Социально-правовая характеристика терроризма в России в 1990-х гг. и формирование государственной концепции по его предупреждению

(Хумаров М. А.) («Общество и право», 2008, N 2)

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРОРИЗМА В РОССИИ В 1990-Х ГГ. И ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ПО ЕГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ

М. А. ХУМАРОВ

Хумаров Марат Сосланович, адъюнкт кафедры теории и истории государства и права Краснодарского университета МВД России.

Терроризм во всех его формах и проявлениях по своим масштабам и интенсивности, по своей бесчеловечности и жестокости является одной из самых острых и злободневных проблем глобальной значимости. Террористические акты приносят массовые человеческие жертвы, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения. В конце XX в. терроризм как социально-опасное явление приобрел столь большие и международные масштабы, что появилась необходимость в значительном усилении мер по борьбе с этим видом одной из самых жестоких видов преступности, поскольку его жертвами могут стать и становятся невинные люди, зачастую не имеющие никакого отношения к конфликту, ставшему причиной терроризма. Россия вплотную столкнулась с проблемой терроризма после распада СССР в 1991 г. (до этого в советском государстве имели место лишь отдельные проявления этого вида преступности). Причем практически сразу были определены два направления терроризма: криминальный и националистический. Первый был связан с последствиями первоначального накопления капитала в России, перешедшей на рыночные отношения в экономике, и в последовавшем переделе собственности и сфер влияния стали применяться акты терроризма. Второе направление было связано главным образом с межнациональными раздорами на Северном Кавказе и развившимся там сепаратистским движением. В 1995 — 1996 гг. самыми крупными террористическими актами в России были: набеги на г. Буденновск и г. Кизляр чеченских боевиков, взрыв мощной бомбы на Котляровском кладбище в г. Москве, когда 13 человек погибло и 80 человек получили ранения, мощный взрыв в жилом доме в дагестанском городе Каспийске, когда погибло 68 человек. Всего было зафиксировано за два года 33 факта <1>. ——————————— <1> Сегодня (федеральная газета). 1996. 31 окт.

Следующая полоса терроризма приходится на 1999 г. Так, 4 сентября был взорван дом на территории военного городка в дагестанском городе Буйнакске, и тогда погибло 68 человек. 9 сентября был взорван жилой дом в Москве, погибло 90 человек. 13 сентября там же, в Москве, был взорван еще один жилой дом, тогда число смертей достигло 120 человек. А 16 сентября был взорван жилой дом в г. Волгодонске Ростовской области (погибло 19 человек). Еще через год, 8 августа 2000 г., прогремел взрыв в переходе на Пушкинской площади в Москве (погибло 13 человек) <1>. ——————————— <1> Требин М. П. Терроризм в XXI веке. Минск: Харвест, 2003. С. 332.

В качестве причин терроризма 1990-х гг. необходимо, прежде всего, назвать ломку сложившихся отношений в области политики, экономики, права, в социальной и иных важных сферах жизни государства и общества, утрату прежних, десятками лет вырабатывавшихся механизмов упорядочения и конституционного регулирования отношений, прямо или косвенно влияющих на основы государственного и общественного устройства. Особенно пострадала идейно-политическая сфера, так как прежняя, коммунистическая идеология была предана анафеме, а новой обществу, потерявшему ориентиры, не предложено. Были девальвированы и утрачены такие дисциплинирующие и цементирующие общественную жизнь начала, как патриотизм, чувство долга, нравственность, интернационализм. Произошло социальное расслоение общества, усилилась политическая борьба, стали расти безработица и социальная незащищенность граждан, распространился правовой нигилизм, обострились межнациональные отношения, возникли и усилились сепаратистские тенденции. Значительно ослабли профилактические усилия правоохранительных органов и общественных организаций. Многие из этих факторов, имевшие место в жизни российского общества 1990-х гг., можно считать общесоциальными предпосылками терроризма. По мнению Д. В. Чухвичева, в числе причин терроризма следует назвать изменение господствующего в мире мировоззрения. Мир устал от войн, революций и прочих потрясений, сопровождающихся кровопролитием. Главной ценностью во всех развитых странах Запада была объявлена человеческая жизнь. И экстремисты быстро поняли, что лучший способ оказать давление на правительство — показать, что они способны поставить человеческую жизнь в опасность. Возможность совершения террористического акта неизменно вызывает тревогу в народных массах, и властные структуры обязаны немедленно восстановить спокойствие в обществе, даже идя на уступки. Именно потому странам с тоталитарным режимом массовый терроризм несвойствен: там социальные связи между обществом и государственным аппаратом слабее, террористу гораздо сложнее вызвать панику в тоталитарных, нежели в демократических странах <1>. ——————————— <1> Российская газета. 1997. 10 июня. С. 7.

В первой половине 1990-х гг. в России довольно часто проходили забастовки как протест против существовавших тогда экономических отношений. До определенного момента их требования носили экономический характер, но нельзя было исключить возможность, что какая-то группа либо из числа этих людей, либо сторонняя может воспользоваться такой ситуацией и провести террористический акт, чтобы вызвать неприязнь к данной социальной группе, вызвать новую волну социального недовольства и достичь своих политических или экономических целей. В том и другом случае возможно ухудшение социально-политического климата в обществе. И в этой связи Е. Т. Ляхов полагал, что экономические условия жизни людей могут спровоцировать террористические действия и таким путем, когда кто-то — один человек или группа — захочет сразу разбогатеть. Для этого может быть захвачена группа заложников, за освобождение которых потребуют значительный выкуп <1>. Однако, как показала социальная практика, чисто экономические трудности, взятые сами по себе, не стали причиной актов терроризма. ——————————— <1> Ляхов Е. Т. Политика терроризма. М., 1997. С. 36 — 37.

В дополнение общих причин терроризма могут быть названы некоторые предпосылки развития общественных отношений, которые предопределяют развитие терроризма в России: рассогласование всех ветвей власти, вызванное появлением новой структуры отношений к собственности, теневых лидеров, обладающих реальной властью и любыми способами расширяющих сферы своего влияния; усиление влияния неформальных норм, криминализирующих общественные отношения, при которых закон перестает обеспечивать необходимый уровень социальной защиты значительной части населения; изменение понятий о порядке и справедливости, возрождение принципов поведения, в рамках которых насилие становится «законным» средством достижения политических и иных целей; обращение к духовному наследию политических, религиозных и других организаций экстремистского толка, в которых культ силы и оружия является обязательным элементом быта и образа жизни; осознание некоторыми национальными и религиозными общностями себя как угнетенных, притесняемых, лишенных прав и свобод, ощущение ими необходимости защиты любыми средствами <1>. ——————————— <1> Российская газета. 1997. 10 июня. С. 8.

Как отмечал Г. С. Котанджян, неравномерное протекание модернизации в этнонациональных ареалах может обусловить конфликты между притязаниями этнических групп, с одной стороны, и реальными возможностями государства гарантировать обеспечение прав своих граждан — с другой. Попытки политического государства противостоять требованиям входящих в его состав этнических групп приводят к взаимным претензиям и конфликтам. В процессе взаимодействия модернизирующихся этнических групп с политическими институтами многонационального государства происходит неравномерное формирование политического и правового сознания названных групп <1>. Данная схема может быть использована для объяснения межнациональных конфликтов в самых разных российских регионах. ——————————— <1> Известия. 1999. 21 мая. С. 3.

Как бы то ни было, уже первая серия актов терроризма в России в 1995 — 1996 гг. заставила российское государство принять ряд довольно жестких мер по борьбе с этим социально опасным явлением. Так, в принятый УК РФ 1996 г. была включена ст. 205, где давалось понятие терроризма — это совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. В дальнейшем законодатель принял еще ряд актов. Среди них важнейшее место занимает ФЗ «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г. <1>. Здесь законодатель определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом. ——————————— <1> ФЗ «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г. // Российская газета. 1998. 4 авг.

В статье 1 указывается, что правовую основу борьбы с терроризмом составляют Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. В числе основных принципов борьбы с терроризмом были определены: 1) законность; 2) приоритет мер предупреждения терроризма; 3) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; 4) сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом; 5) комплексное использование профилактических правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер; 6) приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции; 7) минимальные уступки террористу; 8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; 9) минимальная огласка технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций, а также состава участников указанных операций. В целом в Федеральном законе «О борьбе с терроризмом» понятие этого явления представлено в более широком смысле (ст. 3). Так, к преступлениям террористического характера, помимо собственно терроризма, закон относит захват заложника (ст. 206 УК РФ), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ), организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208 УК РФ), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ) и нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360 УК РФ). Сравнительно недавно (середина 2006 г.) законодатель прибавил к этому перечню еще два состава: содействие террористической деятельности (ст. 205.1 УК РФ), публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 205.2 УК РФ). С принятием УК РФ 1996 г. и ФЗ «О борьбе с терроризмом» 1998 г. была, таким образом, определена государственная концепция борьбы с этим социально опасным явлением. Суть ее заключается в том, что необходимо принятие комплекса мер по созданию общегосударственной системы противодействия терроризму, включающих в себя укрепление государственных органов, участвующих в предупреждении и пресечении его проявлений; улучшение материально-технической оснащенности и вооружения, введение дополнительных социальных льгот сотрудникам и членам их семей, усиление гарантий правовой защищенности и личной безопасности участников антитеррористических операций, включая свидетелей и потерпевших, особенно на стадии расследования и судебного рассмотрения. Такой подход свидетельствовал о том, что российские власти угрозу терроризма посчитали очень серьезной и, как показали последующие события уже в начале 2000-х гг., в этом ошибки не произошло.

——————————————————————