Административно-правовые механизмы пресечения экстремистской деятельности в России

(Васильев Ф. П., Иванов В. В., Анисимов Р. Ю.) («Административное право и процесс», 2013, N 10)

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

Ф. П. ВАСИЛЬЕВ, В. В. ИВАНОВ, Р. Ю. АНИСИМОВ

Васильев Федор Петрович, доцент кафедры УДСООП Академии управления МВД России, доктор юридических наук.

Иванов Виктор Вениаминович, слушатель Академии управления МВД России.

Анисимов Роман Юрьевич, соискатель Академии управления МВД России, подполковник полиции.

Избранная авторами научная статья способствует пониманию особенностей современного правового регулирования противостояния экстремизму в России. Научные позиции помогают также теоретическому пониманию правовых механизмов, применяемых правоохранительными органами в отношении лиц, допустивших противоправные действия.

Ключевые слова: безопасность, государство, противостояние, предупреждение, правонарушение, полиция, терроризм, экстремизм.

Lawful and administrative mechanisms for curbing extremism F. P. Vasil’yev, V. V. Ivanov, R. Yu. Anisimov

The scientific article chosen by authors promotes understanding of features of modern legal regulation of opposition to extremism in Russia. Scientific positions help also theoretical understanding of the legal mechanisms applied by law enforcement agencies concerning persons, allowed illegal actions.

Key words: safety, state, opposition, prevention, offense, police, terrorism, extremism.

За последние годы (1990 — 2012) вопросы регулирования национальной политики в стране периодически становятся актуальными и проблематичными. В связи с этим в целях недопущения развития экстремистских действий в России со стороны определенных участников правоотношений должны быть налажены правовые механизмы регулирования национальной политики и противостояния экстремистской деятельности. На наш взгляд, сегодня, давая толкование правовых механизмов, следует рассматривать их с точки зрения классификации, а именно: административно-правовые (первое — регулирование и профилактические меры, правовое воспитание; второе — применение ограничений (КоАП РФ и законы субъектов РФ) и запретов); дисциплинарные — юридическая ответственность по месту деятельности физического лица (граждан); гражданско-правовые — материальная ответственность юридических и физических лиц; уголовно-правовые — применение карательных мер в отношении граждан. Безусловно, для реализации вышеперечисленных мер необходимо учитывать и нормотворческую деятельность. При этом основным нормативным правовым актом в рамках рассматриваемого вопроса является ФЗ от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее — ФЗ), где в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности России определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление <1>. ——————————— <1> О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности см.: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. N 11.

Законом также определены и основные направления противодействия экстремистской деятельности, в частности, противодействие экстремистской деятельности осуществляется: принятием профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в т. ч. на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; выявлением, предупреждением и пресечением экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц. Определены субъекты, участвующие в пресечении (противодействии) экстремистской деятельности <2>. Так, в соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ обязанность по предупреждению, выявлению и пресечению экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан возложена на полицию. В целях обеспечения реализации названного Закона законодатель обязывает участвовать и иные органы госвласти всех уровней в противодействии экстремистской деятельности в пределах их компетенции. Кроме того, на основании Положения о Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации в данной области участвуют: ——————————— <2> По мнению авторов, на первоначальном этапе до выхода вышеназванного ФЗ основного субъекта в области пресечения экстремизма определил Президент России своим указом. Так, Главное управление по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУПЭ МВД России) образовано в соответствии с Указом Президента России от 6 сентября 2008 г. N 1316 и последовавшим за ним Приказом МВД России от 31.10.2008 N 940. ГУПЭ МВД России — самостоятельное структурное подразделение центрального аппарата МВД России, осуществляющее в пределах предоставленных полномочий выработку и реализацию государственной политики, нормативное правовое регулирование в сфере противодействия экстремистской деятельности, а также выполняющее иные функции в соответствии с требованиями МВД России.

— министр внутренних дел Российской Федерации (председатель Межведомственной комиссии) и директор ФСБ России (заместитель председателя); — федеральные министры: Минкультуры, Минобороны, Минобрнауки, Минрегионразвития, Минкомсвязи, Минспорта и Минюста, а также: Председатель Следственного комитета РФ (СК РФ); руководитель ФТС России; Директор СВР России; Директор ФМС России; руководитель Росфинмониторинга; заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации (по согласованию); начальник Главного управления по противодействию экстремизму МВД России (ответственный секретарь). Основными мерами противодействия экстремистской деятельности является профилактика экстремистской деятельности. В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы госвласти, органы госвласти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в т. ч. воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности. Сюда же следует отнести объявление предостережения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, т. е. при наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности, и при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель либо подчиненный ему соответствующий прокурор или его заместитель направляет руководителю общественного или религиозного объединения либо руководителю иной организации, а также другим соответствующим лицам предостережение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований объявления предостережения. В случае невыполнения требований, изложенных в предостережении, лицо, которому было объявлено данное предостережение, может быть привлечено к юридической ответственности. Предостережение может быть обжаловано в судебном порядке. Согласно Закону, одним видом юридического механизма является вынесение предупреждения общественному или религиозному объединению либо иной организации о недопустимости осуществления экстремистской деятельности (прокурором). Следующим видом является предупреждение о недопустимости распространения экстремистских материалов через средства массовой информации <3> и осуществления СМИ экстремистской деятельности. В случае распространения через них экстремистских материалов либо выявления фактов, свидетельствующих о наличии в их деятельности признаков экстремизма, учредителю или редакции (главному редактору) данного СМИ Роскомнадзором (осуществляет регистрацию данного СМИ), либо Минкомсвязью России, либо Генеральным прокурором Российской Федерации или подчиненным ему соответствующим прокурором выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости таких действий либо такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в т. ч. допущенных нарушений. Если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее 10 дней со дня вынесения предупреждения. Предупреждение может быть обжаловано в суд. ——————————— <3> Далее — СМИ.

Кроме того, в случае принятия судом по основаниям, предусмотренным ФЗ, решения о ликвидации общественного или религиозного объединения их региональные и другие структурные подразделения также подлежат ликвидации, а оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество общественного или религиозного объединения либо иной организации, ликвидируемых по основаниям, предусмотренным ФЗ, подлежит обращению в собственность России. Решение об обращении указанного имущества в собственность государства (РФ) выносится судом одновременно с решением об их ликвидации. Перечень СМИ, в отношении которых принято судом и вступило в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, подлежит размещению в международной компьютерной сети Интернет на сайтах ФОИВ, осуществляющих функции в сфере регистрации общественных и религиозных объединений, иных организаций. Указанный перечень также подлежит опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством России. Ввиду того что сегодня не только религиозные организации играют роль в регулировании национальных и иных вопросов, но и СМИ, ФЗ также устанавливает ответственность средств массовой информации за распространение экстремистских материалов и осуществление экстремистской деятельности. Тем самым в России запрещаются распространение через них экстремистских материалов и осуществление ими экстремистской деятельности. В целях осуществления должного контроля и обеспечения единой государственной политики закон предупреждает о недопущении использования сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности. Так, запрещается их использование для осуществления экстремистской деятельности, а если сеть связи общего пользования используется для осуществления экстремистской деятельности, применяются меры, предусмотренные ФЗ, с учетом особенностей отношений, регулируемых законодательством РФ в области связи. Существенную роль в области пресечения экстремистской деятельности играет установление законодателем ответственности должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также граждан за осуществление ими экстремистской деятельности. В первом случае высказывания должностного лица, а также иного лица, состоящего на государственной или муниципальной службе, о необходимости, допустимости, возможности или желательности осуществления экстремистской деятельности, допустившего публичное выступление о возможной экстремистской деятельности организации, сделанные публично, либо при исполнении должностных обязанностей, либо с указанием занимаемой должности, а равно непринятие должностным лицом в соответствии с его компетенцией мер по пресечению экстремистской деятельности влечет за собой юридическую ответственность. В связи с чем соответствующие госорганы и вышестоящие должностные лица обязаны незамедлительно принять необходимые меры по привлечению к ответственности лиц, допустивших действия, указанные в ФЗ (ч. 1 ст. 14). В данном случае следует учитывать тяжесть деяния госслужащего. Во втором граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность за осуществление экстремистской деятельности. Наиболее общераспространенная практика проявления экстремизма сегодня прослеживается в период проведения массовых акций (мероприятий). С учетом этих и других явлений в ст. 16 ФЗ «Недопущение осуществления экстремистской деятельности при проведении массовых акций» говорится, что и при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования не допускается осуществление экстремистской деятельности. Их организаторы несут ответственность за соблюдение установленных требований, касающихся порядка проведения массовых акций, недопущения осуществления экстремистской деятельности, а также ее своевременного пресечения. Об указанной ответственности организаторы массовой акции до ее проведения предупреждаются в письменной форме. Одновременно их участникам запрещается иметь при себе оружие (за исключением тех местностей, где ношение холодного оружия является принадлежностью национального костюма), а также предметы, специально изготовленные или приспособленные для причинения вреда здоровью граждан или материального ущерба физическим и юридическим лицам. При обнаружении обстоятельств, предусмотренных ФЗ (ч. 3 ст. 16), организаторы массовой акции или иные лица, ответственные за ее проведение, обязаны незамедлительно принять меры по устранению указанных нарушений. Несоблюдение данной обязанности влечет за собой прекращение массовой акции по требованию представителей ОВД РФ и ответственность ее организаторов. Государство закрепляет международное сотрудничество в области борьбы с экстремизмом. Кроме того, в России запрещается деятельность общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих организаций иностранных государств и их структурных подразделений, деятельность которых признана экстремистской в соответствии с международно-правовыми актами и федеральными законами.

——————————————————————