Профилактика преступлений и правонарушений: координация и прокурорский надзор

(Зайцев С. П.)

(«Законность», 2009, N 8)

ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ:

КООРДИНАЦИЯ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

С. П. ЗАЙЦЕВ

Зайцев Сергей Петрович, прокурор Санкт-Петербурга.

Начиная с 2004 г. оперативная обстановка в Санкт-Петербурге неизменно ухудшалась. Всплеск преступности пришелся на 2005 г., когда ее прирост составил 41%. При этом раскрываемость, без того низкая, упала с 39% (в 2003 г.) до 24%. Особую тревогу вызывал рост преступлений имущественной направленности: количество разбоев увеличилось на 36% (4507), краж — на 45% (45971), а грабежей — на 72% (18497). Прирост преступлений, совершенных в общественных местах и на улицах города, составил 71%, а их удельный вес почти половину от всех совершенных.

В этой непростой ситуации были предприняты дополнительные меры по усилению надзора и ведомственного контроля, повышению уровня координации и взаимодействия.

Поскольку подавляющее большинство имущественных преступлений совершается наркозависимыми лицами, необходимо было пересмотреть позиции и в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков (НОН).

Рассмотрев проблемы на расширенном координационном совещании и поставив задачу выстраивания системной работы, прокуратура Санкт-Петербурга сама и возглавила этот процесс. В кратчайшие сроки были обозначены ответственные ведомства, очерчены границы их влияния, выработаны формы взаимодействия и контроля. На имя губернатора города была направлена развернутая информация, с учетом которой правительством утвержден план по стабилизации обстановки, районными администрациями приняты соответствующие программы; создана межведомственная комиссия по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге и аналогичные комиссии при районных администрациях.

Выполнение принятых решений прокуратурой города было взято под жесткий контроль. Проверки правоохранительных и властных структур стали обычным делом. Недостатки оперативно рассматривались на совещаниях и коллегиях, к участию в которых привлекались представители власти.

Было непросто. Отсутствие навыков приводило порой к нежеланию работать, порождало неверие и формализм. Приходилось учиться самим и учить других.

В целях повышения эффективности надзора был принят ряд организационно-распорядительных документов, в том числе регламентирующих и деятельность самих прокуроров, созданы постоянно действующие рабочие и мобильные группы, в том числе и межведомственные.

Повысился спрос за бездействие, в первую очередь с прокуроров как координаторов этой объемной и многообразной деятельности. Проводилась паспортизация жилого сектора, принимались меры к улучшению освещенности улиц и дворовых территорий, оснащению их камерами видеообзора, средствами связи «гражданин-милиция». Под контролем районных прокуроров выявлялись наиболее криминогенные места и принимались меры по их оздоровлению. К работе были подключены не только начальники РУВД, но и главы администраций. При этом в обязательном порядке рассматривались вопросы патрулирования указанных территорий, в том числе с привлечением сил общественных формирований, были установлены стационарные посты милиции.

Благодаря работе такого поста на Сенной площади в короткий срок было достигнуто снижение уровня преступных проявлений почти в 3 раза. После создания «зоны безопасности» в Александровском парке количество совершенных там преступлений снизилось более чем на 60%, почти на 20% увеличилась их раскрываемость.

В прошлом году на расширенном координационном совещании с участием правительства, глав, прокуроров и начальников РУВД нами был инициирован вопрос создания аналогичных зон повсеместно: в парках, садах и скверах, а также на территориях, прилегающих к метрополитену и вблизи крупных торговых центров. Работа началась, и в городе уже функционируют 12 таких зон. Вопрос взят на контроль прокуратуры и правительства города. Более того, при поддержке губернатора города увеличена и штатная численность сотрудников ППСМ.

Повышенное внимание также уделялось работе МОБ, профилактике подростковой и бытовой преступности, возрождению работы с населением. Силами правительства города отремонтированы и восстановлены все участковые пункты милиции, впервые введены должности школьных инспекторов.

Так появились очертания системы профилактики, но не хватало правовой базы. Прокуратура взяла на себя и этот вопрос. В сжатые сроки проект закона о профилактике преступлений в Санкт-Петербурге был разработан, а затем и принят.

Уже в 2006 г. рост преступности составил 3%, а в 2007 г. ситуацию удалось переломить — зафиксировано снижение регистрируемых преступлений (-3,7%) при одновременном росте их раскрываемости.

В немалой степени нормализации ситуации способствовала и активизация работы по противодействию НОН. Целый комплекс мер, в том числе программного и организационно-распорядительного характера, позволил повысить результативность работы. Сегодня более 80% преступлений указанной категории выявляются ОВД.

Все подозреваемые в совершении наркопреступлений проверяются на причастность к совершению и корыстно-насильственных преступлений: в обязательном порядке производятся обыски и проверка по системе «Папилон». Активизирована и работа по выявлению сбытчиков.

Только в 2008 г. в суд направлено 3 уголовных дела о преступных сообществах, в производстве находится еще ряд таких дел. Из незаконного оборота изъято 3 т 200 кг наркотических средств, что почти на 800% превышает показатели прошлого года. Кроме того, в указанной сфере проводится большая профилактическая работа.

Так, по инициативе прокуратуры проверено более 5 тыс. объектов гражданской обороны, налажен эффективный механизм проверок ночных клубов и иных развлекательных учреждений, проведены профилактическая акция «Город против наркотиков», анонимное анкетирование старшеклассников, практикуются выступления прокуроров на родительских собраниях. Проводятся «горячие» линии связи с населением. Находится в стадии разработки проект закона Санкт-Петербурга о профилактике наркомании.

Все это дает положительные результаты, о чем, в частности, свидетельствует следующее:

— впервые за многие годы уменьшилось число лиц (более чем на 30%), которым диагноз «наркомания» поставлен впервые;

— на 22% меньше скончалось от передозировки. Впервые не зарегистрировано ни одного факта среди несовершеннолетних.

Анализируя итоги прошлого года, можно сказать о дальнейшей стабилизации оперативной обстановки в целом. Количество зарегистрированных преступлений вновь существенно уменьшилось, при этом тяжких и особо тяжких более чем на 20%, совершенных на улицах и в общественных местах — более чем на 21%. На 23% меньше совершено краж, на 31% — грабежей, на 41% — разбоев. Количество совершенных на бытовой почве убийств сократилось на треть, причинений тяжкого вреда здоровью — почти на четверть. Комплекс принятых мер также положительно отразился и на раскрываемости преступлений. По сравнению с 2005 г. она повысилась на 20% и составила 44%.

Достигнутые успехи — результат взаимодействия не только правоохранительных органов, но и органов власти, поскольку все наши начинания были бы невозможны без действенной поддержки правительства города и органов местного самоуправления.

Координационную деятельность необходимо развивать и далее, для чего надо разработать новое положение о координации; повысить статус прокурора как координатора; закрепить за ним соответствующие полномочия с правом постановки вопроса об ответственности за несоблюдение координационного регламента и неисполнение принятых решений, что, на наш взгляд, положительно отразится на правоохранительной деятельности в целом.

——————————————————————