К вопросу о понятии экстремизма

(Ревина В. В.) («Российский следователь», 2009, N 13)

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ ЭКСТРЕМИЗМА

В. В. РЕВИНА

В статье рассматриваются различные точки зрения на экстремизм, его социальную и правовую природу, освещаются наиболее распространенные виды экстремизма, его существенные признаки.

В отечественной политической и научной литературе термин «экстремизм» раскрывается в различных аспектах, но комплексного междисциплинарного подхода к определению этого многогранного явления не существует, что затрудняет понимание его сущности, не дает возможности выработать не только направления совершенствования общественных отношений, но и исследовать тот методологический инструментарий, который способен цивилизованно анализировать данные отношения. В настоящее время существуют различные мнения ученых о понятии и сущности экстремизма, его проявлениях, видах и формах. Например, экстремизм связывают с фундаментализмом и радикализмом <1>. ——————————— <1> См.: Левшуков Р. А. Религиозный экстремизм в Карачаево-Черкесской Республике // Ислам и политика на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону, 2001; Малышева Д. Б. Религиозный фактор в вооруженных конфликтах современности: развивающиеся страны Азии и Африки в 70 — 80-е годы. М., 1991; Суслова Е. С. Религия и проблемы национальной безопасности на Северном Кавказе: Дис. … канд. филос. наук. М., 2004; и др.

Другие авторы рассматривают экстремизм как своеобразный способ разрешения социальных противоречий, сложившихся в тех или иных сферах общественной жизни <2>, или как совокупность крайних форм политической борьбы <3>. ——————————— <2> См.: Воронов И. В. Основы политико-правового ограничения социально-политического экстремизма как угрозы национальной безопасности Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. полит. наук. Ростов-на-Дону, 2000. С. 14. <3> См.: Екимов С. О. Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник / Под ред. В. П. Сальникова. М., 2005. С. 474.

Приведенные выше определения раскрывают сущность экстремизма исключительно как политического феномена, но не раскрывают правовой природы данного явления. В то же время, учитывая, что в рассмотренных определениях заложена конфликтогенность данного явления, его определение должно содержать характеристики противоправного характера экстремистских деяний. Первым примером международного закрепления дефиниции «экстремизм» стала Шанхайская конвенция от 15 июня 2001 г. «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом». В ней как экстремизм расценивается «какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них» <4>. ——————————— <4> Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом // Московский журнал международного права. 2001. N 4. С. 234.

В отечественном нормотворчестве законодательное определение «экстремизма» проходило неоднозначно. Так, в Уголовном кодексе РСФСР, принятом 2-й сессией ВЦИК XII созыва, введенного в действие Постановлением ВЦИК 22 ноября 1926 г., понятие экстремизма отсутствует. Нет его и в УК РСФСР 1961 г., как не было и законов, посвященных противодействию экстремизму. В условиях преобразований, произошедших в Российской Федерации, правовое понимание термина «экстремизм» в большей степени сводилось к его проявлению в религиозной сфере, подтверждением чему могут служить утвержденный 5 ноября 1998 г. Президентом Российской Федерации «Комплексный план мероприятий по противодействию исламскому экстремизму», «Перечень первоочередных мероприятий по противодействию исламскому экстремизму и предотвращению распространения радикальных исламских течений на территории Российской Федерации в 1998 — 2000 гг.», решение Совета Безопасности РФ «О дополнительных мерах по пресечению антиконституционной деятельности исламских экстремистских организаций в Российской Федерации» <5>. ——————————— <5> Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 36. Ст. 3577.

Вместе с тем в утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. Концепции национальной безопасности Российской Федерации особо подчеркивается, что во внутриполитической сфере России приоритеты состоят в «сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий, — социальных межэтнических и религиозных конфликтов». В то же время, несмотря на несомненный рост экстремизма, законы, которые могли бы стать правовой основой для понимания экстремизма и борьбы с ним, на федеральном уровне не вырабатывались. Это затрудняло правовую оценку экстремистских проявлений, снижало эффективность применяемых государством мер по защите прав и законных интересов личности, общества, государства. Важным событием в формулировании понятия «экстремизм» стало принятие 27 июня 2002 г. Государственной Думой РФ Федерального закона N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» <6>. Следует отметить, что данный Закон уже был изменен Федеральными законами от 27 июля 2006 г. N 148-ФЗ и N 153-ФЗ, от 10 мая 2007 г. N 71-ФЗ, от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ, от 29 апреля 2008 г. N 54-ФЗ. Причем эти изменения коснулись в основном понятия экстремизма, и в настоящее время оно выглядит следующим образом: ——————————— <6> Российская газета. 2002. 30 июля.

«экстремистская деятельность (экстремизм): — насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; — публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; — возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; — пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; — нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; — воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения; — воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения; — совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации; — пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; — публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; — публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением; — организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; — финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг (п. 1 в ред. Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ)». Таким образом, в Федеральном законе отождествляются понятия «экстремистская деятельность» и «экстремизм». Понятия, предлагаемые некоторыми авторами, также содержат указание на экстремизм именно как на деятельность. А. Г. Хлебушкин предлагает считать экстремизмом противоправную деятельность, осуществление которой причиняет или может причинить существенный вред основам конституционного строя или конституционным основам межличностных отношений <7>. ——————————— <7> См.: Хлебушкин А. Г. Экстремизм: уголовно-правовой и уголовно-политический анализ: Монография / Отв. ред. Н. А. Лопашенко. Саратов: Саратовский юридический институт МВД России, 2007. С. 27.

По мнению А. Ф. Истомина и Д. А. Лопаткина, экстремизм — это деятельность объединений и организаций, должностных лиц и граждан, основанная на приверженности крайним взглядам, сопровождающаяся публичными насильственными и (или) противоправными действиями, которые направлены на умаление и отрицание конституционных принципов, прав и свобод человека, общества и государства <8>. ——————————— <8> См.: Истомин А. Ф., Лопаткин Д. А. К вопросу об экстремизме. URL: http://www. spbpravo. ru/articles. php.

Таким образом, под экстремизмом в настоящее время следует понимать именно определенную деятельность. Последняя, как указывает А. Н. Леонтьев, есть некий процесс, складывающийся из совокупности действий и операций <9>. Однако экстремизм имеет идеологическую основу — отрицание всякого инакомыслия, попытка жестко утвердить свою систему взглядов, навязать ее любой ценой оппонентам и колеблющимся <10>. ——————————— <9> Цит. по: Коган М. С. Человеческая деятельность. М., 1974. С. 34. <10> См.: Афанасьев Н. Н. Идеология терроризма (ч. 2) // Социально-гуманитарные знания. 2002. N 1. С. 234.

Неразрывная связь теории (идеологии) и практики экстремизма нашла выражение в определении экстремизма, данном В. А. Пономаренковым и М. А. Яворским: это «насильственные и (или) противоправные деяния, совершаемые по мотивам религиозной, расовой, половой и иной социальной неприязни, а также призывы к таковым деяниям» <11>. ——————————— <11> Пономаренков В. А., Яворский М. А. Сущностная характеристика современного экстремизма // Юридический мир. 2008. N 2. С. 42.

Ю. Е. Пудовочкин и Р. М. Узденов, рассматривая понятие экстремизма, предлагают следующее его определение: «Экстремизм — это совершение преступлений в соответствии с определенной системой взглядов, воззрений, убеждений, возведенных в культ, с целью достижения определенного результата, предусмотренного этой системой взглядов, в какой-либо области общественных отношений, существующий порядок в которой отрицается экстремистами» <12>. ——————————— <12> Пудовочкин Ю. Е., Узденков Р. М. Теоретические конструкции определения экстремизма: проблемы и перспективы // Криминологический журнал. 2005. N 2 (8). С. 87.

Полагаем, что указанное определение не достаточно полное. Так, исходя из смысла ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» экстремизм может проявляться в двух формах: в форме административного правонарушения и в форме преступления. При этом стоит отметить, что в большей массе экстремистские деяния преследуются в уголовно-правовом порядке. Административная ответственность предусмотрена лишь за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики и символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения <13>. Тем не менее экстремизм нельзя отождествлять только с совершением преступлений. ——————————— <13> См.: ст. 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Анализ многочисленных определений экстремизма позволил выделить основные критерии, позволяющие раскрыть содержание экстремизма: противоправность деяний, их мотивацию и насилие. Большинство авторов одним из главных признаков экстремизма считают насилие. Насилие определяется как физическое или психическое воздействие одного человека на другого, нарушающее гарантированное Конституцией России право граждан на личную неприкосновенность (в физическом и духовном смысле) <14>. Изначально даже в проекте Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» указывалось, что под экстремизмом понимаются действия, сопряженные с насилием либо совершением иных противоправных действий <15>. ——————————— <14> См.: Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева и др. М., 1998. С. 397. <15> См.: Михайлов В. Правовое обеспечение противодействия экстремизму // Российская юстиция. 2002. N 7. С. 9.

Однако мы согласимся с мнением А. Г. Хлебушкина о том, что деяния можно считать экстремизмом в силу того, что они причиняют вред определенным общественным отношениям, социально значимым благам и интересам, и при этом далеко не всегда имеет значение, каким образом — насильственным или иным — это осуществляется <16>. Например, разжигание национальной вражды путем публикации определенных материалов в средствах массовой информации, пропаганда исключительности, превосходства или неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или иной принадлежности не вписываются в насильственное понимание экстремизма. ——————————— <16> См.: Хлебушкин А. Г. Указ. соч. С. 14.

Таким образом, стоит признать, что насилие не является обязательным критерием отнесения тех или иных действий к экстремизму. Поэтому можно говорить как о насильственном, так и о ненасильственном экстремизме как формах его выражения. В то же время при определении наличия или отсутствия признаков экстремизма необходимо учитывать такой критерий, как противоправность, которая означает, что данная деятельность запрещена законом именно как экстремистская и лицо, ее осуществляющее, тем самым нарушает правовой запрет, вследствие чего должно нести, как отмечалось ранее, уголовную или административную ответственность. Мотив какого-либо поступка (в том числе и преступного) — это его внутренняя причина <17>, то, что побуждает человека к деятельности, ради чего эта деятельность совершается <18>. Мотивация является важным критерием отнесения тех или иных деяний к экстремизму. С. Н. Поминов отмечает, что «именно мотивы и цели превращают любое преступное деяние в экстремистское» <19>. Согласно ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» экстремизм образуют, в частности, совершение преступлений по мотивам, указанным в п. «е» ч. 1 ст. 63 Уголовного кодекса Российской Федерации, а именно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. ——————————— <17> См.: Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева и др. М., 1998. С. 381. <18> См.: Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1998. С. 764. <19> Поминов С. Н. Организация деятельности органов внутренних дел в сфере противодействия проявлениям религиозного экстремизма: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. С. 22.

В литературе высказано мнение, что в ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» «говорится не о признаках, а о видах экстремизма. Вопрос о признаках, определяющих правовое содержание экстремизма, Законом обойден» <20>. ——————————— <20> Ратинов А. Р., Кроз М. В., Ратинова Н. А. Ответственность за разжигание вражды и ненависти. Психолого-правовая характеристика. М., 2005. С. 38 — 39.

По мнению С. А. Воронцова, из приведенного в Законе определения можно вывести следующие признаки экстремизма: — наличие иной экзистенциальной идеи, чем та, которая реализуется в данном государстве и обществе; — нетерпимость к сторонникам иных политических, экономических, этнических, конфессиональных взглядов; — достижение экстремистских целей путем нарушения установленных правовых норм; — публичность и массовость распространения экстремистских взглядов; — идеологическое обоснование применения насилия по отношению к любым людям, не разделяющим убеждения экстремистов; — преобладание эмоциональных способов выражения экстремистских идей; — демонстративное игнорирование принятых в обществе нравственных правил и норм морали <21>. ——————————— <21> См.: Воронцов С. А. Понятие экстремизма и его сущностные признаки // Философия права. 2007. N 4. С. 70.

Таким образом, по мнению автора, в основе экстремизма лежит комплекс противоречий, возникающих между личностью, обществом и государством. А. Г. Хлебушкин считает, что ключевым признаком экстремизма является то, что он представляет угрозу прежде всего для основ конституционного строя и конституционных основ межличностных отношений и способен причинить им существенный вред. По его мнению, именно данный признак отражает основную общественную опасность экстремизма, его масштабную социальную вредность, суть которой в причинении вреда не интересам отдельных лиц, а более общим социальным ценностям. Исходя из этого автором предложено общее понятие экстремизма: «…экстремизм — это противоправная деятельность, осуществление которой причиняет или может причинить существенный вред основам конституционного строя или конституционным основам межличностных отношений» <22>. ——————————— <22> Хлебушкин А. Г. Указ. соч. С. 20, 27.

Однако, на наш взгляд, обозначенный А. Г. Хлебушкиным признак не является единственным, определяющим сущность экстремизма. В Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» указано, что в нем определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление «в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации». Таким образом, к экстремистской следует относить противоправную деятельность, осуществление которой нарушает права и свободы человека и гражданина либо причиняет или может причинить существенный вред основам конституционного строя или конституционным основам межличностных отношений. Проявления экстремизма разнообразны. Как отмечал В. В. Устинов, классификация экстремизма не может быть единственной, окончательной и носить абсолютный характер, поскольку это явление многогранное и соответствующая классификация предполагает большое количество критериев (по целям, способам проявлений, источникам финансирования и составу участников экстремистских организаций и т. д.). Кроме этого, экстремизм динамичен, и на его сущность может влиять национальный признак <23>. ——————————— <23> См.: Устинов В. В. Экстремизм и терроризм (проблемы разграничения и классификации) // Российская юстиция. 2002. N 5. С. 34 — 36.

В отечественной научно-исследовательской литературе нет единого мнения о видах и формах экстремизма. Например, Б. К. Мартыненко и Р. Тамаев указывают на то, что существуют три основные формы экстремизма: политический, национальный, религиозный <24>. Н. В. Волков наряду с указанными формами выделяет этнический экстремизм <25>. Однако В. А. Пономаренков и М. А. Яворский считают, что «здесь налицо подмена категорий «форма» и «вид» <26>. ——————————— <24> См.: Мартыненко Б. К. Политический терроризм: понятие, признаки, классификация // Северо-Кавказский юридический вестник. 1999. N 7. С. 66 — 74; Тамаев Р. Борьба с экстремизмом: необходимо международное сотрудничество // Законность. 2007. N 6. С. 57. <25> См.: Волков Н. В. Экстремизм как крайняя форма сепаратизма: проблема определения социально-правовой сущности феномена // История государства и права. 2006. N 9. С. 5. <26> Пономаренков В. А., Яворский М. А. Сущностная характеристика современного экстремизма // Юридический мир. 2008. N 2. С. 42.

Национальный экстремизм выступает под лозунгами защиты «своего народа», его экономических интересов, культурных ценностей, национального языка и т. д., как правило, в ущерб представителям других национальностей, проживающих на этой территории. При этом, как отмечает С. Н. Фридинский, националистические экстремистские идеи разделяются далеко не всеми представителями этого же народа, что проявляется в различных регионах, в том числе и на Северном Кавказе <27>. ——————————— <27> См.: Фридинский С. Н. Экстремизм: понятие, виды, формы проявления и основные направления борьбы с данным явлением // Юристъ-Правоведъ. 2006. N 4(19). С. 45.

Обычно конечной целью националистов является создание самостоятельного независимого государственного образования, в котором они претендуют на политическую власть. На протяжении последних 20 — 25 лет мировое сообщество постоянно сталкивается с таким широкомасштабным, разнообразным по формам и способам действий явлением, как религиозный экстремизм. Под религиозным экстремизмом понимают нетерпимость по отношению к инакомыслящим представителям той же или других религий. Религиозный экстремизм находит свои проявления во всех крупных религиях: исламе, индуизме и отчасти в буддизме. Характерно, как отмечает С. Н. Фридинский, что в современных условиях его проповедниками выступают по большей части представители каких-либо сект, в своей идеологии достаточно далеко ушедших от традиционно религиозных догматов <28>. ——————————— <28> См.: Там же.

Религиозный экстремизм предопределяется идеологическими (религиозными) установками на создание независимого теократического государства или же территориальной автономии по конфессиональному принципу (например, исламское движение «Братья-мусульмане» в странах Ближнего Востока, религиозная секта «Аум Синрике» в Японии, протестантская «Ультра» в Северной Ирландии и пр.). В последние годы в Российской Федерации значительно актуализировалась проблема исламского экстремизма. Связано это как с внутренними факторами, породившими политическую нестабильность и сепаратистские тенденции в регионах, где ислам традиционно является доминирующей религией (юридическая суверенизация национальных субъектов Федерации, экономическая нестабильность, проблема занятости, резкое падение уровня жизни, идеологический вакуум и т. д.), так и с внешним воздействием со стороны государств и организаций, заинтересованных в дестабилизации политической ситуации на территории всей России и в отдельных ее регионах <29>. ——————————— <29> См.: Волков Н. В. Экстремизм как крайняя форма сепаратизма: проблема определения социально-правовой сущности феномена // История государства и права. 2006. N 9. С. 5.

Исламский экстремизм редко проявляется в чистом виде. Обычно он действует в содружестве с национализмом, сепаратизмом и социальным популизмом, играя главную роль как наиболее яростная боевая сила, способная консолидировать на общей платформе, освятить неправедное дело авторитетом великой религии, отсюда его особая ценность в альянсах, нацеленных на внутреннюю дестабилизацию и международные конфликты <30>. ——————————— <30> См.: Фридинский С. Н. Религиозный экстремизм как идеология, используемая при совершении преступлений экстремистской направленности // Российский следователь. 2008. N 12. С. 25.

Национальный экстремизм почти всегда несет в себе элементы политического экстремизма и достаточно часто — религиозного. В свою очередь, политический экстремизм, как правило, имеет в своей основе если не чисто религиозную идею, то псевдорелигиозную. Таким образом, можно сделать вывод, что любое экстремистское движение включает в себя различные элементы, но эти элементы взаимно влияют друг на друга, в каждой конкретной ситуации проявляются сильнее или слабее. В Чечне, например, имели место и религиозный экстремизм, выступающий под видом модернизированной сектантской ваххабитской идеологии; и политический экстремизм, направленный на создание собственных административных структур, опирающихся в первую очередь на прямые насильственные действия; и националистический экстремизм, утверждающий превосходство вайнахского народа над другими. Все они неразрывно связаны между собой <31>. ——————————— <31> См.: Фридинский С. Н. Экстремизм: понятие, виды, формы проявления и основные направления борьбы с данным явлением. С. 45.

Б. А. Мыльников, кроме рассмотренных, выделяет международный, государственный, идеологический, общеуголовный, криминальный, экономический виды экстремизма <32>, А. Г. Хлебушкин — преступный экстремизм, «представляющий собой комплекс деяний из числа альтернативно указанных в ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», за осуществление которых установлена уголовная ответственность» <33>. ——————————— <32> См.: Мыльников Б. А. Противодействие преступлениям экстремистской направленности: криминологический и уголовно-правовой аспекты. М., 2005. С. 11 — 12. <33> Хлебушкин А. Г. Указ. соч. С. 30.

Таким образом, следует отметить, что в силу сложности и противоречивости природы феномена экстремизма проблема его понимания чрезвычайно сложна для разрешения. Заслуживает внимания высказывание В. Третьякова, который указал следующие ее причины: «Во-первых, все теоретики борьбы с экстремизмом крайне тенденциозны и идеологически зашорены, а потому постоянно прибегают к двойным стандартам. Во-вторых, даже с помощью этого метода они не могут предложить сколько-нибудь убедительной трактовки понятия «экстремизм», а главное — универсальной системы признаков экстремизма, позволяющих квалифицировать его как уголовное преступление и тем самым поставить в ряд других уголовно наказуемых деяний. В-третьих, это относится уже не к идеологически ангажированным, а к добросовестным попыткам разгадать тайну экстремизма. Как только экстремизм начинают детально квалифицировать, он сразу же исчезает, превращаясь то в брутальное инакомыслие, то в собственно уголовное преступление — чаще всего либо в терроризм, либо в обычное насилие над личностью или в такое неопределенное (хоть и содержащееся в Уголовном кодексе) деяние, как «возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды» <34>. ——————————— <34> Третьяков В. Загадка экстремизма // Российская газета. 2002. 15 июня.

В правовом смысле вне конкретных запретов понять суть экстремизма невозможно — он определен именно в них. Роль Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», как отмечает А. Г. Хлебушкин, заключается в обобщении некоторых правовых запретов, обусловленном необходимостью законодательного закрепления новой комплексной формы общественно опасного поведения, получившего название «экстремизм» <35>. Таким образом, экстремизм может проявляться в двух формах: в форме административного правонарушения и в форме преступления. ——————————— <35> См.: Хлебушкин А. Г. Указ. соч. С. 30.

Ведущая роль уголовно-правового обеспечения противодействия экстремизму среди иных правовых средств обусловила придание особого значения выделению преступлений экстремистской направленности. Их общественная опасность характеризуется способностью причинить существенный вред таким важным объектам правовой охраны, как основы конституционного строя и конституционные основы межличностных отношений. При этом признак противоправности преступлений экстремистской направленности носит двойственный характер — их содержание предусмотрено нормами УК РФ и Федерального закона N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

——————————————————————