История возникновения, становления и развития правоохранительных институтов, входящих в систему обеспечения внутренней безопасности Китайской Народной Республики

(Манцуров А. Ю.) («Российский следователь», 2009, N 9)

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ, ВХОДЯЩИХ В СИСТЕМУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

А. Ю. МАНЦУРОВ

Манцуров А. Ю., преподаватель кафедры административного права и административно-служебной деятельности ОВД Дальневосточного юридического института МВД России.

В настоящей статье автор рассматривает вопросы возникновения, становления и развития правоохранительных институтов Китайской Народной Республики, а именно: народной полиции и народной вооруженной полиции Китая. Автор делает акцент на задачах и функциях этих институтов в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. В подтверждение этого автор ссылается на ряд нормативно-правовых актов, говорящих об эффективности работы данных органов. В настоящее время общественно-политическую ситуацию в Китае можно охарактеризовать как стабильную, что достигнуто благодаря тщательно продуманной внутренней политике китайского руководства и позволяет с максимальной эффективностью осуществлять экономические реформы и проводить самостоятельную внешнюю политику, отвечающую интересам китайской нации. Тем не менее особое место в политическом руководстве демократических стран уделяется борьбе с преступностью. Именно данная позиция находит свое отражение в модели системы обеспечения внутренней безопасности (СОВБ) государства. «СОВБ государства — это целенаправленная и строго организованная совокупность находящихся в неразрывном единстве и взаимно дополняющих друг друга государственных институтов, вся деятельность которых подчинена достижению единой цели — обеспечению нормального функционирования органов государственной власти и общественных институтов, созданных в соответствии с конституцией страны» <1>. ——————————— <1> Быков А. В. Жандармерия западноевропейских государств: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 1999. С. 15.

В демократических странах безусловное предпочтение при решении задач обеспечения общественной безопасности отдается исключительно ненасильственным силам и средствам. Однако никто и никогда не смог обеспечить правопорядок и спокойствие в стране только ненасильственными методами — уговорами и убеждением. Необходимыми элементами СОВБ любого государства вне зависимости от политического режима являются полиция и вооруженные силы, находящиеся под контролем законно избранных органов государственной власти и действующие в рамках соответствующих норм права, Китайская Народная Республика (КНР) не исключение. Условно все существующие СОВБ различных государств можно классифицировать тремя моделями: централизованной, децентрализованной и интегрированной <2>. В Китае до и после 1 октября 1949 г. — дата провозглашения создания Китайской Народной Республики — сложились элементы централизованной модели: народная полиция и народная вооруженная полиция. Именно на эти элементы СОВБ возложена задача по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в стране. ——————————— <2> См.: Горшков О. В. Полиция и жандармерия V Республики во Франции (историко-правовой и организационно-функциональный аспект): Дис. … канд. юрид. наук. СПб., 1999. С. 11.

Органы общественной безопасности КНР возникли в результате проведенного вскоре после ее провозглашения слияния управлений общественной безопасности местных властей Коммунистической партии Китая (КПК) и одноименных подразделений военно-контрольных комитетов. Их важнейшей задачей в начальный период существования КНР было искоренение агентов Гоминьдана и всех других сил, оказывающих сопротивление КПК. В системе Центрального правительства уже в 1949 г. было создано Министерство общественной безопасности (МОБ). На него были возложены задачи по поддержанию общественного порядка, борьбе с уголовной и политической преступностью, а также ведение контрразведки и разведки. В 1950 — 1970-е годы министерство стало важнейшим инструментом политических репрессий, жертвами которых стали миллионы китайцев. В 1983 г. большая часть органов разведки и контрразведки этого ведомства слилась с Отделом социальных исследований ЦК КПК, в результате чего было создано Министерство государственной безопасности (МГБ). В настоящее время Министерство общественной безопасности является функциональным департаментом при Государственном совете КНР, отвечающим за работу полиции КНР. Его бюро и отделы общественной безопасности распределены по коммунам и городам и подчинены в своей работе местным властям и высшим полицейским органам. При многочисленных бюро безопасности находятся диспетчерские пункты в коммунах и городах. Они объединены и подчиняются непосредственно указанным выше полицейским органам. Министерство общественной безопасности формирует головной офис и многочисленные бюро, отвечающие за: полицейский надзор; полицейские кадры и их обучение; ведение пропаганды; обеспечение внутренней безопасности; расследование экономических преступлений; обеспечение общественной безопасности; пограничный контроль; расследование уголовных преступлений; визовый контроль; борьбу с пожарами; работу органов МЧС. Полиция отвечает за: обеспечение контроля безопасности общественных коммуникаций; администрацию тюрем и колоний; контроль общественного транспорта; законность деятельности; международное сотрудничество. В функции входят контроль материально-технического и финансового обеспечения; контроль наркотиков; контроль науки и технологий связи; проверка выполнения обязанностей. Для железнодорожной отрасли, морской навигационной, гражданской авиации и лесничества созданы свои особые полицейские отделы, находящиеся под двойным подчинением и руководством со стороны Министерства общественной безопасности страны и непосредственных вышестоящих органов полиции. Необходимо также отметить, что Министерство общественной безопасности руководит отраслевой народной полицией и войсками вооруженной народной полиции. Народная полиция составляет основную часть личного состава Министерства общественной безопасности КНР. Обязанности народной полиции включают: предотвращать, пресекать и расследовать незаконную и преступную деятельность; охранять общественный порядок и пресекать действия, угрожающие общественному порядку; обеспечивать безопасность на транспорте, поддерживать порядок на транспорте и расследовать дорожные аварии; организовывать и осуществлять профилактические противопожарные мероприятия, контролировать текущие противопожарные меры; контролировать распространение огнестрельного оружия и боеприпасов, держать под наблюдением распространение холодного оружия, воспламеняющиеся вещества, взрывчатые вещества, смертельные яды, радиоактивные материалы и другие опасные изделия; контролировать деятельность представителей специальных профессий, как это предписано законом и правилами; быть личными телохранителями лиц, специально указанных государством, и охранять важные места и сооружения; держать под контролем проводящиеся собрания, процессии и демонстрации; управлять делами, касающимися регистрации по месту жительства, национальной принадлежности граждан, въезда на территорию и выезда из нее, заниматься вопросами, касающимися пребывания иностранцев на территории Китая; поддерживать общественный порядок в пограничных районах; приводить в исполнение уголовные наказания в отношении преступников, приговоренных к общественному надзору, содержанию под стражей или к лишению политических прав, преступников, отбывающих свое наказание за пределами мест заключения, и осуществлять наблюдение и контроль над преступниками, получившими отсрочку от исполнения приговора или условно-досрочное освобождение; контролировать и направлять работу по защите информационной компьютерной системы; направлять и контролировать работу по обеспечению безопасности в государственных органах, общественных организациях, на предприятиях, учреждениях и крупных строительных проектах; направлять работу массовых организаций, таких, как комитеты общественной безопасности, по поддержанию общественного порядка и профилактике преступлений <3>. ——————————— <3> См.: Закон КНР от 28 февраля 1995 г. «О народной полиции».

По каждому из этих направлений деятельности в народной полиции созданы специализированные виды полиции и службы, такие, как: криминальная полиция, полиция общественной безопасности, полиция по контролю дорожного движения, железнодорожная полиция, речная и морская полиция, полиция по охране лесов, полиция по охране народно-хозяйственных объектов и др. Вторым составляющим звеном Министерства общественной безопасности является народная вооруженная полиция. Войска народной вооруженной милиции Китая были созданы 19 июня 1982 г., состоят из подразделений внутренней охраны, охраны золотых запасов, лесов, гидроэлектростанций и на транспорте, в организационную структуру войск народной вооруженной милиции Китая входят еще пограничные войска, войска общественной безопасности, пожарные части и части охранения. Подразделения внутренней охраны состоят из дивизий и мобильных дивизий. Согласно концепции армейского строительства, основным целям и принципам Народной освободительной армии Китая (НОАК), а также воинским уставам, положениям и профильным правилам войска народной вооруженной милиции ведут военное строительство в сочетании с собственной спецификой, претворяют в жизнь Закон КНР о воинской обязанности, пользуются равными правами с НОАК. Основная задача войск народной вооруженной милиции Китая — защита государственной безопасности и общественной стабильности, охрана важных объектов государства, охрана безопасности народного имущества и жизни граждан, содействие НОАК в совместной обороне и боевых действиях в военное время. Войска народной вооруженной милиции Китая включены в организационную структуру Госсовета, находятся в двойном подчинении у Госсовета и Центрального военного совета, придерживаются системы единого руководства и сочетания с командованием по ступеням. В войсках учреждены трехстепенные руководящие органы — штаб, дивизия и полк. Штаб является органом командования войск народной вооруженной милиции Китая, руководит и управляет подразделениями внутренней охраны, охраны золотых запасов, лесов, гидроэлектростанций, на транспорте. В пределах административного деления Китая на уровне провинции, округа и уезда соответственно учреждены дивизии, полки и роты войск народной вооруженной милиции Китая. Во время выполнения задач общественной безопасности и соответствующей операции войска вооруженной милиции подчинены руководству органов общественной безопасности аналогичного уровня. В мирное время войска вооруженной милиции главным образом несут наряд на фиксированных объектах и справляются с неожиданно возникающими ситуациями, выполняют задачи по борьбе с террористическими актами, а также оказывают помощь государству в экономическом строительстве. Наряд на фиксированных объектах главным образом предполагает несение охраны, караула, выполнение сторожевых функций и патрулирование. Войска вооруженной милиции конкретно отвечают за обеспечение безопасности и охрану назначенных государством объектов и важных зарубежных гостей Китая, партийно-административных учреждений на уровне провинции и выше, всех зарубежных посольств и консульств, аккредитованных в Китае, важных конференций международного и всекитайского значения, а также масштабных мероприятий самодеятельности; войска вооруженной милиции несут вооруженную охрану вокруг тюрем и домов предварительного заключения; осуществляют вооруженную охрану важных аэропортов, радиостанций, секретных и важнейших органов и звеньев экономики страны и строительства национальной обороны; осуществляют вооруженную охрану важных мостов и туннелей на железнодорожных магистралях и особых автодорожных мостов; несут вооруженную охрану и патрулирование крупных и средних городов страны, определенных государством, или особых районов <4>. Решение внезапно возникающих ситуаций предполагает решение неожиданно возникающих противозаконных акций, которые угрожают государственной безопасности и общественному порядку, включая мятеж, волнения, беспорядки, а также групповое нарушение общественного порядка и потасовка с применением оружия. ——————————— <4> См.: Закон КНР от 19 июня 1983 г. «О войсках народной вооруженной полиции Китая».

Помимо органов МОБ и их вооруженных формирований полицейские функции выполняют отделы внутренней безопасности (ОВБ) в оборонном секторе экономики, а также на промышленных предприятиях и в государственных учреждениях. Согласно действующим закрытым нормативным актам ОВБ являются «базовыми подразделениями органов общественной безопасности» и одновременно «составной частью администрации обслуживаемых объектов» <5>. Свою работу они проводят под руководством администрации учреждений и предприятий по месту нахождения. По служебной линии ОВБ подчиняются управлению внутренней общественной безопасности МОБ и соответствующим службам территориальных органов общественной безопасности. Численный состав ОВБ определяется из расчета не менее чем три сотрудника на тысячу человек, работающих на объекте. ——————————— <5> Приказ Министерства общественной безопасности КНР от 1 июня 2007 г. N 93 «Об утверждении Правил органов общественной безопасности о работе на предприятиях и организациях по охране общественного порядка».

Таким образом, проанализировав задачи и функции, а также специфику работы МОБ КНР, автор приходит к выводу, что данные элементы системы обеспечения внутренней безопасности весьма эффективно контролируют ситуацию внутри страны, организованная преступность в российском понимании отсутствует, созданная система тотального сыска позволяет держать под контролем как криминогенные слои общества, так и политически активную часть населения.

——————————————————————