерпевших и иных лиц, в той или иной мере осведомленных о совершенном административном правонарушении, а также о ходе и результатах разбирательства по делу. Положительным фактором этого является само наличие законодательства, регламентирующего права и обязанности участников процесса и порядок их реализации. Здесь важное значение имеет то обстоятельство, что привлечение виновных к административной ответственности и применение к правонарушителям установленных законом санкций является средством не только возмещения реального социального вреда, но и средством ограничения большего вреда, который мог быть причинен при уклонении правонарушителя от административной ответственности. Ограничивающим фактором является также предостережение правонарушителя о применении к нему санкций имущественного характера (штрафа и т. п.), а также возможность применения более строгих санкций в случаях повторного совершения правонарушений. Правовоспитательный характер производства по делам об административных правонарушениях находит свое проявление в двуединстве материально-правового аспекта административных наказаний, обеспечивающего установление оснований административной ответственности, и процессуально-правового аспекта, выполняющего функцию процессуально-правового воздействия на участников правоприменительного процесса (открытое рассмотрение дел, неотвратимость административной ответственности, установление и устранение причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений). Правозащитная функция производства по делам об административных правонарушениях реализуется посредством передачи в ведение судей (мировых судей) наиболее сложных категорий дел об административных правонарушениях, за которые установлены наиболее строгие санкции. Усиление такой тенденции подтверждается тем, что, например, на день введения в действие КоАП РСФСР 1984 г. предусматривалось 6 категорий таких дел; на 1 июля 2002 г. КоАП РФ содержал 179 таких категорий дел. Охранительная (правозащитная) функция производства по делам об административных правонарушениях проявляется также в реальном обеспечении защиты прав и законных интересов граждан и организаций, являющихся участниками правоприменительного процесса. Выражается это в соблюдении требований Конституции Российской Федерации о недопустимости произвольного ограничения прав граждан (ст. 55), а также в законодательной регламентации административно-правовых санкций, в том числе процессуальных (применение только установленных видов и мер административного взыскания, соблюдение сроков давности их назначения, применение мер административного пресечения и обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в установленном законом порядке с соблюдением процессуально-правовых норм только органами (должностными лицами), уполномоченными на это законом. Сложность выполнения задачи по выявлению причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, состоит в том, что в соответствии с КоАП РФ правом составления протоколов по административным правонарушениям и правом рассмотрения дел о них наделены многочисленные органы и должностные лица, и для некоторых из них такая работа не является выполнением основных функций. Поэтому имеет большое значение соблюдение установленных ст. 28.2 КоАП РФ правил составления протокола об административном правонарушении. В таких процессуальных документах надо указывать многие данные об обстоятельствах совершения административного правонарушения, и полный учет их при рассмотрении дел в конечном итоге дает возможность установить причины и условия, способствовавшие совершению правонарушения. В числе необходимых данных подлежат установлению, а при необходимости и доказыванию следующие: время и место совершения проступка, данные о его совершении в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, о привлечении виновного ранее к уголовной или административной ответственности и ряд других. Полному и обстоятельному выяснению всех обстоятельств дела призвано способствовать открытое рассмотрение дела (ст. 24.3 КоАП РФ), т. е. в помещении, доступном для граждан. Определенный общественный резонанс сам по себе является профилактирующим, предупреждающим средством в сфере правоприменения. На стадии рассмотрения дел органы административной юрисдикции в рамках процессуально-правового регулирования также вправе использовать все возможности для повышения эффективности производства по делам об административных правонарушениях. Прежде всего должно быть обеспечено открытое рассмотрение дел (ст. 24.3 КоАП), поэтому не следует рассматривать дела в совещательных комнатах или иных служебных кабинетах, куда и участники процесса не всегда имеют доступ. При организации рассмотрения дел в трудовых коллективах, по месту учебы или жительства правонарушителей надо учитывать криминогенную ситуацию в соответствующем регионе, достаточность данных для правильного рассмотрения дела по существу и вынесения законного, обоснованного и справедливого постановления по делу. В трудовых коллективах рассматривать дела целесообразно по результатам проведенных рейдов (например, работников милиции с народными дружинниками и представителями предприятий, учреждений и организаций). При этом о времени и месте рассмотрения дел надо заблаговременно ставить в известность руководителей администрации и профсоюзной организации. Это важно, чтобы не пришлось рассматривать дела, с одной стороны, в пустом помещении, а с другой, — чтобы не вызвать неоправданного отвлечения от производственных заданий работников соответствующих предприятий, учреждений или их структурных подразделений. Практика показывает, что по месту работы, учебы или жительства правонарушителей чаще всего рассматриваются дела о мелких хищениях чужого имущества, о мелком хулиганстве и нарушении правил торговли. При вынесении постановления по делу об административном правонарушении большое значение имеет назначение виновным справедливого и обоснованного административного наказания. При этом особое внимание надо проявить по так называемым групповым делам, когда каждому соучастнику должно быть назначено наказание, соразмерное содеянному и сопоставимое с наказаниями, примененными в отношении других правонарушителей. Стадия рассмотрения дел об административных правонарушениях заканчивается оглашением постановления. При этом целесообразно иметь в виду следующее. Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Во избежание недоразумений надо соблюдать требования ч. 2 ст. 29.11 КоАП о вручении или высылке в 3-дневный срок копии постановления лицу, в отношении которого постановление вынесено, а также потерпевшему — по его просьбе. Разумеется, в материалах дела должны быть расписки либо соответствующие отметки в справочном листе по делу. Принципиально важными являются нормы ст. 29.13 КоАП, предусматривающие обязанность органов административной юрисдикции вносить в соответствующие предприятия, упреждения организации и их должностным лицам представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушений. Но при этом надо учитывать ряд обстоятельств. Закон указывает на причины и условия, способствовавшие совершению административных правонарушений, но это не исключает обязанности реагировать соответствующим способом на выясненные причины и условия совершения преступлений. Не противоречит закону внесение представлений по устранению указанных причин и условий, не только выявленных при рассмотрении какого-либо конкретного дела об административном правонарушении, но и по результатам рассмотрения определенной группы дел о правонарушениях, совершенных, например, несколькими членами какого-либо учреждения либо в отношении одних и тех же или сходных объектов посягательств. Полагаем, что можно вносить предложения и по фактам выявленных недостатков, допущенных при предварительной подготовке дел (небрежность, волокита, нарушения закона). По нашему мнению, при объявлении постановлений представление оглашать не обязательно, но публике, присутствовавшей при рассмотрении дела, целесообразно сообщить о факте внесения предложений. Статья 29.13 КоАП не содержит указаний о реквизитах представления. Полагаем, что в таком документе надо указать данные о руководителе предприятия, учреждения, организации (фамилия, инициалы, должность) и фирменное название этих организаций; наименование документа (представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных или иных правонарушений, или об иных недостатках, выявленных при рассмотрении дела или группы дел); основания и поводы для внесения представления (рассмотрение конкретного дела или группы дел); сущность предложений и способы их реализации; просьбу сообщить о результатах рассмотрения предложения в месячный срок и ссылку на ст. 29.13 КоАП; дату внесения представления, подпись руководителя органа, в котором рассмотрено дело, фамилию и инициалы должностного лица, внесшего представление, либо руководителя коллегиального органа (например, председателя комиссии по делам несовершеннолетних). Учитывая, что представление в соответствии со ст. 29.13 КоАП должно носить специфический характер, целесообразно о положительных факторах делать соответствующие сообщения отдельным письмом (например, о предложении поощрить граждан, проявивших активность при пресечении нарушения или задержании правонарушителя и т. п.). Выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, не является самоцелью, а должно способствовать принятию реальных организационных мер для пресечения и предупреждения административных правонарушений. Основным инструментом в этом отношении является предусмотренное ст. 29.13 КоАП представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Это важный ответственный процессуальный документ. Он адресуется соответствующим руководителям и иным должностным лицам, которые обязаны в течение месяца со дня его получения сообщить о принятых мерах судье, коллегиальному органу или должностному лицу, внесшим указанное представление. Поэтому такой документ должен быть основанным на материалах дела и содержать конкретные предложения о принятии мер по устранению недостатков в работе по предупреждению административных правонарушений. Названные представления способствуют предупреждению иных, кроме административных, правонарушений — уголовных, гражданских, дисциплинарных. Например, выполнение предложений по усилению контроля перед отправлением в рейс водителей автомобилей и непосредственно «на линии» дисциплинирует работников автотранспортных организаций и предприятий, предупреждает автотранспортные происшествия, нередко связанные с гибелью людей и причинением значительного имущественного вреда. Не противоречит букве и смыслу закона внесение представлений организациям и их руководителям на предмет поощрения граждан, проявивших гражданскую позицию при пресечении административного правонарушения. Указание закона о необходимости принятия мер по представлению и об обязательности сообщения об этом по КоАП РФ теперь реально обеспечивается возможностью применения мер административной ответственности в отношении должностных лиц, умышленно не выполняющих требования в связи с производством по делу об административном правонарушении (ст. 17.7 КоАП). За непринятие мер по представлению об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, установлена административная ответственность должностных лиц (ст. 19.6 КоАП). На стадии исполнения постановления о применении административного наказания в целях обеспечения эффективности правоприменения надо внимательно относиться к выполнению норм ст. 29.13 КоАП. В свое время автор предложил установить административную ответственность за непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений <1>. Заметим, что ранее в соответствии со ст. 265 КоАП РСФСР 1984 г. предусматривалось внесение соответствующих предложений. Нет оснований утверждать, что законодатель проигнорировал авторское предложение, но если и учел, то в усеченном виде. В ч. 1 ст. 29.13 КоАП РФ 2001 г. указано: «Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению причин и условий», а ч. 2 ст. 29.13 обязывает рассмотреть представление и в месячный срок со дня его получения сообщить по месту вынесения о принятых мерах. Все кажется предельно ясным. Но усеченность, половинчатость и непоследованность проявлены в ст. 17.4 КоАП РФ 2001 г.: «Оставление должностным лицом без рассмотрения частного определения суда или представления судьи либо непринятие мер по устранению указанных в определении или представлении нарушений закона — влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда». ——————————— <1> См.: Масленников М. Я. Производство по делам об административных правонарушениях. М., 1994. С. 99; Порядок применения административных взысканий. М., 1998. С. 105; Административная ответственность по российскому законодательству: Учебное пособие. Ч. ч. 1, 2. Тверь, 1999. С. 152; Административное право России: Учебное пособие. СПб., 2001. С. 153.

Вопрос не о размере штрафа, хотя при учетной ставке в 100 рублей для злостного бюрократа это не наказание. Тут два других вопроса. Первый — дискриминация всех 64 видов органов административной юрисдикции кроме судей по их статусу, возведение судей в «первый сорт», игнорирование всех остальных (ст. ст. 23.1 — 23.64 КоАП), хотя формально каждый из них вправе наложить штраф в 600 тысяч рублей. Второй вопрос в том, что только при нарушениях закона больших и незначительных чиновник-бюрократ должен бояться тысячерублевого штрафа, если уволит впавшего в хронический запой алкоголика, получившего больничный лист. Но если из-за бесхозяйственности все тащат и волокут, если пьянствуют на рабочем месте, то на представление об этом надо реагировать даже в случаях внесения представления должностными лицами «второго сорта», т. е. всеми иными, кроме судей, наделенными правом рассматривать дела об административных правонарушениях. Так призывает реагировать ст. 19.6 КоАП РФ в «широкой» ее диспозиции: «Непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда». Наверное, никто не возьмется судить, чего здесь больше — правового перекоса или необузданного парадокса. И не поэтому ли не только судьи, но и «иные» 64 вида органов и должностных лиц, рассматривающие дела об административных правонарушениях, представлений не вносят, и автору опыт их вынесения неизвестен, как неизвестны коллеги-юристы, теоретики и практики, кто такие представления видел. Итак, как ни парадоксально, но факт: из диспозиции ст. 17.4 КоАП РФ 2001 г. надо исключить слова «судьи» и «закона» и дать ее редакцию в соответствии со ст. 29.13 КоАП РФ, а ст. 19.6 из КоАП РФ исключить. В правоприменительной практике для обеспечения исполнимости указанных представлений необходимо вести их учет и контроль за реализацией. За рамками производства по делам об административных правонарушениях находится работа органов административной юрисдикции по обобщению правоприменительной практики по делам об административных правонарушениях. Такую работу желательно организовывать и проводить совместно или одновременно с другими территориальными органами (суда, милиции, прокуратуры) с обсуждением результатов обобщения на межведомственных совещаниях и семинарах. Такая работа важна и может быть содержательной и полезной в плане обеспечения правильной и единообразной практики применения регионального законодательства об административных правонарушениях. Это дает возможность учесть рекомендации вышестоящих судов и других правоохранительных органов и определить наиболее конкретные и действенные меры по оценке криминогенной ситуации, а также по обеспечению единства правоприменительной практики, по организации и проведению предупредительно-профилактической работы в регионе, городе или районе. К непроцессуальным способам предупреждения административных и других правонарушений относится предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона. Оно выносится в письменной форме, объявляется должностным лицам при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. При неисполнении требований, изложенных в предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к юридической ответственности в установленном законом порядке <1>. ——————————— <1> См.: Ст. 25 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.

Полагаем, что в объявленном предостережении прокурор должен указывать, в частности, о возможном возбуждении производства по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 25 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». Целесообразно наделить прокуроров правом объявлять предостережения физическим и юридическим лицам, которые могут быть признаны субъектами административной ответственности. Административные правонарушения, как и иные социальные аномалии, требуют не только искоренения, но и изучения. В этих целях необходима организация единой государственной отчетности и статистики, без чего невозможно обеспечить работу по выявлению причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, и их устранению. Между тем такой работы не ведется, вследствие чего административные правонарушения как бы не замечаются даже в официальных документах. Например, в отчетах региональных и местных органов внутренних дел, иногда публикуемых в СМИ, их как бы нет, но они в то же время являются питательной почвой, на которой произрастают преступления. Упомянутые отчетность и статистика предполагают налаживание учета административных правонарушений. Но о чем можно исписывать горы бумаги, писать научные тома, если в некоторых РОВД нет элементарных алфавитных журналов по административной практике, не говоря о региональном компьютерном учете. Таком учете, «как у них», где хранятся данные за 50 с лишним лет <1>. ——————————— <1> См.: 17 лет за страсть к езде // Единая Россия. 2003. 19 дек. С. 9. Тут, между прочим, о том, что на 17 лет осужден человек за управление автомобилем в нетрезвом состоянии, тот самый человек, который с 1947 года около 400 раз осуждался за различные «шалости», в том числе за управление в нетрезвом состоянии автомобилем.

Особое значение приобретают разъяснительная правовоспитательная и пропагандистская работа о сущности законодательства об административной ответственности и его значении в предупреждении преступлений как непосредственно среди населения, так и в средствах массовой информации; активизация профилактики пьянства и наркомании; обеспечение правильного, обоснованного и справедливого административного наказания лиц, виновных в совершении административных и иных правонарушений. Примером такой заинтересованной, по-государственному социально значимой работы, может быть работа участкового инспектора милиции, который справедливо видит первопричиной многих правонарушений злоупотребление алкоголем и наркотиками, высказывает дельные суждения и предложения по принудительному лечению соответствующих лиц. Предупреждение административных правонарушений приобретает особую актуальность в связи с Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ <1>. ——————————— <1> См.: Российская газета. 2000. 28 сент.

В предупреждении административных правонарушений большая роль отводится средствам массовой информации, особенно печатным изданиям, прежде всего газетам. Надо признать, что много пишут о криминале (хотя не всегда целенаправленно), но мало — об административной ответственности и часто далеко непрофессионально. Между тем правовое воспитание посредством авторитетного печатного слова становится социальной потребностью в деле правового воспитания российских граждан, призванного выполнить важнейшую задачу воспитания высокой нравственности и духовности. Из области пожеланий и предложений эти задачи переходят в сферу их практического разрешения в связи с Доктриной информационной безопасности Российской Федерации. Основные положения правовоспитательного аспекта Доктрины и роли средств массовой информации следующие. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации более чем своевременна и представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности нашего государства. В этом документе развивается Концепция национальной безопасности Российской Федерации применительно к информационной сфере. В числе других целей Доктрина призвана быть основой для совершенствования правового и методического обеспечения информационной безопасности. В Доктрине утверждается, что интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармонического развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, духовного обновления России, сохранения и укрепления нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны. Доктрина определяет способы укрепления государственных средств массовой информации и предупреждения нарушений, конституционных прав и свобод человека и гражданина в области массовой информации, повышения эффективности информационного обеспечения государственной политики РФ, в том числе посредством преодоления дефицита квалифицированных кадров в информационной сфере и совершенствования нормативной правовой базы обеспечения информационной безопасности, включая реализацию прав граждан на получение информации и обеспечение доступа к ней, правомерно регламентирующих взаимодействие государства со средствами массовой информации. Функцией работников правоохранительных органов становится усиление и активизация правоприменительной деятельности, включая предупреждение и пресечение правонарушений в информационной сфере. Доктриной конкретизированы задачи в сферах правоохранительной и судебной, внутренней и внешней политики, обороны и духовной жизни. При этом дан акцент на разработку и введение в действие механизма правового обеспечения информационной безопасности, включая информатизацию правовой сферы в целом. Целенаправленное и эффективное достижение целей Доктрины информационной безопасности Российской Федерации невозможно без активной профессиональной и творческой работы юристов, личное участие которых в реализации взаимодействия со средствами массовой информации может быть социально эффективным в утверждении духовности, правопорядка и социальной ответственности. Роль средств массовой информации в предупреждении административных правонарушений велика, и она будет возрастать. По этим проблемам приняты рекомендации Советом по вопросам правовой реформы при Президенте РФ <1> и высказался председатель Верховного Суда Российской Федерации <2>. Функционируют пресс-службы в структурах органов прокуратуры и внутренних дел. Высказаны рекомендации и конкретные предложения по организации пресс-служб при судебных органах всех уровней, об усилении взаимодействия правоохранительных органов со средствами массовой информации; принимаются меры по журналистской подготовке судебных работников. ——————————— <1> См.: Российская юстиция. 1999. N 3. С. 56. <2> См.: Российская юстиция. 1999. N 12. С. 2.

В газетах последнего времени публикуется много материалов по правовой тематике. Но среди них мало об административной ответственности и еще меньше — о профилактике административных правонарушений. Многие материалы подаются недостаточно квалифицированно, иногда легким пером и с легкостью необыкновенной. Примеров много разных и недостойных подражания. Под заголовком «Смертельный штраф» примерно в 25 строк игриво повествуется о том, что ни за что горе-и-беда-охотник не просто убил, а, по существу, расстрелял егеря. Наказание за убийство с особой жесткостью — 17 лет лишения свободы. Цитируем: «Все охотники, и у многих ружья висят на стене, но люди всегда жили мирно… В лес пошел с чужим ружьем. Самодельный карабин взял у друга. А на обратном пути встретился буквально нос к носу с егерем. Он, наверное, за мной следил. И подумалось мне тогда, что впаяет мне сейчас егерь штраф за незаконное ношение оружия в лесу и охоту, да еще ружье отберет» <1>. Первое предложение — автора заметки, а далее — рассказ преступника. ——————————— <1> См.: Пронякин К. Смертельный штраф // Российская газета. 2004. 1 июля.

Ну как тут можно ограничиться заметочкой, когда нужны размышления, рассуждения, выводы и меры по предупреждению подобных преступлений? Газеты и журналы часто спешат подать «жареные» факты и не всегда отвечают на вопрос «А что потом?». Под страшным заголовком «Пьяный водитель чуть не снес бензоколонку» на тверской странице «Комсомолки» написано: «горе-ездок чуть не снес бензоколонку, едва не устроил фейерверк (опять отмеченная игривость! — М. М.), последствия которого могли быть весьма трагичными… Незадачливого водителя доставили в районное отделение милиции» <1>. И все. И вряд ли напишут о полумерах… ——————————— <1> См.: Колесов А. Пьяный водитель может гнать спокойно // Комсомольская правда. 2004. 8 июля.

И хотя страница тверская, но газета-то центральная! Впрочем, центральная из центральных «Российская газета» тоже не подает пример наступательной последовательности. Например, в солидной «рассудительной» статье «Укрощение строптивого» в номере от 29 июля 2000 г. в числе других безрадостных выводов есть страшнейший в части поисков «сермяжной правды»: «Нарушения закона плодятся как мухи» <1>. Но так и не довелось мне прочитать в названной газете, едва ли не самой широкоизвестной теперь, о том, как укрощают «ревностных» нарушителей закона. ——————————— <1> См.: Козлова Н. Укрощение строптивого // Российская газета. 2000. 29 июля.

Родину надо любить. Закон надо уважать и соблюдать. У одних граждан и то и другое заложено генетически. Другим, и притом многим, надо учиться любви и уважению. Но учиться этому надо, и газеты учебе помогут. Велика сила печатного слова. И ценить его должны все: читатели, авторы и редакторы. Известно, что само по себе наличие закона о юридической ответственности является профилактирующим фактором. Надлежащая и своевременная информированность населения об этом имеет большое значение. Отметим: именно своевременная, четкая и достоверная, но не преждевременная. Иначе эффект будет противоположным. Совсем не пропагандируется в СМИ законодательство об административной ответственности, принятое в субъектах Российской Федерации. Дана самая краткая информация только о том, что закон принят. Конечно, опубликованы тексты таких законов. А что за закон, его содержание, какова практика его применения — региональные и муниципальные газеты молчат. Между тем такие законы устанавливают административную ответственность за 20 и более видов административных правонарушений, и есть вопросы по практике их применения. Кроме собственных публикаций, другие автору неизвестны <1>. ——————————— <1> См.: Масленников М. Закон, которого ждали // Тверская жизнь. 2002. 4 окт.; Он же. Не превратить закон в мочало // Тверская жизнь. 2004. 16 янв.; Административно-юрисдикционные полномочия милиции общественной безопасности расширяются // Тверские ведомости. 2004. 16 янв.

За последние два — три года число газетных публикаций на правовые темы заметно сократилось, но газеты пишут «по-крупному». Куда там до административной деликтологии, если газетные площади «съедают» олигархи, приспособленцы, «оборотни», перерожденцы и скандальные звезды эстрады и попсы… К примеру, по сообщению Генерального прокурора России, только в Ярославской области осталось незарегистрированными 66 убийств и проч. <1>. Про олигархов, сбежавших и не сбежавших, уже мало кто читает. Например, в Тверской области «растет рейтинг газет «Вече Твери» и «Тверская жизнь», где много и помногу пишут о пропавших 500 миллионах рублей при соучастии экс-губернатора Платова В. И. и о взятке в 300 тысяч рублей Киселева С. Н. — не просто депутата, но и председателя постоянного комитета Законодательного Собрания Тверской же области… ——————————— <1> См.: Куликов В. Устинов пересчитал взятки // Российская газета. 2004. 3 июля.

В телепрограммах «Протокол», «Розыск», «Криминал» и даже «Криминальная Россия»… «льется» кровь, пущенная теми же карабинами, ружьями, обрезами и проч. Читать, смотреть, может, многим интересно, но почему не говорят, не пишут об административно-правовых недостатках, издержках и очевидных упущениях? А налоги… Разве 99 миллиардов долгов «Юкоса» возникли в один день?! Ведь кто-то выждал, пока преступный «запах» перерастет в что-то другое… Выступления СМИ часто не вызывают адекватной реакции и сообщений о мерах, принятых по критическим публикациям, как этого требует Указ Президента РФ от 6 июня 1996 г. «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы». Согласно Указу на критические выступления СМИ они обязаны сообщать о принятых мерах в 14-дневный срок <1>. Действие этого Указа следовало бы распространить на негосударственные структуры и установить административную ответственность за непринятие мер по предупреждению и пресечению правонарушений по критическим материалам СМИ. Давно пора признать обязанность территориальных прокуроров принимать такие материалы как официальное обращение в органы прокуратуры. ——————————— <1> См.: СЗ РФ. 1996. N 24. Ст. 2868.

Интересен опыт законодателей Нижегородской области, установивших, что в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в двухдневный срок выносится мотивированное постановление, копия которого немедленно направляется заявителю либо в средство массовой информации, опубликовавшее сообщение о правонарушении <1>. Таким образом, СМИ становятся участниками правовоспитательного процесса. ——————————— <1> См.: Часть 8 ст. 12.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях от 20 мая 2003 г. // Нижегородские новости. 2003. 28 мая.

В интересах повышения социальной эффективности СМИ, усиления их взаимодействия с правоохранительными органами Совет при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия принял Рекомендации «Об улучшении воздействия судов и средств массовой информации при освещении судебной деятельности» <1>. В названном документе даны предложения об организации специальных учебных курсов и семинаров по вопросам взаимодействия судов и СМИ в учебных заведениях, осуществляющих обучение и повышение квалификации судей. ——————————— <1> См.: Российская юстиция. 1999. N 3. С. 99.

Для авторов и редакторов материалов полезна Декларация судебных репортеров <1>. Вопросы надо решать более основательно: журналистов учить праву, юристов — журналистике. Такую работу необходимо вести в сфере образования. В Тверском госуниверситете в учебный процесс в свое время автором были введены специальные курсы «Правовое обеспечение функционирования СМИ» (для студентов юридического факультета) и «Правовые аспекты журналистики» (для студентов отделения журналистики). В программы курсов включены «технологии» подготовки и подачи материалов по юридической публицистике и юридической ответственности в сфере функционирования СМИ <2>. ——————————— <1> См.: Российская юстиция. 1997. N 8. С. 63. <2> См.: Масленников М. Я. Юридическая публицистика. Тверь, 1999.

Во взаимодействии СМИ и работников правоохранительных органов содержатся большие и реальные возможности правовоспитательного процесса, созвучного основным положениям Доктрины информационной безопасности Российской Федерации. Распространение лучшего и результативного опыта правоприменительной практики и профилактической, предупредительной работы в сфере административно-организационных и административно-правовых мер обеспечения общественного правопорядка призвано способствовать утверждению законности и правопослушания. Это будет способствовать воспитанию социальной и гражданской активности российских граждан, пониманию ими своего конституционного долга поддерживать и охранять общий порядок и спокойствие.

——————————————————————