Ох, рьяно взялись за охрану

(Бодрягина О., Фетисов А.)

(«ЭЖ-Юрист», 2008, N 50)

ОХ, РЬЯНО ВЗЯЛИСЬ ЗА ОХРАНУ

О. БОДРЯГИНА, А. ФЕТИСОВ

Оксана Бодрягина, газета «ЭЖ-Юрист».

Алексей Фетисов, газета «ЭЖ-Юрист».

На рынке охранных и детективных услуг грядут глобальные перемены. С 2010 года должны заработать подготовленные в недрах МВД поправки, которые ужесточают контроль за частной охранной и детективной деятельностью со стороны государства. Сейчас эти поправки, одобренные в обеих палатах российского парламента, ждут решения Президента.

Услуги частной охраны и сыска были легализованы Законом РФ от 11.03.92 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» (хотя первые кооперативы в этой сфере появились еще в конце 80-х). Несмотря на относительно молодой возраст, этот бизнес прожил весьма бурную жизнь и повидал всякое. Было и криминальное прошлое, и давление со стороны вневедомственной охраны, как говорится, огонь, вода и медные трубы. Тем не менее охранная и детективная деятельность развивается быстрыми темпами и количество охранно-сыскных фирм исчисляется сегодня десятками тысяч.

Однако борьба за выживание продолжается — в Правительстве решили, что пора переходить от количества к качеству, и подготовили поправки, которые призваны навести порядок в данной сфере и подкорректировать давно устаревший Закон 1992 года. Инициатива своевременная — к 15-летию российской Конституции уберут наконец ссылку на Конституцию РСФСР. В осеннюю сессию прошлого года законопроект, направленный на совершенствование государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности, поступил на рассмотрение депутатов, в текущую осеннюю сессию за него единодушно проголосовали в Думе, а затем и в Совете Федерации. Дело осталось за Президентом.

Законопроект сразу после внесения вызвал много споров, в частности по поводу выдвигаемых требований к созданию ЧОПов, чему в нем посвящен целый раздел. К таким требованиям относятся обязанность регистрироваться только в форме общества с ограниченной ответственностью, запрет иметь филиалы не в своем регионе и заниматься иной деятельностью, кроме охранной, а также размер уставного капитала частной охранной организации не менее 100 тыс. рублей, что в 10 раз превышает действующий лимит. Отметим, что в первоначальной редакции поправок речь шла о размере уставного капитала в полмиллиона.

Предусмотрены ограничения для учредителей охранных фирм. В частности, в этом качестве не могут выступать общественные объединения, граждане, состоящие на госслужбе, запятнавшие свою репутацию судимостью, и иностранцы. Существенно расширяется список требований и к руководителю такой организации. Сейчас для того, чтобы возглавить охранную фирму, руководителю достаточно иметь любое высшее образование, хоть философское. Поправки же оговаривают, что образование должно быть именно профильное. Плюс к этому руководитель должен сам иметь удостоверение частного охранника и повышать свою квалификацию в специальных образовательных учреждениях. В этих же учреждениях будут проходить профессиональную подготовку желающие получить удостоверение, подтверждающее статус частного сыщика или частного охранника, причем только по очной форме обучения. Для получения заветной корочки вводится, кстати, еще одно обязательное требование — необходимо пройти процедуру дактилоскопии.

Порядок применения ЧОПами оружия также стал предметом ожесточенных дискуссий. Установлено, что служебное оружие охранная организация может получить исключительно во временное пользование в органах внутренних дел, т. е. в аренду. Во сколько обойдется такая аренда, пока неизвестно, цену должно определить Правительство. Приобрести в собственность законопроект разрешает только гражданское оружие самообороны и служебное оружие травматического действия.

Сотрудники МВД, заметим, собираются буквально на каждом шагу окружать компании, занимающиеся частной охранной или детективной деятельностью, отеческой заботой и материнским вниманием: выдавать лицензии и удостоверения (а также через суд приостанавливать их действие или отбирать вовсе), проводить плановые (не чаще одного раза в три года) и внеплановые проверки. С незапланированным визитом контролеры могут нагрянуть в гости в случае выявления нарушений лицензионных требований или при поступлении жалоб от граждан или юридических лиц. Кроме того, дабы пресечь незаконное силовое участие охранных фирм в переделе собственности, законопроект обязывает ЧОПы, перед тем как приступить к оказанию охранных услуг, в обязательном порядке уведомить об этом органы внутренних дел.

Даже по поводу внешнего вида своих транспортных средств (специальная раскраска авто и наличие информационных надписей и знаков) охранные организации должны заблаговременно посоветоваться с сотрудниками МВД. Также оговаривается, какую одежду могут носить работники охранной фирмы. Правила дресс-кода следующие: использование спецодежды допускается, но при этом она ни в коем случае не должна напоминать форму правоохранительных органов и военнослужащих.

Помимо повышенных требований к учреждению и деятельности охранных и сыскных компаний для их сотрудников предусмотрено ужесточение уголовной ответственности. За такие преступления, как нарушение неприкосновенности частной жизни, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или других сообщений, можно поплатиться свободой на срок до 4 лет, а если превышение полномочий частным детективом или охранником повлекло за собой тяжкие последствия — до 7 лет.

Все эти поправки вносятся с одной благой целью — очистить рынок охранной и детективной деятельности от низкокачественных услуг, что, безусловно, необходимо, поскольку уровень подготовки и ответственности сотрудников таких компаний, оставляющий сейчас желать лучшего, зачастую становится вопросом жизни и смерти…

——————————————————————