Информационная политика и предупреждение дорожно-транспортных преступлений, совершаемых по небрежности

(Кравцов А. Ю., Скоморохов Р. В.) («Российский следователь», 2008, N 24)

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ПО НЕБРЕЖНОСТИ

А. Ю. КРАВЦОВ, Р. В. СКОМОРОХОВ

Кравцов А. Ю., преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Восточно-Сибирского института МВД России.

Скоморохов Р. В., кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры уголовного права и криминологии Восточно-Сибирского института МВД России.

На основе анализа доктринальных и эмпирических источников в статье раскрывается ценность правовой пропаганды, основанной на психологии, в области предупреждение дорожно-транспортных преступлений, совершаемых по небрежности. Авторы считают, что в интересах безопасности дорожного движения доминирующей установкой водителя должна являться дорожно-транспортная сфера, а иные внешние раздражители быть подчинены ей. В процессе теоретико-прикладного моделирования механизма противодействия транспортной преступности значительный интерес вызывает проблема предупреждения дорожно-транспортных преступлений, совершаемых по небрежности, в контексте информационного сопровождения названного направления правоохранительной деятельности. Для исследования причин преступности значимым является тот факт, что психологический механизм преступлений, совершаемых по легкомыслию, отличается от психологического механизма преступлений, совершаемых по небрежности: «При небрежной вине, в отличие от легкомысленной, лицо, совершая действие или бездействие, не предвидит возможности наступления общественно опасных последствий, но при соответствующей внимательности и предусмотрительности, как полагает закон, оно должно было и могло по своим объективным и субъективным возможностям предвидеть эти последствия» <1>. ——————————— <1> Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. В. Н. Кудрявцева, В. В. Лунеева, А. В. Наумова. М.: Юристъ, 2006. С. 208.

Поскольку лицо совершает преступление из-за невнимательности и непредусмотрительности, об общественно опасных мотивах его действий в этих случаях речи быть не может. Они просто исключены из субъективных характеристик механизма совершения преступления по небрежности. В отличие от умышленных преступлений и преступлений, совершенных по легкомыслию, небрежное деяние не свидетельствует о деформации нравственно-психологических характеристик человека. При рассматриваемой форме вины на передний план выступают две характеристики: а) отсутствие внимания, б) отсутствие должной предусмотрительности. Это значит, что в целях профилактики, для разработки адекватных превентивных мероприятий необходимо выявить и проанализировать субъективные факторы, рассеивающие внимание водителя, а также факторы, которые в силу объективных и субъективных причин способствуют отсутствию должной предусмотрительности, обусловливают отсутствие осознания водителем возможных общественно опасных последствий. Именно они обладают криминогенным потенциалом. Внимание — психологический феномен, а значит, для уяснения природы внимания необходимо обратиться к теоретическим положениям общей психологии. Л. С. Выготский определяет внимание как систему реакций установки, т. е. «таких подготовительных реакций организма, которые приводят тело в нужное положение и состояние и подготавливают его к предстоящей деятельности» <2>. Необходимо выяснить, какие именно процессы влияют на установку, т. е. благодаря каким явлениям личность выбирает из внешней среды одни элементы действительности (впечатления) и отказывается от других. «Первое, что позволяет различать между собой реакции установки, — это их объем, то есть то количество одновременных раздражителей, которое при данной установке может быть включено в механизм действия поведения. По подсчетам Вунда, наше сознание может охватить одновременно от 16 до 40 простых впечатлений, в то время как внимание способно подготовить организм к реагированию одновременно на меньшее количество впечатлений — от 6 до 12 — такого же характера. Отсюда делается совершенно ясным избирательный характер реакции установки. Объем установки не принадлежит к числу биологически неизменных, постоянных величин. Он дает очень сильные вариации в зависимости от пола, возраста и индивидуальности, а главное — от упражняемости, навыков и опыта того или иного лица» <3>. ——————————— <2> Выготский Л. С. Психология. М.: Эксмо-Пресс, 2000. С. 162. <3> Выготский Л. С. Указ. соч.

Итак, стратегическим фактором, определяющим внимание, выступает опыт. Он является итогом взаимодействия человека с внешней средой, в процессе которого открываются необходимые связи, свойства, закономерности явлений, отыскиваются и испытываются целесообразные методы и средства деятельности <4>. Это значит, что чем чаще водитель находится в процессе взаимодействия с дорожно-транспортной сферой, приобретая умения управлять транспортным средством, тем шире объем его установки, а значит, тем больше сосредоточенность внимания на необходимых элементах этой сферы. В свою очередь, должная предусмотрительность тесно связана и находится в состоянии причинной обусловленности с избирательностью установки водителя. Она зависит от имеющихся навыков, однако присутствует и еще один нюанс. Действующие нормативные правовые акты и судебная практика априори подразумевают, что у всех водителей есть эталон должного поведения, который свидетельствует о наличии знаний о том, как он должен себя вести и на чем именно должен быть сосредоточен: чем адекватнее эталон должного поведения водителя требованиям дорожно-транспортной сферы, тем адекватнее избирательность установки; чем адекватнее установка — тем больше сосредоточенность водителя на действительно важных элементах дорожно-транспортной сферы, и наоборот. Чтобы подтвердить либо опровергнуть верность инвариантного отношения закона и судебной практики к наличию у водителей достаточных установок для внимательности и предусмотрительности, необходимо выяснить ряд положений. Во-первых, получают ли водители необходимые навыки вождения в процессе подготовки. Во-вторых, каким образом знания о дорожно-транспортной сфере представлены в массовой культуре, а значит, массовом сознании людей. Иными словами, необходимо выяснить, насколько адекватно в массовом сознании представлен эталон должного поведения водителей за рулем автотранспорта. ——————————— <4> См.: Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М., 1991. С. 321.

Критических замечаний в адрес отечественной системы подготовки водителей, которая практически не менялась с начала 80-х годов прошлого века, высказано в специальной и публицистической литературе в последнее время много, и критика эта, увы, обоснованна. Поэтому не станем останавливаться на этом достаточно изученном вопросе и рассмотрим подробнее второе положение. Внимание обладает избирательностью, которая зависит от представлений водителя о дорожно-транспортной сфере. Каким образом формируется избирательность установки? Ответ мы находим в теории символического интеракционизма. Интеракционизм (англ. interaction — взаимодействие) — направление в современной социальной психологии, базирующееся на концепциях американского социолога и психолога Дж. Г. Мида. Согласно теории символического интеракционизма, люди ведут себя по отношению к «вещам» в зависимости от того значения, которое им придается. «Вещами» являются физические объекты (например, деревья, стулья), человеческие существа и общественные институты, включенные в процесс интеракции (например, правительство). Значение — не имманентное свойство вещей. Символический интеракционизм рассматривает значение как социальный продукт, как некое творение, образующееся в ходе и с помощью определенных действий людей в процессе их взаимоотношений. Данное «значение» используется затем в процессе интеракции. Действующие лица выбирают какие-то смысловые значения, проверяют их, отбрасывают ненужные, переделывают их на новый лад и формируют их в свете той ситуации, в которой они себя видят <5>. Это значит, что поскольку представление о поведении водителей за рулем формируемо культурой, то в идеале, с криминологических позиций, дорожная сфера должна быть представлена как источник повышенной опасности. Для того чтобы выяснить, как представлена дорожная сфера в современной российской практике, необходимо обнаружить общественный институт, формирующий представление о должном поведении в различных сферах общественной жизни, в том числе и на дороге. Таковым институтом являются средства массовой информации. Прав А. Ю. Дроздов, указывая, что «можно с уверенностью говорить о телевидении как об одном из влиятельнейших институтов социализации» <6>. ——————————— <5> См.: Шнайдер Г. Криминология / Пер с нем. Ю. А. Неподаева. М., 1987. С. 330. <6> Дроздов А. Ю. «Агрессивное» телевидение: социально-психологический анализ феномена // Социологические исследования. 2001. N 8. С. 62 — 67.

Какой же культурный образ автомашины и водителя доминирует сегодня в средствах массовой информации? Обращаясь к рекламе автомашин, мы видим, например, успешного молодого мужчину, который за короткий промежуток времени успевает довезти свою девушку в другой город со скоростью движения поезда. Реклама построена на формировании в сознании потенциального покупателя причинно-следственной связи: успех + большая скорость. Или другой пример — та или иная марка автомашины рекламируется как победитель авторалли: скорость + победа, успех. Проведенный анализ рекламных роликов автотранспорта, представленных на телевидении в 2006 — 2007 гг., показал, что в большинстве случаев скорость была обозначена как одно из доминирующих достоинств машины. Проблемным, на наш взгляд, является и подход, когда автомашина используется при рекламе различных товаров и услуг, где ее образ ассоциативно «привязан» к отдыху и развлечениям, одним словом, к психическим процессам человека, которые не требуют сосредоточенности и повышенной ответственности. Примеров в средствах массовой информации множество. Сегодня одним из доминирующих культурных стандартов, формирующих представление о социальной успешности водителя, является высокая скорость вождения, являющаяся наиболее значимой положительной характеристикой как лица, управляющего автомашиной, так и самой автомашины. Названные тенденции в рекламе вызывают как минимум два негативных последствия. С одной стороны, водители разделяют формируемое представление об автотранспорте, а при удобном случае воспроизводят «успешное поведение», в том числе и нарушая установленные нормами права ограничения. С другой стороны, у всех участников движения с помощью ярких образов рекламы автомобилей вытесняется образ автотранспорта как источника повышенной опасности. По нашему убеждению, источник повышенной опасности не должен демонстрироваться в средствах массовой информации неадекватно, т. е. как источник развлечений и беспечного поведения. Специфика российской массовой культуры в части созданного и эксплуатируемого СМИ образа автомашины как средства развлечения, самоутверждения и превосходства несет криминогенный потенциал и требует разработки антикриминогенных мероприятий. Следуя теории символического интеракционизма, при рекламе автотранспорта необходимо делать акцент на иных характеристиках автомашин, прежде всего на безопасности. С этих же позиций художественные фильмы, носящие реалистичный характер и включающие сцены нарушений правил дорожного движения, когда нарушитель остается безнаказанным, требуют разумных возрастных ограничений, подобных тем, необходимость которых общепризнана в отношении сцен насилия. В массовой культуре необходимо широко представлять взаимосвязь: нарушение правил дорожного движения + общественно опасные последствия. Необходимо добиваться перевода акцента в теле — и кинопроизведениях и СМИ от наиболее ожидаемых сегодня широкой публикой эффектов нарушения правил дорожного движения (восторженные глаза друзей и подруг, достижение пункта назначения первым, «одураченные» сотрудники ГИБДД) к неблагоприятным — ДТП, общественное порицание, юридическое наказание. Главная цель — закрепить в сознании водителя четкую корреляцию: нарушение правил + общественно опасные последствия + наказание. Другим обращающим на себя внимание аспектом является использование агитационных плакатов. Как показывает практика, не имеет сегодня должного воздействия на водителей огромное количество текста на баннерах с напоминаниями, что превышать скорость нехорошо, и слоганы типа «папа, вернись живым». Условная связь здесь не закрепляется, так как не демонстрируется прямой причинно-следственной связи между нарушением и неблагоприятными последствиями. Это значит, что избирательность установки водителя остается прежней, а на рассеянность такие мероприятия не влияют. С представленных позиций более действенным был бы плакат, где наглядно, может, в несколько аллегорической форме показаны деяние, последствия и причинная связь между ними. Например, изображена могила, рядом разбитая автомашина и надпись «Не становись убийцей», а также сведения о количестве погибших и искалеченных на данной трассе за предыдущие годы. Необходимо показывать подобную социальную рекламу и по телевидению. Хорошим примером является опыт зарубежных коллег <7>. ——————————— <7> См.: http://www. adme. ru/kreativnyj_obzor/2007/09/03/20018/ (27.02.2008).

Таким образом, наряду с предпринимаемыми сегодня мероприятиями по благоустройству дорог и ужесточением административно-правовых санкций, параллельно с уголовно-правовой политикой, связанной с наказанием за запрещенные поведенческие акты, в России на современном этапе необходимо развивать и совершенствовать информационную политику государства по формированию у людей правильного представления о должном и дозволенном поведении за рулем.

——————————————————————