К вопросу об особенностях правового статуса Федеральной службы по финансовому мониторингу

(Дракин А. А.) («Финансовое право», 2008, N 12)

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРАВОВОГО СТАТУСА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

А. А. ДРАКИН

Дракин А. А., аспирант кафедры «Административное и финансовое право» ОрелГТУ.

В статье рассматривается правовой статус Федеральной службы по финансовому мониторингу. Автором классифицируются и рассматриваются функции Росфинмониторинга, а также аспекты его правового статуса как центрального органа исполнительной власти в системе противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. С февраля 2002 г. в России функционирует система противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, законодательную основу которой составляет Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», институциональную основу — Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). Совсем недавно Росфинмониторинг был исключен из перечня ведомств, входивших в структуру Министерства финансов Российской Федерации. Теперь руководство деятельностью названной службы осуществляет Правительство РФ <1>. На наш взгляд, такое переподчинение и придание самостоятельного статуса целесообразно и вытекает из специфики возложенных на службу задач, функций и полномочий. Статус Росфинмониторинга еще более укрепился — на службу возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Росфинмониторингу предоставлено право самостоятельно принимать нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, а также вносить в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента и Правительства РФ и другие документы, которые касаются вопросов, относящихся к установленной сфере ведения службы, и по которым требуется решение Правительства РФ. Таким образом, восстановлены функции, касающиеся нормотворческой деятельности, которые ранее были переданы Министерству финансов РФ. ——————————— <1> Постановление Правительства РФ от 27.10.2007 N 708 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу» // СЗ РФ. 2007. N 45. Ст. 5492.

Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти <2>. ——————————— <2> Постановление Правительства РФ от 23.06.2004 N 307 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу» // СЗ РФ. 2004. N 26. Ст. 2676.

Анализ норм Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу позволяет предложить следующую классификацию функций названного органа: — нормотворческая; — информационно-аналитическая и методологическая (сбор, обработка, анализ информации об операциях, подлежащих контролю, создание единой информационной системы в установленной сфере деятельности, формирование и ведение федеральной базы данных, обеспечение методологического единства и согласованного функционирования информационных систем в установленной сфере деятельности); — контрольно-надзорная (осуществление обязательного контроля за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом, ведение учета организаций, осуществляющих такие операции (сделки), в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, осуществление проверок указанных организаций, проверка полученной информации, получение разъяснений по предоставленной информации, выявление признаков операций (сделок), связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма); — административная (издание постановлений о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, принятие решений о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации); — координирующая (координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере ПОД/ФТ, разработка предложений о принятии межведомственных планов и программ в установленной сфере деятельности, взаимодействие с Банком России по вопросам установленной сферы деятельности); — превентивная (разработка и проведение мероприятий по предупреждению нарушений законодательства в сфере ПОД/ФТ); — правоохранительная (применение мер административной ответственности к должностным и юридическим лицам за нарушения в части фиксирования и предоставления информации о финансовых операциях, направление информации в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма); — функция международного сотрудничества (представление государства в международных организациях по вопросам установленной сферы деятельности, участие в деятельности этих организаций, взаимодействие в соответствии с международными договорами с компетентными органами иностранных государств в установленной сфере деятельности и осуществление с ними информационного обмена, участие в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества, подготовке и заключении международных договоров, в том числе межведомственного характера по вопросам установленной сферы деятельности). Не подлежит сомнению, что «успешная реализация Федеральной службой по финансовому мониторингу своих функций позволила за сравнительно небольшой период времени подтвердить полную дееспособность национальной системы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма…» <3>. ——————————— <3> Степанков Д. В. Реализация Федеральной службой по финансовому мониторингу функций по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма // Банковское право. 2006. N 6.

Несмотря на то что служба осуществляет свою деятельность в определенной сфере, специфика деятельности и круг возложенных задач позволяет рассматривать этот орган исполнительной власти как элемент системы органов государственного финансового контроля, который осуществляет отдельные функции государственного финансового контроля <4>. Контрольная функция присуща всем органам исполнительной власти в пределах установленной компетенции, что предполагает их самостоятельность при ее реализации и специфические формы выполнения <5>. ——————————— <4> См.: Сатарова Н. А. К вопросу о государственном финансовом контроле // Финансовое право. 2006. N 1; Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н. И. Химичева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. С. 146. <5> См.: Грачева Е. Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М., 2000. С. 80.

Проблема повышения эффективности государственного контроля в сфере экономики и финансов представляет особое значение, поскольку обеспечение национальной безопасности и защита национальных интересов России в экономической области относится к приоритетным направлениям политики государства <6>. Росфинмониторинг — «это орган, который, несомненно, решает задачи обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации» <7>. ——————————— <6> Каратонов М. Е. Финансовая безопасность и финансовый контроль в условиях рыночных отношений // Юрист. 2006. N 6. <7> Нечипоренко В. Г. Финансовая разведка как элемент системы обеспечения национальной безопасности // Безопасность бизнеса. 2006. N 1.

Финансовая разведка в России представляет собой один из основных институтов противодействия легализации преступных доходов в системе механизмов обеспечения экономической безопасности. «Место и роль данной службы в механизме обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации определяется ее соответствующим статусом, который изменяется в зависимости от характера преобразований административной системы государства» <8>. ——————————— <8> Степенков Д. В. Государственно-правовой механизм обеспечения финансовой безопасности (проблемы теории и практики): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2006. С. 8.

Являясь сложносоставным по своим функциям институтом, Росфинмониторинг формирует основы единого аналитического пространства, в котором должны взаимодействовать финансовые институты, правоохранительные органы, органы государственного управления, отвечающие за те или иные участки обеспечения финансовой безопасности. При формулировании понятия соответствующего органа следует исходить из целей его создания и осуществляемых функций. Такое понятие должно отражать сущность созданного органа. Росфинмониторинг представляет собой государственный орган, наделенный специальной компетенцией, осуществляющий функции контроля и надзора в области ПОД/ФТ и выполняющий задачу обеспечения финансовой безопасности государства. Это орган исполнительной власти, действующий от имени государства и наделенный властными полномочиями, выполняющий задачи и функции в сфере ПОД/ФТ с помощью присущих ему форм и методов деятельности. Росфинмониторинг не входит в систему правоохранительных органов государства, не является субъектом оперативно-розыскной деятельности и, соответственно, обладает иными правомочиями, ограничиваясь использованием прежде всего контрольно-финансовых методов. Это самостоятельный орган исполнительной власти с ярко выраженными контрольными функциями, центральное связующее звено в системе противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, мощная информационно-аналитическая и административная система.

——————————————————————