Причины и условия проявлений религиозного экстремизма в современной России

(Яворский М. А.) («Юридический мир», 2008, N 11)

ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ПРОЯВЛЕНИЙ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

М. А. ЯВОРСКИЙ

Яворский М. А., преподаватель кафедры криминалистики Самарского филиала Саратовского юридического института МВД России.

События, происходящие в мире в последние десятилетия, свидетельствуют о том, что многие политические, экономические, межнациональные и другие противоречия все чаще принимают религиозную окраску. Тем не менее в настоящее время приходится констатировать, что в научных кругах по-прежнему оспаривается существование феномена религиозного экстремизма, ставится под сомнение правомерность употребления данного термина и отсутствует единый методологический подход к вопросу о сущности, характере и причинах его возникновения. Так, например, А. А. Хоровинников, давая классификацию экстремистской деятельности, вовсе не выделяет «религиозный экстремизм», так как он, по мнению автора, представляет собой всего лишь разновидность политического экстремизма <1>. Аналогичной точки зрения придерживается и М. Краснов, который отмечает, что «вводить в праве понятие «религиозный экстремизм» не нужно… эта разновидность экстремизма не может подпадать под юрисдикцию государства» <2>. ——————————— <1> См.: Хоровинников А. А. Экстремизм как социальное явление (философский анализ): Автореф. дис. … канд. философ. наук. Саратов, 2007. С. 20 — 21. <2> См.: Верховский А. М. Государство против радикального национализма. Что делать и чего не делать? М., 2002. С. 29.

С. Н. Поминов же, напротив, придерживается мнения о том, что в последнее время проявления религиозного экстремизма носят самостоятельный, стабильный и организованный характер <3>. ——————————— <3> Поминов С. Н. Организация деятельности органов внутренних дел в сфере противодействия проявлениям религиозного экстремизма: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. С. 4.

В отличие от нормативно-правовых актов некоторых зарубежных государств <4> отечественное законодательство не содержит четкого определения религиозного экстремизма, хотя и закрепляет ответственность за экстремистскую деятельность религиозных объединений. ——————————— <4> Так, например, в ст. 1 Закона Республики Казахстан от 18 февраля 2005 г. N 31-III ЗРК «О противодействии экстремизму» под религиозным экстремизмом понимается «разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанной с насилием или призывами к насилию, а также применение любой религиозной практики, вызывающей угрозу безопасности, жизни, здоровью, нравственности или правам и свободам граждан».

Не ставя перед собой задачу проведения более глубокого изучения процессов формирования понятия религиозного экстремизма, мы вместе с тем считаем целесообразным отметить ряд очевидных моментов. Прежде всего разнообразие теоретических научных взглядов, различие подходов в понимании и оценке религиозного экстремизма порождают разночтения при разработке антиэкстремистских нормативных актов и отнюдь не способствуют эффективному противодействию этому явлению. В этой связи не вызывает сомнений необходимость правильного и единого толкования религиозного экстремизма. В определении «религиозный экстремизм», по нашему мнению, основным сущностным признаком выступает религия, представляющая собой одну из форм общественного сознания, совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные высшие силы или Бога и преклонении перед ними. Очевидно, что религия была и остается влиятельной и активной составляющей международной и внутриполитической жизни, причем ее воздействие на общественные и государственные институты не однозначно. В. А. Пономаренков справедливо отмечает, что многие религиозные нормы, с одной стороны, являются сильными сдерживающими факторами для верующих, запрещая, например, совершать некоторые виды преступлений, и в то же время отдельные религиозные нормы порождают религиозный фанатизм, углубляют расовую нетерпимость и национальную рознь <5>. Таким образом, имея мощный идейный потенциал, религия вполне может способствовать возникновению некоторых социальных конфликтов. ——————————— <5> См.: Пономаренков В. А. Введение в судебную (правовую) этнологию: Монография. Саратов, 2004. С. 48.

Как показывает мировая практика, конфликты, в основе которых лежат религиозные мотивы и убеждения, характеризуются особой активностью протекания и острым неприятием противоборствующей стороны. Следовательно, проявления религиозного экстремизма возникают там, где сталкиваются интересы субъектов, противостоящих друг другу в идеологическом и мировоззренческом плане. Основными признаками религиозного экстремизма ученые называют: — наличие религиозной идеологии, основой которой является нетерпимость к сторонникам иных религиозных взглядов; — идеологическое обоснование применения насильственных средств и методов; — доминирование эмоциональных способов воздействия в процессе пропаганды религиозных экстремистских идей; — создание «непогрешимого» образа лидера религиозного экстремистского культа; — наличие деформации сознания у членов экстремистского религиозного объединения, заключающейся в негативном отношении к общепринятым социальным нормам, и др. <6>. ——————————— <6> См.: Поминов С. Н. Указ. соч. С. 10 — 11.

В связи с разночтениями, имеющими место в современной науке относительно понятия религиозного экстремизма, и как следствие этого — необходимостью его четкой дефиниции, основываясь на нормах действующего законодательства, позволим себе сформулировать следующее определение этого явления: религиозный экстремизм — крайняя форма реализации радикальной религиозной идеологии, выражающаяся в осуществляемых по мотивам религиозной нетерпимости противоправных деяниях лиц и (или) групп, приверженцев определенного вероучения, а также в публичных призывах к совершению таковых деяний по отношению к лицам и социальным группам, не разделяющим взгляды и убеждения экстремистов. Причины развития и распространения в обществе экстремизма многоаспектны, так же как оценки и подходы к его пониманию, однако главными детерминантами экстремизма, как и большинства противоправных деяний, были и остаются социально-экономические причины, выраженные в социальной несправедливости, на которую наслаиваются многие другие обстоятельства. К причинам, так или иначе порождающим в обществе экстремизм, относятся: — социально-экономические кризисы; — деформации политических структур; — падение жизненного уровня значительной части населения; — подавление властями оппозиции и инакомыслия; — национальный гнет; — амбициозность лидеров политических партий и групп, стремящихся ускорить реализацию выдвигаемых ими задач, и т. п. <7>. ——————————— <7> См.: Политология: Словарь. Екатеринбург, 1998. С. 197.

Заместитель Генерального прокурора России С. Н. Фридинский особо подчеркивает, что обострение социальной напряженности в стране, криминализация многих сфер жизнедеятельности, снижение уровня занятости населения и другие криминализирующие общество факторы оказывают влияние на рост преступлений экстремистской направленности <8>. ——————————— <8> См.: Фридинский С. Н. Некоторые проблемы противодействия экстремизму в Российской Федерации // Право и безопасность. 2006. N 1-2. С. 70.

Тенденции роста и распространения религиозного экстремизма, кроме всего прочего, обусловливаются наличием и возникновением целого ряда дополнительных факторов исторического, этнического и религиозного характера. Определение этих факторов имеет большое практическое значение, так как может способствовать улучшению работы по организации противодействия проявлениям рассматриваемого негативного явления. Анализ антиэкстремистского законодательства и научной литературы, касающейся экстремистских проявлений религиозного характера в странах СНГ, показал, что причины и условия распространения этого антисоциального явления как в России, так и в республиках бывшего СССР во многом схожи. Например, Э. Т. Жээнбеков к факторам, обусловливающим распространение религиозного экстремизма в Кыргызской Республике, относит: — устойчивые кризисные явления в экономической, социальной и политической сферах; — деформацию политических структур; — слабую деятельность традиционных религиозных организаций; — недостаточное внимание к данной проблеме правоохранительных и других государственных органов; — бесконтрольную экспансию религиозно-экстремистской идеологии; — несовершенство законодательства <9>. ——————————— <9> См.: Жээнбеков Э. Т. Уголовно-правовые и криминологические меры противодействия религиозному экстремизму (по материалам Кыргызской Республики): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. С. 9.

Среди причин, являющихся в определенном смысле катализатором религиозных экстремистских проявлений в России, на наш взгляд, можно выделить внешние и внутренние детерминанты. К внешним факторам проявления религиозного экстремизма в современном российском обществе следует отнести: — социально-экономический кризис; — ослабление государственной власти и отсутствие опыта цивилизованной политической борьбы; — террористическую активность отдельных групп и организаций; — религиозную неграмотность населения; — обострение национальных проблем; — неоднородность конфессиональной структуры населения Российской Федерации; — несовершенство антиэкстремистского законодательства; — нарушения прав религиозных и этнических меньшинств; — рост псевдорелигиозных культов; — отсутствие контроля со стороны государственных структур за деятельностью неорелигиозных течений и неопределенность места и роли правоохранительных органов в системе мер по противодействию религиозному экстремизму. В свою очередь, внутренними факторами, обусловливающими возникновение и распространение религиозного экстремизма в России, по нашему мнению, являются: — конфессиональные противоречия; — политическая амбициозность отдельных религиозных лидеров; — отсутствие межрелигиозного (межконфессионального) диалога. Сложившаяся религиозная ситуация в многоконфессиональной России, и в частности усиление проявлений религиозного экстремизма, требует пристального внимания со стороны как законодателя, так и правоохранительных органов. Имеющиеся правовые пробелы затрудняют задачу противодействия религиозной экстремистской деятельности. Отсутствие в законе единого унифицированного определения понятия «религиозный экстремизм» не способствует созданию универсальной теоретической основы борьбы с этим явлением. Особо значимыми для практики являются поиск, разработка и совершенствование оптимальных форм взаимодействия с представителями самых различных религиозных конфессий, представленных в современном российском обществе. Важная роль в противодействии религиозному экстремизму и конфессиональным конфликтам должна отводиться в первую очередь органам внутренних дел, традиционно имеющим более тесную связь с населением, нежели любая другая правоохранительная структура, и, конечно же, при активном участии всех других государственных и общественных институтов страны.

——————————————————————