Российско-китайские пограничные отношения на Дальнем Востоке: история и современность

(Чистяков А. Н.) («Туризм: право и экономика», 2009, N 1)

РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ПОГРАНИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

А. Н. ЧИСТЯКОВ

Чистяков А. Н., полковник юстиции, доцент.

Одной из самых протяженных границ между государствами мира является российско-китайская разделительная линия. Она составляет только на восточном участке более 4 тысяч километров. Линия соприкосновения двух огромных по территории стран протянулась от границ Монголии и Китая в Забайкалье до границ РФ, КНР и КНДР в Приморье. Формирование дальневосточной границы является длительным и многоплановым историческим процессом. Первый этап русско-китайского разделения территории охватывает период с середины XVII в. и до заключения Кяхтинского договора 1727 г. Царское правительство, строя планы расширения торговли с государствами на востоке страны, отправило в 1654 г. в Пекин торговый караван во главе с Ф. И. Байковым с целью установления дипломатических и торговых отношений с Китаем. Царское правительство, сознавая военную слабость России в Дальневосточном районе, весной 1658 г. в Пекин отправило новое посольство И. Перфильева и С. Аблина <1>. ——————————— <1> См.: Русско-китайские отношения в XVII веке: Материалы и документы. М., 1969. Т. 1. 1606 — 1683. С. 251 — 252.

В 1682 г. было образовано Албазинское воеводство во главе с А. Толбузиным. Весной 1685 г. маньчжуры сформировали специальные отряды для штурма Албазинского острога. Штурм острога длился несколько дней, однако, несмотря на превосходство в живой силе и вооружении, маньчжуры не смогли взять крепость. Царское правительство, получив сведения о событиях под Албазином, решило мирно разрешить конфликт, в 1686 г. назначило боярина и воеводу Ф. А. Головина полномочным представителем «для переговоров и успокоения ссор китайского богдыхана». В инструкции Посольского приказа, которую получил Ф. А. Головин, указывалось о решимости добиться заключения договора о мире в Приамурье и установления торговых отношений. Эти земли никогда во владении богдыханова величества не были, а жили на той земле ясачные люди, платившие ясак русским служивым людям <2>. ——————————— <2> См.: Русско-китайские отношения в XVII веке. Т. 2. С. 11.

Одновременно царское правительство пыталось воздействовать на Цинскую империю при помощи монгольских ханов. Ф. Головин решил ускорить заключение договора с маньчжурами и в январе 1689 г. направил в Пекин И. Логинова с целью определения места проведения посольского съезда. В результате переговоров было достигнуто соглашение, по которому местом встречи послов определялся Нерчинск. Русский посол Ф. Головин потребовал, чтобы маньчжуры не переходили Амур и не вторгались в русские владения, а за ранее нанесенный ущерб выплатили компенсацию <3>. ——————————— <3> См.: Русско-китайские отношения в XVII веке. Т. 2. С. 508 — 509.

Однако Договор 1689 г. не разрешил полностью проблему пограничного разделения территории между великими государствами. Грамота из Сибирского приказа от 21 февраля 1706 г. извещала иркутского воеводу И. Синявина, что царь Петр I указал «учинить заказ, чтоб за китайский рубеж за границу по договорным статьям русские люди со стороны нашего царского величества не ходили и оттого договорным статьям нарушения и с Китайским государством ссор не чинили» <4>. ——————————— <4> Мясников В. С. Договорными статьями утвердили. Дипломатическая история русско-китайской границы XVII — XX вв. Хабаровск, 1997. С. 201.

Второй этап пограничных отношений с Китаем приходится на XVIII — первую половину XIX в. Он был начат камчатскими экспедициями В. Беринга, включением в состав русских владений Аляски и Курильской гряды. В августе 1762 г. императрица Екатерина II объявила о намерении России направить в Китай «знатное посольство» во главе с графом И. Г. Чернышевым. Указом императрицы России от 28 ноября 1762 г. пограничным властям предписывалось «всегда иметь вблизи столько войск, чтоб маньчжуры не могли ни на что покушаться» <5>. ——————————— <5> Басин В. Я. Россия и казахские ханства в XVI — XVIII вв. Алма-Ата, 1971. С. 212.

Губернатор Восточной Сибири, деятельный патриот России Н. Н. Муравьев предпринял практические меры по возвращению приамурских земель. Им было проведено административное переустройство территории Восточной Сибири, совершенствование вооруженных сил в этом регионе. Появление на берегах великой сибирской реки военных постов и русских переселенцев давало правительству России правооснования для воссоединения Приамурья с остальной территорией империи <6>. ——————————— <6> См.: Беспрозванных Е. Л. «Амурская проблема» в конце XVII — середине XIX в.: Автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 1977. С. 15.

10 мая 1858 г. губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев встретился в г. Айгунь с уполномоченным цинского императора — хэйлунцзянским главнокомандующим И. Шанем. 16 мая 1858 г. главы делегаций поставили свои подписи под новым трактатом, получившим название Айгунского договора 1858 г. Этот русско-китайский Договор — равноправный политический акт. По предложению китайской стороны в его преамбуле было доказано, что Договор заключен по общему согласию, ради большей вечной взаимной дружбы двух государств, для пользы их подданных и для защиты от иностранцев <7>. ——————————— <7> См.: Русско-китайские отношения. 1689 — 1916. С. 29.

В ст. 1 Договора записано, что «левый берег реки да будет владением Российского государства, а правый берег, считая вниз по течению до р. Уссури, владением Данцинского государства» <8>. ——————————— <8> Там же. С. 30.

Положения Айгунского договора были закреплены Тяньцзиньским трактатом, который был подписан 1 июня 1858 г. графом Е. В. Путятиным и китайскими дипломатами. Подписание Н. Н. Муравьевым Айгунского договора и Е. В. Путятиным Тяньцзиньского трактата позволило России окончательно закрепить за собой левый берег Амура. 2 ноября 1860 г. Н. П. Игнатьев и великий князь Гун подписали и скрепили печатями дополнительный Договор, названный позже Пекинским (к Айгунскому и Тяньцзинскому. — А. Ч.), значение этого нового соглашения трудно переоценить. Особо следует подчеркнуть, что представители двух великих государств мира на переговорах подтвердили правильность поставленного в 1861 г. на левом берегу р. Уссури напротив станицы Казакевичевой (близ г. Хабаровска. — А. Ч.) деревянного пограничного столба под литерой «Е» и условились заменить его новым каменным столбом. В 1911 — 1913 гг. в Китае произошла Синьхайская революция, и Декларацией от 10 октября 1913 г. Президент Китайской Республики Ю. Шикай объявил о признании Китаем всех ранее заключенных договоров <9>. ——————————— <9> См.: Там же. С. 99 — 100.

Советское правительство в декабре 1917 г. предложило пекинскому правительству вступить в переговоры об аннулировании неравноправных договоров и установлении официальных отношений между двумя государствами на равноправной основе. В 1921 — 1923 гг. в Пекин были направлены три дипломатические миссии, которые были уполномочены вести переговоры о заключении с Китаем нового соглашения на тех же принципах, что были изложены в обращении 1919 г. и ноте 1920 г. 31 мая 1924 г. в Пекине было подписано Соглашение об общих принципах для урегулирования вопросов между Союзом ССР и Китайской Республикой. Все это означает, что при заключении Соглашения 1924 г. делегации двух соседних государств исходили из того, что ПРЕЖНИЕ РУССКО-КИТАЙСКИЕ ДОГОВОРЫ О ГРАНИЦАХ СОХРАНЯЮТ СВОЮ ПОЛНУЮ СИЛУ (выделено мной. — А. Ч.). В 1926 — 1929 гг. власти Чан Кайши развернули широкую антисоветскую кампанию, которая сопровождалась враждебными действиями против советских консульских и хозяйственных учреждений, захватом КВЖД. В этих условиях Япония в 1931 г. начала оккупацию Северо-Восточного Китая, непосредственно прилегающего к китайско-советской границе, в марте 1932 г. на захваченной территории было образовано марионеточное государство Маньчжоу-Го. На дальневосточных рубежах Советского Союза участились вооруженные провокации. Советские пограничники и регулярные части Красной Армии давали сокрушительный отпор всем провокациям. В результате победы Советской армии над частями квантунских вооруженных сил в 1945 г. в северо-восточных провинциях стало возможным воссоединение Маньчжурии со всем Китаем. 1 октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика. На другой день Правительство СССР первым признало новое государство в Азии и установило равноправие, добрососедские дипломатические отношения с КНР. Правовой базой тесного сотрудничества двух стран во всех сферах жизни стал Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи, подписанный 14 февраля 1950 г. в Москве. Согласно ст. 5 этого документа обе державы обязались уважать государственный суверенитет, территориальную целостность и невмешательство во внутренние дела друг друга <10>. ——————————— <10> См.: Советско-китайские отношения 1917 — 1957. Сборник документов. М., 1959. С. 219 — 220.

В последующие годы между Советским Союзом и КНР был заключен ряд договоров и соглашений о сотрудничестве в различных областях, среди них — Соглашение о порядке плавания по пограничным рекам Амур, Уссури, Аргунь, Сунгача и озеру Ханка и об установлении судоходной обстановки на этих водных путях от 2 января 1951 г. <11>. ——————————— <11> См.: Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностр. гос-ми. Вып. XVI. М., 1957. С. 333 — 336.

В начале 60-х годов XX в. власти КНР стали искусственно обострять обстановку на китайско-советской границе, открыто выдвигать территориальные притязания к Советскому Союзу. 8 марта 1963 г. в китайской газете «Жэньминь жибао» был поднят вопрос о неравноправных договорах, заключенных цинскими императорами с европейскими государствами. В их числе были указаны Айгунский, Пекинский, Петербургский договоры, определявшие почти всю линию государственной границы между СССР и КНР. Официальный орган ЦК КПК напомнил читателям, что на основании этих и других договоров «были захвачены многие территории Китая» <12>. ——————————— <12> Мясников В. С. Указ. соч. С. 385.

К этому времени нарушения со стороны КНР советско-китайской границы приобрели систематический характер. Если в течение 1960 г. их было около сотни, то за один только 1963 г. уже свыше 4 тыс. нарушений. МИД КНР в ноте посольству СССР от 19 апреля 1963 г. пыталось оправдать действия нарушителей советской границы. Советское правительство считало целесообразным проведение на дружественной основе консультаций с правительством Китая об уточнении разграничительной линии между сторонами, но не на всем протяжении границы, а лишь на ее отдельных участках <13>. Советско-китайские консультации об уточнении линии Государственной границы начались в Пекине 25 февраля 1964 г. ——————————— <13> См.: Мясников В. С. Указ. соч. С. 386.

В течение шести месяцев продолжались в столице КНР двусторонние переговоры. В ходе восьми пленарных заседаний китайская делегация постоянно напоминала об агрессивности России при территориальном разграничении, о захвате СССР у Китая 1,5 млн. кв. км. Во второй половине 60-х годов количество нарушения советско-китайской границы со стороны КНР заметно увеличилось. Китайские граждане и военнослужащие большими группами вторгались на территории СССР — на советские острова на р. Амуре, Уссури и других пограничных реках. Кульминацией враждебной пограничной политики китайского руководства по отношению к СССР явились вооруженные провокации на советско-китайской границе на реке Уссури в районе острова Даманский в марте 1969 г. Напомним, что на основе Пекинского договора 1860 г. и карты разграничения территории 1861 г., подписанных представителями России и Китая, пограничная линия между двумя государствами в районе острова Даманский была проведена непосредственно по китайскому берегу реки Уссури и, следовательно, этот остров является неотъемлемой частью советской территории. В июле 1969 г. Правительство Советского Союза обратилось с посланием к Государственному Совету КНР, где была дана оценка состояния советско-китайских отношений. Однако ответа со стороны официальных властей Китая не последовало. Китайские власти продолжали поддерживать враждебные действия своих граждан на отдельных участках огромной по протяженности советско-китайской границы. В заявлении ТАСС от 14 марта 1970 г. подтверждалось стремление руководства СССР и его Правительства к нормализации советско-китайских отношений, к развитию сотрудничества, восстановлению и укреплению дружбы народов двух великих стран <14>. ——————————— <14> Правда. 1970. 14 марта.

Советское руководство в июне 1973 г. официально предложило китайскому правительству заключить договор о ненападении между СССР и КНР, в тексте которого содержалось бы обязательство сторон не совершать нападения друг на друга с применением любых видов оружия на суше, на море и в воздухе. По этому поводу Л. И. Брежнев, выступая в Улан-Баторе в ноябре 1974 г., говорил, что «Пекин выдвигает в качестве условия требования о выводе советской пограничной охраны с ряда участков нашей территории, которые китайские руководители решили именовать спорными районами. Что касается Советского Союза, то мы не выставляем никаких предварительных условий для нормализации отношений с Китаем и давно предлагаем китайской стороне перейти к деловым и конкретным переговорам. Мы не претендуем ни на какие территории, и для нас спорных районов не существует» <15>. ——————————— <15> Правда. 1974. 27 ноября.

Для пограничных переговоров наступил перелом после речи Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева во Владивостоке в 1986 г., где было предложено провести границы между СССР и КНР на восточном участке по фарватеру на реках Забайкалья и Дальнего Востока. Итогом переговоров явилось подписание в Москве 16 мая 1991 г. Соглашения о Государственной границе на восточном участке, впоследствии ратифицированного парламентами России и Китая. В процессе демаркации, начавшейся в апреле 1993 г., были исключены острова Большой Уссурийский и Тарабаров, которые каждая страна считает своими. Президент России Б. Ельцин в своем выступлении на торжественном собрании, посвященном Дню пограничника, в 1994 г. отметил, что, «учитывая динамику наших отношений с Китаем, считаю возможным вести охрану Государственной границы на принципах сотрудничества» <16>. ——————————— <16> Вестник границы России. 1994. N 11. С. 45.

Одним из последних шагов в этом направлении стало подписание в 1994 г. межправительственного Соглашения о предотвращении опасной военной деятельности в пограничном пространстве двух великих государств. Этот документ предусматривает исключение инцидентов между армиями России и Китая в ходе повседневной деятельности войск, ненамеренное пересечение границы сопредельных стран боевыми самолетами и кораблями, случайный запуск ракет, устанавливает режим Государственной границы. Официальные лица России и Китая в целом высоко оценивают достигнутые результаты решения пограничных проблем. Так, дальнейшему развитию сотрудничества двух пограничных ведомств послужат августовские (1995 г.) Соглашения между Федеральной пограничной службой РФ и Министерством обороны, государственной и общественной безопасности КНР, заключенные в целях укрепления взаимного доверия на российско-китайской государственной границе. Особое место в межгосударственных отношениях двух соседних стран занимает визит главы Российского государства Б. Ельцина в Китайскую Народную Республику в ноябре 1997 г. Лидеры обеих стран выразили уверенность, что данный визит Президента России будет способствовать дальнейшему укреплению дружбы и взаимопонимания между российским и китайским народами. В ходе посещения Б. Ельциным Китая было подписано восемь разномасштабных документов. Особый разговор шел о границе. Наконец-то стороны разрешили все вопросы на пути завершения демаркации границы между РФ и КНР на восточном участке. Глава Российского государства отметил, что «решение данной проблемы может послужить примером для тех территорий, которые после Второй мировой войны не отрегулированы». Дальнейшим шагом к укреплению сотрудничества и взаимной дружбы являются подписанные Председателем Правительства РФ 7 ноября 1997 г. Соглашения о принципах сотрудничества между администрациями субъектов российского Дальнего Востока и местными правительствами КНР, о руководящих принципах совместного хозяйственного использования отдельных островов на пограничных реках и т. д. Перспективы развития дружественных отношений между Россией и Китаем, особенно между приграничными районами обоих государств: российскими — Хабаровским краем, Еврейской автономной и Амурской областями и китайской провинцией Хэйлунцзян, определены на длительный период и будут способствовать дальнейшему развитию двух мировых держав. В 2004 г. во время визита Президента России В. В. Путина в Китай были подписаны документы, закрепившие принципы раздела двух остававшихся спорных участков российско-китайской границы. Речь шла в период встречи на высшем уровне о районе острова Большой в верховьях Аргуни и островах Тарабаров и Большой Уссурийский, расположенных недалеко от г. Хабаровска. Впервые в истории отношений нашей страны и КНР — и это закрепило подписанное 21 июля 2008 г. в Пекине Министром иностранных дел РФ С. Лавровым Соглашение — граница прошла не только по реке, но и пересекла сушу. Именно с этой даты остров Тарабаров с протокой Казакевичева стал называться островом Серебряного Дракона. Перейдет под юрисдикцию сопредельного государства и часть Большого Уссурийского острова. Часть депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ высказали опасение, что прецедент с разделом островов воспримут в мире не как жест доброй воли, а как жест слабости. Однако парламентское большинство поддержало позицию профильного комитета Госдумы и МИДа России, где полагали: риск того, что примером с разделом островов может воспользоваться Япония при обсуждении темы Курил, выглядит существенно ниже, чем геополитические потери, которые понесла бы наша страна от сохранения территориальных проблем с Китаем. Теперь, когда новая линия прохождения Государственной границы обозначена на местности и установлены пограничные столбы, Москва получила возможность полностью сосредоточиться на экономическом и политическом взаимодействии с Пекином, не отвлекаясь на территориальные споры с Поднебесной <17>. ——————————— <17> Российская газета. 2008. 22 июля.

Ликвидацию последних разногласий на четырех из более четырех тысяч километров российско-китайской границы на Дальнем Востоке можно рассматривать как чрезвычайно выгодное политическое капиталовложение, вовремя сделанное Россией в развитие экономических отношений со своим стратегическим партнером и ближайшим соседом.

——————————————————————