Чиновников закошмарили

(Бодрягина О., Фетисов А.)

(«ЭЖ-Юрист», 2008, N 40)

ЧИНОВНИКОВ ЗАКОШМАРИЛИ

О. БОДРЯГИНА, А. ФЕТИСОВ

Оксана Бодрягина, газета «ЭЖ-Юрист».

Алексей Фетисов, газета «ЭЖ-Юрист».

Сериал под названием «Борьба с коррупцией» население России смотрит уже много лет. И вот только сейчас мы дошли, можно сказать, до кульминации этой многосерийной истории. Многострадальный пакет антикоррупционных законопроектов, с помощью которого власти обещают не только избавить страну от этой напасти, но и выработать иммунитет на будущее, поступил на рассмотрение в Госдуму. Можно ли надеяться, что сериал этот закончится в стиле «хэппи энд»? Или нас опять ждет фраза «продолжение следует»?

Начало новой антикоррупционной кампании положил Дмитрий Медведев буквально в первые дни своего президентства. Еще в мае в Кремле было проведено совещание по вопросам борьбы со взятками и подписан президентский Указ от 19.05.2008 N 815 «О мерах по противодействию коррупции». Следующим этапом стало принятие 31 июля Национального плана противодействия коррупции, где в качестве первоочередных мер было поручено подготовить пакет антикоррупционных законопроектов. И вот спустя два месяца пакет из четырех законопроектов (основной — «О противодействии коррупции» и сопутствующие ему поправки более чем в два десятка законов) вынесен на суд депутатов, которые будут принимать его, видимо, экспресс-методом, чтобы поправки заработали уже со следующего года.

Законопроект «О противодействии коррупции», как любой базовый закон, документом прямого действия не является и предусматривает основополагающие принципы, меры и способы, с помощью которых власть имущие намерены искоренять взяточничество и подкуп в своих же, заметьте, рядах, а также проводить дальнейшую антикоррупционную профилактику. В битве с «оборотнями» в погонах, мантиях и другой одежде все методы хороши: и формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупционному поведению (с этим проблем точно не будет — нетерпимость и так накалилась до предела), и имущественный контроль, и даже доносы.

Осведомительство станет должностной обязанностью госслужащего, за невыполнение которой его могут не только уволить, но и привлечь к ответственности. Согласно законопроекту чиновник, которому стало известно о совершенных или только готовящихся коррупционных правонарушениях, должен незамедлительно написать донос своему работодателю, а также уведомить о засветившихся коллегах органы прокуратуры. В противном случае — здравствуй, трудовая книжка (или, еще хуже, скамья подсудимых), и прощай, государева служба. Причем в законопроекте оговаривается, что осведомители находятся под защитой государства.

По поводу имущественного контроля в поправках сказано следующее: госслужащие, а также сотрудники милиции, прокуратуры, таможенники, судьи, военнослужащие обязаны как представлять работодателю сведения по своим доходам и имуществу, так и отчитываться за членов своей семьи (супруги и несовершеннолетние дети).

Тотальным имущественным контролем это не назовешь — список родственников, которые подпадают под декларирование доходов, как мы видим, достаточно скромный, и ничто не мешает переписать имущество, например, на любимую тещу. Проверять представленные сведения на предмет их достоверности и полноты будет работодатель, который может обратиться за содействием и направить соответствующий запрос в контролирующие или правоохранительные органы, а те, в свою очередь, наделяются правом проводить при этом оперативно-розыскные мероприятия, правда, в урезанном виде.

Проект не разрешает в ходе таких мероприятий обследовать помещения, здания, транспортные средства, проверять почту, ставить телефон на прослушку. Предполагается, что в поисках утаенного имущества заинтересованные лица должны гадать на кофейной гуще или обращаться за помощью к экстрасенсам?

Трудно сказать, насколько эффективны будут предлагаемые меры по борьбе с чиновничьей коррупцией, поскольку для того, чтобы поправки заработали в полную силу, предстоит принять не один десяток различных подзаконных актов, которые (в этом-то и загвоздка) будут разрабатываться, а главное, исполняться теми же самыми чиновниками.

В связи с вышесказанным приведем в заключение цитату из вступительной речи Д. Медведева на состоявшемся 30 сентября первом заседании Совета по противодействию коррупции: «Чтобы закон начал работать, нужно не просто его принять, обнародовать и разъяснить, но и создать условия для его реализации. А потом, впоследствии еще и убедиться в том, что этот закон все-таки написан правильным образом, что он адекватно регулирует те общественные отношения, на которые направлен, а не высосан из пальца и не придуман в угоду начальникам».

И добавить тут, собственно, нечего.

——————————————————————