О проблемах осуществления оперативно-розыскной деятельности таможенными органами Российской Федерации на единой территории Таможенного союза

(Козловский А. Ю.) («Таможенное дело», 2009, N 3)

О ПРОБЛЕМАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ЕДИНОЙ ТЕРРИТОРИИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

А. Ю. КОЗЛОВСКИЙ

Козловский А. Ю., профессор кафедры специальных дисциплин N 1 Института правоохранительной деятельности Российской таможенной академии, доцент, кандидат юридических наук.

Рассматривая теоретические и практические аспекты таможенного регулирования на единой территории Таможенного союза нельзя обойти вниманием проблемы, возникающие при осуществлении таможенными органами Российской Федерации оперативно-розыскной деятельности (ОРД). В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (ФЗ об ОРД) таможенные органы Российской Федерации (ТО РФ) являются субъектом ОРД. Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ) в п. 5 ст. 408 «Правомочия таможенных органов» конкретизирует, что ОРД осуществляется ТО РФ в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (УПК РФ) к их ведению <1>, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной безопасности. ——————————— <1> ТО РФ осуществляют неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 2 — 4 ст. 188 «Контрабанда», ст. 189 «Незаконные экспорт и передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники», ст. 190 «Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран», ст. 193 «Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте» УК РФ (п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ), и дознание по ч. 1 ст. 188 «Контрабанда» и ст. 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица» УК РФ (п. 5 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).

Основной задачей оперативно-розыскных подразделений (ОРП) ТО РФ является получение упреждающей информации о признаках преступлений в сфере таможенного дела, а также лиц, их подготавливающих, совершающих и совершивших, в том числе на различных стадиях осуществления внешнеторговых сделок <2> в процессе приобретения и перемещения товара через таможенную границу России. ——————————— <2> Такими стадиями могут являться: 1) формирование рабочей группы участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) для рассмотрения экономически выгодных предложений; 2) этап заключения контракта; 3) приобретение товара и его складирование на сопредельной территории для организации вывоза; 4) оформление товара в таможенном органе сопредельного государства; 5) перемещение товара через государственную границу и его регистрация в российском таможенном органе; 6) движение товара по территории РФ к месту его таможенного оформления; 7) помещение товара на склад временного хранения; 8) процесс таможенного оформления товара; 9) выпуск товара под конкретный таможенный режим; 10) реализация товара в местах его складирования или различных торговых точках.

Одной из проблем, связанных с осуществлением ОРД таможенными органами РФ на единой территории Таможенного союза, является отсутствие регламентации организации процесса ОРД на территории стран — членов Таможенного союза (за исключением территории России), так как ныне действующий ФЗ об ОРД определяет содержание ОРД и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) исключительно на территории Российской Федерации <3>. Аналогичное положение дел в законодательном регулировании ОРД имеет место и у других государств — членов Таможенного союза. ——————————— <3> Преамбула Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изм. и доп.).

Учитывая изложенное, несмотря на единство территории Таможенного союза, таможенные органы государств — членов Таможенного союза вынуждены ограничиться проведением ОРМ каждый на своей территории, а остальные проблемы борьбы с преступностью решать в процессе взаимодействия. Подобное положение дел в осуществлении ОРД имело место и ранее, т. е. до образования Таможенного союза, когда взаимодействие в ходе ОРД осуществлялось на основании соответствующих международных соглашений, а каждое государство противодействовало преступности в сфере таможенного дела, в том числе с использованием механизмов ОРД, на своей таможенной территории <4>. ——————————— <4> См.: Таможенный кодекс Российской Федерации. Ст. 2.

В настоящее время под указанную выше систему сформировано существующее российское законодательство, которое позволяет достаточно эффективно выявлять и пресекать преступления в сфере таможенного дела в процессе ОРД. Так, в 2005 — 2008 гг., несмотря на значительное сокращение времени на таможенный контроль и таможенное оформление товара, по материалам ОРП ТО РФ ежегодно возбуждалось около 65% уголовных дел от общего количества возбужденных таможенными органами дел <5>. ——————————— <5> По материалам коллегий ФТС России и отчетов правоохранительных подразделений ТО РФ.

Практика ТО РФ свидетельствует, что наиболее распространенными преступными схемами являются: — контрабандное перемещение товаров автомобильным транспортом с использованием неконтролируемых автодорог, а также через установленные пункты пропуска с сокрытием товаров от таможенного контроля, в том числе в тайниках; — использование двойного пакета документов; — недостоверное декларирование товаров путем фальсификации таможенных документов, использования поддельных штампов и печатей; — недоставка товаров по назначению; — ввоз товара физическими лицами под видом товаров не для коммерческого использования; — незаконное использование баз данных с использованием современных информационных технологий путем направления во внутренние таможни уведомлений, содержащих недостоверную информацию о транспортных средствах и товарах; — незаконное использование чужого товарного знака <6>; ——————————— <6> См.: Козловский А. Ю. Некоторые аспекты защиты интеллектуальной собственности оперативно-розыскными подразделениями таможенных органов // Совершенствование практики защиты таможенными органами России прав интеллектуальной собственности: Материалы докладов научно-практической конференции. М.: РИО РТА, 2008. С. 40 — 49; Акимов А. Е., Козловский А. Ю., Симонов Н. Е. Защита объектов интеллектуальной собственности правоохранительными подразделениями таможенных органов: Учеб. пособие. М., 2004; Они же. Защита прав на средства индивидуализации товаров. Методическое пособие. М., 2003. С. 91 — 112, 201 — 219, 251 — 267; Они же. Защита прав на объекты интеллектуальной собственности при пересечении таможенной границы // Защита прав на интеллектуальную собственность. Авторские и смежные права, изобретательские и патентные права, права на средства индивидуализации: Практическое руководство / Коллектив авторов. М., 2004. С. 249 — 278.

— «ложный экспорт» и предъявление незаконных требований о возмещении налога на добавленную стоимость (НДС); — «карусель», так называемая практика, когда один и тот же товар несколько раз ввозится и вывозится для перепродажи с целью получения прибыли, в том числе связанной с возвратом НДС; — неисполнение требований таможенного режима экспорта; — завышение таможенной стоимости при экспорте технически сложных изделий, назначение, технические характеристики и истинная цена которых известна лишь узкому кругу специалистов; — незачисление валютной выручки от экспорта товаров на счета уполномоченных банков и другие. Учитывая изложенное, с целью своевременного выявления, предупреждения и пресечения преступлений в сфере таможенного дела, эффективности использования сил и средств ОРП ТО, осуществляющих борьбу с контрабандой и иными таможенными преступлениями, их основное внимание должно быть сосредоточено: — на предприятиях, в организациях, учреждениях и фирмах любых форм собственности, занимающихся ВЭД, перевозкой и оформлением товаров по фактам внешнеэкономических сделок; — в местах таможенного оформления и контроля товаров; — на маршрутах движения транспортных средств, перемещающих товар от линии государственной границы до склада временного хранения; — в местах складирования товаров с целью их перемещения или реализации. Анализ технологических, документальных и иных аспектов заключения и оформления внешнеторговых сделок позволяет сделать вывод о том, что основные усилия ОРП ТО должны сосредотачиваться на поиске признаков преступлений в среде лиц, осуществляющих ВЭД: участники ВЭД, перевозчики, работники складов временного хранения (СВХ) и т. п. Решая задачи по обеспечению экономической безопасности России, ОРП ТО РФ выявляют прежде всего лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправные деяния, связанные с контрабандным перемещением товаров через таможенную границу РФ, использованием иных элементов сокрытия при прохождении таможенного контроля; каналы доставки в Россию и транзита этих товаров через таможенную территорию РФ; способы их сокрытия при транспортировке, а также места складирования для дальнейшей реализации. Особенностью деятельности ОРП ТО РФ является то, что процесс выявления ими наличия контрабанды не ограничивается рамками таможенного оформления и таможенного контроля, а может осуществляться на всей территории России. Таким образом, обеспечиваются полнота и непрерывность по месту и времени процесса выявления, предупреждения и пресечения контрабанды товаров на российский рынок. Рассматривая организацию взаимодействия ОРП ТО РФ с аналогичными подразделениями таможенных органов государств — членов Таможенного союза по вопросам противодействия преступной деятельности в сфере таможенного дела, полагается, что основными направлениями этого процесса должны являться: — создание и организация деятельности совместных рабочих групп из числа руководящего и оперативного состава взаимодействующих таможенных органов, в том числе для проведения совместных операций профилактического и оперативно-розыскного характера; — обмен оперативно значимой информацией и совместная работа по реализации оперативных разработок; — сосредоточение основных усилий взаимодействующих таможенных органов на выявлении и пресечении контрабандных каналов, противоправной деятельности крупных поставщиков и оптовых реализаторов контрабандной продукции, организованных, в том числе международных, преступных группировок, а также на вскрытии мест сборки, комплектации изделий и баз складирования контрабандных товаров. Учитывая, что государства — члены Таможенного союза имеют единую таможенную территорию, полагается, что эффективность ОРД таможенных органов РФ по противодействию преступлениям в сфере таможенного дела вполне возможно повысить. Однако с этой целью недостаточно заключить двух — или многосторонние соответствующие соглашения, так как в этом случае возникают проблемы не только оперативно-розыскного (связанные с формированием оперативных позиций на территории государств — членов Таможенного союза, за пределами РФ), но и уголовно-правового и уголовно-процессуального порядка. Например, имеют ли право пресекать преступление ОРП ТО РФ при выявлении признаков контрабанды, перемещаемой через таможенную границу единой территории Таможенного союза, которая не является таможенной границей РФ, если имеют место обстоятельства, обязывающие осуществить это пресечение? В соответствии с законодательством какого государства будет пресечена преступная деятельность? Какие уголовно-процессуальные документы, в соответствии с каким УПК должны при этом составляться и кем (представителем дознания или следствия РФ или государства — члена Таможенного союза, на территории которого пресечена преступная деятельность)? Таким образом, полагается, что для рационального использования сил и средств ТО, в том числе инструмента ОРД, целесообразно помимо заключения двух — или многосторонних соответствующих соглашений в целях противодействия преступлениям в сфере таможенного дела на уровне высших органов власти государств — членов Таможенного союза законодательно принять Таможенный кодекс Таможенного союза, в котором помимо признанных международным правом процедур таможенного регулирования предусмотреть: — порядок организации и осуществления таможенными органами ОРД на единой территории Таможенного союза; — особенности планирования, проведения и завершения ОРМ таможенными органами на единой территории Таможенного союза за пределами таможенной территории инициатора ОРМ; — правовой механизм пресечения и последующего процессуального документирования преступной деятельности при задержании в процессе ОРД таможенными органами государств — членов Таможенного союза лиц, подготавливающих, совершающих и совершивших преступление в сфере таможенного дела, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза с нарушением установленных правил. Кроме того, решению этой задачи должен способствовать комплексный подход, включающий: — совершенствование информационно-аналитической деятельности ОРП ТО и их целенаправленное использование; — разработку и практическое использование оптимальной расстановки сил и средств, которыми располагают ТО; — разработку системы признаков, способствующих выявлению противоправных деяний со стороны лиц, пересекающих таможенную границу Таможенного союза; — повышение эффективности практики взаимодействия ОРП ТО РФ с подразделениями правоохранительных органов государств — членов Таможенного союза.

——————————————————————

Вопрос: Я имею в собственности 1/3 доли в четырехкомнатной квартире. Кроме того, по 1/3 доли квартиры находится в собственности моей матери и брата. Хочу зарегистрировать в этой квартире своего супруга, однако мать и брат против. Паспортистка в домоуправлении говорит, что для регистрации по месту пребывания или по месту жительства моего супруга необходимо согласие других сособственников. Законно ли такое требование? («ЭЖ-Юрист», 2009, N 34)

Вопрос: Я имею в собственности 1/3 доли в четырехкомнатной квартире. Кроме того, по 1/3 доли квартиры находится в собственности моей матери и брата. Хочу зарегистрировать в этой квартире своего супруга, однако мать и брат против. Паспортистка в домоуправлении говорит, что для регистрации по месту пребывания или по месту жительства моего супруга необходимо согласие других сособственников. Законно ли такое требование? К. Буштакова, г. Калуга

Ответ: Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников (ст. 247 ГК РФ). В связи с этим в описанных обстоятельствах вселение в квартиру еще одного жильца возможно только при согласии всех сособственников. Документы, которые необходимы для осуществления регистрации по месту жительства, перечислены в ст. 6 Закона РФ от 25.06.93 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и в п. 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства…, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.95 N 713. Согласно вышеназванным документам для регистрации по месту жительства гражданин должен представить: — документ, удостоверяющий личность; — заявление о регистрации по месту жительства; — документы, являющиеся основанием для вселения в жилое помещение. В последние, в частности, включаются: заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение и иные документы. Список требующихся для регистрации по месту пребывания документов указан в п. 9 Правил (это также документ, удостоверяющий личность, заявление о регистрации по месту пребывания и документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение). Таким образом, в рассматриваемом случае мужу автора письма для осуществления регистрации по месту жительства (или по месту пребывания) следует подать в регистрирующие органы заявление о предоставлении в пользование жилого помещения, подписанное всеми сособственниками. Поэтому требование сотрудника домоуправления законно.

Юлия Терешко Газета «ЭЖ-Юрист»

——————————————————————