Учет норм международного гуманитарного права в ходе контртеррористической операции

(Кочешев С. П.) («Военно-юридический журнал», 2009, N 10)

УЧЕТ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА В ХОДЕ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ

С. П. КОЧЕШЕВ

Кочешев С. П., помощник главнокомандующего Сухопутными войсками по правовой работе — начальник юридической службы, полковник.

Правила применения оружия, боевой техники и специальных средств в ходе контртеррористической операции. Соединения (части, подразделения), выделенные в состав группировки сил и средств для проведения контртеррористической операции, применяют оружие, боевую технику и специальные средства <1> на основании боевого приказа (боевого распоряжения) о проведении контртеррористической операции руководителя контртеррористической операции. ——————————— <1> В качестве специальных средств могут применяться средства, предназначенные для временного вывода из строя лиц, совершающих террористический акт, вооружения, военной и специальной техники и объектов инфраструктуры при сведении к минимуму летальных исходов, необратимых расстройств здоровья людей, а также физического разрушения материальных средств и загрязнения окружающей среды.

Командиры соединений (частей, подразделений), входящих в состав группировки сил и средств для проведения контртеррористической операции, отдают соответствующие приказы, распоряжения, команды и сигналы на применение оружия, боевой техники и специальных средств в ходе непосредственного управления возглавляемыми ими войсками (силами). Военнослужащие в ходе контртеррористической операции применяют оружие, боевую технику и специальные средства в соответствии с боевыми уставами и наставлениями Вооруженных Сил Российской Федерации и иными нормативными актами, определяющими порядок применения оружия, боевой техники и специальных средств Вооруженных Сил Российской Федерации. В ходе проведения контртеррористической операции оружие, боевая техника и специальные средства применяются для: защиты гражданских лиц от нападения, угрожающего их жизни или здоровью, если другими способами и средствами защитить их невозможно; освобождения заложников, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и районов (участков) местности, если другими способами и средствами такое освобождение осуществить невозможно; задержания лиц, совершивших (совершающих) нападение на охраняемые объекты, транспортные средства и военнослужащих, в случае оказания ими вооруженного сопротивления или отказа выполнить законное требование о сдаче оружия, если другими способами подавить сопротивление или изъять оружие невозможно; отражения нападения либо угрозы нападения на охраняемые объекты, транспортные средства и военнослужащих, а также пресечения попытки завладеть их оружием и военной техникой; пресечения сопротивления, оказываемого военнослужащему Вооруженных Сил Российской Федерации при исполнении им своих обязанностей, если другими способами и средствами пресечь сопротивление невозможно; остановки транспортного средства путем его повреждения (уничтожения), если водитель транспортного средства отказывается остановиться, несмотря на законные требования военнослужащих, если другими способами и средствами остановить транспортное средство невозможно; предупреждения о намерении применить оружие, подачи сигнала или вызова помощи; задержания лиц, причастных к террористической деятельности и пытающихся скрыться, если другими способами и средствами осуществить задержание невозможно. Применение оружия, боевой техники и специальных средств при выполнении боевых задач должно быть законно и соразмерно степени террористической опасности. Применение оружия, боевой техники и специальных средств осуществляется с минимальной угрозой для безопасности людей и объектов инфраструктуры, не используемых для ведения террористической деятельности. Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев оказания такими лицами вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью других лиц. В приказе (распоряжении) на применение оружия, боевой техники и специальных средств указывается: общая задача соединения (части, подразделения) со степенью детализации, обеспечивающей сохранение государственной тайны; противник (лица и объекты, по которым возможно применение оружия, боевой техники и специальных средств без ограничения); общие принципы применения оружия, боевой техники и специальных средств, соответствующие общепринятым принципам международного гуманитарного права; краткие выводы из оценки обстановки в части, касающейся возможности нарушения основных принципов и норм международного гуманитарного права со стороны противника, нахождение на направлении действий соединения (воинской части, подразделения) гражданского населения, объектов, не используемых для террористической деятельности, а также культурных ценностей, медицинских учреждений, объектов, содержащих опасные силы и необходимых для выживания гражданского населения. Далее после слова «ПРИКАЗЫВАЮ» определяется: порядок применения оружия, боевой техники и специальных средств в целях непосредственного выполнения боевой задачи (против лиц, причастных к террористической деятельности, и объектов, используемых в ее целях) с указанием, какое оружие (вооружение, специальное средство), в каком объеме и в каком порядке может применяться; ограничения, накладываемые на применение конкретных образцов оружия (вооружения, боеприпасов, специальных средств) законодательством Российской Федерации и ее международными обязательствами; порядок реализации принципа военной необходимости (объем и порядок применения оружия, боевой техники и специальных средств при враждебных действиях со стороны гражданского населения, незаконного использования гражданских объектов в случаях, ставящих под угрозу выполнение боевой задачи); меры по контролю за применением оружия, боевой техники и специальных средств. При применении оружия, боевой техники и специальных средств военнослужащий Вооруженных Сил Российской Федерации, участвующий в проведении контртеррористической операции, обязан: предупредить о намерении применить оружие, боевую технику и специальные средства, предоставив при этом достаточно времени для выполнения законных требований, за исключением случаев, если промедление в применении оружия, боевой техники и специальных средств создает непосредственную опасность для жизни или здоровья гражданских лиц, военнослужащих и других лиц, участвующих в контртеррористической операции, либо реальную угрозу безопасности охраняемых объектов, вооружения и транспортных средств, а также если такое предупреждение является невозможным; обеспечить оказание первой помощи лицам, получившим телесные повреждения (ранения, контузии); доложить своему непосредственному командиру (начальнику) о факте применения оружия, боевой техники и специальных средств. Особенности применения оружия и боевой техники силами авиации и флота для устранения угрозы или пресечения террористического акта. Оружие и боевая техника сил авиации и флота могут применяться для устранения угрозы или при пресечении террористического акта в воздушной сфере, а сил флота, кроме того, во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации, а также в целях обеспечения безопасности национального морского судоходства, в том числе в подводной среде. Применение оружия и боевой техники для устранения угрозы или пресечения террористического акта должно быть законно и соразмерно степени террористической опасности. Особенности применения оружия и боевой техники для устранения угрозы или пресечения террористического акта силами авиации <2>. ——————————— <2> К выполнению задач по устранению угрозы или пресечению террористического акта в воздушной сфере кроме сил авиации привлекаются части (подразделения) видов (родов) Вооруженных Сил Российской Федерации, привлекаемые к противовоздушной обороне.

Оружие и боевая техника применяется в случае нарушения правил использования воздушного пространства Российской Федерации или достоверной информации о возможном использовании воздушного судна для совершения террористического акта или о захвате воздушного судна и возникновении реальной опасности гибели людей либо наступления экологической катастрофы (при условии, что были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его посадки). При выполнении задач по устранению угрозы или пресечению террористического акта в воздушной сфере оружие и боевая техника применяются: для пресечения полета воздушного судна путем принуждения к посадке, если воздушное судно не реагирует на радиокоманды или отказывается подчиниться радиокомандам и визуальным сигналам без объяснения причин; для пресечения полета воздушного судна путем его уничтожения, если воздушное судно не подчиняется требованиям о посадке и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, а также в случае наличия достоверной информации о возможном использовании воздушного судна для совершения террористического акта или о захвате воздушного судна и возникновении реальной опасности гибели людей либо наступления экологической катастрофы (при условии, что были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его посадки). В случае если воздушное судно нарушает правила использования воздушного пространства Российской Федерации, экипажу воздушного судна передаются принятые в международной практике радиокоманды наземных пунктов управления и (или) радиокоманды, визуальные сигналы, подаваемые поднятыми на перехват летательными аппаратами с дистанции, обеспечивающей их гарантированное наблюдение. В случае если воздушное судно не реагирует на указанные радиокоманды и визуальные сигналы или отказывается им подчиниться без объяснения причин, данное воздушное судно принуждается к посадке путем применения оружия. В случае если воздушное судно не подчиняется требованиям об осуществлении посадки и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, в том числе при возникновении непосредственной угрозы воздушного нападения, применяются оружие и боевая техника для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения. Экипаж летательного аппарата перед применением оружия на поражение обязан предупредить об этом экипаж воздушного судна — нарушителя путем подачи радиокоманд и визуальных сигналов, а имеющий стрелково-пушечное вооружение, при наличии условий, — путем ведения предупредительного огня. Решение об открытии предупредительного огня принимает командир экипажа, о чем немедленно докладывает на командный пункт. При отсутствии возможности применения летательных аппаратов применяется оружие наземных (корабельных) средств противовоздушной обороны. Предупреждение о применении оружия в отношении воздушного судна осуществляется с использованием средств радиосвязи. Применение оружия и боевой техники прекращается при выполнении экипажем воздушного судна — нарушителя подаваемых ему радиокоманд, визуальных сигналов и (или) команд, подаваемых путем ведения летательными аппаратами, поднятыми на перехват, предупредительного огня. Оружие и боевая техника могут применяться в отношении воздушного судна на поражение без предупреждения, если имеется достоверная информация о возможном использовании воздушного судна для совершения террористического акта или о захвате воздушного судна и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы (при условии, что были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его посадки). При применении оружия и боевой техники в отношении воздушного судна принимаются необходимые меры предосторожности по обеспечению безопасности полетов при перехвате воздушного судна, по недопущению нарушения летательными аппаратами Вооруженных Сил Российской Федерации воздушного пространства сопредельных государств и попадания средств поражения на территории сопредельных государств, по исключению поражения других воздушных судов, недопущению гибели людей, находящихся в этом районе, и (или) наступления экологической катастрофы в результате применения оружия и боевой техники. При отсутствии реальной опасности гибели людей и (или) наступления экологической катастрофы в результате осуществления террористического акта оружие и боевая техника на поражение не применяются. Особенности применения оружия и боевой техники для устранения угрозы или пресечения террористического акта силами флота. Оружие и боевая техника применяется в случае нарушения правил использования водного пространства (подводной среды) Российской Федерации (во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации). При выполнении задач по устранению угрозы или пресечению террористического акта оружие и боевая техника применяется: для пресечения движения плавательного средства путем принуждения к остановке (всплытию и остановке), если плавательные средства не реагируют на команды и (или) сигналы прекратить нарушение правил использования водного пространства (подводной среды) Российской Федерации либо отказываются подчиниться требованиям об остановке (всплытии и остановке) без объяснения причин; для пресечения движения плавательного средства путем его уничтожения, если плавательное средство не подчиняется требованиям об остановке (всплытии и остановке) и (или) невозможно принудить его к остановке (всплытию и остановке) и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы (при условии, что были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его остановки). При обеспечении безопасности национального морского судоходства, в том числе в подводной среде, в целях устранения угрозы террористического акта или пресечения террористического акта оружие военных кораблей (летательных аппаратов) применяется с учетом норм международного права. Безопасность национального морского судоходства обеспечивается путем охраны и обороны российских гражданских, промысловых и научно-исследовательских судов на морских коммуникациях, а также объектов морской экономической деятельности в районах этой деятельности. Оружие военных кораблей (летательных аппаратов) может применяться во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства по решению командира военного корабля (летательного аппарата) при обнаружении признаков подготовки террористического акта в отношении военного корабля (летательного аппарата), плавательного средства, охраняемого объекта, если иными способами предупредить его невозможно, а также при преследовании плавательного средства, используемого для совершения террористического акта. Применение оружия военных кораблей (летательных аппаратов) осуществляется в форме ведения предупредительного огня и применения оружия на поражение. Предупредительный огонь по плавательному средству ведется посредством стрельбы впереди по курсу плавательного средства в целях принудить его к остановке (всплытию и остановке). Применение оружия военных кораблей (летательных аппаратов) на поражение осуществляется после предупредительного огня. По возможности огонь ведется в кормовую часть плавательного средства в целях прекращения его движения. Командир корабля (летательного аппарата) перед применением оружия на поражение обязан предупредить об этом плавательное средство путем подачи принятых в международной практике сигналов с требованием остановиться; предупредить плавательное средство о применении оружия в случае, если оно не выполнит требования об остановке (всплытии и остановке); открыть предупредительный огонь в случае неподчинения плавательного средства требованию об остановке (всплытии и остановке). Сигналы с требованием остановиться должны подаваться с дистанции, позволяющей экипажу плавательного средства увидеть или услышать соответствующие сигналы. Решение об открытии предупредительного огня принимает командир военного корабля (летательного аппарата). Для оповещения подводного объекта и принуждения его к всплытию предупредительные сигналы подаются путем подрыва в воде взрывных источников звука, при этом принимаются все меры, чтобы исключить поражение объекта. Если плавательное средство не подчиняется требованиям об остановке (всплытии и остановке) и (или) невозможно принудить его к остановке (всплытию и остановке) или существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы (при условии, что были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его остановки), оружие военных кораблей (летательных аппаратов) применяется для пресечения движения плавательного средства путем его уничтожения. В этом случае оружие может применяться за пределами территориального моря Российской Федерации до вхождения плавательного средства в территориальное море иностранного государства. Оружие военных кораблей (летательных аппаратов) при угрозе нападения из подводной среды применяется по подводному объекту без предупреждения в случае, если он обнаружен внезапно внутри запретного для плавания или временно опасного для плавания района либо движется с большой скоростью в направлении военного корабля, плавательного средства, охраняемого объекта и по своим параметрам может классифицироваться как самоходный подводный транспортировщик заряда взрывчатого вещества (торпеда) и промедление в применении оружия может привести к гибели людей либо наступлению экологической катастрофы. О применении оружия и действиях плавательного средства командир военного корабля (летательного аппарата) Вооруженных Сил Российской Федерации немедленно докладывает на командный пункт. Применение оружия и боевой техники в целях устранения угрозы террористического акта во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства осуществляется с минимальной угрозой для безопасности людей и функционирования плавательных средств и охраняемых объектов. При отсутствии реальной опасности гибели людей и (или) наступления экологической катастрофы в результате осуществления террористического акта оружие и боевая техника на поражение не применяются. Данные положения включены в проект Наставления по применению норм международного гуманитарного права в Вооруженных Силах Российской Федерации.

——————————————————————