Некоторые аспекты законодательного регулирования борьбы с незаконным оборотом наркотиков

(Воронин М. Ю.) («Общество и право», 2009, N 3)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ

М. Ю. ВОРОНИН

Воронин Михаил Юрьевич, кандидат юридических наук, доцент, начальник НИЦ N 2 ВНИИ МВД России.

В статье отмечается, что в постсоветский период в государствах — участниках СНГ под влиянием Конвенций ООН и других международных нормативных правовых актов сложилось антинаркотическое законодательство. Основополагающим правовым документом является Конвенция ООН 1988 г., положения которой стали основой развития национальных законов и процедур, направленных на борьбу с легализацией преступных доходов, включая конфискацию преступных доходов.

Ключевые слова: законы о наркотиках, совершенствование, доход, легализация, конфискация.

The article notes that in the post-Soviet period in the CIS countries under the UN Conventions and other international legal acts is a drug law. The fundamental legal instrument is the UN Convention of 1988, which became the basis for the development of national laws and procedures to combat money laundering, including the confiscation of criminal proceeds.

Key words: drug laws, perfection, income, legalization, confiscation.

В настоящее время можно констатировать, что во всех государствах, входящих в Содружество Независимых Государств, сложилась специализированная антинаркотическая законодательная база, которая существенно отличается от законодательства советского периода. Для советского периода термин «антинаркотическое законодательство» может пониматься весьма условно, поскольку правовые нормы, направленные на борьбу с незаконным оборотом наркотиков и распространением их немедицинского потребления, в основном были сосредоточены в нескольких статьях Уголовных кодексов, а также в отдельных статьях Кодексов об административных правонарушениях. Одним из основных направлений совершенствования правового регулирования в рассматриваемой сфере было принятие специализированных законов, закрепляющих основы и принципы государственной политики в сфере легального оборота наркотиков и противодействия их незаконному обороту, основные понятия и термины <1>. ——————————— <1> На сегодняшний день такие законодательные акты приняты во всех без исключения государствах — участниках СНГ.

Принятие таких нормативных правовых актов является выполнением обязательств, предусмотренных Конвенцией ООН в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, которая, как и ряд других конвенций и международных договоров, является составной частью его законодательства. Вторым направлением было совершенствование уголовного законодательства, которое в ряде государств проходило в несколько этапов (Россия, Молдова, Украина) и завершилось в ряде стран принятием нового уголовного законодательства. Третьим направлением совершенствования правового регулирования стало более широкое использование норм других отраслей права и законодательства для профилактики незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими (административного, гражданского, трудового, таможенного и других). Структура сегодняшнего антинаркотического законодательства всех без исключения государств, входящих в СНГ, включает: специализированные законы, нормы уголовного и административного законодательства, нормы других отраслей права и законодательства. Реформирование и совершенствование антинаркотического законодательства происходило в направлениях, рекомендованных Конвенциями ООН 1961, 1971, 1988 и других международных актов. Останавливаясь на проблеме борьбы с легализацией доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков, следует отметить, что в настоящее время борьба с легализацией преступных доходов и доходов от наркобизнеса в частности перестала быть заботой одного государства. Наиболее значимыми международными документами в данной сфере являются: Страсбургская конвенция «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» (принята 8 ноября 1990 г.); Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (принята в Вене 19 декабря 1988 г.); Директива Совета ЕЭС 91/308 по предотвращению использования финансовой системы для отмывания денег (принята 10 июня 1991 г.); Типовой закон об отмывании денег, полученных от незаконного оборота наркотических средств (принят ООН 10 ноября 1993 г.). В качестве основных средств борьбы с легализацией (отмыванием) преступных (незаконных) доходов предусматривается: наличие так называемой «пороговой суммы»; наличие положения о преодолении банковской тайны; применение конфискационных мер в качестве одного из наиболее эффективных способов борьбы с анализируемым видом преступной деятельности. Основополагающим правовым документом является Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, принятая 19 декабря 1988 г. в Вене, где была предпринята первая попытка дать наиболее полное определение легализации (отмыванию) доходов. Статья 3 данного акта содержит перечень деяний, которые охватываются понятием «легализация денежных средств»: «…b) (i) конверсия, или перевод собственности, если известно, что такая собственность получена в результате совершения правонарушения или правонарушений, предусмотренных Конвенцией, или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях, с целью сокрытия или утаивания незаконного источника собственности или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении такого правонарушения или правонарушений, с тем чтобы он смог уклониться от ответственности за свои деяния; (ii) сокрытие или маскировка истинной природы, источника, местонахождения, какого-либо движения собственности или прав на нее, если известно, что такая собственность получена в результате совершения правонарушения или правонарушений, предусмотренных настоящей Конвенцией, или в результате участия в такого рода правонарушении или правонарушениях; c) с учетом своих конституционных положений и основных принципов своей правовой системы: …(i) приобретение, владение или использование собственности, если в момент ее получения было известно, что такая собственность получена в результате правонарушения или правонарушений, предусмотренных настоящей Конвенцией…». Кроме того, Конвенция вводит требование предусмотреть в национальных законодательствах ответственность за преступления, связанные с производством, распределением продажей наркотиков, организацией, управлением или финансированием незаконных операций с наркотиками. Следующий и наиболее важный международный правовой акт, посвященный данной проблеме, — Конвенция Совета Европы «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» (Страсбург, 8 ноября 1990 г.). В статье 6 данного акта установлено, что «при наличии умысла в качестве преступления должно быть квалифицировано любое из следующих действий: a) конверсия или передача имущества, если известно, что это имущество является доходом, полученным преступным путем, с целью скрыть незаконное происхождение такого имущества или помочь любому лицу, замешанному в совершении основного преступления, избежать правовых последствий своих деяний; b) утаивание или сокрытие действительной природы, происхождения, местонахождения, размещения, движения имущества или прав на него, если известно, что это имущество представляет собой доход, полученный преступным путем; и при соблюдении своих конституционных принципов и основных концепций своей правовой системы; с) приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения было известно, что оно является доходом, добытым преступным путем; d) участие или соучастие в любом из преступлений, определенных в настоящей статье, или в покушении на его совершение, а также за помощь, подстрекательство, содействие или консультирование в связи с совершением такого преступления». Отметим, что законодатель Азербайджана (ст. 241 УК Азербайджана) и Украины (ст. 306 УК Украины) прямо последовал рекомендации Венской конвенции и предусмотрели в своем национальном уголовном законодательстве специальную норму, посвященную легализации денежных средств или иного имущества, полученных от незаконного оборота наркотиков. Важное значение имеет также положение, касающееся установления предела, после которого платежи наличными не должны приниматься (так называемая «пороговая сумма»), которое, в частности, ни в Венской конвенции, ни в Страсбургской конвенции прямо не отражено, оно оговаривается в Директиве 91/308 Совета Европейского сообщества по предотвращению использования финансовой системы в целях отмывания денег. Ни одна из стран — участниц СНГ не включила в диспозицию соответствующей статьи уголовного кодекса так называемый «предел платежа» и иные связанные с ним положения. Отметим, что положения Венской конвенции стали своеобразным базисом и сыграли роль катализатора и в развитии национальных законов и процедур, посвященных конфискации преступных доходов, так как в качестве основной превентивной и обеспечивающей уголовное преследование меры Конвенция рассматривает конфискацию доходов от незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также самих этих средств. Использование конфискации в качестве основной меры борьбы с анализируемым видом противоправной деятельности получает свое развитие и в Страсбургской конвенции, в которой отмечается, что: «Каждая сторона принимает законодательные и другие необходимые меры, предоставляющие ей возможность конфисковать орудия и доходы или имущество, стоимость которого соответствует этим доходам». Другими словами, лишение преступника доходов, добытых в результате незаконного оборота наркотиков, признается мировым сообществом одним из наиболее эффективных методов борьбы с преступлениями рассматриваемого вида.

——————————————————————