Положительные тенденции профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в РФ

(Кашкина Е. В.) («Административное и муниципальное право», 2008, N 5)

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА В РФ

Е. В. КАШКИНА

Кашкина Екатерина Валерьевна, кандидат юридических наук, преподаватель Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России.

Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из актуальнейших проблем современного российского общества. В 2007 году в Российской Федерации произошло 23851 ДТП с участием детей до 16 лет, по сравнению с 2006 г. отмечено снижение количества ДТП на 4,3%. Погибло 1116 детей и 24707 получили травмы различной степени тяжести, что на 12,5% и 3,9% ниже АППГ соответственно. Удельный вес ДТП с участием детей за 2007 год составил 10,2%. В 2006 — 2007 г. наблюдалась тенденция сокращения ДТП, происходящих по вине детей и подростков. По статистике ГИБДД 60% от общего количества ДТП, в которых погибают или получают ранение дети, происходит по вине родителей и (или) водителей транспортных средств. Основную группу риска детских дорожно-транспортных происшествий составляют дети от 7 до 14 лет, а наибольший удельный вес травматизма приходится на каникулярный период. По нашему мнению, существует прямая связь между ростом количества детского дорожно-транспортного травматизма и неэффективными профилактическими мероприятиями, проводимыми с детьми, которые по большей части заключаются в простой передаче информации о поведении на дорогах. Как представляется, прежде всего необходимо начать формировать практические навыки безопасного поведения на улицах и дорогах с учетом возрастных и психофизических особенностей каждого ребенка. Получаемая информация о правилах дорожного движения должна стать осознанными убеждениями маленьких граждан России. Основные профилактические меры, направленные на предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, заключаются в комплексных мероприятиях, осуществляемых в тесном взаимодействии сотрудниками Госавтоинспекции, участковыми уполномоченными милиции, работниками отделений по профилактике правонарушений несовершеннолетних, органами здравоохранения, органами управления образованием, общественными организациями и другими заинтересованными органами местного и федерального значения. Однако главным субъектом профилактики являются сотрудники Госавтоинспекции, а именно инспектора по пропаганде безопасности дорожного движения. Поэтому основные направления профилактики детского дорожно-транспортного травматизма закреплены в Наставлении по организации деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел России по пропаганде безопасности дорожного движения <1>, а приоритетные мероприятия отражены в Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах» <2> и заключаются в: создании федеральных экспериментальных центров «Детский автогород»; строительстве детских автогородков и организации на их основе базовых учебно-методических центров; оснащении современными техническими средствами, оборудованием и учебным материалом общеобразовательных учреждений; изготовлении световозвращающихся приспособлений и их распространении среди дошкольников и школьников младших классов. ——————————— <1> Приказ МВД России от 2 декабря 2003 г. N 930. <2> Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 100.

Помимо основных и приоритетных профилактических мер, прописанных в нормативных и правовых актах, необходимо постоянно разрабатывать, внедрять и реализовывать инновационные методы, направленные на решение проблем детского дорожно-транспортного травматизма. В ряде регионов России достигнуты определенные успехи в развитии и совершенствовании работы отделов ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по пропаганде по разрешению ряда проблем в рассматриваемой области. Так, в целях координации деятельности и исключения двоякого интерпретирования законодательства инспекторами по пропаганде в работе с представителями общеобразовательных учреждений Управление ГИБДД и МВД Республики Татарстан совместно с Министерством образования и науки разработали Инструкцию от 17 января 2006 г. N 40/6 — N 36 «По организации и проведению инспектирования и контрольных проверок деятельности органов образования по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и обучению детей ПДД в общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях и учреждениях дополнительного образования» <3>. В Инструкции подробно регламентируется методика организации инспектирования и ее проведение (включает в себя общие сведения об учебном заведении, анализ качества изучения основ безопасности дорожного движения, уровень и качество усвоения учебного материала), а также приведены критерии оценки и показатели деятельности образовательных учреждений. ——————————— <3> Халиуллин И. А. Диагностика уровня обучения детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах города в Республике Татарстан // Информационный бюллетень ДОБДД МВД Российской Федерации. 2006. N 35. С. 38.

Для повышения качества преподавания основ безопасного поведения на дорогах и улицах и соответствия знаний современным реалиям сотрудниками ГИБДД МВД Республики Татарстан разработаны и тиражированы видеоуроки «Улица полна неожиданности» для детей дошкольного и младшего школьного возраста, видеоверсия учебного пособия «Азбука дорожной науки» с тематическими рабочими тетрадями. Как уже отмечалось ранее, состояние детского дорожно-транспортного травматизма зависит от проводимой профилактической работы, основным направлением которой является углубленный анализ причин и условий, способствующих совершению ДТП с участием детей. С этой целью в Управлении внутренних дел Липецкой области введена в действие Инструкция и дополнительная карточка учета ДТП <4>, в результате которых погибли или получили ранения дети и подростки в возрасте до 16 лет, и сведений о принимаемых мерах по фактам происшествий <5>. Карточка предназначена для фиксирования дополнительной информации и сведений, специфических для происшествий с участием детей, сбор которых основной карточкой учета ДТП не предусмотрен. Дополнительная карточка учета позволяет всесторонне расширить сведения о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма, так как содержит в себе и сведения о принятых мерах по факту происшествия. ——————————— <4> Приказ УВД Липецкой области от 3 февраля 2005 г. N 45. <5> Парахин В. В. Вопросы анализа детского дорожно-транспортного травматизма // Информационный бюллетень ДОБДД МВД Российской Федерации. 2006. N 32. С. 36 — 43.

Непрерывность процесса обучения правилам дорожного движения и межведомственный подход к проблеме безопасности позволяет более эффективно решать вопросы в области обеспечения безопасности дорожного движения. Так, более 10 лет на территории Ростовской области начиная с дошкольных учреждений обучение ПДД проходит в рамках программы «Приключения светофора», разработанной ГИБДД ГУВД Ростовской области совместно с Министерством общего и профессионального образования Ростовской области, Всероссийским обществом автомобилистов Ростовской области, Министерством здравоохранения и культуры Ростовской области <6>. Программа содержит нестандартные формы пропаганды ПДД: для учеников начальных классов проводится конкурс инсценированных сказок, отрабатываются маршруты безопасного движения вместе с родителями; ученикам средней школы предлагаются соревнования, КВН, уроки-тесты; старшеклассники задействованы в брейн-рингах, КВН, конкурсе плакатов, подготовке рефератов. ——————————— <6> Давыдова Г. Е. За безопасность на дорогах // Информационный бюллетень ДОБДД МВД Российской Федерации. 2005. N 29. С. 61 — 67.

Межведомственный подход к проблеме профилактики детского дорожно-транспортного травматизма применяется и в Томской области. По инициативе Госавтоинспекции, при поддержке органов образования и Дворца творчества юных, в г. Томске действует профильный лагерь юных инспекторов движения. Задачами лагеря являются: оздоровление детей, организация общекультурных и спортивных мероприятий; закрепление и совершенствование знаний ПДД; освоение технических навыков обслуживания, ремонта и вождения простейших транспортных средств (велосипед, мопед, картинг); самовыражение и самореализация. Основная задача, стоящая перед членами отряда ЮИД, — это агитационные выезды в детские центры отдыха, т. е. выступление агитбригады, проведение соревнований «Безопасное колесо», организация конкурсов, выставок, викторин. В профильном лагере организованы совместные мероприятия юных инспекторов с сотрудниками ГИБДД, в частности патрулирование в городской черте, ознакомление с правилами остановки транспортного средства и проведение сверки номерных агрегатов. Заслуживает внимания и опыт УГИБДД УВД Курской области, по инициативе которой образован детский мини-театр «Игрушка». Задачей театра является пропаганда и обучение детей правилам дорожного движения, а целью — воспитание у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах <7>. Несмотря на то что театр состоит из трех человек (художественного руководителя, сценариста и артиста), он посетил все районы Курской области и не раз удостаивался различных премий. За период с 1997 г. по 2005 г. дано свыше 500 театрализованных представлений (из них более 50 благотворительных) в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, детских больницах, интернатах, в которых в игровой форме задействованы маленькие зрители. ——————————— <7> Богданов С. А. Искусство обучает детей правилам дорожного движения // Информационный бюллетень ДОБДД МВД Российской Федерации. 2005. N 28. С. 38 — 40.

Руководство УГИБДД УВД Читинской области организовало автопробег по дорогам Забайкалья, который состоялся в сентябре 2004 г. и проходил по территории 5 районов Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. Цель пробега — пропаганда правил дорожного движения, безопасное поведение детей и подростков на улицах и дорогах области и снижение уровня аварийности <8>. В ходе автопробега были проведены викторины, конкурсы, концерты и театрализованные представления, прочитаны тематические лекции, организованы выступления врача-нарколога. Весь автопробег был широко освещен в средствах массовой информации, а по итогам мероприятия создан фильм, используемый как наглядное пособие в пропагандистской работе. ——————————— <8> Кондратенко Т. А. Автопробег по дорогам Забайкалья // Информационный бюллетень ДОБДД МВД Российской Федерации. 2005. N 29. С. 74.

Развернутая в стране кампания по реализации федеральной программы поставила большие задачи перед подразделениями ГИБДД, особенно в отношении «дорожного воспитания» детей, их безопасности на дорогах. Однако, по нашему мнению, состояние детского дорожно-транспортного травматизма в первую очередь зависит от проводимой сотрудниками Госавтоинспекции профилактической работы, которая будет результативна только при решении ряда проблем: 1) несовершенство законодательной базы (положительно зарекомендованные положения нормативных актов субъектов РФ не регламентированы федеральным законодательством и носят факультативный характер, отсутствие подготовленной базы для реализации отдельных положений законодательства); 2) недостаточное финансирование реализации проектов на местном уровне; 3) низкая штатная численность подразделений ГИБДД, отсутствие специальных знаний и навыков у сотрудников (педагогического и психологического образования); 4) отсутствие контактов и взаимодействия между субъектами РФ по обмену опытом и информацией в решении проблем, игнорирование положительно апробированных решений, принимаемых в рассматриваемой сфере; 5) слабо скоординированное взаимодействие органов здравоохранения, управления образования, органов внутренних дел и МЧС; 6) недостаточно развита система непрерывности образовательного процесса по обучению основам безопасности дорожного движения, начиная с дошкольных учреждений и заканчивая учреждениями дополнительного образования; 7) недостаточное научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение деятельности ГИБДД. Внедрение имеющегося положительного регионального опыта профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не только в деятельность сотрудников ГИБДД, но и в органы образования, здравоохранения и другие органы различных министерств и ведомств, а также решение ряда имеющихся проблем, стоящих перед всем обществом, позволят снизить случаи детского травматизма на дорогах России.

——————————————————————