Меры противодействия проявлению экстремизма в России: постановка проблемы

(Ещенко С. А.)

(«Общество и право», 2009, N 2)

МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРОЯВЛЕНИЮ ЭКСТРЕМИЗМА В РОССИИ:

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

С. А. ЕЩЕНКО

Ещенко Сергей Александрович, соискатель кафедры теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России.

С каждым годом увеличивается срок достижения человеком социальной зрелости, именно этот период жизни представляет наибольшую опасность в плане перехода к экстремистскому способу мышления и действия. В начале XX в. именно из не нашедших себе применения в «мире взрослых» молодых людей формировали армию террористов социалисты-революционеры (Каляев, Балмашов, Спиридонова и др.).

И сегодня молодому человеку зачастую нечего терять, потому они легко идут громить витрины и поджигать автомобили, участвовать в многочисленных столкновениях на спортивных мероприятиях.

Как и в начале XX в., в начале XXI в. государство не относится с должным вниманием к проблемам молодых людей, что фактически толкает их на путь асоциальной активности. Для молодежи чрезвычайно важным является фактор востребованности в обществе, в чем помочь в современных условиях может только государство. При отсутствии этой помощи следует рост молодежной преступности, уход значительной части молодых людей в контркультуру.

Не сама по себе молодежь склонна к экстремистским действиям, а общество толкает ее на этот путь, так как в любой ситуации на первом месте в ряду потребностей человека стоит приемлемое материальное обеспечение, в случае невозможности его достижения общественно одобряемым, законным путем его достигают любыми другими путями, то есть незаконными, экстремистскими.

Не стоит забывать также о психологических особенностях молодых людей — ввиду недостаточного жизненного опыта их гораздо легче увлечь на различные авантюрные предприятия.

Основными принципами, на основании которых осуществляется противодействие проявлениям экстремизма, являются:

законность — строгое соблюдение в процессе реализации мер противодействия требований Конституции РФ, ратифицированных Россией международных договоров и соглашений, федеральных конституционных, федеральных законов и подзаконных нормативных актов;

комплексность — объединение усилий основных субъектов предупредительной деятельности в противодействии проявлениям экстремизма;

оптимальность — достижение при наименьших материальных, финансовых, ресурсных затратах наибольших результатов в деятельности по противодействию экстремизму;

оперативность — осуществление предупредительных мер, адекватных криминологической ситуации.

Мы полагаем, что противодействие проявлениям экстремизма следует рассматривать в широком и узком смысле.

В широком смысле это система преодоления всех объективных и субъективных предпосылок возникновения проявлений экстремизма, реализуемая путем целенаправленной деятельности всех институтов общества по устранению, уменьшению и нейтрализации факторов, определяющих существование экстремизма и совершение преступлений.

В узком смысле это деятельность, направленная на недопущение проявлений экстремизма путем выявления и устранения причин преступлений, условий, способствующих их совершению, оказания предупредительного воздействия на лиц с противоправным поведением.

Анализ российского и международного опыта приводит к выводу, что основными направлениями деятельности в сфере противодействия проявлениям экстремизма являются:

противодействие криминогенным процессам в обществе, возникающим на почве экстремизма, профилактика правонарушений экстремистской направленности;

выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению правонарушений экстремистской направленности, принятие мер по их устранению;

установление и пресечение фактов приготовления и покушения на преступление, совершаемых на почве экстремизма, а также принятие к лицам, их совершившим, мер в соответствии с законодательством Российской Федерации;

установление лиц, противоправные действия которых не содержат признаков преступления экстремистской направленности, но дают основания для принятия к ним мер профилактического воздействия;

привлечение к работе по противодействию проявлениям экстремизма общественных организаций и отдельных граждан.

Отечественный закон «О противодействии экстремистской деятельности» представляет собой попытку копирования западного опыта правового противодействия экстремизму, это политический инструмент, который направлен на решение каких угодно задач, но никоим образом не на противодействие экстремизму.

Как показывает практика, правовые акты мало способствуют минимизации экстремистской активности в обществе как на Западе, так и в России, так же, как никакой, даже самый лучший уголовный кодекс не может сам по себе снизить уровень преступности. Для успешного противодействия массовому насилию в социальной жизни необходимо устранить его первопричину, а таковой является неустойчивое экономическое положение масс.

Наиболее эффективными мерами по противодействию массовому экстремистскому насилию, таким образом, являются меры:

1. Финансового характера, осуществляемые государством, как-то: доступный кредит, выгодная ипотека.

Они также помогают укреплению стабильности в обществе, так как у людей появляется, что терять в случае социальных катаклизмов.

2. Второй по значимости фактор, определяющий эффективность противодействия насилию — востребованность людей, наличие у них ясных жизненных перспектив.

3. В современном обществе без участия государства благоприятной ситуации в этом аспекте также достичь невозможно. Наиболее важны ясные перспективы для молодых людей. Здесь наиболее удачным путем видится создание массовой организации молодежи под руководством государства, с помощью которой можно было бы воспитывать нужные обществу ценностные установки, занимать свободное время молодых людей полезной деятельностью, готовить к жизни и работе в «мире взрослых».

Невостребованность и незанятость являются как раз важнейшим фактором, порождающим экстремистские действия масс в современном российском обществе. Причем прямое насилие сегодня уже не самое опасное асоциальное явление. Куда больше вреда для общества приносят пассивные проявления экстремизма, такие как алкоголизм и наркомания, именно они имеют сегодня наиболее широкое распространение.

4. Прямо способствует росту экстремистских настроений в обществе деятельность отечественных СМИ: вместо объективной и качественной подачи информации они посредством программ различного содержания и направленности пропагандируют насилие, ненависть, безразличие к ближнему и прочие контркультурные ценности.

Для пресечения такой деятельности необходим закон о СМИ, предполагающий ответственность за подачу необъективной информации, вводящий запрет на трансляцию и печать определенного типа материалов. Такие законы существуют на Западе, и видится полезным в данном случае скопировать европейский опыт.

5. В системе мер борьбы с экстремизмом предупреждение этих мер имеет приоритет перед уголовным наказанием, которое касается лишь ограниченного числа преступлений экстремистской направленности и применяется после того, как преступление совершено и его уже нельзя предотвратить. В то же время профилактика направлена на противодействие экстремизму, недопущение его независимо от того, уголовно или административно наказуемо данное деяние, обеспечивая тем самым общественный порядок, безопасность людей, защиту их от экстремистских посягательств.

6. Эффективность борьбы против религиозно-политического экстремизма в нашей стране во многом зависит от того, насколько последовательно и строго выполняются требования закона:

запрещающего пропаганду и агитацию, возбуждающие национальную и религиозную ненависть и вражду;

запрещающего создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни;

запрещающего создание и деятельность общественных объединений, цели и деятельность которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований;

считающего недопустимым установление какой-либо религии в качестве государственной;

устанавливающего равенство религиозных объединений перед законом.

Осуществление на деле конституционных норм об отделении религиозных объединений от государства и их равенстве перед законом дает возможность религиозным меньшинствам чувствовать себя защищенными от произвола чиновников, придает им уверенность в цивилизованном отношении к себе и со стороны других конфессиональных общностей в будущем.

Попытки государства ограничить проявления насилия в социальной жизни крайне противоречивы, в силу этого их реальная эффективность незначительна. Причины этих недостатков кроются в отсутствии рационального законодательства, в политической жизни общества, системе социальных отношений, когда политические субъекты зачастую реализуют не столько общезначимые, сколько частные или корпоративные интересы.

7. Противодействие экстремизму предполагает постоянный мониторинг этого негативного социального явления (изучение состояния, структуры и динамики), анализ причин и условий, способствующих совершению этих преступлений, и разработку мер профилактики, а также изучение свойств личности преступников и потерпевших.

Думается, для того, чтобы задача борьбы против экстремизма была успешно решена, необходим целый ряд комплексных мер, предусматривающих проведение эффективной социальной политики, формирование продуманной системы политического воспитания граждан, особенно молодежи, создание социально направленной правовой системы.

Необходимость проведения подобной политики в России совершенно очевидна, так как сегодня существуют угрозы насилия как со стороны власти, так и со стороны населения.

——————————————————————