Профессионально-психологическая подготовка сотрудников ОВД к применению и использованию огнестрельного оружия

(Коноплева И. Н., Богданович Н. В.) («Юридическая психология», 2009, N 2)

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ОВД К ПРИМЕНЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ

И. Н. КОНОПЛЕВА, Н. В. БОГДАНОВИЧ

Коноплева И. Н., доцент МГППУ, кандидат психологических наук.

Богданович Н. В., доцент МГППУ, кандидат психологических наук.

В статье исследуются проблемы психологической готовности сотрудников органов внутренних дел к использованию и применению огнестрельного оружия. Рассматриваются пути формирования психологической готовности сотрудников ОВД к использованию и применению оружия. Авторы приходят к выводу, что психологическая готовность к применению и использованию оружия может изменяться при изменении особенностей личности сотрудника ОВД. А оказать воздействие на особенности личности сотрудника ОВД можно путем проведения специальной психологической подготовки. Деятельность сотрудников ОВД связана с высокой степенью риска, опасностью для жизни и здоровья, осознанной высокой ответственностью за результаты выполнения служебных задач. Только подготовленность сотрудников, раскрытие их потенциальных возможностей могут обеспечить успешность деятельности в экстремальных условиях. По мнению В. Н. Смирнова (2003) <1>, психологическая подготовка в органах внутренних дел является составной частью профессиональной подготовки и видоизменяется в соответствии с этапами службы сотрудников. Она входит в структуру первоначальной подготовки, систему служебной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. В связи с профессиональной направленностью психологической подготовки в органах внутренних дел на практике чаще используется термин «профессионально-психологическая подготовка». ——————————— <1> Смирнов В. Н. Особенности профессиональной экстремально-психологической подготовки сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел: Монография. М.: РИО ВИПК МВД России, 2003.

Профессионально-психологическая подготовка сотрудников милиции к применению огнестрельного оружия имеет ряд особенностей, вытекающих из содержания их деятельности и необходимых для развития у сотрудников особенностей личности, обусловливающих психологическую готовность к применению оружия. Ситуация вооруженного противоборства с преступником включает в себя следующие стороны: — юридический анализ ситуации; — наличие навыков владения оружием; — психологическую готовность к применению оружия. Вместе с тем в опасной ситуации, если она непосредственно не угрожает жизни и здоровью людей и не требует немедленного применения оружия, существует возможность разрешить ситуацию мирным путем. В таком случае значительная роль принадлежит: — моральным качествам сотрудника милиции и его желанию разрешить конфликт без применения оружия; — способности установить коммуникативный контакт с правонарушителем, умению договориться и разрешить конфликтную ситуацию; — умению сотрудника милиции оставаться в состоянии высокой мобилизации, выдержанным и уверенным в себе. Помимо перечисленных способностей, сотрудник ОВД должен быть в любой момент готов к решительным действиям и постоянно помнить о личной безопасности. Как свидетельствует проведенный нами анализ литературных источников, ряд исследователей <2> находят, что психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел направлена на формирование следующих основных компонентов: развитых психологических качеств, умения учитывать психологические аспекты при выполнении профессиональных действий, психологической устойчивости. Данной точки зрения придерживается также А. И. Папкин, который делает основной акцент на развитие познавательных, эмоциональных, морально-психологических, волевых и коммуникативных качеств, а также формирование психологических навыков безопасной деятельности. ——————————— <2> См.: Вахов В. П., Волков В. Н., Колос И. В., Назаренко Ю. В., Калманов Е. Б. Особенности психического состояния сотрудников органов внутренних дел, работающих в экстремальных условиях. Домодедово: РИПК МВД России, 1992; Поздняков В. М. Психологические аспекты повышения готовности слушателей и курсантов учебных заведений МВД СССР к службе в исправительно-трудовых учреждениях: Дис. … канд. психол. наук. РИПиЭ МВД России, 1989; Сапарин О. Е. Профессионально-психологическая устойчивость сотрудников ОВД и пути ее совершенствования: Дис. … канд. психол. наук. М., 1990; Столяренко А. М. Профессионально-психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел. М.: Академия МВД, 1987.

Таким образом, мы полагаем, что профессионально-психологическая подготовка является научно организованным и эффективно осуществляемым процессом формирования, повышения и поддержания высокого уровня психологической готовности сотрудников органов внутренних дел к решению оперативно-служебных задач. Решение задач психологической подготовки наиболее эффективно достигается путем проведения тренингов <3>. Тренинг позволяет значительным образом влиять на глубинные структуры личности, добиваться большого научающего эффекта. Действенность проведения тренинговых занятий заключается еще и в том, что у сотрудника милиции формируются навыки эффективного профессионального поведения. Повышается его психологическая готовность к действиям в подобных ситуациях и снижается вероятность нанесения ущерба своему здоровью и психическому состоянию. ——————————— <3> См.: Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учеб. пособие. М.: Ось-89, 1999; Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг. М.: Совершенство, 1998; Папкин А. И. Совершенствование профессионально-психологической подготовки сотрудников ОВД к деятельности в экстремальных условиях // Проблемы, пути становления и дальнейшего развития психологической службы органов внутренних дел: Материалы конференции практических психологов ОВД. Часть 2. Домодедово: РИПК МВД России, 1998. С. 39 — 49; Столяренко А. М., Андреев Н. В., Котенев И. О., Хохлова Н. Г. Программа психологической подготовки сотрудников специальных подразделений ОВД, действующих в чрезвычайных ситуациях, в том числе при вооруженных конфликтах. М.: Академия управления МВД России, 1997.

При планировании программы психологической подготовки сотрудников милиции с помощью социально-психологического тренинга необходимо, по мнению В. Н. Смирнова <4>, учитывать специфику подразделения, с которым будет проводиться подготовка. С учетом целей и задач психологической подготовки к применению огнестрельного оружия выбираются упражнения, направленные на изучение возможных экстремальных ситуаций, формирование конструктивного поведения в конфликтных условиях и психологической устойчивости к стресс-факторам с учетом их возникновения в ситуации потенциального вооруженного конфликта. При этом принимается во внимание анализ реальных случаев применения оружия сотрудниками подразделений, с которыми проводится психологическая подготовка. ——————————— <4> Смирнов В. Н. Экстремально-психологическая подготовка сотрудников специальных подразделений // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2002. N 2 (18). С. 32 — 42.

Задачу формирования поведения сотрудника в ситуации применения оружия можно решить путем репетиции поведения, состоящей из ролевого проигрывания сложных ситуаций, имеющих место в служебной деятельности <5>. При этом члены группы, знающие друг друга на протяжении нескольких лет, принимая участие в разрешении заданной ситуации, показывают свои способы и модели поведения, а затем обсуждают, насколько схожи они с реальным поведением сотрудников в процессе несения службы. В процессе ролевой игры участники демонстрируют, как правило, имеющиеся знания и поведенческие навыки. Помимо этого, существует возможность попробовать новые варианты поведения и отследить их эффективность, получить обратную связь, проанализировать эффективность своего поведения, изменить его и проверить новый способ на практике. В. Н. Смирнов (2003) и А. М. Столяренко (1987) рекомендуют тему практической части занятия раскрывать при помощи вводных, составленных с учетом специфики службы и реальных ситуаций, возникающих в процессе работы, и на практике отрабатывать модели действий в наиболее типичных ситуациях применения оружия. Во время тренинга, как правило, рассматриваются несколько вариантов поведения, выбирается наиболее оптимальный, который проигрывается в ролях для закрепления нового опыта. Подобные упражнения способствуют выработке желательного и адаптивного поведения. При выполнении профессиональных задач сотрудниками милиции имеет существенное значение соблюдение правил личной и групповой безопасности. Профессионально-психологическая подготовленность к деятельности и мастерство невозможны без соблюдения правил безопасной деятельности. Это особенно важно в экстремальных условиях, когда от безопасности одного зависит безопасность, а значит, и выполнение задачи подразделения в целом (2003). ——————————— <5> См.: Асямов С. В., Пулатов Ю. С. Профессионально-психологический тренинг сотрудников ОВД. Ташкент, 2002; Проведение тренингов по повышению эмоциональной устойчивости у сотрудников ОМОН в период подготовки к обеспечению правопорядка при проведении массовых мероприятий: Методические рекомендации. Ростов-на-Дону, 2001; Филонов Л. Б. Тренинги делового общения сотрудников органов внутренних дел с различными категориями граждан. Библ. сотр. ОВД. М.: Ассоц. проф. образ., 1992. Вып. 13, 14.

Существуют ряд ситуаций, вызывающих эмоциональное напряжение. Как правило, это ситуации, связанные с повышенной ответственностью, риском для жизни, необходимостью принятия решений в условиях дефицита времени, с конфликтным взаимодействием с вышестоящими руководителями и подчиненными <6>. Ситуации, позволяющие диагностировать и изменять моральные и эмоционально-волевые качества сотрудников милиции, ряд авторов включает в ролевые игры на всем протяжении психологической подготовки, проводимой с ними <7>. С этой целью упражнения усложняются путем нагнетания эмоционального напряжения, ограничения времени, добавления элементов соревнования. ——————————— <6> Формирование мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе. Отчет о НИР. М.: Академия управления МВД России, 2002. <7> См.: Асямов С. В., Пулатов Ю. С. Профессионально-психологический тренинг сотрудников ОВД. Ташкент, 2002; Захарова Л. Н. Психологические основы подготовки к профессиональной деятельности: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. Новосибирск, 1995; Методика сочетания профессиональной и профессионально-психологической подготовки в работе с сотрудниками органов внутренних дел (из опыта профессионального обучения работников правоохранительных органов США) / Подгот. А. В. Будановым. М.: Академия МВД РФ, 1995; Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: Физкультура и Спорт, 1988.

Изучив литературу по теме психологической готовности и профессионально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел к деятельности в экстремальных условиях, мы полагаем, что психологическая готовность к применению и использованию оружия сотрудниками милиции может изменяться при изменении особенностей личности, лежащих в ее основе. Оказать воздействие на особенности личности можно путем проведения специальной психологической подготовки. Исходя из положения о том, что применение оружия сотрудниками милиции является экстремальным видом деятельности, мы полагаем, что тренинговые программы подготовки к деятельности в экстремальных условиях (на основе изученной литературы и с учетом специфики деятельности) можно взять за основу при составлении программы тренинговых занятий подготовки к применению огнестрельного оружия. Психологическая готовность является динамическим явлением и способна изменяться при изменении ее компонентов. Для изучения компонентов, влияющих на готовность к правомерному применению и использованию огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел, были использованы следующие методы исследования: беседа, экспертный опрос, тесты. В процессе эмпирического исследования использовались следующие конкретные методики: многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛОАМ), разработанный С. В. Чермяниным и А. Г. Маклаковым; опросник «Стиль саморегуляции поведения — ССП-98» В. И. Моросановой; шкала самооценки уровня тревожности Ч. Д. Спилбергера; опросник степени решительности и методика исследования фрустрационной толерантности С. Розенцвейга. Для обработки и интерпретации результатов исследования использованы методы математической статистики. Методом воздействия на изучаемые компоненты явился социально-психологический тренинг, включающий психотехнические игры и психологическое моделирование задач. При составлении программы психологического тренинга выбирались упражнения, оказывающие влияние на изучаемые нами компоненты психологической готовности. На основании полученных эмпирических данных <8> можно говорить о том, что в результате проведенных занятий у сотрудников милиции изменился ряд выделенных нами особенностей личности. После участия в тренинговых занятиях у сотрудников получили развитие личностный адаптационный потенциал и качества, входящие в него. Прошедшие подготовку испытуемые легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Отмечается их способность к активной социальной жизни, желание сотрудничать с другими людьми, высокая нервно-психическая устойчивость. Помимо этого, стал выше общий уровень саморегуляции, включающий гибкость, способности к планированию, моделированию, программированию и оценке результатов. У прошедших подготовку к применению оружия сотрудников милиции выражена высокая решительность. Результаты проведенного анализа свидетельствуют об инициативности сотрудников, стремлении полагаться на свои силы при попытке выхода из трудных обстоятельств, способности переждать неблагоприятную ситуацию. ——————————— <8> Коноплева И. Н. Личностная составляющая психологической готовности сотрудников милиции к применению огнестрельного оружия и ее изменение в процессе тренинга: Дис. … канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2005.

Сотрудники, прошедшие специальную тренинговую подготовку, по результатам проведенной диагностики, обладают высокими способностями к адаптации, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Они обладают высоким уровнем коммуникативных способностей и нервно-психической устойчивости, адекватной самооценкой и реальным восприятием действительности. Перечисленные особенности личности соответствуют изученным нами особенностям личности сотрудников с высокой психологической готовностью к применению оружия и являются профессионально важными для данной деятельности. Высокие значения личностного адаптационного потенциала свидетельствуют о высокой психологической готовности сотрудников милиции к применению огнестрельного оружия, соответственно, можно сделать вывод, что изменение изучаемых особенностей личности в ходе тренинга создает возможность повышения психологической готовности сотрудников милиции к применению огнестрельного оружия. Как свидетельствуют полученные нами результаты, прошедшие подготовку сотрудники реже находятся в состоянии фрустрации, предъявляют повышенные требования к своему поведению и оценивают себя в основном адекватно. После участия в тренинговых занятиях они ведут себя менее агрессивно, не боятся брать на себя ответственность за свое поведение. Повышается вероятность действий, направленных на разрешение проблемы, на выход из сложной ситуации. У большинства сотрудников после прохождения специальной подготовки наблюдается тенденция к избеганию межличностных конфликтов и готовность идти на уступки. Наиболее значительным результатом проведенных занятий оказались повышение ответственности за свое поведение и активизация деятельности, направленной на разрешение проблемы. Ведущая роль у сотрудников с высокой выраженностью личностной составляющей психологической готовности к применению оружия отводится интрапунитивным реакциям и реакциям с фиксацией на удовлетворении потребности. В процессе тренинговых занятий нам удалось изменить данные особенности поведения и достичь необходимой степени выраженности. Изменение стиля поведения в ситуации фрустрации оказало существенное влияние на повышение выраженности коммуникативных способностей, что привело к развитию личностного адаптационного потенциала. Таким образом, мы пришли к выводу, что на развитие выраженности личностной составляющей психологической готовности к применению оружия оказывает влияние повышение адаптационного потенциала за счет формирования эффективного стиля поведения в ситуации фрустрации. Проведение тренинговых занятий для подготовки сотрудников милиции к применению огнестрельного оружия оказало влияние на повышение общего уровня саморегуляции. Уровень саморегуляции подвержен изменению в результате психологической подготовки и, как мы подтвердили ранее, является одной из характеристик психологической готовности к применению оружия сотрудниками милиции. Общий уровень саморегуляции в результате проведенных занятий стал выше, а нам известно, что чем выше общий уровень осознанной саморегуляции, тем легче человек овладевает новыми видами активности, увереннее чувствует себя в незнакомых ситуациях, тем стабильнее его успехи в привычных видах деятельности. У прошедших специальную подготовку сотрудников милиции стали выше способности к планированию, моделированию, программированию, оценке результатов, гибкости, что, как мы уже показали в нашем исследовании, определяет высокую степень выраженности психологической готовности к применению оружия сотрудниками правоохранительных органов. При возрастании значений программирования, планирования, моделирования, оценивания результатов зафиксировано снижение показателей ситуативной и личностной тревожности. Отмечено повышение показателей степени решительности при изменении стилевых особенностей саморегуляции. Таким образом, проведение тренинговых занятий с целью подготовки сотрудников милиции к применению и использованию оружия в процессе оперативно-служебной деятельности способствует выработке навыков саморегуляции психического состояния и снижению личностной и ситуативной тревожности. Анализ полученных экспериментальных исследований и эмпирических наблюдений позволяет осуществлять прогноз подготовленности действующих сотрудников милиции к правомерному применению и использованию огнестрельного оружия на основании показателей методик, использованных в нашем исследовании. Кроме того, получила подтверждение высокая эффективность проведения психологических тренингов для подготовки сотрудников милиции к действиям в ситуациях, связанных с применением и использованием огнестрельного оружия. В результате проведенных тренингов на высоком уровне значимости изменился ряд показателей тестов, измеряющих изученные нами качества. Полученные результаты имеют конкретное практическое значение для их применения в реальной диагностической практике психологов органов внутренних дел, демонстрируя эффективность применения диагностических методик для прогноза правомерности применения оружия и лучшей оценки сотрудником милиции своих возможностей. Также они открывают возможности для дальнейших исследований в этом направлении, в частности для более глубокого изучения индивидуально-психологических особенностей личности, их психологической коррекции.

——————————————————————