Британский вариант интегрированной модели обеспечения внутренней безопасности государства

(Быков А. В.) («Российский следователь», 2008, N 13)

БРИТАНСКИЙ ВАРИАНТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

А. В. БЫКОВ

Быков А. В., доцент, кандидат юридических наук.

В отличие от стран континентальной Европы, где полицейская система сложилась на централизованной основе, в Великобритании полицейский аппарат развивался в тесной взаимосвязи и под непосредственным руководством местных органов самоуправления, но при сохранении инструментов контроля за конечным результатом деятельности полиции со стороны министра внутренних дел страны. Анализ взглядов зарубежных специалистов на два различных подхода к организации полицейской деятельности в Европе позволяет выделить любопытную точку зрения американского исследователя Фосдика и англичанина Рейтса на отличительные характеристики английской полицейской модели <1>. ——————————— <1> См.: Loubet del Bayle. La Police. P.: Montchrestien. 1992. P. 25.

По их мнению, которое разделяет отечественный ученый — профессор И. А. Горшенева, «в соответствии с этой моделью полиция является органом государства, организованным в соответствии с требованиями данного государства и воплощая нечто вроде саморегулирующейся организации со сведенным до минимума применением силы. Это и отличает ее от европейской, или континентальной (прежде всего французской), модели, где функционирование полицейского аппарата связано главным образом с решением задач государственной власти, то есть проблемами государственного строительства и управления. В этих странах в отличие от Англии полицейской функции придается гораздо более насильственный и принудительный характер. Следуя в таком, несколько этническом, направлении, можно противопоставить английскую модель «народной полиции» модели континентальной (государственной) полиции, где основная ее функция заключается в исполнении воли власти» <2>. ——————————— <2> Горшенева И. А. Полиция в механизме современного демократического государства. М., 2004. С. 42.

По нашему мнению, приведенная точка зрения хотя и отличается оригинальностью, но далеко не бесспорна, так как голый «этнический» подход при оценке функционирования полицейского аппарата в условиях деятельности различных моделей полицейских систем способен лишь увести нас в сторону. Противопоставление «английской модели «народной полиции» модели континентальной (государственной) полиции, где основная ее функция заключается в исполнении воли власти» <3> по критерию сведенного до минимума применения силы, вряд ли можно признать обоснованным и объективным. ——————————— <3> Горшенева И. А. Указ. соч. С. 41 — 42.

Во-первых, особенности ментальности американца Фосдика и британца Рейтса таковы, что у них все лучшее, в том числе и «народность» полиции. Во-вторых, английская полиция, так же как и любая другая, «исполняет волю власти», в том числе и принудительно, так как сама природа полицейской деятельности предполагает в необходимых случаях применение насилия полицией при выполнении решений органов государственной власти вне зависимости от ее национальной принадлежности. И абсолютно прав был профессор В. М. Гессен, когда говорил, что «под полицейской деятельностью мы понимаем определенный род государственной деятельности, направленный на поддержание безопасности и порядка, связанный с применением принудительной власти» <4>. ——————————— <4> Гессен В. М. Лекции по полицейскому праву. СПб., 1902. С. 21.

А вот степень принуждения или применения силы со стороны полиции зависит не от модели полицейской системы государства, а от конкретной исторической ситуации в той или иной стране и от формы ее политического режима. По чрезвычайно меткому и образному выражению Д. Бейли: «Полиция и политическая система общества не могут быть разделены, как лезвие ножа и его острие» <5>. ——————————— <5> Bayley D. H. The Police and Political Development in Europe. Prinston: Press, 1975. P. 134.

По нашему мнению, сложившаяся в первой четверти XIX в. и существующая поныне полицейская система континентальных европейских государств выполняла и продолжает выполнять в необходимых случаях роль железного кулака при реализации государственной политики. В Великобритании этот же железный кулак завернули в бархатную перчатку местного самоуправления, да еще подперли армейским штыком. Вот и вся разница! Отлично вышколенный, хорошо оплачиваемый и опирающийся на достаточно суровые законы английский полицейский (так же как и его французский, немецкий, испанский, итальянский, американский собрат) спуску правонарушителю не даст. И если преступность в Великобритании была и находится под надежным контролем, то объяснение этому следует искать не столько в особой «народности английской полиции», которая якобы «с минимальным насилием решает поставленные органами государственной власти задачи», сколько в дюжей руке, уверенно держащей полицейскую дубинку, и армейском штыке, всегда готовом, как пионер в СССР, прийти на помощь. Ярким подтверждением вышесказанного является тот факт, что лишь 1 августа 2007 г. закончилась военно-полицейская операция «Знамя» (Banner) в Северной Ирландии — 38 лет (!) британские военные отвечали за обеспечение правопорядка и безопасности во всех шести графствах провинции. Только с 1 августа 2007 г. ответственность за безопасность в провинции перешла от армии к полиции, но 5000 отборных военнослужащих оставлены в Северной Ирландии на случай возможных осложнений. И это при том, что по соглашению Страстной пятницы, заключенному еще в 1998 г. (!), ИРА прекращала вооруженную борьбу. Элитные части воздушно-десантных войск были введены в Ольстер еще в 1969 г., именно тогда начались массовые беспорядки между католиками, желавшими присоединения к Ирландии, и протестантами, не желавшими этого. В 1970-е годы, когда активность террористической Ирландской республиканской армии (ИРА) была особенно велика, численность только британской армии в Северной Ирландии достигала 30000 человек, и это не считая полиции, которая также была усилена. За время этой самой длительной военно-полицейской операции на территории Великобритании только вооруженные силы (не считая полицию) потеряли убитыми 763 человека и свыше 6000 ранеными. С противоположной стороны погибло более 300 членов ИРА и более 10000 человек было арестовано по подозрению в терроризме <6>. ——————————— <6> См.: Московские новости. 2007. N 30. С. 5.

С момента привлечения вооруженных сил к урегулированию кризиса в Северной Ирландии им ставились не только задачи физической охраны наиболее важных объектов, поддержания комендантского часа или силовой поддержки полицейских мероприятий. Армия непосредственно участвовала в акциях по уничтожению сепаратистов и разгрому их формирований, ликвидации баз и складов с оружием, причем не только на территории Великобритании, но и на территории суверенной Ирландии, что приводило к неоднократным громким дипломатическим скандалам (по личному распоряжению премьер-министра Великобритании Г. Вильсона элита воздушно-десантных войск — спецподразделение САС (SAS — аналог нашей «Альфы») несколько раз использовалась в рейдах через границу с Ирландией для захвата или ликвидации боевиков ИРА, минирования складов оружия и боеприпасов на территории сопредельного государства без ведома его руководства) <7>. ——————————— <7> См.: Возженников А. В., Выборнов М. А., Поляков К. И. Международный терроризм. М.: РАГС, 2005. С. 375 — 377.

Кроме того, военнослужащие подразделений военной разведки за все время конфликта действовали как оперативные работники полиции: входили в негласный контакт с сепаратистами, проникали в их структуры, организовывали и проводили сложные оперативные мероприятия, в том числе и так называемого провокационного характера (законодательство Великобритании это позволяет — англичане считают, что острота борьбы дает право провоцировать боевиков на террористические акции, причем сотрудники полиции и военнослужащие за подобные вещи к ответственности не привлекаются, что позволяет избежать многочисленных процессуальных трудностей и быстро действовать на основании оперативной информации для ее активной реализации) <8>. ——————————— <8> См.: Там же. С. 375 — 382.

Самым широким образом в отношении сепаратистов за все время конфликта и полицейскими, и военнослужащими использовался метод «убит при сопротивлении аресту», причем не только на территории Северной Ирландии. В 1988 г. военнослужащими САС в Гибралтаре были убиты три безоружных члена ИРА. Европейский суд по правам человека в Страсбурге в сентябре 1995 г. вынес вердикт, в котором указанная акция расценивается как убийство по политическим мотивам. Дело в том, что судом было установлено, что перед операцией военнослужащих группы САС инструктировали высокопоставленные сотрудники английской службы безопасности (МИ-5) <9>. ——————————— <9> См.: Там же. С. 376 — 377.

Какое уж тут «сведенное до минимума применение силы», отличающее английскую модель полицейской системы от континентальной! Поэтому, на наш взгляд, нет никаких видимых причин считать, что в континентальных европейских странах «в отличие от Англии полицейской функции придается гораздо более насильственный и принудительный характер» <10>. ——————————— <10> Горшенева И. А. Указ. соч. С. 42.

Анализируя различные виды систем обеспечения внутренней безопасности, следует иметь в виду, что любая модель полицейской системы государства (и английская модель здесь вовсе не исключение) возникает и развивается под воздействием большого количества факторов в конкретных исторических условиях отдельно взятой страны, а значит, несмотря на общие закономерности и принципы организации и функционирования, сугубо индивидуальна и имеет как свои достоинства, так и недостатки. Безусловно, подчиненность британской полиции органам местного самоуправления приближает ее к населению, позволяет лучше понимать его особенности и учитывать их в процессе правоохранительной деятельности. В этом несомненный плюс английской полицейской модели. Но в этом же и ее минус — региональные интересы и общенациональные далеко не всегда совпадают, и в этом случае полиция становится заложницей конфликта интересов центральных и региональных властей.

——————————————————————