Правовая основа образования пограничного управления в Туве

(Минаев А. В.)

(«Общество и право», 2008, N 3)

ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОБРАЗОВАНИЯ ПОГРАНИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ТУВЕ

А. В. МИНАЕВ

Минаев Александр Викторович, соискатель кафедры теории и истории права и государства Тывинского государственного университета.

Впервые вопрос о границах в Тувинской Народной Республике был поставлен и косвенно затронут уже в документах Всетувинского Учредительного Хурала в августе 1921 г., где присутствовали представители шести хошунов — Оюннар, Салчак, Тоджа, Даа, Бээзи и соединенных сумонов Маады и Чооду Учредительного Хурала. Кроме вышеуказанных хошунов, к тувинским относились Хасутский (Хубсугульский), Шалык и Сартул. Вследствие неявки представителей этих хошунов на Хурал было решено: «Хасутский хошун, живущий в Монголии, исключить из состава народа Танну-Тува, а Шалык и Сартул, состоящие из двух сумонов, объединить в один хошун Шалык-Сартульский». Таким образом, на Хурале были намечены границы нового государства.

Так, одним из направлений внешнеполитической деятельности правительства стал вопрос о государственных границах, поскольку он затрагивал суверенитет государства. Насколько он был сложным, можно предположить даже исходя из анализа истории развития «урянхайского вопроса», являвшегося одним из геополитических компонентов, определявших характер российско-китайских и российско-монгольских отношений на протяжении нескольких столетий.

Процесс определения государственной границы Тувинской Народной Республики представлял собой сложный исторический процесс, обусловленный комплексом факторов: политических, экономических, этнографических, географических. Здесь переплелись интересы двух великих государств: России и Китая, а также соседней Монголии, которые даже после провозглашения независимости ТНР не отказались от своих притязаний в этом регионе.

В настоящее время в Российской Федерации в условиях построения современного демократического общества одним из приоритетных направлений в области государственного строительства являются выработка и реализация эффективной правовой политики, способной обеспечить соблюдение норм права всем народам России.

В сложившихся условиях неизбежно возникает необходимость правового анализа принципов формирования и переосмысливания итогов развития Республики Тыва. Ключевым моментом, преодолевшим все последующее развитие Тывы, стало правовое развитие и становление государственной границы. Эффективное построение охраны границы в современном обществе невозможно без законодательной базы внутри государства, дипломатических связей с соседними государствами.

Сам я являюсь офицером пограничной службы, проходил и прохожу службу на различных должностях непосредственно на государственной границе в Республике Тыва более 10 лет. Моя диссертация на тему: «Исторические и современные аспекты реализации правовых норм по охране государственной границы в Республике Тыва» — будет являться первым исследованием по данной проблеме. Защита планируется на 2009 г. Целью настоящей работы является исследование правовых норм, регулирующих охрану государственной границы в период Тувинской Народной Республики; применение законодательства Союза ССР и РСФСР, осуществляющего охрану государственной границы в Тыве; развитие законодательства и других правовых норм по охране государственной границы на современном этапе; совершенствование правовых норм по усилению пограничного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации в Республике Тыва. Хронологические рамки работы охватывают нормы права, регулирующие охрану государственной границы в период Тувинской Народной Республики, Союза ССР и РСФСР; развитие законодательства и других правовых норм по охране государственной границы на современном этапе в Республике Тыва.

Научная новизна состоит в том, что в работе представлено научное исследование комплексного анализа правовых норм. Рассматривается ряд малоизученных вопросов, оставшихся за рамками юридических исследований: развитие и характер регулирования охраны государственной границы нормами права; влияние законодательной базы СССР на развитие охраны государственной границы в Республике Тыва.

Установление государственной границы в Тувинской Народной Республике и Республике Тыва — один из малоизученных этапов формирования республики и имеет определенное значение для понимания общих правовых закономерностей становления и развития данного региона. Основные положения и выводы могут быть использованы в дальнейшем научном исследовании истории Тывы, а также при подготовке курсов по теории государства и права, доведении до приграничного населения Республики Тыва вопросов о государственной границе, анализ реальной нормативно-правовой базы на государственной границе Республики Тыва. Итоги работы планируется применять для работы по совершенствованию охраны государственной границы в Республике Тыва.

Представляю материал по одному из этапов становления государственной границы в Тыве.

Русская торговля в Тыве встречала сопротивление со стороны тувинских и китайских чиновников, а грабеж русскими купцами тувинских аратов вызывал неоднократные выступления аратов против них.

Минусинские купцы и золотопромышленники требовали создания должности пограничного комиссара для оказания содействия развитию русской торговли в Тыве и урегулирования всех недоразумений, возникающих между ними и тувинцами. Это предложение купцов было поддержано сибирской буржуазной прессой.

Вот один пример. В 1867 г. был ограблен купец Веселков. Для разбора обстоятельств этого грабежа и возмещения убытков Веселкову в Улясутай был командирован ургинский консул, а в Туву — чиновник особых поручений при генерал-губернаторе Восточной Сибири кн. Апакидзе. Шишмареву удалось договориться с улясутайским цзянь-цзюнем о том, что вопрос об ограблении Веселкова будет решен на совместном съезде русских, китайских и тувинских чиновников. Этим самым было положено начало русско-китайским съездам совместно с тувинскими чиновниками.

Помимо этого, Шишмарев сумел добиться от улясутайских китайских властей разрешения русским торговцам строить товарные склады в пределах Тувы. Съезд русских и тувинских чиновников был назначен на 13 октября, но не состоялся. Он был проведен позже, и Веселков получил полное, и даже с лихвой, вознаграждение. Взаимоотношения русских торговцев с тувинцами ухудшились в конце 70-х гг. В 1876 г. были убиты приказчики Сафьянова, а весной 1878 г. «во время волнения между сойотами из-за причин чисто их местного характера, сойоты воспользовались беспорядками и разграбили торговые заведения наших купцов».

Для разрешения всех спорных вопросов на 1879 г. был назначен съезд русских, китайских, тувинских чиновников, но он не дал каких-либо результатов, потому что командированный на съезд цинский чиновник Фу Хоу, недовольный тем, что русские не дали ему взятки, уехал со съезда. Новый съезд состоялся только в 1883 г., когда в Туву был направлен Осташкин, который на месте должен был выяснить ряд вопросов для принятия более серьезных мер к улучшению постановки русской торговли в Туве. 24 августа 1883 г. после долгого препирательства с тувинскими чиновниками, стремившимися всячески сорвать переговоры, он добился подписания протокола, по которому тувинцы должны были уплатить 29793 барана за убытки, якобы понесенные русскими купцами.

Здесь указаны только наиболее крупные недоразумения, вызывавшие длительные командировки чиновников генерал-губернатора Восточной Сибири в Туву. В действительности инциденты происходили очень часто и самым непосредственным образом отражались на торговых делах русских купцов в Туве.

В своем докладе Анучину Осташкин подтвердил необходимость организации пограничного управления.

В 1882 г. Анучин поставил вопрос перед центральными властями о создании Усинского пограничного управления, а не должности пограничного комиссара, как требовали минусинские купцы.

«Учреждение подобного комиссариатства, — писал он, — в верховьях Енисея нежелательно. С одной стороны, назначение комиссара может подать повод китайскому правительству назначить в соответствии ему и своего пограничного комиссара к явному для нас ущербу, потому что привлечет внимание к этому краю китайского правительства и послужит в урянхайскую землю китайских чиновников, содержание коих тяжким бременем ляжет на сопредельных нам сойотов».

Предлагая создать пограничное управление, он мотивировал это необходимостью «установить правительственный надзор как за разрабатываемыми там золотыми приисками, так и за кочевым населением сойотов, а равно оказать материальную и нравственную поддержку нашим промышленникам, ведущим значительный торг в Китае, где, вследствие отдаленности наших властей, наши торговцы встречают нередко большие затруднения и терпят даже несправедливости». Найти средства для содержания аппарата пограничного управления Анучин считал возможным. Он предлагал сократить некоторые штатные единицы (одна в канцелярии генерал-губернатора и одна — в Минусинском окружном управлении) и использовать отчисления золотопромышленников специально на содержание полицейского управления и казачьей команды.

Министр внутренних дел Дурново поддержал ходатайство генерал-губернатора Восточной Сибири о создании пограничного управления, так как, по его мнению, «наезд китайских чиновников отражается невыгодно на русской торговле», и передал его на рассмотрение царю.

30 декабря 1885 г. Александр III удовлетворил ходатайство о создании пограничного округа. Первым усинским пограничным начальником был назначен Африканов. В конце 1886 г. была утверждена временная инструкция для пограничного начальника, по которой он соединял в себе права и функции окружного и горного исправника, крестьянского начальника (для населения, жившего по р. Усу) и торгового комиссара и получал право сношения с тувинскими властями по всем вопросам, касающимся русской торговли в Туве.

Исследователь Г. Е. Грум-Гржимайло отмечал: «При этом правительство от себя не скрывало, что учреждаемая им в Усинском округе должность пограничного начальника… должна считаться щекотливой и трудной, так как за Саянским хребтом успело сложиться совершенно исключительное по своей сложности положение, порожденное русской колонизацией неотвратимой… Какие указания могло при таких условиях дать своему агенту центральное правительство в Петербурге?.. Выход из этой дилеммы решено было предоставить времени…».

Сибирская пресса, выражавшая интересы сибирской буржуазии, горячо приветствовала решение правительства об образовании Усинского пограничного округа, оценивая его как «весьма важный законодательный акт». «Сибирская газета» в специальной обширной передовой от 30 марта 1886 г. оценивала его как запоздалое свидетельство внимания правительства к «урянхайскому пограничному вопросу», видела в нем залог успешного развития торговли, золотопромышленности, колонизации края, который в конечном итоге приведет к тому, что «рано или поздно вся система Кемчика и Енисея, вплоть до хребта Танну, войдет в состав русского государства».

Следовательно, образование Усинского пограничного управления преследовало цели защиты, прежде всего интересов торговцев и золотопромышленников. Даже в начале 90-х гг. некоторые либерально-буржуазные круги Енисейской губернии решительно осуждали эту меру царского правительства, считая, что создание специального управления для такого округа, как Усинский, совершенно не оправдывается интересами населения. Но в том и заключалось дело, что царское правительство пеклось не о народных интересах, а об интересах помещиков и капиталистов, стремясь реализовать свои планы захвата и эксплуатации Тувы за счет интересов народных масс России и Тувы.

——————————————————————