Методы профилактики и противодействия коррупции

(Караваев В. В.) («Общество и право», 2008, N 3)

МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

В. В. КАРАВАЕВ

Караваев Валерий Вадимович, соискатель кафедры теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России.

Положение дел с коррупцией в России во многом обусловлено моральным разложением в обществе, особенно контрастно проявившимся в органах государственной власти. Это явилось следствием ничем не обоснованного в своей скоротечности перехода к новой социальной и экономической системе, который никак не подкреплялся так необходимой правовой базой и не только неэффективной, но и негативной во многом деятельностью исполнительной власти. Да, мы получили рынок, но это рынок, где властвует коррупция, ставшая частью менталитета российских граждан. Общество осуждает обогащение небольшой горстки представителей элиты, будучи убежденным, и не без основания, что все их богатство нажито нечестным, незаконным путем. Повседневная «малая» коррупция воспринимается как неотъемлемая часть социальной реальности, но не как преступление, направленное против всего общества. Деформация жизненных ориентиров у значительной части россиян, особенно в подростково-молодежной среде, привела к тому, что стали признаваться социально одобряемыми некоторые формы аморального, антиобщественного и преступного поведения, не считаются позорными судимость, привлечение к уголовной ответственности, тунеядство, наркомания. В сознании многих людей утрачена ценность продуктивного труда как источника благополучия и главного средства самореализации личности. Криминогенно значимые деформации духовно-нравственной сферы в значительной мере связаны со злоупотреблениями свободой слова в средствах массовой информации, пропагандой насилия и культа наживы любой ценой. В результате российские граждане, как и само правительство, действуют в этическом и моральном вакууме. Новая система постепенно скатилась к политическому произволу и беспрецедентному для России распространению коррупции. Высокие государственные чиновники постепенно создали новую политическую систему, в которой такие понятия, как правовое государство и общественное благо, вторичны по отношению к стремлению удержать власть и распоряжаться государственным богатством <1>. ——————————— <1> А. Куликов. Коррупция как угроза национальной безопасности России // http://209.85.135.104/search? q=cache:TV1vGzGLwtMJ:www. nasledie. ru/politvnt/.

Россия капитулировала перед коррупцией. Это явление представляет собой «органичную, естественную часть нашей социальной жизни». При этом общество «фактически сдалось перед данным социально-политическим феноменом и не в состоянии ему противостоять». В массовом, да и элитарном сознании сегодня кажется вполне оправданной готовность давать взятки: бизнесмену хочется сделать дело, отцу — дать образование сыну, пенсионерке — чтобы кран не тек, дочери — чтобы мать выздоровела. Только когда бизнесмен покупает у государства не право вести дело (у пожарника, СЭС и т. п.), а какую-то привилегию и ограничение конкуренции для других, это вызывает массовый моральный гнев. Во всех остальных случаях взятка — вполне естественное и одобряемое обывателями решение житейских проблем <1>. ——————————— <1> Взяткоемкость // http://www. izvestia. ru/politic/article18450/?print.

Сегодня эксперты сходятся в том, что коррупция приводит к очень серьезным издержкам, которые выражаются в политической нестабильности и в постоянной угрозе демократии в России. Коррупция приводит к приватизации государственной власти, самого государства. А такое приватизированное государство неспособно ни к какой системной работе в области государственного строительства: ни в экономике, ни в социальной сфере. Оно, государство, становится просто недееспособным. Коррупция ведет российское государство в полный тупик, и политический, и экономический, и социальный. Государство в силу развитости коррупционных отношений постоянно сталкивается с противодействием попыткам проведения единой государственной политики. Эксперты считают, что российская коррупция такова, что исполнительная власть занимается коррумпированием законодательной, когда необходимо обеспечить принятие нужных законопроектов. Эта практика ведет к разрушению государственной власти как таковой. Экспертами высказывалось мнение, что государство, пораженное коррупционными процессами, становится беззащитным перед внутренними и внешними угрозами. Это доказала война в Чечне, это доказала неспособность федеральной власти навести порядок в некоторых других субъектах Федерации <1>. ——————————— <1> Погибнет ли страна без коррупции? // http://www. narcom. ru/ideas/socio/91.html#top.

Что же делать? По нашему мнению, эффективное противодействие коррупции возможно лишь в случае своевременного предупреждения, тщательного анализа ее первопричин и определения комплекса мер и средств соответствующей целенаправленной деятельности. Необходима постоянная и кропотливая комплексная работа законодательных, исполнительных и судебных органов. Прежде всего, нужен единый хорошо отлаженный и согласованно действующий координационный центр по борьбе с коррупцией, располагающий необходимыми силами, разработанной правовой базой и проводящий бескомпромиссную борьбу с этим злом. К сожалению, ни в одном из проектов закона «О борьбе с коррупцией» не предусматривается создание такого центра <1>. ——————————— <1> См.: Проект Закона РФ «О борьбе с коррупцией», принятый в первом чтении ВС РСФСР 31.03.1993 // Российская газета. 1993. 16 апреля; проект Закона «О борьбе с коррупцией», внесенный Президентом РФ, и проект Закона «О борьбе с коррупцией», внесенный рабочей группой Госдумы РФ по безопасности. См.: Организованная преступность — 4. М., 1998. С. 232 — 257.

Антикоррупционная политика, став постоянной частью государственной политики, должна решать следующие задачи: организация борьбы с коррупцией на всех ее уровнях, сужение поля условий и обстоятельств, благоприятствующих коррупции, уменьшение выгод для сторон, участвующих в коррупционной сделке, увеличение вероятности выявления коррупционных действий и жесткого наказания за причиненный ими вред, влияние на мотивы коррупционного поведения, создание атмосферы общественного неприятия, остракизма коррупции во всех ее проявлениях <1>. ——————————— <1> Российская газета. 1998. 19 февр.

Антикоррупционные меры должны пронизывать всю систему законодательства, но ни в коем случае не ограничиваться одним специальным законом либо законодательным актом. В этой связи одной из важнейших задач государства является профилактическая работа по предупреждению коррупции. Существует глубокое заблуждение, будто избавить общество от преступности могут одни лишь правоохранительные органы. Но никогда и нигде, ни в одной стране мира этого сделать не удавалось. Следует особо отметить, что целый ряд как объективных, так и субъективных факторов, крайне неблагоприятно сказывающихся на деятельности правоохранительных органов России не позволяют последним в полной мере направить усилия как на борьбу с коррупционными правонарушениями, так и на их профилактику. Это связано прежде всего со следующими причинами: в системе МВД России совершенно отсутствуют профильные специалисты, понимающие на современном уровне природу коррупции, а значит, методы борьбы и профилактики этого явления; не только федеральные, но и ведомственные программы по борьбе с коррупцией зачастую опираются на неверное объяснение причин, порождающих коррупцию как явление; сама система МВД поражена метастазами коррупции и зачастую смыкается с организованной преступностью: в 1993 — 1998 гг. за нарушения законности и преступления в целом по стране привлечено к ответственности 61015 сотрудников МВД, и этот показатель постоянно удерживает стойкую тенденцию роста; среди уголовных дел, возбужденных за период с 1993 по 1998 г. на коррумпированных лиц в правоохранительных органах России, более 25% — это уголовные дела о преступлениях сотрудников МВД и около 98% дел данной категории, направленных в суды, были дела на них же. По мнению специалистов, только в Санкт-Петербурге из так называемых крыш коммерсантов около 10% — чисто бандитские, около 20% — чисто милицейские, а остальные — смешанные <1>. В этой связи можно констатировать, что сама правоохранительная система России не справляется, да и не может справиться самостоятельно со сложнейшей задачей борьбы с коррупцией. ——————————— <1> См.: Романова А. Г. Состояние преступности и иных правонарушений в органах внутренних дел // Криминальная ситуация на рубеже веков в России. М., 1999. С. 97 — 102; А. И. Долгова, С. В. Ванюшкин, О. С. Ильин, А. Г. Романова. Преступность сотрудников правоохранительных органов // Преступность, статистика, закон. М., 1997. С. 45 — 51.

Наиболее благополучны в криминальном отношении те страны, где найдено рациональное соотношение усилий государства, исполнительной власти сверху донизу, правоохранительных структур и общества со всеми его многочисленными институтами. Можно сменить руководство всех правоохранительных органов и делать это сколько угодно много раз. Можно вдвое и более увеличить число милиционеров, ничего не изменится, пока мы не создадим эффективную систему регулирования правовых отношений в обществе. Надо определиться, к чему государство готово и экономически, и нравственно в плане борьбы с преступностью, в том числе и с коррупцией. Нужна реальная организация антикоррупционной деятельности, которая включает в себя: разветвленный социально-правовой контроль и подотчетность государственных служащих; открытость (прозрачность) процесса принимаемых решений: значительное сокращение чиновничества; сужение дискреционных полномочий чиновников; реально независимые и дееспособные правоохранительные структуры, независимые суды; другие организационные предпосылки. Антикоррупционные меры должны пронизывать многие отрасли права, только тогда можно ожидать каких-либо системных сдвигов к лучшему. Комплекс различных правовых норм (законов) должен решать задачи: организации предупреждения и контроля коррупции во всех праворегулируемых сферах: сужения возможностей, способствующих коррупции; снижения выгод всех участников коррупции; увеличения вероятности выявления коррупционных действий и неизбежности уголовного наказания; влияния на мотивацию коррупционного поведения дающих и берущих; формирования общественного мнения, нетерпимости к коррупции во всех ее проявлениях. Таковы, на наш взгляд, первоочередные меры по профилактике и предупреждению коррупции. Хотя они и не носят исчерпывающий характер, но позволяют создать костяк для подготовки расширенных мероприятий по борьбе с этим бедствием.

——————————————————————