Организационно-управленческие и оперативно-розыскные основы механизма деэкономизации коррупции в органах внутренних дел

(Макаров А. А.) («Административное и муниципальное право», 2008, N 8)

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА ДЕЭКОНОМИЗАЦИИ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

А. А. МАКАРОВ

Макаров Алексей Анатольевич — адъюнкт Московского университета МВД России, лейтенант милиции.

Коррупция является объективным социальным явлением, присущим любому государству, но современный международный опыт показывает, что Россия еще далека от положительных результатов в области противодействия коррупции. Необходимо прилагать массу усилий для того, чтобы данная проблема не осталась вечно актуальной для России, не осталась нашей «третьей бедой». В связи с приходом к власти президента Д. Медведева Россию ожидает новая антикоррупционная политическая волна реформ. Указ <1> принят с целью создания системы противодействия коррупции и устранения причин, ее порождающих, предусматривает создание Совета при Президенте России по противодействию коррупции. В соответствии с данным Указом будет разработан национальный план противодействия коррупции. Основными задачами Совета являются: ——————————— <1> См.: Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. N 815 «О мерах по противодействию коррупции».

подготовка предложений Президенту РФ, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции; контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных национальным планом противодействия коррупции. Сотрудникам милиции запрещается заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, работать по совместительству в организациях <2>, но действующих норм, регулирующих отношения, связанные с совместительством в системе МВД, явно не хватает <3>, что способствует различного рода теневой экономической деятельности и злоупотреблениям со стороны сотрудников ОВД. В сложившихся социально-экономических условиях коммерческая и иная противозаконная деятельность коррупционной направленности среди сотрудников ОВД стала нормой, с данной противозаконной деятельностью не справляется ныне существующая совокупность организационно-управленческих мер противодействия коррупции. ——————————— <2> См.: Закон РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции» (ст. 20), а также Положение о службе в органах внутренних дел (ст. 10) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 203; Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 2. Ст. 70. <3> В системе МВД России режим совместительства определен Постановлением Правительства РФ от 23 июля 1993 г. «О порядке и условиях службы по совместительству в системе Министерства внутренних дел РФ» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 31. Ст. 2856.

В настоящее время приходится констатировать, что уровень ведомственного контроля во многих подразделениях ОВД снижен вплоть до существования прямой угрозы собственной безопасности органов внутренних дел, до дискредитации ОВД в глазах населения <4>. Собственная безопасность органов внутренних дел понимается как состояние их защищенности от дезорганизующего воздействия, прежде всего изнутри. По мнению Ю. А. Тимофеева <5>, собственная безопасность системы органов внутренних дел представляет собой состояние защищенности указанной системы, позволяющее ей нормально существовать и функционировать в условиях неблагоприятных внешних и внутренних факторов, направленных на дезорганизацию ее деятельности, а обеспечение (осуществление мер) собственной безопасности Ю. А. Тимофеев определяет как деятельность органов внутренних дел, специально созданных подразделений, а также сформированного ими негласного аппарата, направленная на выявление, предупреждение и пресечение правонарушений сотрудников (работников) ОВД, предотвращение проникновения в эти органы лиц, преследующих противоправные цели, организацию государственной защиты личного состава и их близких от преступных посягательств. ——————————— <4> См.: Макаров А. А. К вопросу экономизации коррупции // Вестник Московского университета МВД России. 2008. N 1. С. 45. <5> См.: Тимофеев Ю. А. Организационно-правовые основы деятельности подразделений собственной безопасности органов внутренних дел: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. С. 20.

Организационно-управленческие элементы являются решающими в содержании механизма деэкономизации коррупции в ОВД и включают в себя: разработку стратегии и тактики противодействия коррупции в ОВД; инициирование, экспертную оценку и правовое сопровождение по предмету ведения органов внутренних дел; разработку и издание ведомственных нормативно-правовых актов; расстановку сил, ресурсов и средств; планирование научно-теоретической, научно-исследовательской, организаторской, политико-воспитательной и непосредственно правоохранительной работы; учет, проверку и контроль за исполнением принимаемых решений и эффективностью всей деятельности по противодействию коррупции; подготовку и подбор кадров органов внутренних дел; определение характера, пределов, уровня и форм реализации прав и обязанностей субъектов противодействия; установление характера, пределов, уровней и форм юридической ответственности субъектов противодействия коррупции. Среди организационно-управленческих мер деэкономизации коррупции в ОВД мы хотим выделить ведомственный контроль, состоящий из деятельности подразделений собственной безопасности, инспекций по личному составу, контрольно-профилактических подразделений ГИБДД, внутреннего финансового контроля и патриотического воспитания как основу противодействия коррупции, под что выделяется часть бюджетных средств. Заметим, что координация взаимодействия правоохранительных органов и деятельность органов ФСБ, прокуратуры и других ведомств, направленная на деэкономизацию коррупции в органах внутренних дел, требуют дополнительного исследования. Деэкономизация коррупции в органах внутренних дел представляет собой сложную систему организационно-экономических отношений и их форм, направленных на обеспечение деятельности уполномоченных субъектов по предупреждению и устранению коррупции в рядах ОВД, опирающиеся на юридические нормы. Представляется интересным Указ Президента, принятый в целях ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности <6>, в первую очередь в сфере малого и среднего предпринимательства. Исполнение данного Указа напрямую повлияет на объем полномочий органов внутренних дел, изменит процедуру проверки предпринимательской деятельности, так как предусматривает дальнейшие изменения законодательства, направленные на исключение внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также возможности составления должностными лицами этих органов протоколов об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности. Является ли данный Указ антикоррупционной мерой — прямо не указано, но он будет началом упрощения ряда административных процедур для указанных субъектов бизнеса. Предполагается в будущем уменьшение количества необоснованных проверок, преследующих корыстные цели. ——————————— <6> См.: Указ Президента России от 15 мая 2008 г. «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности».

Структура и содержание механизма деэкономизации коррупции представляют собой сложную диалектическую систему разнородных элементов, которая включает в себя следующие элементы: — объект механизма борьбы с коррупцией; — социальную среду и условия экономического развития общества и государства, в том числе их противоречия, порождающие коррупцию и являющиеся необходимой социальной базой борьбы с ней; — экономическую, социальную и уголовную политику государства; — систему правового регулирования этого механизма; — социальные нормы, экономические, политические, правовые, нравственно-этические, идеологические, технические и иные; — субъекты и их гарантии (общие, специальные, организационные); — направления, способы, средства, методы, формы, составляющие деятельность субъектов по борьбе с коррупцией; — культуру и идеологию, общественное сознание, социальную психологию; — ее людские, материальные, финансовые и духовные ресурсы и резервы. Важнейшими функциями экономики и ее институтов в формировании и реализации организационно-экономического механизма борьбы с коррупцией являются: финансовая, методологическая, регулятивная, онтологическая, кумулятивно-закрепительная функция, официально-формализующая функция, правоохранительная функция, организующе-мобилизующая и предметно-деятельная функции, мировоззренческая, воспитательная, а также нравственная и идеологическая функции. Нехватка адекватной правовой и экономической базы стала современным условием количественного и качественного распространения коррупции в российском обществе, в органах внутренних дел в частности, что говорит о слабости государственного управления противодействия данному явлению. Противоправная деятельность сотрудников, зарабатывающих на населении, все больше обостряет конфликт, сформировавшийся за годы реформ, между сотрудниками ОВД и населением. Население страны не только не хочет помогать в поимке преступников, но и боится обращаться в ОВД. В целях активизации работы по обеспечению собственной безопасности и укреплению законности в органах внутренних дел в декабре 1995 года во исполнение ст. 10 Закона РФ «Об основах государственной службы в РФ» было создано Управление собственной безопасности МВД России, Приказом МВД России от 26 февраля 1996 года Инспекции по личному составу были выведены из состава управлений (отделов) кадров МВД, ГУВД, УВД, УВДТ и за счет их штатной численности были созданы территориальные управления (отделы) собственной безопасности. Департамент собственной безопасности (ДСБ <7>) МВД России является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата министерства. В оперативно-служебной деятельности подчиняется непосредственно министру внутренних дел. По вопросам оперативно-служебной деятельности общеведомственного характера осуществляет руководство территориальными подразделениями собственной безопасности. ——————————— <7> Образован из Главного управления собственной безопасности в ноябре 2004 года в связи с реорганизацией структуры МВД, проведенной в соответствии с Указом Президента России от 5 ноября 2004 года N 1407.

Одним из основных направлений оперативно-служебной деятельности ДСБ и ОРБ N 13 МВД России является обеспечение собственной безопасности центрального аппарата МВД России. Кроме обеспечения безопасности личного состава и членов семей от преступных посягательств, особое внимание уделяется проведению мероприятий, направленных на выявление, предупреждение и раскрытие противоправных деяний коррупционной направленности. Основные задачи, стоящие перед ДСБ МВД России <8>: ——————————— <8> См.: сайт МВД России — www. mvd. ru.

1. Предотвращение проникновения в органы внутренних дел РФ и Федеральную миграционную службу (ФМС России) лиц, преследующих противоправные цели. 2. Предупреждение, выявление и пресечение преступлений и коррупционных связей со стороны сотрудников, федеральных государственных служащих, работников органов внутренних дел и ФМС России. 3. Обеспечение государственной защиты сотрудников органов внутренних дел и их близких. 4. Обеспечение организационно-правовых, административных, технических и иных мер по защите сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, а также служебной информации ограниченного доступа. ДСБ МВД России в вопросах обеспечения собственной безопасности является головным подразделением в системе Министерства внутренних дел РФ, обеспечивающим и осуществляющим функции по: а) выработке государственной политики в области обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел и ФМС России <9>: ——————————— <9> Далее также — «установленная область деятельности».

б) совершенствованию нормативного правового регулирования в установленной области деятельности; в) разработке и реализации мер обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел и ФМС России, государственной защиты сотрудников органов внутренних дел и их близких; г) координации деятельности органов внутренних дел и ФМС России по вопросам обеспечения собственной безопасности; д) организационному и методическому обеспечению органов внутренних дел и ФМС России в установленной области деятельности. Под эгидой департамента по борьбе с оргпреступностью и терроризмом МВД недавно сформировано особое оперативно-розыскное бюро N 10 МВД России. ОРБ N 10 создано во исполнение указаний Президента России об усилении борьбы с коррупцией и будет специализироваться в первую очередь на этой проблеме <10>. ——————————— <10> См.: Зайнашев Ю. // Газета. 6 февраля 2008 г. N 21.

В 2004 — 2006 годах подразделениями собственной безопасности проведено свыше 78 тысяч проверок в отношении сотрудников органов внутренних дел, к дисциплинарной и уголовной ответственности привлечено 30,4 тысячи сотрудников органов внутренних дел, дано более 13 тысяч рекомендаций о нецелесообразности назначения на руководящие должности в центральный аппарат МВД России, аппараты главных управлений МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ. Свыше 60% правонарушителей среди сотрудников выявлено подразделениями органов внутренних дел самостоятельно. При этом доля участия подразделений собственной безопасности в выявлении правонарушителей в 2006 г. составила 42% (АППГ — 0,4%) <11>. ——————————— <11> См.: Баранов И. А. О некоторых вопросах организации работы подразделений собственной безопасности по предупреждению, выявлению и пресечению среди сотрудников ОВД преступлений коррупционной направленности // Вестник МВД России. 2007. N 6.

В своей деятельности ДСБ МВД России руководствуется Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами МВД России <12>. Работа строится в соответствии с принципами законности, уважения прав и свобод человека, а также конспирации, сочетания гласных и негласных методов в оперативно-розыскной деятельности <13>. ——————————— <12> См.: Приказ МВД России от 27 июля 2001 г. N 693 «Об организационно-штатных вопросах по ГУСБ МВД России»; от 13 мая 2002 г. N 1/2743 «О мерах по повышению эффективности обеспечения собственной безопасности, укреплению законности и служебной дисциплины». <13> См.: Чечетина А. Е. ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»: Учебное пособие. Издание 8-е. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. Данный Закон закрепляет систему гарантий законности проведения оперативно-розыскных мероприятий (ст. 6) в том числе в отношении сотрудников органов внутренних дел.

В соответствии с Типовым положением об управлении (отделе) собственной безопасности МВД, ГУВД, УВД, УВДТ субъектов РФ данные управления (отделы) являются самостоятельными структурными оперативными подразделениями органов внутренних дел, созданными в целях выявления, предупреждения и пресечения правонарушений, подготовленных или совершенных сотрудниками органов внутренних дел, а также предотвращения проникновения в органы внутренних дел лиц, преследующих преступные или иные корыстные цели, разработки и реализации мер по обеспечению собственной безопасности в органах внутренних дел. С 1 января 2007 г. введена в действие новая ведомственная система учета сведений о сотрудниках органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работниках системы Министерства внутренних дел РФ, Федеральной миграционной службы и ее территориальных органов, совершивших правонарушения. Так же ДСБ совместно с Академией управления, Московским университетом и ВНИИ МВД России разработали Концепцию обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел и Федеральной миграционной службы РФ. Концепция отражает качественно новую систему взглядов на организацию и достижение более высокого уровня обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел. Интересно, что собственная безопасность органов внутренних дел и ФМС России определяется как состояние их защищенности от деструктивного и дезорганизующего воздействия со стороны внешних и внутренних угроз, позволяющее обеспечить устойчивость функционирования органов внутренних дел и ФМС России в решении возложенных на них задач. Обеспечение собственной безопасности органов внутренних дел и ФМС России — это система согласованных правовых, организационно-управленческих, оперативно-розыскных, режимных, социально-психологических, воспитательных, пропагандистских и иных мер, направленных на создание и поддержание условий для выявления, нейтрализации и ликвидации внешних и внутренних угроз, препятствующих функционированию органов внутренних дел и ФМС России, выполнению возложенных на них задач и обязанностей. Интересным представляется обратить внимание на такую внешнюю угрозу собственной безопасности, как недостаточный уровень социальной и правовой защищенности сотрудников, что порождает высокий уровень коррупционной предрасположенности (уязвимости) при осуществлении сотрудниками своих полномочий. Мы считаем данную угрозу определяющей остальные внешние угрозы, которые также нельзя недооценивать. Среди внутренних угроз хотим отметить совершаемые уголовно наказуемые деяния и должностные проступки сотрудников, связанные с нарушением законности, прав и свобод граждан; устойчивые связи с представителями криминальных структур, теневой экономики. Особое внимание следует обратить на наличие недостатков в проведении конкурсов и аукционов по размещению различного рода заказов, работ, услуг для нужд МВД России, что сигнализирует о возможных нарушениях в финансовой деятельности, нарушениях использования бюджетных средств, носящих коррупционную направленность. Мы полагаем, что остальные угрозы носят производный характер и вызваны раскрывать последствия перечисленных, что не снижает степень их опасности. Режим собственной безопасности — это совокупность определенных законодательством РФ правил деятельности органов внутренних дел и ФМС России, способствующих обеспечению собственной безопасности, и требований, предъявляемых к их сотрудникам, гражданским служащим и работникам, а также лицам, оказывающим содействие органам внутренних дел. Целью обеспечения собственной безопасности является создание и поддержание условий, позволяющих сотрудникам, гражданским служащим и работникам органов внутренних дел и ФМС России выполнять возложенные на них обязанности, сохранять и совершенствовать профессиональный уровень, боеспособность, оперативный и технический потенциал, учитывая существование и оказываемое воздействие внешних и внутренних угроз. Более половины объема специальной техники используется подразделениями собственной безопасности при разработке личного состава органов внутренних дел, хотя, по нашему мнению, более эффективным представляется использование данной техники при разработке преступных групп, связи которых, в свою очередь, выведут на правонарушителей в рядах личного состава ОВД. Обеспечение собственной безопасности нельзя сводить только к изобличению и поимке «оборотней в погонах», важно не забывать о необходимости защиты личного состава от давления, угроз и расправы со стороны организованных преступных групп. Принципы обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел и ФМС России: а) законность применяемых мер; б) уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина; в) единство системы обеспечения собственной безопасности и централизация управления этой деятельностью; г) активность и наступательность, приоритет упреждающих и профилактических мер противодействия внешним и внутренним угрозам; д) конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств в обеспечении собственной безопасности; е) сочетание целей, задач и практической деятельности по обеспечению собственной безопасности с общими целями, задачами и оперативно-служебной деятельностью органов внутренних дел и ФМС России; ж) непрерывность функционирования системы обеспечения собственной безопасности, комплексное использование сил и средств; з) последовательность в реализации антикоррупционной политики государства в деятельности органов внутренних дел и ФМС России; и) персональная ответственность руководителей всех уровней за организацию и состояние работы по обеспечению собственной безопасности в подчиненных подразделениях. Деятельность подразделений собственной безопасности организуется на основе зонального, объектового и линейного принципов оперативного обслуживания, и несмотря на малочисленность подразделения собственной безопасности, трудности с его укомплектованием профессионалами на них возложена ответственная задача по противодействию коррупции в органах внутренних дел. Естественно, что обеспечение собственной безопасности не должно быть прерогативой только соответствующих подразделений. Мы считаем, что правонарушения, выявленные непосредственно силами самого органа, не влияют отрицательно на общую оценку оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. Руководитель органа или подразделения должен максимально использовать свой властный потенциал для укрепления законности во вверенном ему коллективе. Считаем, что необходимо ввести в практику заслушивание руководителей МВД, ГУВД, УВД по субъектам Федерации, которые допускают существенное снижение уровня законности во вверенных им подразделениях. От уровня состояния законности в служебных коллективах и от того, как организуют работу в этом направлении руководители подразделений, зависит доверие граждан к органам внутренних дел. Эффективность и результативность деятельности подразделений собственной безопасности по предупреждению, выявлению и пресечению среди сотрудников органов внутренних дел преступлений коррупционной направленности напрямую зависит от совершенствования нормативно-правового регулирования оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, поиска и создания действенных рычагов противодействия проникновению коррупционных процессов в систему служебных отношений в коллективах. В целях укрепления законодательной базы противодействия коррупции в правоохранительных органах необходимо ускорить доработку и принятие федеральных законов «О коррупции» и «О государственной правоохранительной службе в РФ». Наравне с этим должна совершенствоваться внутриведомственная антикоррупционная система мер. По нашему мнению, большое значение в области противодействия коррупции в органах внутренних дел наряду с предложенными может стать профилактика коррупции с помощью специальных технических средств, таких как диктофоны, видеокамеры и прочее. Возможно издание агитационной и наглядной литературы, оборудование стендов плакатами соответствующего содержания, проведение встреч с уже осужденными за преступления коррупционной направленности и раскаявшимися бывшими сотрудниками. Особенно важно понять, что примером для личного состава всегда служат руководители подразделений, поэтому неэффективно решать проблему, привлекая к ответственности коррумпированных оперативников, участковых или патрульных ППС, если на коррупции наживаются вышестоящие. Считаем, что необходима чистка на самых верхних уровнях управления, также спрашивая руководителей за каждого пойманного подчиненного коррупционера. Потому как руководители обязаны знать, чем занимаются их подчиненные в рабочее время и хоть иногда интересоваться занятиями подчиненных в свободное время, интересоваться бытовыми заботами. По нашему мнению, в этом и заключается эффект внутриведомственного контроля. Особое положение занимают контрольно-профилактические подразделения ГИБДД, призванные предупреждать, выявлять и пресекать нарушения дисциплины и законности среди сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых для обеспечения правопорядка и общественной безопасности в сфере дорожного движения, посредством контроля за несением службы, проведения в установленном порядке проверок на основании отработки и реализации оперативной и иной информации, представляющей интерес для осуществления конкретных мероприятий <14>. ——————————— <14> Приказ МВД России от 1 февраля 1999 г. N 66 «О совершенствовании деятельности контрольно-профилактических подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России».

Контрольно-профилактическое подразделение при осуществлении своей деятельности организует взаимодействие по указанию руководства МВД, ГУВД, УВД субъекта РФ в проведении совместных мероприятий с подразделениями собственной безопасности МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, других правоохранительных органов. Документирование фактов неправомерных действий проверяемого сотрудника сопровождается записью содержания разговора на портативный диктофон, а все действия по возможности надо фиксировать на видеопленку. Кроме общегосударственного контроля и деятельности ДСБ МВД России, в системе МВД России значительную роль играет ведомственный финансовый контроль <15>. Он осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими государственный финансовый контроль в РФ. Большое значение для практической реализации ведомственного финансового контроля в системе МВД России имеют приказы МВД России, регулирующие рассматриваемые направления деятельности органов внутренних дел, в частности Приказ МВД России от 16.08.2002 N 740, утвердивший Положение о ведомственном финансовом контроле в системе МВД России. ——————————— <15> См.: Алешина С. А. Финансовый контроль в системе МВД России // Экономический вестник МВД России. 2007. N 9. С. 19.

В МВД России ведомственный финансовый контроль осуществляется специальными структурными подразделениями. До 1996 г. в составе Финансово-экономического управления МВД России финансовым контролем органов внутренних дел занимался контрольно-ревизионный отдел. В мае 1996 г. было сформировано Контрольно-ревизионное управление МВД России, которое подчинялось непосредственно министру внутренних дел России. Это было обусловлено экономической ситуацией в стране, необходимостью усиления контроля за использованием денежных средств в условиях их дефицита и оказалось вполне оправданным решением. С 2004 г. Контрольно-ревизионное управление выполняет свои функции в составе Организационно-инспекторского департамента МВД России. Цель проведения ведомственного финансового контроля — обеспечение рационального (эффективного) использования материальных и финансовых ресурсов в системе МВД России, профилактика бесхозяйственности, недостач, хищений денежных средств и товарно-материальных ценностей: вооружения, боеприпасов ценных бумаг, бланков строгой отчетности и другого имущества, приобретаемого за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местного бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также сохранность вещественных доказательств, бесхозного имущества, в т. ч. находок. Еще одной из внутренних служб являются отделения (инспекции) по работе с личным составом кадровых аппаратов управлений милиции, которые были созданы еще в феврале 1924 года с целью обеспечения профилактики правонарушений среди сотрудников и контроля за дисциплиной и соблюдением законности в служебных коллективах. На сегодняшний день в Департаменте кадрового обеспечения МВД России имеется инспекция по личному составу, которая выполняет задачи по профилактике нарушений служебной дисциплины сотрудниками внутренних дел. Инспекция по личному составу (ИЛС) воссоздана в структуре МВД России на основании Концепции кадровой политики Министерства внутренних дел РФ, объявленной Приказом МВД России от 11 января 1999 г. N 12, которой регламентируется деятельность кадровых аппаратов в части организации систематической индивидуально-воспитательной работы в органах внутренних дел руководителями всех уровней <16>. ——————————— <16> См.: Приказ МВД России 1999 года N 394, в котором определены задачи и функции ИЛС, типовое Положение об ИЛС.

Основными задачами в работе инспекции на сегодняшний день являются: предупреждение и пресечение дисциплинарных проступков и иных противоправных действий, совершаемых личным составом органов внутренних дел; участие в осуществлении контроля за исполнением должностными лицами приказов, инструкций и указаний МВД России, а также мероприятий по укреплению законности и дисциплины в органах внутренних дел; проведение служебных проверок, в том числе по обращениям граждан. Одним из видов профилактической деятельности ИЛС управления является проведение совместно с другими службами рейдов по проверке соблюдения правил эксплуатации и Правил дорожного движения России водителями — сотрудниками органов внутренних дел при управлении служебным автотранспортом. В подразделениях органов внутренних дел, в МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ, в УВДТ, ОУМТиВС МВД России также имеются контрольно-ревизионные подразделения, которые осуществляют ведомственный контроль. На сегодня актуальным направлением является совершенствование воспитательной работы и психологического обеспечения деятельности личного состава. Необходимо продолжать уделять особое внимание работе по воспитанию личного состава органов внутренних дел в духе гражданственности, патриотизма, неукоснительного соблюдения законодательных и иных нормативных правовых актов, этических норм, а также выработке мер и координации действий, направленных на укрепление законности и служебной дисциплины. Итак, в достижение целей обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел и в условиях необходимости активной деэкономизации коррупции в ОВД мы предлагаем осуществить ряд следующих мероприятий: 1. Разработка мер по укреплению позитивной мотивации и престижа службы в органах внутренних дел, в том числе материальной заинтересованности, социальной и правовой защиты сотрудников, укрепление кадрового потенциала, повышения уровня профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в органах внутренних дел. 2. Подготовка предложений по совершенствованию законодательства, регламентирующего вопросы правовой и социальной защиты сотрудников, совершенствованию деятельности органов внутренних дел по обеспечению собственной безопасности. 3. Планомерное удовлетворение потребностей органов внутренних дел в материально-техническом обеспечении, средствах связи, вооружении, автотранспорте, служебных помещениях, своевременное перевооружение и модернизация используемого материально-технического обеспечения. 4. Разработка и реализация мер, направленных на повышение эффективности оперативно-служебной деятельности подразделений собственной безопасности в области защиты личного состава, противодействия коррупции в органах внутренних дел, а в частности создание инфраструктуры удаленного доступа, автоматизированных рабочих мест доступа сотрудников подразделений собственной безопасности к информационным ресурсам органов внутренних дел. 5. Формирование кадрового потенциала в области противодействия коррупции в органах внутренних дел, совершенствование работы руководителей органов внутренних дел всех уровней, в том числе кадровых подразделений и подразделений собственной безопасности, по профилактике правонарушений коррупционной направленности совершаемых сотрудниками, и ведению профилактического учета. 6. Координация действий и распространения передового опыта и методического обеспечения наработанного в процессе деятельности кадровых подразделений и подразделений собственной безопасности ОВД России с сотрудниками ФСБ России, прокуратуры и силовых подразделений зарубежных государств по предупреждению правонарушений коррупционной направленности, совершаемых сотрудниками. Усилия, направленные против коррупции в органах внутренних дел, могут быть сведены на нет следующими факторами: — отсутствием политической воли в верхних эшелонах власти; — проведением реформ, не затрагивающих центральный аппарат МВД России, реформ ради реформ, политическим очковтирательством; — неспособностью создать долгодействующий механизм деэкономизации коррупции, инертностью общественных масс, СМИ. Реализация органами внутренних дел предлагаемых мер будет способствовать обеспечению экономической безопасности РФ, органов внутренних дел и повышению эффективности функционирования всего механизма противодействия коррупции, в том числе его организационно-экономической составляющей. Заметим, что при отсутствии системности мер борьбы с коррупцией или направлении борьбы не с явлением, его причинами и условиями, а с наиболее зарвавшимися коррупционерами ситуация кардинально не изменится. Мы полагаем, что при организации борьбы с коррупцией очень важно опираться на принципы верховенства закона, независимость правосудия, независимость средств массовой информации, гражданское общество, также необходимо организовать правовое воспитание граждан с юных лет в условиях неприязни к коррупции. Вместе с тем мы уверены, что исследуемая проблема носит сложный, многоплановый характер и может стать предметом дальнейших исследований в процессе реформирования государственной службы и механизма противодействия коррупции в ней.

——————————————————————