Информационная сущность сотрудничества органов внутренних дел в сфере противодействия экстремизму в Таджикистане

(Шарипов Ф. Р.) («Российский следователь», 2008, N 9)

ИНФОРМАЦИОННАЯ СУЩНОСТЬ СОТРУДНИЧЕСТВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ В ТАДЖИКИСТАНЕ

Ф. Р. ШАРИПОВ

Шарипов Ф. Р., адъюнкт академии управления МВД России, майор милиции.

За последние несколько лет Таджикистан достиг заметных успехов в политической, экономической, социальной и культурной жизни. Эти достижения являются той базой, на основе которой возможно укрепление государственности, продолжение экономических реформ и обеспечение неуклонного развития всех отраслей жизни таджикского общества. Вместе с тем на пути развития Таджикистана имеется немало препятствий, свойственных любой стране, переживающей переходный период. Как отметил Президент Республики Таджикистан Э. Рахмонов: «Мы, таджики, на своем горьком опыте знаем, к каким страшным последствиям может привести война. Для того чтобы больше ни один член нашего общества не испытывал беспокойства, мы должны избавиться от экстремистских и авантюрных сил и защитить страну от их пагубного влияния» <1>. ——————————— <1> Борьба с преступностью — общенародное дело (сборник выступлений и статей Президента Республики Таджикистан Э. Ш. Рахмонова): Учеб. пособие. МВД РТ, 2003. С. 70 — 71.

Специфика современной таджикской действительности заключается в том, что в условиях построения качественно новой модели государства усиливаются тенденции экстремистского плана. В последнее десятилетие различные проявления экстремизма приобрели глобальный характер, и в первую очередь это ощущается в республиках Центральной Азии <2>. Ограниченные возможности Таджикистана по разрешению социальных проблем, недостаточная разработанность государственных концептуальных основ борьбы с организованной преступностью, националистическим и региональным сепаратизмом, неадекватность национальной и региональной политики обусловливают существование причин возникновения и расширения масштабов экстремистских проявлений. Деятельность экстремистских организаций и группировок в настоящее время продолжает оставаться серьезным фактором дестабилизации социально-политической ситуации. Это крайне негативно сказывается как на замедлении процессов эволюции таджикского общества, так и на состоянии правопорядка. ——————————— <2> См.: Солиев К. Х. Противодействие «религиозному» экстремизму в Центрально-Азиатском регионе: Материалы Международной научно-практической конференции «Противодействие криминальным угрозам при обеспечении глобальной безопасности: организация, управление, подготовка кадров» // Труды Академии управления МВД России. 2007. N 2. С. 53.

Впрочем, эти проблемы встали во весь рост не только в Республике Таджикистан. С момента образования Содружества Независимых Государств (СНГ) на территории бывшего СССР в числе приоритетных вопросов государств все большую значимость приобретает решение вопросов правоохранительной деятельности, связанных с проявляющимися вспышками экстремизма. По данным МВД, на современном этапе в Российской Федерации насчитывается порядка шести тысяч религиозных объединений, деятельность значительной части которых носит экстремистский, деструктивный характер <3>. В большей степени они имеют националистическую и религиозную окраску, хотя, как отмечают специалисты, скорее всего, это те же причины, временно скрытые от внешних взоров налетом еще не остывшей эйфории от «свалившейся на голову» независимости <4>. ——————————— <3> См.: Поздняков В. М., Бокарев С. Н. О повышении межкультурной компетентности руководителей органов внутренних дел // Экстремальные ситуации, конфликты, согласие: Материалы четвертой научно-практической конференции 27 ноября 2002 г. М.: Академия управления МВД России, Институт социологии РАН, 2002. С. 76. <4> См.: Пластун В. Н. Эволюция идеологии и тактики экстремистских движений в странах Востока. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002. С. 46.

Глубокие, кардинальные преобразования социально-экономических основ общественной и государственной жизни современного Таджикистана столкнулись с огромными трудностями. Этапы пройденного пути для республики были не совсем гладкими и спокойными. Возникали различные осложнения, связанные с местничеством, национализмом, борьбой за власть, религиозным экстремизмом и борьбой за сферы влияния. Как показывает опыт противодействия экстремистским организациям, наиболее опасным для таджикского общества и целостности его государства является экстремизм, основанный на религиозной идеологии, признающей допустимость, возможность и желательность достижения поставленных целей путем крайних силовых методов, а нередко преступлений, представляющих опасность для многих людей и посягающих на права, свободы человека и гражданина, а также на национальные, религиозные и другие социальные общности людей. Ученые-правоведы отмечают, что основными причинами религиозного экстремизма является спекуляция на религии определенными политическими силами ради достижения политической, экономической, социальной, материальной выгоды. Кроме того, это касается проявлений религиозного фанатизма и нетерпимости со стороны последователей религии и религиозных течений. По авторитетному мнению К. Х. Солиева, именно религиозные фанатики представляют наибольшую опасность для современной цивилизации, являясь питательной средой для спекуляций. Потому лидеры экстремистских организаций при реализации своих корыстных и конъюнктурных политических, экономических и групповых целей рассчитывают на эту силу <5>. ——————————— <5> См.: Солиев К. Х. Указ. соч. С. 53.

Подобные действия ведут к подрыву общественной безопасности, а нередко и к государственной целостности. Они направлены прежде всего на срыв проводимых социально-экономических реформ, расшатывание конституционных устоев государства. Экстремистские силы пытаются дестабилизировать общественно-политическую обстановку, посеять национальную и религиозную вражду, постоянно оказывая давление на те или иные государственные структуры, запугивая людей, прибегая к другим насильственным действиям для достижения криминальных замыслов и целей, а также политических амбиций и экономических выгод <6>. Рост насильственной преступности в условиях межнациональных противоречий, как верно отметил Ю. М. Антонян, представляет собой весьма пеструю картину, обусловленную содержанием, причинами и особенностями противоборствующих сторон, однако во всех случаях проявляются одни и те же качества: крайняя жестокость, непримиримость и жгучая ненависть к противнику, почти полное непонимание сторонами подлинной природы возникшей вражды и неумение самостоятельно выйти из нее <7>. Проанализируем ситуацию в Таджикистане. ——————————— <6> См.: Сафиуллин Н. Х., Кофман Б. И., Миронов С. Н. Из опыта противодействия исламистским религиозно-экстремистским организациям в современной России // Информационный бюллетень по внедрению и распространению передового отечественного и зарубежного опыта. Вып. 4. Казань: МВД РТ, 2005. С. 33. <7> См.: Антонян Ю. М. Насилие. Человек. Общество. М.: ВНИИ МВД России, 2001. С. 74.

Распад союзного государства, гражданская война в Республике Таджикистан и ее последствия, растущая безработица привели к резкому миграционному оттоку части населения страны. За его пределы отъезжали русские, узбеки, украинцы, казахи, белорусы, армяне, азербайджанцы, грузины, корейцы, немцы, татары и другие. Государству оказалось сложно сочетать решение национального вопроса и экономическое восстановление. По данным Р. Г. Ланды, если за пределами Казахстана проживает 19,7% всех казахов, а за пределами Узбекистана — 15,3% всех узбеков, то таджиков за пределами своей страны еще больше — 24,7%. И это без учета афганских таджиков, которых намного больше, чем во всем СНГ. Однако уровень экономического развития Таджикистана ниже, чем Узбекистана и Казахстана, а социальной архаики здесь гораздо больше. Поэтому регионализм, клановость и традиции практически везде играют роль не менее значительную, чем ислам и даже национализм, что также становится источником экстремистских проявлений в стране <8>. ——————————— <8> См.: Пластун В. Н. Указ. соч. С. 550 — 551.

Как отмечают специалисты по проблемам противодействия экстремистским движениям, причинами поражения первой «непрофессиональной» попытки исламских фундаменталистов (исламской партии возрождения Таджикистана (ИПВТ), Демократической партии (ДПТ) и движения «Растахез») в республике взять власть явилось то, что «следует обратить внимание на явления, присущие не только указанной стране, но и всему пространству СНГ постсоветского периода: резкое ухудшение экономического положения вследствие разрыва межреспубликанских связей и бегства некоренного населения, чудовищный рост преступности, неконтролируемое распространение и применение оружия, разгул самоуправства и террористического произвола на улицах, в учреждениях, на производстве. Народ устал от непрерывных боев, схваток, насилий, грабежей, заказных убийств, претензий бесчисленных властолюбцев и межэтнических конфликтов» <9>. ——————————— <9> Пластун В. Н. Указ. соч. С. 553.

В силу этого основные усилия в деятельности правоохранительных органов Таджикистана были направлены на улучшение взаимодействия с зарубежными партнерами в вопросах борьбы с трансграничной организованной преступностью, терроризмом и иными проявлениями экстремизма, нелегальной миграцией, торговлей людьми и незаконным оборотом наркотиков, обмена информацией, особенно когда речь шла о прямых контактах в рамках принятых межгосударственных соглашений <10>. Указанным вопросам, в частности, был посвящен ряд заседаний Объединенных коллегий МВД Российской Федерации и МВД Республики Таджикистан. В частности, отмечалось, что в совместной деятельности органов внутренних дел дружественных государств все еще остается ряд проблем, негативно влияющих на состояние правопорядка. Согласно официальным данным таджикской стороны объемы только денежных переводов мигрантов из России на родину возросли с 300 тыс. долларов США в 2001 г. до 256 млн. американских долларов в 2003 г. При отсутствии должного внимания со стороны органов внутренних дел обоих государств неучтенные и бесконтрольные финансы могут быть направлены на воспроизводство организованной преступности, наркоторговли и террористической деятельности <11>. Реализацией совместных действий правоохранительных органов государств Содружества явилось проведение ряда специальных комплексных оперативно-профилактических операций. Так, в марте 2005 г. совместно с министерствами внутренних дел Украины, Белоруссии, Казахстана и Таджикистана проведена операция «Розыск», в ходе которой задержано около 7,8 тыс. обвиняемых, более 2,4 тыс. из которых находились в федеральном розыске МВД России, а 166 разыскивалось органами внутренних дел государств — участников СНГ, установлена личность 1,5 тыс. неопознанных трупов, разыскано свыше 3,2 тыс. лиц, пропавших без вести <12>. ——————————— <10> См.: решение Объединенной коллегии министерств внутренних дел Российской Федерации и Республики Таджикистан N 1 коб/Р-Т/1 от 22 октября 2004 г. «О состоянии взаимодействия министерств внутренних дел Российской Федерации и Республики Таджикистан в борьбе с незаконной миграцией на территории государств»; решение Объединенной коллегии министерств внутренних дел Российской Федерации и Республики Таджикистан N 1 коб/Р-Т/3 от 22 октября 2004 г. «О совершенствовании взаимодействия министерств внутренних дел Российской Федерации и Республики Таджикистан по обмену информацией». <11> Приказ МВД России, МВД РТ N 645/430 от 15 августа 2003 г. «Об объявлении решения Объединенной коллегии министерств внутренних дел Российской Федерации и Республики Таджикистан «О взаимодействии министерств внутренних дел Российской Федерации и Республики Таджикистан в установлении местонахождения и задержании лиц, находящихся в межгосударственном розыске»; Приказ МВД России, МВД РТ N 675/580 от 22 октября 2004 г. «Об объявлении решений Объединенной коллегии министерств внутренних дел Российской Федерации и Республики Таджикистан «О состоянии взаимодействия министерств внутренних дел Российской Федерации и Республики Таджикистан в борьбе с незаконной миграцией на территории государств». <12> См.: Состояние правопорядка в Российской Федерации и основные результаты деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в 2005 году: Аналитические материалы. М.: МВД России, 2006. С. 64 — 65.

Конституция 1994 г., изменения и дополнения в ней, принятые всенародным референдумом в 1999 и 2003 гг., внесли существенный вклад в обеспечение единства, стабильности и мирного развития таджикского общества. Годы, прошедшие с момента обретения независимости, в Таджикистане отмечены поиском оптимальной модели экономического, социального, этнического и культурно-просветительного развития национальностей, населяющих страну. Принимаются меры к постепенной ликвидации религиозной безграмотности. Расчетно-аналитические аргументы и экономико-статистические исследования дают основания полагать, что только на основе высоких темпов экономического роста возможно эффективное решение современных и предстоящих многосложных экономических и социальных проблем, затрагивающих каждого гражданина республики <13>. ——————————— <13> См.: Каюмов Н., Назаров Т., Рахимов Р. О темпах экономического роста в условиях переходной экономики Таджикистана // Общество и экономика. 2003. N 6. С. 153, 165.

Однако угроза экстремистских проявлений в Таджикистане не спадает. Сейчас все более очевидно, что этнический фактор выступает как элемент геополитического фактора, оказывающего серьезное криминализирующее влияние на общество и государство. Ближневосточный вектор этого фактора содержит определенный криминогенный потенциал, когда, прикрываясь исламской идеологией, некоторые ее проводники проявляют в закамуфлированной форме экспансионистские интересы <14>. Таджикистан — государство, где огромную роль играет исламский фактор. В этих условиях органам внутренних дел приходится отслеживать национально-религиозные проявления в регионах, активно их предупреждать и оперативно ликвидировать. ——————————— <14> См.: Александров А. А. Анализ и оценка оперативной обстановки в республике, крае, области (правовые и организационные аспекты): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М.: Академия управления МВД России, 2004. С. 15.

Органы внутренних дел страны, располагая наибольшими среди иных правоохранительных структур возможностями по противодействию экстремистским проявлениям, предпринимают значительные усилия, направленные на оздоровление криминогенной ситуации. Основными условиями указанных мероприятий являются создание и обеспечение эффективной системы противодействия экстремизму, разработка и принятие мер, позволяющих поддерживать высокую готовность к выявлению, предупреждению и пресечению фактов экстремизма, а также ликвидации их последствий, своевременному раскрытию и расследованию подобных преступлений. Одним из приоритетов становится обеспечение руководителей качественной информацией в сфере противодействия экстремизму. Не секрет, что в настоящее время, несмотря на принимаемые меры, этому участку работы уделяется недостаточное внимание <15>. Руководством МВД Республики Таджикистан отмечается, что не всегда обеспечиваются своевременный сбор и анализ информации о процессах и явлениях, влияющих на организацию как общей антиэкстремистской профилактики, связанной с динамикой конфликтности в обществе, так и специальной, рассчитанной на контроль за экстремистской средой, предупреждение экстремистских действий в конкретных ситуациях, противодействие процессам подготовки и совершения противозаконных деяний. Также нормативно-правовыми актами точно не определено, какую информацию и в какие органы следует направлять <16>. Все ведомственные нормативные акты лишь указывают на необходимость интеграции усилий в борьбе с антиобщественными проявлениями на территории республики <17>. Тем не менее до настоящего времени не разработан организационный механизм информационного обеспечения совместной деятельности, который должен стать основой выработки управленческих решений, не создана сама система информационного обеспечения сотрудничества, адекватная предъявляемым требованиям, в лучшем случае имеются отдельные, разрозненные элементы этой системы. Слабое обеспечение полной, достоверной и своевременной информацией взаимодействующих сторон затрудняет принятие обоснованных решений в сфере правоохранительной деятельности <18>. Можно привести простой пример, когда затруднено получение информации о финансовых операциях (движениях денежных средств по счетам) подозреваемых в финансировании экстремистских организаций физических и юридических лиц. Эти сведения могут представить банки и иные финансово-кредитные учреждения. Однако получение справок о движении денежных средств на счетах коммерческих структур и граждан по запросам органов внутренних дел возможно лишь при выявлении, предупреждении и пресечении ими налоговых преступлений. Но поскольку во многих органах внутренних дел отсутствуют специализированные подразделения по борьбе с налоговыми преступлениями, то, следовательно, нет и доступа к данным, содержащим банковскую тайну. ——————————— <15> Рассматривая понятие информации, используемой в системе органов внутренних дел, следует учитывать ее специфику, в частности, неполноту и недостоверность некоторых поступающих данных, а также особенности поиска и сбора информации, что связано как с сознательным сокрытием факта противоправного поведения и появлением латентных правонарушений, так и с дезинформацией, касающейся характера совершенного деяния. Учет указанных моментов важен не только при организации борьбы с экстремистскими проявлениями, но и в управленческой деятельности органов внутренних дел. <16> См.: Конституционный закон Республики Таджикистан «О местных органах государственной власти» (Ахбори Маджлиси Оли. 2004. N 5. Ст. 339), принят 17 мая 2004 г.; Закон Республики Таджикистан «Об информации» (Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2002. N 4 (ч. 2). Ст. 320), принят 10 мая 2002 г.; Указ Президента Республики Таджикистан от 11 апреля 2001 г. N 548 «Об утверждении Положения «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью». <17> См.: Положение о Министерстве внутренних дел Республики Таджикистан, утвержденное Советом Министров РТ 25 июня 1993 г. N 303. <18> См.: Методика информационной безопасности. М.: Издательство «Экзамен», 2004. С. 25.

Накопленный опыт позволяет сформулировать основные требования готовности сил и средств органов внутренних дел по предотвращению и пресечению экстремистских проявлений, основанных на религиозной и межнациональной розни. При этом следует отметить, что в каждом конкретном случае следует учитывать комплекс факторов, оказывающих влияние на формирование криминальной ситуации, — особенности оперативной обстановки, связанной с недостатками религиозного воспитания молодого поколения страны, наличие и степень экстремистской угрозы, реальные возможности обеспечения общественной безопасности. Из этой совокупности видно, что управление силами и средствами органов внутренних дел при участии в предотвращении экстремистских проявлений, основанных на религиозной и межнациональной розни, предполагает соблюдение следующих требований: осуществление системного комплексного подхода; взаимодействие с общественными и религиозными объединениями в участии по широкомасштабной ликвидации религиозной безграмотности, обеспечение этой линии работы квалифицированными кадрами; использование имеющегося положительного опыта; улучшение информационной, нормативной и материальной базы. Изучение литературы, опыта работы органов внутренних дел <19> дает основания утверждать, что основными направлениями деятельности в сфере противодействия экстремизму являются: ——————————— <19> См.: Петрищев В. Е. Заметки о терроризме. М.: Эдиториал УРСС, 2001; Действия личного состава МВД РТ при проведении специальной операции (Операция «Молния»). Тактика специальной подготовки: Учебно-практическое пособие. Душанбе: Академия МВД РТ, 2003; Сафиуллин Н. Х., Кофман Б. И., Миронов С. Н. Из опыта противодействия исламистским религиозно-экстремистским организациям в современной России // Информационный бюллетень по внедрению и распространению передового отечественного и зарубежного опыта. Вып. 4. Казань: МВД РТ, 2005; Устинов В. Создать общегосударственную систему предупреждения и пресечения экстремизма // Российская юстиция. N 1. 2003; Поминов С. Н. Принципы организации деятельности ОВД в сфере противодействия религиозному экстремизму // Закон и право. 2007. N 5.

— разработка ведомственной концепции борьбы с религиозным и этническим экстремизмом. Данная концепция должна быть составной частью единой стратегии борьбы с терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков <20>; ——————————— <20> См.: Борьба с преступностью — общенародное дело (сборник выступлений и статей Президента Республики Таджикистан Э. Ш. Рахмонова): Учебное пособие. МВД РТ, 2003. С. 79.

— поиск путей оптимизации участия в противодействии экстремизму посредством международного полицейского сотрудничества <21>; ——————————— <21> Эта задача может быть конструктивно решена при условии устранения двойных стандартов и конъюнктурных политических интересов тех или иных стран в решении глобальных проблем противодействия экстремизму и терроризму (см.: Гордиенко В. В. Международное полицейское сотрудничество в условиях глобализации криминальных процессов: Материалы Международной научно-практической конференции «Противодействие криминальным угрозам при обеспечении глобальной безопасности: организация, управление, подготовка кадров» // Труды Академии управления МВД России. 2007. N 2. С. 9 — 10).

— построение эффективного механизма организационно-практического информационного взаимодействия между правоохранительными органами и силовыми структурами, а также налаживание взаимодействия и активного обмена информацией со всеми органами, государственными и негосударственными организациями, противодействующими экстремизму. Создание эффективной системы сбора первичной информации и ее анализа, несущей в себе даже незначительный объем признаков экстремистской деятельности в силу того, что, по мнению российских и зарубежных экспертов, актам экстремизма обычно предшествуют менее насильственные формы протеста и конфликта; — осмысление передового опыта в области превентивной практики с целью разработки методик по выявлению признаков экстремистской деятельности и путей получения значимой информации. Однако до настоящего времени система раннего предупреждения не создана. Поэтому в целях предупреждения экстремизма и вообще насильственных конфликтов социально-политической (а также военно-политической) направленности должна быть создана государственная информационная система выявления и разрешения таких конфликтов на ранней стадии. Ее задача — осуществление многоуровневого мониторинга и прогноза развития конфликтов как потенциальных угроз безопасности, а также — в перспективе — реализация на данной основе действенного механизма ответственности органов власти различных уровней за принятие не просчитанных по своим последствиям либо умышленных политических, кадровых и административных решений, послуживших причиной социально-политических конфликтов; — планирование мероприятий из единого центра по противодействию экстремизму с ориентацией в первую очередь на раннее предупреждение и только потом на жесткие силовые методы решения проблем; — совершенствование разнообразных информационных систем обнаружения, контроля и защиты, направленных на сокращение доступа экстремистов к оружию, а также другим средствам поражения живой силы; — подбор, подготовка и расстановка и воспитание кадров. Констатируя важность указанного направления деятельности, можно отметить, что на современном этапе уровень подготовки сотрудников МВД и прежде всего руководящего состава в сфере межкультурных связей остается крайне низким. При подготовке кадрового состава органов внутренних дел значительное время должно отводиться раскрытию национальных особенностей, религиозных обычаев и нравов различных групп населения на основе квалифицированных программ обучения с привлечением не только светских специалистов, но и духовенства. От умений и навыков начальствующего состава зависит сохранение жизни и здоровья как сотрудников, так и граждан <22>; ——————————— <22> См.: Морозов В. М. Социальные проблемы подготовки кадров правоохранительных органов: сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта: Автореф. дис. … докт. социол. наук. М.: Академия управления МВД России, 2000. С. 42.

— организация информационно-пропагандистского обеспечения антиэкстремистской деятельности, связанная с мерами по смягчению социальной напряженности и конфликтности в обществе, информирование населения о деятельности религиозных экстремистских организаций и мерах противодействия; — воспитательная и разъяснительная работа органов внутренних дел, создание положительного имиджа всех правоохранительных структур. Таков ряд неотложных мер правоохранительных органов по противодействию экстремизму. В связи с этим являются несостоятельными и бесперспективными попытки возложить функцию борьбы с опасными криминальными явлениями на силовые структуры и правоохранительные органы. Как отметил Президент Республики Таджикистан Э. Рахмонов, здесь требуется мобилизация общественных и политических сил на более эффективную борьбу с преступностью и коррупцией, терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, укрепления законности и правопорядка, иными словами, обеспечения верховенства закона и безопасности граждан <23>. И чем дальше будет отодвигаться решение всего комплекса проблем (политических, этнических, идеологических, региональных, кадровых), тем больше будет опасность проявлений экстремизма. Достижение существенных успехов в противодействии экстремизму в Таджикистане — в интересах не только Таджикского государства, но и всего мирового сообщества. ——————————— <23> См.: Борьба с преступностью — общенародное дело (сборник выступлений и статей Президента Республики Таджикистан Э. Ш. Рахмонова): Учеб. пособие. МВД РТ, 2003. С. 75.

——————————————————————