Религиозный экстремизм как идеология, используемая при совершении преступлений экстремистской направленности

(Фридинский С. Н.) («Российский следователь», 2008, N 12)

РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ КАК ИДЕОЛОГИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

С. Н. ФРИДИНСКИЙ

Фридинский С. Н., заместитель Генерального прокурора Российской Федерации — Главный военный прокурор, действительный государственный советник юстиции 1-го класса, кандидат юридических наук.

Провозглашенная Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1981 г. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (ст. ст. 1, 2) гласит, что никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь религию или убеждения по своему выбору, а свобода исповедовать религию или выражать убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц, и исключает дискриминацию на основе религии или убеждений со стороны любого государства, учреждения, группы лиц или отдельных лиц. Статья 16 Декларации прав и свобод человека и гражданина указывает, что каждый вправе свободно определять свою национальную принадлежность и никто не должен быть принужден к определению и указанию его национальной принадлежности, а также на право каждого пользоваться родным языком, включая обучение и воспитание на родном языке. Поэтому упоминаемые нетерпимость и дискриминация (ст. 2 Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений) и оскорбление национального достоинства человека (ст. 16 Декларации прав и свобод человека и гражданина) вполне сопоставимы по своему смыслу с проявлением экстремизма, а их конкретные проявления в каждом отдельном случае нуждаются в правовой оценке с последующей квалификацией противоправных действий, если таковые имеют место быть. Попытки вовлечения религиозных организаций в сферу политического противоборства с целью использования их авторитета для усиления влияния на развитие политической ситуации во всех случаях могут привести лишь к появлению опасных тенденций, способных при определенных обстоятельствах разрушить гражданский мир в обществе, дополнив межконфессиональное разделение национальным. Статья 9 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях» указывает на недопустимость создания политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности, под которыми в данном Законе понимается указание в уставе и программе партии целей защиты профессиональных, расовых, национальных или религиозных интересов, а также отражение указанных целей в наименовании политической партии. В настоящее время базой возникновения религиозного экстремизма, основной идеологией, используемой при совершении деяний экстремистской направленности, является ваххабизм, возникший как радикальное течение религии ислам. В связи с этим мы полагаем, что рассмотрение ваххабизма невозможно в отрыве от ислама. Современный ислам имеет различные направления, течения и секты с характерными особенностями в догматике, богословии и культовой практике. Уже в силу этого он не может иметь единого социального учения. Главной же причиной существования различных концепций социального развития в рамках ислама являются изменения, происходящие в жизни общества, наличие в мусульманских странах многочисленных общественных групп с различными, часто противоположными, интересами, и все же при всех различиях в исламских социальных концепциях их доктринальные принципы едины. Теологическое обоснование своих взглядов на развитие общественной жизни сторонники всех течений ищут в Коране и Сунне. Следует отметить, что исламские социальные идеи, исламские лозунги особенно активно используются различными политическими силами, поэтому под знаменем ислама, например, может развертываться и освободительная борьба, исламскими лозунгами оперирует и реакция, поднимающая контрреволюционные мятежи. Все дело, следовательно, в том, каково реальное содержание того или иного движения. При всем консерватизме ислама, его требовании неукоснительно следовать предписаниям Корана как книги, в которой не только идеи и образы, но и сами буквы не могут быть никем изменены, социалистическое прошлое Российского государства не могло не наложить определенного отпечатка на социальную позицию, занимаемую мусульманскими идеологами. Общественно-экономические условия, в которых функционируют мусульманские общины в различных странах, господство в этих странах той или иной политической идеологии также в немалой степени сказываются на позициях ислама. Поэтому, несмотря на существование единых вероучительных основ, которыми руководствуются мусульмане земного шара, мы не можем говорить о наличии единой социальной позиции ислама. Исламский экстремизм редко проявляется в чистом виде. Обычно он действует в содружестве с национализмом, сепаратизмом и социальным популизмом, играя главную роль как наиболее яростная боевая сила, способная консолидировать на общей платформе, освятить неправедное дело авторитетом великой религии, отсюда его особая ценность в альянсах, нацеленных на внутреннюю дестабилизацию и международные конфликты. Необходимо отметить, что распространение ислама обусловливалось углублением внутренних противоречий в исламском мире. Раскол в исламе к тому же сопровождался колониальными войнами и распространением влияния европейских стран. В этот период от основных направлений ислама стали отделяться течения, толки (дхеты) и секты. Таким образом, в суннитском исламе и появилось протестантское учение — ваххабизм. Это течение возникло в Аравии в XVIII в., его основателем является Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб (1703 — 1792), который выступил против распространения культа мусульманских святых, усмотрев в этом возвращение к многобожию. Ваххабизм как религиозно-политическое учение связано с объединительным движением арабов, направленным против турецких султанов. В качестве протеста против иноземного ига Ваххаб выступил с призывом отказаться от тех форм суннитского ислама, которые являлись государственными в империи турецких султанов. В тот период времени на основе ваххабизма в Аравии возникло мощное религиозно-политическое движение за восстановление чистоты раннего ислама — «ислама благочестивых предков» (сподвижников пророка Мухаммеда). Однако в широком смысле слово «ваххабизм» сегодня употребляется для обозначения религиозно-политического экстремизма, соотносимого с исламом. В связи с этим под ваххабитами понимаются либо носители идей, составляющих учение аль-Ваххаба, либо члены группировок, которые руководствуются этим учением. Другими словами, как ваххабитское характеризуется все то, что к этому учению имеет отношение <1>. ——————————— <1> См.: Игнатенко А. А. Обыкновенный ваххабизм, часть 1. Еретическое течение в Исламе // www. russ. ru. 2001. 14 сент.

В настоящее время ваххабизм выступает частью более широкого течения в суннитском исламе — салафизма (суннитского фундаментализма). Как и салафизм, ваххабизм не является исключительно радикальным явлением в исламе, что на практике подтверждается социально-политическими реалиями таких современных ваххабитских государств, как Королевство Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, где суннитский ислам, окрашенный в ваххабитские тона, выступает в качестве традиционного. В то же время нельзя отрицать наличие радикализма в крайней, наиболее политизированной части как салафизма, так и ваххабизма. Как представляется, нынешняя экстремистская версия ваххабизма по многим своим основополагающим мировоззренческим принципам идентична раннему, времен вероучителя Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба, который осуждал поклонение мусульманским святыням («священному» черному камню в Каабе) и могилам святых. Стержнем учения стала вера в единобожие Аллаха (кстати, в отличие от традиционного суннитского ислама ваххабиты считают, что Аллах — материальное существо, похожее на человека). По их убеждению, все люди равны перед богом и никто не может быть посредником (в том числе пророк Мухаммед) между Аллахом и человеком. Аллах — единственный источник творения и единственный достойный для поклонения со стороны людей. Соблюдая установки Ваххаба, его последователи выступают за очищение ислама от культа святых, шейхов, истолковывают Коран по своему усмотрению. Они стремятся противопоставить шиитов и суннитов. Каждый из четырех мазхабов суннитов (мазхаб — религиозное учение в области мусульманского права, основанное на разработке выдающихся имамов) они хотят довести до уровня отдельной религии и тем самым вызвать противоречия в мусульманской общине в целом, посеять в ней смуту и раздор. Представителей всех мазхабов ваххабиты считают немусульманами. Надо отметить, что и к другим религиям они относятся враждебно. Ваххабиты призывают к строгому соблюдению морально-этнических принципов ислама. Им запрещено курить табак (но не запрещены наркотики), употреблять алкоголь, они осуждают роскошь. Обязательными атрибутами они считают: для мужчин — ношение бороды и укороченных штанов, а тех, кто бреет бороду и носит европейскую одежду, считают неверными мусульманами; для женщин — паранджа, свободная одежда и обувь без каблуков. Они призывают всех мусульман строго придерживаться Законов шариата. В общественно-политической сфере ваххабизм проповедует братство и единство всех мусульман. В отличие от остальных исламских учений и направлений, у которых нет тяги к самодовлеющему главенству в умах людей и которые стараются находиться в стороне от политики, ваххабиты стремятся к высшей политической и религиозной власти. В качестве своей главной задачи они выдвигают идею повсеместного утверждения «нового» ислама, борьбу за умы верующих под лозунгом установления исламского порядка в мире, внедрения своих принципов и идеалов в общественную и политическую жизнь и, как итог, образование исламского государства. Ваххабиты придерживаются крайнего фанатизма в вопросах веры и экстремизма в практике борьбы со своими политическими противниками. Важное место они отводят идее джихада. Основываясь только на Коране и Сунне, ваххабизм исключал возможность их толкования, видя в этом путь к многобожию. Эти мотивы лежали и в отрицании культа пророка, которого, как утверждали ваххабиты, нельзя считать «заступником», ибо это противоречит могуществу Аллаха. Они считали, что нельзя почитать что-то, сотворенное людьми, даже могилу пророка. В повседневной жизни жестоко преследовали тех, кто потреблял спиртное, курил, слушал музыку, играл в любые игры (это очень хорошо видно на примере Афганистана, во времена правления движения «Талибан»). На мировоззрение аль-Ваххаба мощное воздействие оказали труды средневековых неоханбалитских теологов — Таки ад-Дина ибн Таймийи (1263 — 1328), а также ибн аль-Кайима (1292 — 1350), которые в условиях исламского Средневековья развили основополагающие положения ханбалитской доктрины. Рукописное наследие шейха аль-Ваххаба представляет собой договоры, письма, тексты проповедей. Эти документы наряду с практическими делами ваххабитов позволяют озвучить основополагающие принципы мировоззренческих установок вероучителя по таким исламским проблемам, как единобожие (таухид), посредничество (тавассуль) и посещение могил святых (зиярат аль-кубур), греховное нововведение (бида), свободное изъявление мнения религиозным авторитетом (иджтихад), слепое следование источнику (таклид), обвинение в неверии (такфир), священная война за веру (джихад) <2>. ——————————— <2> См.: Александров И. А. Исламская основа саудовского общества и государства // Королевство Саудовская Аравия: прошлое и настоящее. М., 1999. С. 45 — 46.

Таухид — центральный принцип ваххабитской доктрины, суть которого состоит в строгом монотеизме. Божественное единство раскрывается в трех основаниях: Аллах есть Основатель, Кормилец и Распорядитель. Основополагающий столп ислама: «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — Пророк Аллаха» интерпретирован таким образом, что поклоняться нужно только Аллаху, но не Мухаммеду, который является лишь его пророком, а тем более какому-либо другому религиозному авторитету. Шейх категорически выступал против посредничества (тавассуль) между Аллахом и верующим, которое осуществлялось через обожествление камней, отдельных предметов. Человек находится под прямой защитой бога. На все воля Аллаха, которая не подвластна никому, в том числе и пророку Мухаммеду. Недопустимость посещения могил Мухаммеда, его сподвижников и святых (зиярат аль-кубур) объяснялась тем, что это ведет к их обожествлению и соответственно является проявлением многобожия. Абд аль-Ваххаб был непримиримо настроен в отношении бида, т. е. нововведений, выходящих за рамки Корана и Сунны. Он даже запретил празднование дня рождения пророка Мухаммеда, ссылаясь на то, что такая церемония, во-первых, не предписана ни Аллахом, ни самим Мухаммедом, а во-вторых, ведет к обожествлению пророка. В вопросах иджтихада и таклида ваххабиты исходили и до сих пор исходят из того, что Коран и Сунна являются высшей ступенью знаний. «Врата» для толкования исламских источников закрыты с тех пор, как оформился ханбализм. Однако если будет доказано, что какая-то ханбалитская интерпретация не соответствует Корану или Сунне, она должна быть запрещена <3>. Следует отметить, что ваххабитский взгляд на такфир сводился к ужесточению требований к мусульманам. Так, например, утверждалось, что одних деклараций о приверженности исламу и отправлений ежедневных молитв недостаточно, чтобы предотвратить многобожество. Если человек заявляет, что он мусульманин, но в то же время поклоняется другим богам, его следует разоблачить и казнить. Такой «лицемер», по мнению вероучителя, «намного хуже христиан и иудеев, поскольку последние не скрывают своего чужеродного лица». К числу многобожников были отнесены и шииты, идеи которых всеми салафитами всегда рассматривались как еретические <4>. ——————————— <3> См. изложение ваххабитской доктрины: Мухаммад ибн Сулейман ат-Тамими (М. ибн Абд аль-Ваххаб). Книга единобожия. М., 1999; Ayman Al-Yassini. Religion and State in the Kingdom of Saaudi Arabia. L, 1985. P. 26 — 29; Васильев А. М. Пуритане ислама? М., 1967. С. 101 — 104. <4> См.: ибн Таймийя. Минхадж ас-Сунна ан-набавийя (Метод пророческой Сунны). В 9 томах. Эр-Рияд, 1986.

Одно из важных образующих положений в идеологии ваххабитов — это понятие джихада. Джихад трактуется в первую очередь как вооруженная борьба, война за веру, во-вторых, ведение джихада вменяется в обязанность каждому мусульманину, в-третьих, объектом джихада определяются кафиры (неверные). Поскольку кафирами объявляются все, кто не согласен с ваххабитами, то этот джихад ведется против всех неваххабитов, но в первую очередь против мусульман, не разделяющих мировоззренческие установки приверженцев «чистого ислама». Убеждение ваххабитов в том, что их противники — кафиры, даже если формально они являются мусульманами, оправдывало нетерпимость и жесткость по отношению к ним. Одновременно такой фанатизм сплачивал и дисциплинировал ваххабитов, создавая религиозно-идеологическое оправдание вполне антиисламским по своему духу и характеру действиям. Благодаря этому учение аль-Ваххаба с самого начала стало идеологией военной экспансии и грабительского набега. Следует указать, что социальная доктрина в идеологии аль-Ваххаба обладает ярко выраженным стремлением к установлению патриархального равенства и размыванию социальной иерархии. Ваххабизм утверждал принципы «братства» мусульман и их равенства перед Аллахом, отвергая сословные и прочие общественные деления между ними, причем акцент делался не столько на морально-этической и духовной стороне вопроса, сколько на его сугубо организационном аспекте. Такое братство предполагало особый тип организации, с внутренней дисциплиной, гораздо большей, чем в обычной мусульманской общине, ярко выраженным единоначалием, круговой порукой и т. д. Такая модель делала ваххабитскую общину не просто религиозным обществом, а особой, подчас военизированной религиозно-политической организацией. Впоследствии эти принципы были использованы в возникшем на почве ваххабизма в начале XX в. движении ихванов, а затем и в практике современных мусульманских религиозно-политических организаций <5>. ——————————— <5> См.: Идрис Абдуллах. Ваххабизм: история проблемы // Мусульмане. 2000. N 1(4). С. 36.

С начала 70-х годов XX в. ваххабизм стал весьма активно распространяться за пределами Саудовской Аравии. Первоначально ваххабизм стал идеологией многочисленных антиправительственных экстремистских группировок в арабских странах. В 80 — 90-е годы он был активно использован в Афганистане при организации джихада против кабульского режима «неверных» и советского присутствия в этой стране, тогда же он стал идеологией «арабских афганцев», а также «афганцев второго поколения» — экстремистов разных национальностей, готовившихся в ваххабитских лагерях на территории Афганистана, контролировавшейся движением «Талибан». С 90-х годов по настоящее время в результате процесса распространения ваххабизма создана сложная сеть ваххабитских (салафитских) группировок, форпостов, плацдармов, тренировочных лагерей, учебных заведений, координационных центров во многих странах мира. Ваххабитская версия суннитского ислама, являющаяся традиционной, вовсе не представляет собой какого-то монолита. Так, например, современная конфессиональная среда в Саудовской Аравии строго дифференцирована и может быть представлена двумя основными стратами. Первый — «традиционалисты»: широкие массы верующих, для которых религия представляет собой веру, а также проправительственные клерикальные круги во главе с верховным муфтием. Второй — религиозное антиправительственное подполье экстремистского толка, враждебно настроенное по отношению к режиму и Западу, прежде всего к США, практикующее крайние формы борьбы, в том числе террористические <6>. ——————————— <6> См.: Добаев И. П. Исламский радикализм в международной политике. Ростов-на-Дону, 2000. С. 52 — 60.

Экстремисты формально входят в радикальное мировое исламское движение, призывая своих приверженцев к участию в джихаде в различных «горячих точках» планеты, предпринимают попытки координировать свою деятельность с аналогичными структурами в других странах. Мы полагаем, что именно сторонники этого крыла ваххабизма представляют собой угрозу сложившемуся мировому порядку, однако, выступая самостоятельным субъектом политики, экстремисты нередко становятся и объектами манипуляций других сил, в том числе спецслужб собственных и иностранных государств. Исламские экстремисты привлекают мнимой простотой своей альтернативы: возврат в прошлое, к исламской мечте «золотого века», к традиционализму и застою, к господству шариата. Они называют виновником бед исламского мира страны Севера, «цивилизацию христиан», «неверных», т. е. внешнего врага. Мы полагаем, что современный исламский экстремизм является одновременно и религиозным, и политическим, точнее религиозно-политическим ориентированным экстремизмом. Современный исламский экстремизм является направлением в рамках исламизма. Исламизм мы понимаем как одно из основных идейных течений в современном исламе. Его синонимами являются такие слова, как «фундаментализм», «возрожденчество», «реваствализм» и т. д. Исламизм является идеологией так называемого исламского движения — массового (в некоторых странах) политического движения, стремящегося поставить процесс общественного развития в соответствии с нормами и догмами первоначального ислама (как его понимают исламисты). Для исламского экстремизма как разновидности исламизма характерны две отличительные черты. Первая — то, что его идеологи утверждают, будто современные мусульманские общества утратили свой исламский характер и на деле являются обществами джахилийи. Джахилийя — это термин, употреблявшийся ранее для обозначения доисламского состояния общества, в частности в Аравии до начала пророчеств Мухаммеда. Сейчас он употребляется для обозначения любого неисламского общества (особенно современного) и выражает резко отрицательное отношение к нему. Исламские экстремисты считают, что те, кто стоит во главе страны, — неверные, а что касается основной массы населения, то относительно ее существуют две точки зрения: неверные — все, кроме членов данной экстремистской группы; хотя большинство населения придерживается ошибочных воззрений и погрязло в грехах, все же они еще могут считаться мусульманами. Второй отличительной чертой исламского экстремизма является упор на необходимость немедленных активных агрессивных действий, «включая насилие, ради установления в стране исламского порядка», что возможно только в случае прихода к власти «истинных» мусульман. Вопрос о легальности этих действий, т. е. их соответствии законодательству, даже и не ставится, поскольку экстремисты заявляют, что они подчиняются лишь шариату (в их собственной интерпретации) и имеют право использовать насилие, чтобы свергнуть правителя, отошедшего от ислама. Экстремистская направленность ваххабизма характеризуется прежде всего реальными, уже обозначившимися действиями для достижения не столько религиозной, сколько политической цели, которая четко выражена в основном девизе ваххабизма — «властвовать над обществом и исламом». На создание исламского государства нацелены устремления лидеров «Конгресса народов Ичкерии и Дагестана». Все это представляет собой попытки использовать религиозное течение в исламе для решения политических задач. Вместе с тем в настоящее время ни одна религия мира, ни одно религиозное течение, учение и секта (даже деструктивного толка) не имеют собственных вооруженных формирований, не решают свои проблемы с использованием оружия. Ваххабиты же имеют хорошо организованную военную структуру. Экстремистский характер ваххабизма наглядно демонстрирует выдержка из текста листовки, распространенной «Штабом центрального фронта освобождения Дагестана» в районе Кавминвод, Левокумском и Нефтекумском районах Ставрополья: «Мы придем и разрушим все российские законы и поставим свои законы Аллаха. Мы не хотим быть российской колонией. Все республики живут свободно, потому что завоевали свою независимость. Поэтому мы призываем Вас, братья мусульмане, объединяться. Вооружайтесь и обучайтесь, чтобы прогнать русских кафиров из нашей земли. Пока мы вместе, весь мир будет у наших ног, а это неплохая собственность». Мы полагаем, что экстремистская направленность ваххабитского течения представляет сегодня опасность для общества. Число их сторонников на юге России определить сложно. Однако, по некоторым оценкам, только в Дагестане их насчитывается примерно от 3 до 4 тысяч. Известно также, что в случае возникновения где-либо на Северном Кавказе вооруженного конфликта, в нем могут принять участие приверженцы ваххабизма, проживающие в других субъектах Федерации. Именно с этой целью объектом пропаганды идей ваххабизма избирается, как правило, молодежь. Осознавая потенциальную опасность не мифического, а реального религиозного экстремизма, руководство республик Северного Кавказа, лидеры традиционного ислама и их последователи стараются поставить ему заслон и принимают действенные меры по противодействию распространению ваххабизма. С целью противодействия ваххабизму лидерами исламского духовенства создан Координационный центр, в который вошли муфтии всех республик Северного Кавказа. Планируется совместно наладить выпуск религиозной литературы, которая вступит в дискуссию с ваххабитами. Таким образом, подводя итоги, следует отметить, что ваххабизм как радикальное течение ислама является мировоззрением, идеологией, которая легла в основу формирования религиозного экстремизма и используется его приверженцами при совершении деяний экстремистской направленности. Основным методом реализации взглядов религиозных экстремистов является джихад, который представляет собой вооруженную борьбу против всех, кто препятствует распространению ваххабитского учения и его монопольному господству, а его целью является борьба с «врагами ислама», а побуждающим мотивом религиозного экстремизма выступает именно ваххабитско-салафитская проповедь джихада, снявшая общечеловеческий моральный запрет на убийство невинных людей, определяемых «врагами ислама» <7>. ——————————— <7> Арухов З. С. Концепция джихада в раннем исламе: Дис. … канд. философ. наук. Махачкала, 1995. С. 65 — 84; Дельмаев Х. В. Сущность и социальная роль исламской концепции джихада: Дис. … канд. философ. наук. М., 1987; Ахмадуллин В., Мельков С. Государственно-исламские отношения в России. М., 2000.

——————————————————————