Назначение оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой в изоляторах временного содержания органов внутренних дел

(Вечеря В. В.) («Общество и право», 2008, N 3)

НАЗНАЧЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ В ИЗОЛЯТОРАХ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

В. В. ВЕЧЕРЯ

Вечеря Владислав Викторович, соискатель кафедры оперативно-розыскной деятельности и специальной техники Краснодарского университета МВД России.

В соответствии со сложившейся практикой оперативно-розыскная деятельность (далее — ОРД), осуществляемая в ИВС, является одним из эффективных направлений деятельности криминальной милиции. Она организуется в связи с предварительным расследованием и имеет своими целями выявление обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, предусмотренных ст. 73 УПК РФ. Однако данное направление правовыми актами МВД России не регулируется. Среди практических работников на теорию ОРД о специфике данного направления нет единой точки зрения. В одном случае она отождествляется с оперативной разработкой, несмотря на то что ОРД в ИВС не всегда отождествляется с производством по оперативному делу. ОРД осуществляется в связи с оперативной проверкой лиц, содержащихся в ИВС, с целью выявления новых фактов совершенных ими преступлений, предупреждения побегов. В другом случае ОРД в ИВС отождествляется с оперативным внедрением, несмотря на то что это лишь одно из мероприятий, связанных с использованием помощи граждан на негласной основе в условиях ИВС. Изложенное диктует необходимость рассмотрения проблем понятия ОРД, осуществляемой в ИВС. Ее результаты должны стать теоретической основой для разработки системы организации названной деятельности и проектов нормативных правовых актов, необходимых для ее обеспечения (инструкции по организации ОРД в ИВС и типового положения подразделений криминальной милиции, осуществляющих указанную деятельность). Прежде всего, необходимо рассмотреть вопрос о предназначении ОРД, осуществляемой ИВС. Назначение любой деятельности системы определяется методами и средствами осуществления деятельности и ее результатом, а также принципам осуществления <1>. ——————————— <1> Акимова Т. А. Теория организации. М.: ЮНИТИ, 2003. С. 86 — 88.

Цели ОРД установлены ст. 1 ФЗ «Об ОРД». Но они ограничены рамками защиты интересов личности, общества и государства только от преступлений. В этой части цели ОРД не соответствуют целям деятельности милиции <1>, для достижения которых она вправе осуществлять ОРД <2>. Помимо защиты от преступлений милиция вправе осуществлять ОРД в целях защиты и от иных противоправных посягательств. Следовательно, целями ОРД будут не только преступления, но и иные противоправные посягательства, которые в полной мере присущи и ОРД, осуществляемой в ИВС. Однако эта общая целевая ориентация ОРД при ее осуществлении в ИВС имеет особенности. ——————————— <1> Статья 1 Закона РФ «О милиции». <2> Пункт 16 ст. 11 указ. Закона.

В частности, названная деятельность осуществляется в условиях предварительного расследования и в среде лиц, подозреваемых в совершении расследуемого преступления и обвиняемых. В данном случае цели ОРД полностью подчинены достижению целей, установленных УПК РФ. Таковыми в соответствии со ст. 6 названного Кодекса являются защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений. Данная цель соответствует целям ОРД, установленным для ОРД ФЗ об ОРД и Законом «О милиции». Достижение этих целей присуще ОРД, осуществляемой для уголовного судопроизводства. Так, в соответствии со ст. 157 УПК РФ органы дознания обязаны осуществлять оперативно-розыскные мероприятия для выявления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу в соответствии со ст. 73 УПК РФ. Следовательно, событие преступления и обстоятельства, связанные с его совершением, являются целями ОРД, в том числе при ее осуществлении в ИВС. Но это не единственные ее цели. В соответствии с п. 2 части 1 ст. 6 УПК РФ целью уголовного судопроизводства является защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Достижение этой цели обеспечивается не только уголовно-процессуальными мерами, но и с помощью ОРД, которая может обеспечить получение информации, на основе которой становится возможным процессуально получить фактические данные, обеспечивающие защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения. К числу целей ОРД, осуществляемой в ИВС, необходимо относить защиту интересов личности, общества и государства от реальной или потенциальной угрозы совершения подозреваемыми и обвиняемыми преступлений и иных правонарушений. К их числу относятся угрозы совершения преступлений отдельными указанными лицами в отношении других содержащихся там лиц, нападения на сотрудников милиции, обеспечивающих охрану ИВС и соблюдение установленного там режима, угрозы подготовки и совершения побега из-под охраны. Применение ОРД для достижения названных целей основано на положениях Закона РФ «О безопасности», обязывающего органы безопасности, в том числе и милицию, принять все меры для выявления и нейтрализации угроз безопасности личности, обществу и государству <1>. ——————————— <1> Статья 9 указ. Закона.

Таким образом, анализ законодательства, регулирующего уголовное судопроизводство и деятельность органов, осуществляющих ОРД, свидетельствует, что перечень ее целей значительно шире, чем это установлено ст. 1 ФЗ об ОРД. Фактически ОРД приобретает только те цели, которые установлены для органов, осуществляющих данную функцию. Поэтому цели ОРД, установленные ст. 1 ФЗ об ОРД, дублируют только одну из целей органов, осуществляющих эту деятельность. Однако данное законодательное противоречие не является препятствием для более точного определения целей ОРД на основе административного законодательства, регулирующего деятельность органов, осуществляющих ОРД. Его положения о целях указанных органов не были изменены с принятием ФЗ об ОРД, а посему действовать могут только те положения указанного Закона, которые соответствуют законодательству, регулирующему деятельность органов, осуществляющих ОРД. Осуществление ОРД в ИВС имеет особую специфику, которая обуславливает особенности данной деятельности, включая ее цели. Она обусловлена тем, что в ИВС содержатся лица, подозреваемые и обвиняемые в совершении уже выявленного преступления. Однако для его предварительного расследования необходимо выявить все обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу, установленные ст. 73 УПК РФ. Без достижения этих промежуточных целей не может быть выполнена задача предварительного расследования преступления и достижения целей уголовного судопроизводства, установленная ст. 6 названного Кодекса. Следовательно, непосредственными целями ОРД в ИВС будут обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу. Их установление с помощью ОРД обеспечивает достижение целей уголовного судопроизводства, которые скрываются от следствия подозреваемыми и обвиняемыми. В данном случае предназначение ОРД состоит в выявлении скрываемых от следствия обстоятельств расследуемого преступления. Однако это не единственные цели ОРД, осуществляемой в ИВС. Она предназначена для выявления среди подозреваемых и обвиняемых лиц, совершивших еще неизвестные ОВД преступления. Поэтому защита интересов потерпевших от таких преступлений лиц, общества и государства также становится одной из целей ОРД, осуществляемой в ИВС. Отдельные подозреваемые и обвиняемые представляют реальную или потенциальную угрозу безопасности интересов других лиц, содержащихся в ИВС, в связи с возможным совершением в отношении них насилия и других правонарушений. Содержащиеся в ИВС лица представляют угрозу безопасности и для милиции, осуществляющей охрану ИВС, конвоя, в связи с возможными нападениями на них с целью побега. Следовательно, установление факторов и условий, создающих угрозу безопасности лиц, содержащихся в ИВС, и охраны, является важной целью осуществляемой там ОРД. С учетом изложенного можно сделать следующие принципиально важные выводы о целях ОРД, осуществляемой в ИВС. Во-первых, целями ОРД являются только те из них, которые установлены административным законодательством для милиции, а не ее ОРД. Данная деятельность является всего лишь одной из функций, предназначенных для достижения целей каждого в отдельности органа, в частности милиции, осуществляющей ОРД. Во-вторых, в условиях ИВС главной целью ОРД являются скрываемые от следствия обстоятельства, выявление которых необходимо для достижения целей уголовного судопроизводства. Именно в этом состоит основное предназначение ОРД, ее миссия. Наряду с этим в условиях ИВС с помощью ОРД выявляются новые факты еще неизвестных ОВД преступлений, а также скрываемые от милиции факторы и условия, способствующие совершению преступлений в ИВС. Специфика задач ОРД, осуществляемой в ИВС, обусловлена прежде всего особенностями целей названной деятельности. Как уже отмечалось, основными целями осуществления ОРД в ИВС являются цели, достижение которых обеспечивает выполнение задачи предварительного расследования преступлений, за совершение которых подозреваемые и обвиняемые содержатся в ИВС. Доказывание по уголовному делу обстоятельств, установленных ст. 73 УПК РФ, предполагает их выявление, для чего органы дознания в соответствии со ст. 157 УПК РФ обязаны осуществлять оперативно-розыскные мероприятия. Именно таковые осуществляются в условиях ИВС в процессе расследования уголовных дел. Следовательно, выявление с помощью ОРД обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, является одной из основных задач криминальной милиции, осуществляемой в условиях ИВС. Выполнение задачи выявления с помощью ОРД обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, обеспечивает достижение целей уголовного судопроизводства, установленных ст. 6 УПК РФ, и, в конечном счете, установление истины по делу. Деятельность по выполнению задачи выявления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, в комплексе с производством следственных действий почему-то именуется на практике раскрытием преступлений. Раскрытие преступлений выделяется в ФЗ об ОРД и Законе «О милиции» в качестве одной из основных задач, что представляется необоснованным в силу следующих обстоятельств. Во-первых, в УПК РФ данный термин не употребляется. Выделяется предварительное расследование, для осуществления которого в соответствии со ст. 157 УПК РФ органы дознания выполняют только им предусмотренную задачу — выявление с помощью ОРД обстоятельств, необходимых для доказывания по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя. Во-вторых, результаты доказывания по уголовному делу, осуществляемому следователем, и выявления органом дознания обстоятельств, подлежащих доказыванию, не образуют единого процесса раскрытия преступления, т. е. это совершенно различные по содержанию виды деятельности, осуществляемые различными субъектами. Их выводы являются предварительными и служат основанием для принятия решения только о завершении предварительного расследования, а не о раскрытии преступления. Наряду с указанной задачей в условиях ИВС имеется возможность выявления с помощью ОРД новых фактов преступлений, еще неизвестных ОВД, которые совершены лицами, содержащимися в ИВС. В условиях ИВС выполняется еще одна важная задача, возложенная на милицию — предупреждения преступлений. Она выполняется путем выявления лиц, склонных к совершению преступлений в отношении других содержащихся в ИВС подозреваемых и обвиняемых, нападению на работников милиции, охраняющих ИВС, с целью побега, осуществляющих подготовительные к побегу действия. В перечне задач ОРД, установленных ст. 2 ФЗ Об ОРД, указана задача добывания информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. Однако такой задачи нет в перечне, установленном ст. 2 Закона «О милиции». При этом ч. 2 этой нормы установлено, что иные задачи могут быть возложены на милицию только настоящим Законом. Следовательно, милиция не вправе осуществлять ОРД для выполнения указанной задачи, так как ее выполнение не предусмотрено указанным Законом. Кроме того употребление термина «добывание информации» представляется некорректным в условия информационной деятельности, которая является базовой для ОРД. В информационной деятельности информация не добывается, а создается, ведется ее поиск, собирание, преобразование, проверка, использование. Указанные информационные процессы лежат в основе осуществления любых задач, выполняемых с помощью ОРД, в связи с чем так называемое добывание информации не образует самостоятельной задачи. Методы и средства ОРД, осуществляемой в ИВС, полностью зависят от специфики целей, для достижения которой предназначена рассматриваемая деятельность. Для достижения скрываемых обстоятельств, факторов и условий необходимы адекватные им негласные методы и средства. В соответствии с русским языком негласность деятельности обеспечивается путем применения определенных методов и средств конспирации <1>. Их применение обеспечивает тайный, т. е. скрытный от окружающих и изучаемых лиц характер действий, с помощью которых можно получить информацию, ориентирующую в возможных источниках получения фактических данных, имеющих юридическое значение для доказывания по уголовному делу. ——————————— <1> Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1975. С. 367.

В теории ОРД выделяются следующие методы и средства конспирации: легендирование, имитация действий других лиц либо какой-либо обстановки, применение предметов маскировки, специальных технических средств для негласного получения информации и документирования противоправной деятельности изучаемых лиц; использование помощи отдельных граждан на негласной основе; шифрование <1>. Из их числа в условиях ИВС более всего применяются использование помощи отдельных граждан на негласной основе, при осуществлении которой применяются другие перечисленные методы и средства конспирации. В своей совокупности они образуют основу осуществления различных оперативно-розыскных мероприятий, указанных в ст. 6 ФЗ об ОРД. ——————————— <1> Нагиленко Б. Я. О законодательном регулировании назначения ОРД // О совершенствовании правового регулирования ОРД правоохранительных органов и специальных служб Российской Федерации. С. 148.

Методы и средства конспирации придают этим мероприятиям особо сущностное содержание, т. е. их негласность. Из числа оперативно-розыскных мероприятий, указанных в ст. 6 ФЗ Об ОРД, в условиях ИВС применяется опрос (разведывательный опрос), наблюдение за подозреваемыми и обвиняемыми, контроль почтовых и иных сообщений, оперативное внедрение. Их осуществление с помощью негласных методов и средств придает указанным мероприятиям соответствующий негласный характер, образуя тем самым в целом негласность ОРД в ИВС. При этом ее субъекты наряду с ОРД применяют гласные меры, установленные Законом «О милиции». В частности, проводятся гласные опросы подозреваемых и обвиняемых с целью получения необходимых сведений об обстоятельствах расследуемого преступления, склоняя их к явке с повинной. Гласно и негласно полученная информация проверяется с использованием информационных систем ОВД, направления запросов в другие ОВД и их подразделения для получения необходимых сведений, истребуется информация от физических и юридических лиц, являющихся связями подозреваемых и обвиняемых. Применяются и другие гласные меры, предусмотренные ст. 11 Закона «О милиции». Совокупность применяемых негласных и гласных мер образует содержание деятельности субъекта, их осуществляющего, но не ОРД, как это установлено ст. 1 ФЗ об ОРД. Применение гласных мер порождает исполнительно-распорядительные отношения, регулируемые административным правом, а не ФЗ об ОРД <1>. ——————————- <1> Подробнее об этом см. Нагиленко Б. Я. О правовой природе гласных мер, осуществляемых милицией, и об их соотношении с ОРД // Оперативник (сыщик). 2005. N 4 (5). М.: Изд. И. И. Шумиловой, 2005. С. 7 — 10.

К числу важнейших элементов, определяющих назначение ОРД, осуществляемой в ИВС, относится ее результат. Понятие результата ОРД в ФЗ Об ОРД отсутствует. В соответствии с ч. 2 ст. 12 названного Закона результат ОРД, понимаемый в соответствии со ст. 1 этого же Закона как совокупность гласных и негласных мероприятий, относится к сведениям, составляющим государственную тайну. Однако результат осуществления гласных мероприятий не может относиться к государственной тайне. Неопределенными и противоречивыми представляются положения ч. 2 ст. 11 ФЗ Об ОРД об использовании результатов ОРД, в соответствии с которой результаты негласной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, а также использоваться в доказывании по уголовным делам. Однако в соответствии со ст. 89 УПК РФ результаты ОРД могут использоваться в доказывании, если они отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам настоящим Кодексом. Вместе с тем в соответствии с ч. 1 ст. 12 ФЗ об ОРД сведения об использовании негласных оперативно-розыскных мероприятий, источниках, методах, силах и средствах их осуществления составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только в особых случаях. При определении понятия результата ОРД, осуществляемой в ИВС, мы руководствуемся Определением Конституционного Суда РФ о том, что негласный, скрытный, конспиративный характер является ее сущностным признаком <1>. ——————————— <1> Вестник Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. N 6.

В соответствии с другим Определением Конституционного Суда РФ результаты негласной деятельности могут лишь указывать на источники получения информации, имеющей доказательственное значение по уголовному делу <1>. Следовательно, результат ОРД, осуществляемой в ИВС, как негласно полученный продукт может быть использован по общему правилу в доказывании по уголовному делу только как информация, ориентирующая об источниках получения фактических данных, имеющих доказательственное значение. Помимо этого результат ОРД может быть использован, как это установлено ч. 1 ст. 11 ФЗ об ОРД, для подготовки и осуществления следственных действий и проведения ОРД. ——————————— <1> Определение Конституционного Суда РФ от 4 февраля 1999 г. «По жалобе гр-н М. Б. Никольской и М. И. Сапронова на нарушение конституционных прав отдельными положениями ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

С учетом изложенного может быть сформулировано понятие результата ОРД, осуществляемой в ИВС. К числу основных признаков данного понятия могут быть отнесены следующие. Результат ОРД — прежде всего документированная информация, полученная в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России. Документированная информация о результатах ОРД должна содержать признаки, с помощью которых содержащиеся в ней фактические данные могут быть идентифицированы. Содержание документированной информации должно отражать источники ее получения, а также данные, указывающие на степень общественной опасности содержащихся в информации данных.

——————————————————————