Психологические особенности совместной деятельности групп специального назначения, опосредующие специфику межличностных отношений в них

(Семенов Р. С.) («Юридическая психология», 2009, N 2)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУПП СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ, ОПОСРЕДУЮЩИЕ СПЕЦИФИКУ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В НИХ

Р. С. СЕМЕНОВ

Семенов Р. С., адъюнкт факультета психологии вуза России.

Данная статья конкретизирует понятие «совместная деятельность», определяет ее сущность, ее составляющие признаки относительно групп специального назначения, раскрывает взаимосвязь взаимоотношений в группах специального назначения с особенностями их профессиональной совместной деятельности. Прошедший XX в. актуализировал в глобальном масштабе такие проблемы, угрожающие человечеству, как терроризм, межрелигиозные и межнациональные локальные конфликты и войны, в которых первобытное, животное в человеке превозобладало в высшей степени над гуманными и социальными ценностями. Методы борьбы с противником, применяемые сторонами, становятся все более изощренными, расчетливыми, аморальными и бесчеловечными. Среди них можно выделить: захват заложников (г. Буденновск, 1995 год; г. Кизляр, 1996 год; г. Москва, 2002 год; г. Беслан, 2004 год и др.), этнические чистки (Югославия, Грузия и Южная Осетия, Нагорный Карабах, Ошские события и др.), захват людей в рабство, для выкупа, минирование и подрывы гражданских объектов и мест массового скопления людей (подрывы с помощью шахидов), убийство представителей законной власти, авторитетных религиозных деятелей и служителей, сотрудников органов правопорядка и государственной безопасности, что ведет к подрыву авторитета центральной и региональной власти в глазах своих граждан и на международной арене. В связи с такой складывающейся угрожающей ситуацией и при таких условиях появилась объективная необходимость формирования групп специального назначения, с помощью которых можно было бы решать сложные и специфические задачи — борьбы с терроризмом. Подразделения специального назначения сформированы в МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФССП России, ФСИИ России, ФСНК России и др. Замысел и цель создания этих групп едины для всех них — обеспечение безопасности и защиты, основных жизненно важных сфер и национальных интересов нашего государства и общества, конституционного строя, территориальной целостности и государственного суверенитета, а также жизни, здоровья и интересов личности и гражданина не только наших граждан, но и всех, кто пребывает на территории Российской Федерации. Мотив создания таких групп — решение специфических задач в рамках полномочий и сферы компетенции ведомства, которые по значимости, по степени угрозы, тяжести последствий и сложности не под силу разрешить коллективам групп неспецифического назначения (без особого подбора и системы подготовки кадров) в рамках этого же ведомства. Специфика деятельности таких групп такова, что выполнение ими поставленных задач невозможно, если их пытаться достичь лишь индивидуальным мастерством ее членов. Ситуации, в которых приходится действовать таким группам, требуют от них совместных действий всех ее членов, обязанности каждого расписаны до мелочей и действия рассчитаны поминутно, а иногда и посекундно. В связи с этим целесообразно будет рассмотреть понятие «совместная деятельность» более подробно. Изучение различных источников показывает, что совместная деятельность постоянно находится в сфере внимания отечественных и зарубежных исследователей. Причем в зависимости от мнения ученого, исследовавшего эту проблему, данная категория называлась групповой деятельностью, групповым взаимодействием, групповой активностью и т. д. В отечественной психологии первые большие исследования совместной деятельности начались в связи с развитием космонавтики, когда появилась необходимость комплектовать экипажи космических кораблей для длительных совместных действий в условиях, отличных от повседневных. Этот вопрос широко исследовали в 60-х годах XX в. Ф. Д. Горбов <1> и М. А. Новиков <2>, им же принадлежат и первые работы, посвященные совместной деятельности. ——————————— <1> См.: Горбов Ф. Д. Экспериментальная групповая психология // Проблемы инженерной психологии. Вып. 4. Л., 1966. <2> Новиков М. А. Психофизиологические и экопсихологические аспекты межличностного взаимодействия в автономных условиях // Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981. С. 67 — 98.

Примерно в это же время большие исследования, внесшие существенный вклад в проблему совместной деятельности, проводили коллективы ученых под руководством Б. Г. Ананьева <3> и Е. С. Кузьмина <4>, Н. В. Голубевой, Н. Н. Обозова <5>, А. А. Русалиновой, А. Л. Свенцицкого <6>. Исследователи изучали вопросы межличностных отношений и лидерства в трудовых коллективах, изучали отношение индивидов к труду и их удовлетворенность этим трудом. ——————————— <3> См., например: Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. 339 с. <4> См., например: Кузьмин Е. С., Волков И. П., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив. Л.: Лениздат, 1974. 164 с. <5> См., например: Обозов Н. Н. Модель регуляции совместной деятельности // Социальная психология: История. Теория. Эмпирические исследования. Л.: ЛГУ, 1979. С. 125 — 139. <6> Свенцицкий А. Л. Социально-психологические проблемы управления. Л.: ЛГУ, 1975. 120 с.

Необходимо отметить, что все эти исследования рассматривали лишь отдельные аспекты категории «совместная деятельность». Но, к сожалению, к этому моменту не было работ, представляющих совместную деятельность как целостную систему. Масштабное изучение этой проблемы проводилось лабораторией социальной психологии ИП АН СССР и ИП РАН под руководством А. Л. Журавлева <7>. В его трудах обосновывается научный статус проблемы, системный подход к изучению совместной деятельности. ——————————— <7> См., например: Журавлев А. Л. Некоторые итоги и перспективы социально-психологического исследования бригадной формы организации труда // Бригадная форма организации труда в разных видах трудовых коллективов (социально-психологические особенности). М.: ИП АН СССР, 1989. С. 159 — 166; Журавлев А. Л. Роль социально-психологических резервов в повышении эффективности трудовой деятельности коллектива // Социально-психологические резервы повышения эффективности деятельности трудового коллектива. М.: ИП АН СССР, 1989. С. 4 — 12; Журавлев А. Л. Принципы системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива // Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990. С. 144 — 131; Журавлев А. Л. Развитие концепции совместной деятельности в современной отечественной психологии // Совместная деятельность в условиях организационно-экономических изменений. М.: Институт психологии РАН, 1997. С. 7 — 15; Журавлев А. Л. Психология совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменений: Дис. … д-ра психол. наук. М., 1999. 162 с.

В зарубежной науке тоже изучалась совместная деятельность, но анализ теоретических работ позволяет отметить ряд существенных отличий. Так, например, совместная деятельность в зарубежной науке не рассматривается как система, изучению подвергаются лишь отдельные ее компоненты. В качестве причины этого, видимо, необходимо выделить то, что большинство зарубежных исследований продиктовано заказом прикладного характера. Еще одной особенностью стоит считать тот факт, что большинство экспериментов на Западе были проведены в лабораторных условиях, а не в естественных. Более подробно опыт работы зарубежных исследователей описан в трудах А. И. Донцова <8>, Г. М. Андреевой <9>, П. Н. Шихирева <10>. ——————————— <8> См., например: Донцов А. И., Емельянова Т. П. Концепция «социальных представлений» в современной французской психологии. М., 1987. <9> Андреева Г. М. Методологические проблемы развития социально-психологических исследований в США // Методологические проблемы социальной психологии. М., 2002. <10> См., например: Шихирев П. Н. Современная социальная психология в США. М., 1979; Шихирев П. Н. Современная социальная психология в Западной Европе. М., 1985.

Для того чтобы вести разговор о деятельности членов групп специального назначения как о совместной деятельности, имеет смысл посмотреть, как психологическая наука трактует признаки совместной деятельности. Большинство исследователей этой проблемы ссылаются на труды А. Л. Журавлева <11>. Основными признаками совместной деятельности, согласно мнению А. Л. Журавлева, являются наличие единой цели и общей мотивации, разделение деятельности на функционально связанные составляющие и распределение их между участниками, объединение индивидуальных деятельностей и согласованное их выполнение, наличие управления (включая самоуправление), общих конечных результатов, единое пространство и одновременность выполнения деятельности разными участниками <12>. ——————————— <11> См.: Журавлев А. Л. Психология совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменений: Дис. … д-ра психол. наук. М., 1999. 162 с. <12> Журавлев А. Л. Указ. соч. С. 59 — 62.

Очевидно, что совместная деятельность членов групп специального назначения обладает всеми этими признаками. Независимо от того, выполняет ли группа учебное или боевое задание, все индивиды объединены общей целью и общей мотивацией на достижение этой цели. Причем формирование общей мотивации является довольно значимым аспектом профессиональной подготовки групп специального назначения. Вместе с этим в группах специального назначения наблюдается и разделение деятельности на функционально связанные составляющие. Например, процесс штурма какого-либо объекта можно условно разделить на несколько составляющих: наблюдение, огневое прикрытие, непосредственный штурм, общее руководство операцией и т. д. <13>. В рамках этих составляющих все члены группы получают персональные (частные) задачи, выполнение которых направленно на достижение общей цели. Для получения необходимого результата соединение индивидуальных деятельностей в единое целое жизненно необходимо не только для общего успеха, но и для сохранения жизни и здоровья самих членов группы. ——————————— <13> Автор не ставит своей задачей досконально раскрыть тактику и стратегию специальных операций, поэтому в статье приводятся наиболее общие и абстрактные понятия.

Естественно, что вся совместная деятельность происходит в едином пространстве и строго согласована по времени. Командир группы осуществляет общее управление, незыблемость которого является одним из обязательных условий существования группы. Чтобы однозначно определиться по вопросу отнесения деятельности коллектива группы специального назначения к совместной или индивидуальной или какой-либо еще, одних признаков будет недостаточно. Необходимо выявить состав структуры именно совместности действий. А. Л. Журавлев в структуру совместной деятельности включает общую цель, частные совместные задачи, общий мотив, совместные действия и общий результат. Анализ деятельности групп специального назначения показывает, что задача, поставленная группе, является общей целью совместных действий. Командир распределяет каждому члену группы частные совместные задачи, исходя из его личной специализации и квалификации. Общий мотив всех членов группы направлен на достижение общей цели. Затем группа выполняет совместные действия и получает общий результат. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что деятельность членов групп специального назначения является совместной, потому что в ее структуре присутствуют все элементы, полностью соответствующие теоретической модели совместной деятельности, выявленной А. Л. Журавлевым. Стоит заметить, что ряд исследователей предпринимали попытки выделять основополагающие модели совместной деятельности в целом. Например, в трудах Л. И. Уманского можно найти следующую классификацию: совместно-индивидуальная модель, совместно-последовательная модель и совместно взаимодействующая модель <14>. ——————————— <14> Уманский Л. И. Поэтапное развитие группы как коллектива // Коллектив и личность. М.: Наука, 1975. С. 77 — 87.

Совместно-индивидуальная модель имеет место, когда у группы есть общая цель. Эта цель достигается путем трудового вклада каждого участника совместной деятельности, одновременно и независимо (группа уборщиков урожая, ткацкая бригада и др.). Для совместно-последовательной модели характерен общий желаемый результат, который группа получает через последовательные действия каждого субъекта совместной деятельности, причем каждый выполняет определенный лимит работы, добавляя и совершенствуя промежуточный результат предыдущего участника совместной деятельности (конвейерное производство или поточное). Совместно взаимодействующая модель характеризуется решением общей задачи сообща, путем прямого и одновременного взаимного участия и взаимодействия каждого субъекта деятельности со всеми остальными (различного рода спортивные команды, коллектив монтажников и др.) <15>. ——————————— <15> Там же.

Очевидно, что совместная деятельность группы специального назначения представляет собой совместно взаимодействующую модель. Причем представляется, что она является единственно возможной для решения таких специфических задач, какие выполняют группы специального назначения. Специфика общих целей диктует совместность действий коллектива групп специального назначения, без которой данных целей не достичь. Группа специального назначения должна функционировать как единый, отлаженный и тонкий механизм, не дающий сбоев, точно достигать запланированного результата, потому что малейшая неточность моментально ведет к большим жертвам и разрушениям. Из специфики проблем, стоящих перед такими группами, обусловливается специфика их деятельности, которая требует особого уровня коллективизма, идейности, отлаженности и совместности в действиях, высокого уровня доверия и взаимопонимания. В чем же заключается такая специфика? Ряд авторов выделяет обобщенный перечень показателей для особых (с повышенным уровнем опасности) и экстремальных видов совместной деятельности. К ним обычно относят наличие детерминанты или предпосылки опасной ситуации; появление отрицательных функциональных явлений (например, потеря реальности, пространства и времени, динамические рассогласования); повышенные нервно-психические затраты и энергетические потери; подключение для психической стабилизации организма дополнительных (резервных) возможностей. С помощью проведенного экспертного опроса среди ветеранов специальных подразделений органов государственной безопасности мы определили ряд стресс-факторов (особенностей), которые определяют специфику совместной деятельности этих групп: повышенная опасность для жизни и здоровья каждого сотрудника группы не только во время боевых операций, но и во время учебных занятий и тренировок (которые составляют по времени из всех проводимых мероприятий львиную долю); повышенная опасность для жизни и здоровья рядовых граждан как потребителей результатов деятельности таких групп; высокая динамика такой деятельности (где счет идет на доли секунд); постоянная боевая готовность каждого члена группы; высокая социальная значимость совместной деятельности групп специального назначения; высокое социальное ожидание от результатов такой совместной деятельности; повышенная ответственность за индивидуальные действия у каждого сотрудника; высокий и постоянный уровень физического и психического напряжения каждого сотрудника; высокая требовательность к себе, необходимость постоянного самосовершенствования, саморазвития. В комплексе данные стресс-факторы опосредуют не только совместную деятельность. Они формируют у каждого члена группы специального назначения индивидуально-личностное, особое отношение к окружающему его миру, отличное от отношения простого обывателя, участвующего в другом виде совместной деятельности. Такое отношение реализуется в ряде направлений: к исполняемой деятельности, к окружающей действительности, к другим людям, к самому себе. В результате проведенного экспертного опроса ветеранов групп специального назначения органов безопасности было определено, что доминирующее положение по своему влиянию на их совместную деятельность заняли три фактора — индивидуально-психологические качества, межличностные отношения и профессиональная подготовка членов группы. Помимо первостепенно выбранных в перечне, было еще семь факторов, предоставленных на выбор ветеранам спецподразделений органов государственной безопасности: экипировка группы, количественный состав группы, помощь взаимодействующих органов, характер выполняемых задач, патриотизм, материальная заинтересованность, ненависть к врагу. Кроме этого, из перечисленных факторов им было предоставлено право на свое усмотрение зафиксировать еще дополнительно, на их взгляд, значимые факторы. Для сравнения тот же самый опрос был проведен среди сотрудников пожарной охраны МЧС России и работников заведения общественного питания г. Москвы. Результаты его показали большую разницу по сравнению с данными, полученными в ходе опроса ветеранов группы специального назначения. Здесь предпочтение было отдано материальному обеспечению и личности вышестоящего начальника (озабоченность тем, удастся или не удастся им бить баклуши на работе). В соответствии с этим мы можем предположить, что специфика межличностных отношений в группах специального назначения дифференцируется в зависимости от того, относится объект отношения к членам группы или не относится. Разница эта заключается в особых требованиях к индивидуально-психологическим качествам оппонента. В межличностных отношениях с членами группы эти требования удовлетворены в большей мере, чем в отношениях с представителями других профессий с другой спецификой совместной деятельности. Требования эти устанавливаются не по прихоти и фантазии самих сотрудников группы специального назначения, а объективно задаются именно той самой спецификой и особенностями их сферы совместной деятельности, достигаемых целей и решаемых задач. В обоснование этих предположений приведем результаты опроса, проведенного среди ветеранов спецподразделения и работников пожарной охраны МЧС России г. Москвы. Членам обоих коллективов предлагалось выбрать качества личности, которые они бы хотели видеть у каждого члена группы в идеале в связи со спецификой совместной деятельности для установления их межличностных отношений. Результаты его показали, что из распределенных и предоставленных на выбор конституциональных факторов личности (A, B, C, D и др.) спецназовцами в первую очередь были выбраны: B (сообразительность или интеллект) и Q3 (самоконтролируемость), следующим по значимости стал фактор C (эмоциональная устойчивость или стабильность), затем G (высокая совестливость или ответственность) и H (смелость). В свою очередь, члены коллектива пожарной охраны во главу угла поставили факторы: A (открытость или общительность) и F (жизнерадостность), затем N (расчетливость), Q1 (радикализм во взглядах). В результате анализа данных опросов выяснилась радикальная разница во взглядах на набор необходимых индивидуально-психологических качеств у представителей трудовых коллективов с различной спецификой деятельности. Члены группы специального назначения выделили из 160 представленных им на выбор (без ограничения) ряд качеств, необходимых сотруднику подразделения специального назначения: ответственность, сообразительность, эмоциональная устойчивость, высокая волевая регуляция, выдержанность, изобретательность, высокий уровень самоконтроля, трезвость мышления, хладнокровность, находчивость, невозмутимость в любой ситуации, быстрообучаемость и ряд других качеств. Работники пожарной охраны из того же перечня качеств выбрали кардинально противоположные качества: открытость, теплосердечность, гибкость в общении, эмоциональность, добродушность, компромиссность, беспечность, воодушевленность, обходительность, искренность, сентиментальность, либеральность, свободу мышления, терпимость к противоречиям и неясностям, благодушность и другие. Опрос, проведенный в одной из реально действующих боевых групп специального назначения, показал, что, по мнению сотрудников, межличностные отношения оказывают большое влияние на совместные действия членов группы. Этого мнения придерживаются 92% опрошенных. Кроме этого, 87% респондентов сделали вывод, что межличностные отношения в их группе не оптимальны и требуют оптимизации, что повысит эффективность их деятельности. Таким образом, мы можем сделать ряд выводов: — деятельность коллективов групп специального назначения является совместной, потому что структура ее деятельности содержит все основные необходимые составляющие совместности; — совместная деятельность групп специального назначения имеет свою специфику, которая заключается в целом комплексе стресс-факторов; — стресс-факторы влияют на взгляд и отношение каждого члена группы специального назначения к миру, к отдельным предметам и явлениям в нем, к самому себе, к своим коллегам и к другим людям, не относящимся к профессии спецназовца; — одним из важных условий существования группы специального назначения являются межличностные отношения между членами этой группы; — специфика системы межличностных отношений группы специального назначения в связи со спецификой задач заключается в выдвижении определенных требований к индивидуально-психологическим качествам партнеров по профессиональной деятельности; — для любого индивида, вне зависимости от сферы деятельности, первоочередным в жизни является профессиональная деятельность. Следовательно, отношения членов группы специального назначения друг к другу в общем коллективе будут устанавливаться через призму наличия у них набора эталонных качеств, соответствующих их общей профессии, причем с представителями других профессий межличностные отношения сотрудников спецподразделений будут строиться без включения требований к набору индивидуально-психологических качеств.

——————————————————————