Проблемы реализации требований российского законодательства по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в финансово-кредитной системе

(Нардина О. В.) («Банковское право», 2008, N 3)

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА В ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЕ

О. В. НАРДИНА

Нардина О. В., декан юридического факультета Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина, доцент, кандидат юридических наук.

Задача борьбы с терроризмом не сводится исключительно к выявлению и пресечению отдельных террористических преступлений, а формулируется гораздо шире — пресечь саму террористическую деятельность. Одной из важнейших проблем, стоящих перед органами, борющимися с терроризмом, является ликвидация финансовых потоков, направляемых на поддержку террористических организаций. В Российской Федерации борьба с финансированием терроризма началась после того, как она оказалась в «черном» списке Международной группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). В своем годовом отчете за 1999 — 2000 гг. ФАТФ выделила 15 стран, которые не придерживаются целенаправленных мер по предотвращению отмывания денег. В этом докладе Россия была охарактеризована как страна «с переходной экономикой, незавершенными реформами, слабой и плохо контролируемой финансовой системой, развитой коррупцией, в которой значительные масштабы приобрела торговля оружием и наркотиками» <1>. ——————————— <1> Доклад ФАТФ за 1999 — 2000 гг. См.: По подозрению в финансировании терактов блокированы 109 банковских счетов. Хроника борьбы // http://www. agentura. ru/timeline/2005/finance.

Вступив в борьбу с финансированием терроризма, Россия 7 августа 2001 г. принимает Федеральный закон N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» <2>, который предоставляет государству правовые и организационные возможности для предупреждения операций с денежными средствами или иным имуществом, добытым преступным путем, а также для идентификации и розыска материальных ценностей, подлежащих изъятию. ——————————— <2> Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3418.

Вносятся изменения в уголовное законодательство <3>. ——————————— <3> В новой редакции изложена ст. 174 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем». Кроме того, УК РФ дополнен новой ст. 174.1 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления».

Для создания современной системы по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Указом Президента РФ N 1263 учреждается уполномоченный орган — Комитет РФ по финансовому мониторингу (КФМ) <4>, который 9 марта 2004 г. преобразуется в Федеральную службу по финансовому мониторингу (ФСФМ РФ) <5>. В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 186 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» <6> ФСФМ непосредственно подчиняется Министерству финансов РФ. ——————————— <4> Указ Президента РФ от 1 ноября 2001 г. N 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 45. Ст. 4251. <5> Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 2004. 12 марта. <6> См.: Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 186 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» // Российская газета. 2004. 13 апр.

В июне 2002 г. Российская Федерация ратифицировала международную Конвенцию «О борьбе с финансированием терроризма» 1999 г. Ратификация Конвенции позволила внести дополнения в уголовное <7> и административное <8> законодательство. ——————————— <7> В УК РФ включили ст. 205.1 «Вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению». <8> В КоАП включили ст. 15.27 «Нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

На пленарном заседании ФАТФ, проходившем 9 — 11 октября 2002 г. в Париже, было принято решение об исключении России из списка стран и территорий, не сотрудничающих в деле противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а Закон N 115-ФЗ был признан соответствующим международным стандартам. В 2003 г. Россия стала полноправным членом ФАТФ, в связи с чем взяла на себя обязательства по выполнению специальных рекомендаций ФАТФ по борьбе с финансированием терроризма. ФСФМ выполняет межотраслевую координацию и принимает меры в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В основе этой деятельности лежит принцип приоритетного использования банковской структуры для целей борьбы с отмыванием преступных доходов. Так как именно банковская система, особенно в эпоху глобализации финансовых услуг, наиболее подвержена рискам, связанным с отмыванием преступных доходов. Для борьбы с этими рисками российский законодатель возложил на банки обязанность осуществлять следующие меры: самостоятельно организовывать систему внутреннего контроля с учетом Закона N 115-ФЗ и рекомендаций Банка России <9>; идентифицировать клиентов (принцип «Знай своего клиента») согласно положениям Закона N 115-ФЗ и рекомендаций ЦБ РФ <10>; отслеживать, документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган в порядке, установленном Банком России <11>, сведения об операциях, вызывающих подозрение в отмывании преступных доходов и финансировании терроризма, и о причастных к ним лицах; обеспечивать конфиденциальность функционирования системы внутреннего контроля, а также защиту собранного материала от несанкционированного доступа посторонних лиц. ——————————— <9> Письмо Центрального банка Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 99-Т «О Методических рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Вестник Банка России. 2005. N 37. <10> Положение Центрального банка Российской Федерации от 19 августа 2004 г. N 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Вестник Банка России. 2004. N 54. Положение N 262-П действует с учетом изменений, внесенных указанием Банка России от 14 сентября 2006 г. N 1721 // Вестник Банка России. 200. N 56. <11> Положение Центрального банка Российской Федерации от 20 декабря 2002 г. N 207-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Вестник Банка России. 2003. 10 янв.

Часть 2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ и ст. 24 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» <12> обязывают кредитные организации разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления. Система внутреннего контроля банка — важный инструмент надежного функционирования кредитной организации, назначение которого заключается в установлении режима безусловного исполнения работниками банка законодательных и иных нормативных актов, направленных на обеспечение банковской безопасности. Несоблюдение требований к порядку формирования, подготовки и обучению подразделения внутреннего контроля <13> служит основанием для отзыва лицензии на осуществление банковской деятельности. ——————————— <12> Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357. <13> Указание Банка России от 9 августа 2004 г. N 1486-У «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях» // Вестник Банка России. 2004. N 54.

Основной задачей службы внутреннего контроля является обеспечение участия всех сотрудников кредитной организации независимо от занимаемой должности в рамках их компетенции в выявлении легализации «грязных» денег, а также сделок, направленных на финансирование терроризма <14>. Цель данных действий — максимально полно выявить и зафиксировать сведения, которые могут служить поводом для проведения предварительной проверки и расследования по фактам преступлений указанного вида. ——————————— <14> Указание Банка России от 9 августа 2004 г. N 1485-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях» // Вестник Банка России. 2004. N 52.

При разработке правил внутреннего контроля банку следует учесть, что одним из признаков подозрительной деятельности могут служить характерные особенности личности и поведения клиента. Поэтому важным направлением работы службы внутреннего контроля является изучение сведений о клиентах банка (принцип «Знай своего клиента»). Требование идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании у банка, в России впервые было закреплено в Законе N 115-ФЗ. Так, п. 1 ст. 7 устанавливает обязанность кредитных организаций идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации. Согласно п. 2.1 Положения ЦБ РФ N 262-П в целях идентификации клиента кредитной организацией осуществляется сбор сведений и документов, являющихся основанием совершения банковских операций и иных сделок, а также иной необходимой информации и документов. Проведя идентификацию клиента, внутренняя служба банка может сделать вывод о его возможной причастности к легализации преступных доходов. Обстоятельства, относящиеся к личности клиента — физического лица, как правило, состоят в попытках лица скрыть его причастность к отмыванию «грязных» денег, а также утаить сведения о фактах, отрицательно характеризующих его собственную деловую репутацию. Признаками, дающими основания подозревать клиента — юридическое лицо, являются следующие обстоятельства: — вызывающие сомнения в правоспособности фирмы, ее деловой репутации. Как правило, их наличие свидетельствует о ненадежности клиента и фиктивном характере его деятельности; — относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности фирмы могут содержать признаки, указывающие на возможность легализации преступных доходов, механизм совершения преступления и источник получения «грязных» денег, которые преступник намеревается легализовать; — свидетельствующие о системном нарушении нормативных требований по ведению документации и отчетности и ненадлежащее состояние баланса, зафиксированное в материалах аудиторских проверок. Источником информации для выявления признаков легализации преступных доходов в процессе осуществления банком мер внутреннего контроля служат главным образом документы: относящиеся к предполагаемой сделке; характеризующие правоспособность, дееспособность, финансово-хозяйственную деятельность и деловую репутацию клиента; относящиеся к личности клиента; пояснения клиента работнику банка о тех или иных обстоятельствах определенной сделки и ее участниках; сообщения других банков и межбанковских организаций, в которых обслуживался (или обслуживался) клиент, о наличии в его действиях признаков легализации преступных доходов; непосредственная проверка работниками банка фактических обстоятельств производственной и финансовой деятельности клиента. Предъявляемые документы должны быть с разумной тщательностью проверены на предмет их действительности и наличия всех необходимых реквизитов. То есть требование идентификации клиента исключает законную возможность открытия банковского счета и совершения банковских операций по предъявлению ксерокопии документа, документа на чужое имя либо документов с явными признаками подделки. Коммерческие банки сталкиваются с практическими проблемами при применении отдельных норм Закона N 115-ФЗ, касающихся идентификации клиента. В настоящее время многие кредитные организации оказывают клиентам электронные банковские услуги, которые позволяют применять удаленное банковское обслуживание, в том числе дистанционное открытие счета. Однако п. 5 ст. 7 запрещает открывать счета физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет, либо его представителя. В результате банки, предлагающие услуги удаленного банковского обслуживания клиентов, стремятся обойти эту статью всеми возможными способами. «Одной из наиболее распространенных схем является использование конструкции, основывающейся на выдаче клиентом доверенности на открытие счета. В рамках указанной доверенности клиенту открывается счет от имени физического лица — представителя, являющегося по совместительству сотрудником специализированной организации, оказывающей такие услуги, либо, что чаще всего, сотрудником непосредственно самой кредитной организации, в которой открывается счет» <15>. Итак, банки формально соблюдают требование Закона N 115-ФЗ. В связи с этим законодателю необходимо пересмотреть эту норму и предусмотреть невозможность ее обхода таким образом, чтобы не препятствовать распространению информационных технологий на рынке электронных банковских услуг. Решая данный вопрос, клиенту можно разрешить открывать счет без личного присутствия, но при этом независимую оценку надежности клиента должна представить другая кредитная организация, которая имела ранее деловые отношения с данным клиентом и, следовательно, идентифицировала его с использованием систем внутреннего контроля и готова гарантировать его личность при заключении договора банковского счета. То есть банки должны применять к клиентам, не присутствующим лично, столь же эффективные процедуры проверки, что и к клиентам, имеющим возможность присутствовать при открытии счета. Подобная практика получила распространение во многих европейских странах. ——————————— <15> Филимонов М. И. Проблемы, связанные с идентификацией клиента при открытии счета в коммерческом банке // Юридическая работа в кредитной организации. 2005. N 4.

Являясь элементом системы противодействия отмыванию преступных доходов, банк обязан собирать информацию об определенных категориях сделок и операций, признаки которых установлены действующим законодательством (в Законе N 115-ФЗ), а также об участвующих в них лицах. Выявлению и фиксации подлежат два вида операций, а именно: 1) операции, подлежащие обязательному контролю. Их признаки зафиксированы в ст. 6 Закона: зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности; зачисление денежных средств на счет или их списание со счета юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, и др. Банки обязаны сообщать о перечисленных выше операциях, если сумма сделки превышает 600 тыс. рублей; 2) иные операции, вызывающие у работников банка подозрение о возможной принадлежности к легализации преступных доходов (операции, подлежащие выборочному контролю, ориентировочные признаки которых названы в п. 3 ст. 7). Эксперт рабочей группы по разработке проекта Концепции национальной стратегии противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма А. Васильев отмечает, что «Закон установил здесь сугубо субъективные основания для направления информации в ФСФМ: у одних работников такие подозрения могут возникнуть, а у других — нет, следовательно, информирование уполномоченного органа власти будет зависеть от оценок и усмотрения самих сотрудников банка» <16>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Статья А. Васильева «О некоторых особенностях ответственности банков за нарушение законодательства о противодействии легализации доходов от преступной деятельности и финансированию терроризма» включена в информационный банк согласно публикации — «Банковское право», 2005, N 2; «Налоги» (газета), 2006, N 2. —————————————————————— <16> Васильев А. О некоторых особенностях ответственности банков за нарушение законодательства о противодействии легализации доходов от преступной деятельности и финансированию терроризма // http://www. advoc. biz/k3.bank. html.

Каждый банк должен решить самостоятельно, какие операции считать необычными, сомнительными и отразить их в правилах внутреннего контроля. Критерии выявления и признаки необычных сделок разрабатываются банком на основе действующего законодательства и приложения N 2 к рекомендациям (письмо ЦБ РФ от 13 июля 2005 г. N 99-Т). В качестве критериев необычности сделок ЦБ РФ выделил следующие признаки, включающие в себя нелогичное для конкретной ситуации поведение клиента: пренебрежение клиентом более выгодными условиями оказания услуг; операции, не имеющие явного экономического смысла; наличие нестандартных или необычно сложных инструкций по порядку проведения расчетов, отличающихся от обычной практики, и др. Подходить формально к этим требованиям и не реализовывать их на практике в настоящее время проблематично, так как требования надзорных органов по контролю за необычными операциями стали строже. Однако, несмотря на изданные ЦБ РФ рекомендации, банковские специалисты указывают на «нечеткость критериев, на основе которых выявляются подозрительные операции, и как следствие — неэффективность их применения» <17>, неразработанность программного обеспечения по контролю за необычными операциями <18>, а также другие проблемы. ——————————— <17> Евпланов А. Финразведка пойдет в регионы // Российская бизнес-газета. 2007. 20 марта. <18> См.: Захарова Н. И. Задачи по автоматизации законодательных требований в сфере противодействия легализации преступных доходов: практический взгляд банков // Управление в кредитной организации. 2006. N 6.

Тем не менее нормы Закона N 115-ФЗ, а также рекомендации ЦБ РФ предусматривают обязанность банка изучать, анализировать и оценивать финансовую деятельность клиента в целях противодействия легализации преступных доходов. А при выявлении в деятельности клиента необычной сделки кредитная организация должна обеспечить повышенное внимание ко всем операциям клиента. Статьи 6 и 7 Закона N 115-ФЗ возлагают на банк обязанность документально фиксировать информацию об операциях клиента таким образом, чтобы в случае необходимости можно было воспроизвести детали операции для их дальнейшего использования в качестве доказательства в уголовном, гражданском и арбитражном процессах. Затем эта информация должна быть представлена в ФСФМ не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции. Постановлением Правительства Российской Федерации N 245 было утверждено Положение о представлении информации <19>, а письмом КФМ <20> России N 02-1-27/632 установлены формы для представления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю. Кредитные организации представляют соответствующую информацию в порядке, установленном ЦБ РФ (Положение N 207). В соответствии с этим документом собранные банком сведения представляются в ФСФМ в виде электронного документа через территориальные учреждения банка России. Ежедневно из банков в ФСФМ поступает до 20 тысяч сообщений. Так, за 2006 г. в ФСФМ поступило 5 млн. сообщений банков об операциях с денежными средствами, которые подлежат контролю. По сравнению с 2005 г. количество сообщений выросло в 1,5 раза, а с 2004 г. — в 3 раза <21>. Но есть и «перегибы на местах»: некоторые банки понимают обязанность по раскрытию информации о своих операциях чересчур буквально. «Ряд кредитных организаций присылает в рамках обязательного контроля информацию о суммах от 2 рублей, например по сбору на детей или изготовлению табличек» <22>. ——————————— <19> Постановление Правительства РФ от 17 апреля 2002 г. N 245 «Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом» (с изм. и доп. от 17 января 2003 г., 25 октября 2004 г.) // Российская газета. 2002. 24 апр. <20> О письме КФМ России от 17 мая 2002 г. N 02-1-27/632 см.: Юридический центр: правовой портал // http://www. spbpravo. ru/comm. php? state=12208. <21> См.: Гладунов О. Минфин взялся за «грязные деньги». Борьба с отмыванием преступных доходов выходит на новую высоту // Российская газета. 2006. 7 дек. <22> Там же.

Однако, проведя мониторинг поступающей ФСФМ информации, ее сотрудники выяснили, что не все банки надлежащим образом выполняют эту обязанность. Более того, есть банки, которые до сих пор не сотрудничают с финансовой разведкой. Например, ООО КБ «Коминбанк» (г. Москва), у которого в конце августа 2007 г. ЦБ РФ отозвал лицензию. Согласно данным ЦБ РФ Коминбанк не направлял в Росфинмониторинг сообщения по операциям, подлежащим обязательному контролю. В августе 2007 г. объем операций Коминбанка, связанных с платежами резидентов в пользу нерезидентов по сомнительным сделкам с товарами, составил 5,8 миллиарда рублей <23>. ——————————— <23> См.: Егоршева Н. Еще два банка Центробанк лишил лицензии // Российская газета. 2007. 31 авг.

Количество банков, которые не сотрудничают с ФСФМ, с каждым годом сокращается. В частности, в 2004 г. таких банков было 47, в 2005 г. — 28, в 2006 г. — 12 <24>. ——————————— <24> См.: Евпланов А. Указ. соч.

Отказываясь от сотрудничества с ФСФМ или представляя информацию не в полном объеме, банк так или иначе попадает в поле зрения финразведки. Так как ФСФМ пользуется множеством независимых источников информации и ее аналитическая работа построена таким образом, что подозрения в нарушении Закона N 115-ФЗ может вызвать не только наличие определенной информации, но и ее отсутствие в определенное время и в определенном месте. Просрочка с направлением информации в уполномоченный орган власти также является нарушением Закона и рассматривается в качестве одного из признаков, вызывающих подозрение в сотрудничестве банка с лицами, отмывающими преступные доходы. «Необходимо понимать, что сообщение банка об определенной финансовой операции, направляемое в ФСФМ, — это не сообщение о правонарушении и уж вовсе не доносительство на клиента. Не только банк-информатор, но и сама ФСФМ в рамках своей компетенции не уполномочены давать точную юридическую квалификацию финансовым операциям того или иного клиента» <25>. У Службы имеется лишь право сделать вывод о возможно имеющихся признаках легализации преступных доходов, наличие которых может быть подтверждено, а может быть и опровергнуто в ходе так называемой доследственной проверки, проводимой компетентным правоохранительным органом в порядке ст. 144 УПК РФ. Таким образом, ФСФМ на основе анализа получаемой информации может лишь заподозрить клиента банка в отмывании преступных доходов и уведомить о своих подозрениях правоохранительные органы. В конечном счете решение о том, возбуждать уголовное дело или нет, остается за органами следствия. Однако «позиция ФСФМ чрезвычайно активна: она весьма настойчиво относит к сфере своих интересов вопросы возбуждения уголовных дел по собственным материалам и старается добиваться, чтобы возможно большее число таких материалов было реализовано в уголовно-процессуальном порядке» <26>. Так, в 2006 г. ФСФМ провела 7931 финансовое расследование, по результатам которых направила в правоохранительные органы 4277 материалов со сведениями о свыше 120 тысячах операций на сумму около 770 миллиардов рублей. По статьям, связанным с отмыванием преступных доходов, в 2006 г. осуждено было 532 человека <27>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Статья А. Васильева «О некоторых особенностях ответственности банков за нарушение законодательства о противодействии легализации доходов от преступной деятельности и финансированию терроризма» включена в информационный банк согласно публикации — «Банковское право», 2005, N 2; «Налоги» (газета), 2006, N 2. —————————————————————— <25> Васильев А. Указ. соч. <26> Там же. <27> См.: Финансовая разведка предложит банкам поделиться информацией о клиентах // http://lenta. ru/news/2007/03/13/monitor.

В отношении самих банков ФСФМ способна точно квалифицировать те или иные случаи как нарушение законодательства о противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма и наделена правом применять в отношении банков-нарушителей административные санкции <28>. ——————————— <28> Наложение административного штрафа на должностных лиц — от 100 до 200 МРОТ; на юридических лиц — от 500 до 5000 МРОТ.

Кроме того, Банк России самостоятельно контролирует кредитные организации по соблюдению требований Закона N 115-ФЗ. В этих целях ЦБ РФ проводит проверки кредитных организаций и их филиалов. Согласно письму <29> Банка России от 20 января 2003 г. N 7-Т проверяется: наличие в кредитной организации правил внутреннего контроля и программ реализации этих правил; наличие специального должностного лица, отвечающего за соблюдение правил внутреннего контроля; соблюдение требований об идентификации клиента и др. За последние несколько лет в результате неисполнения требований Закона N 115-ФЗ лицензий лишилось более сотни кредитных организаций. Из них в 2006 г. — 64; в 2005 г. — 35 <30>. Специалисты считают, что 2007 г. является «годом очищения отечественной банковской системы от «карманных» банков, которые, условно говоря, специализировались на сомнительных операциях по обналичиванию денежных средств и легализации преступных доходов. В результате чего лицензий лишатся столько же банков, что и в прошлом году» <31>. Так, за шесть месяцев 2007 г. ЦБ отозвал лицензию у 24 банков <32>. ——————————— <29> Письмо Банка России от 20 января 2003 г. N 7-Т «Об исполнении Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Вестник Банка России. 2003. N 6. <30> См.: Фомченков Т. Банков стало меньше. Но они стали лучше // Российская газета. 2007. 27 янв. <31> Там же. <32> См.: Егоршева Н. Указ. соч.

Итак, на сегодняшний день остро стоит вопрос о выявлении и ликвидации всех каналов, по которым проходит финансирование терактов и террористических групп. Но эта проблема намного масштабнее и сложнее, поскольку эти же каналы используются для отмывания и легализации доходов теневой экономики. Российской Федерацией с 2001 г. проделана большая работа в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В частности, удалось реализовать рекомендации ФАТФ, направленные на борьбу с финансированием терроризма и террористических организаций путем: — создания нормативной базы, которая предоставляет государству правовые и организационные возможности для предупреждения операций с денежными средствами или иным имуществом, добытым преступным путем, а также для идентификации и розыска материальных ценностей, подлежащих изъятию; — формирования Федеральной службы по финансовому мониторингу, которая составляет основу системы по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, осуществляет в этом направлении международную деятельность и реализовывает межотраслевую координацию. Несмотря на принятые государством меры в борьбе с финансированием терроризма, существуют определенные проблемы, которые существенно снижают ее эффективность, а именно: — объединение легальных и нелегальных источников финансирования; — увеличение объема денежных переводов и использование альтернативных расчетных схем для перемещения средств; — сложность дел, обусловленная зачастую международными аспектами (многие регионы мира не отвечают никаким требованиям по борьбе с перемещением незаконных средств); — дефицит квалифицированных специалистов в правоохранительных органах, а также недостаточно высокий уровень материально-технического обеспечения их деятельности; — коррупция должностных лиц; — непонимание серьезности проблемы общественностью и специалистами. Из-за этих и других причин значительная часть экономического сектора продолжает оставаться в тени, а многие хозяйственные субъекты применяют «серые» схемы для легализации доходов. Поэтому необходимо продолжать выстраивать государственную систему мер, направленную на борьбу с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Банковский сектор продолжает оставаться одним из основных каналов для отмывания доходов и финансирования терроризма. Это связано с тем, что банки занимают особое место в структуре финансового посредничества, обеспечивая трансформацию значительной части сбережений в инвестиции, осуществляя расчетно-кассовое обслуживание, операции с ценными бумагами и иностранной валютой. Для успешной реализации требований российского законодательства по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в финансово-кредитной системе необходимо, чтобы под руководством ЦБ РФ кредитные организации осуществляли следующие совместные действия: — обменивались опытом организации внутреннего контроля; — выработали единые подходы к реализации принципа «Знай своего клиента» и оценке риска клиента; — разработали методологию выявления подозрительных операций, финансовых схем и типовых признаков отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также автоматизировали ее; — выработали единые стандарты подготовки персонала в области противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; — отказались устанавливать корреспондентские отношения с организациями, находящимися в офшорных зонах, которые обеспечивают возможности для отмывания денег; — проводили совместные учебные семинары, круглые столы и научно-практические конференции, на которых должны быть разработаны предложения для ФСФМ по вопросам совершенствования нормативной базы в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирован ию терроризма в банковском секторе; — развивали сотрудничество с зарубежными банками в целях заимствования позитивного опыта и дальнейшего совершенствования российской системы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

——————————————————————