Корпоративное поведение воинских руководителей

(Глухов Е. А.) («Военно-юридический журнал», 2013, N 10)

КОРПОРАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ВОИНСКИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Е. А. ГЛУХОВ

Глухов Евгений Александрович, преподаватель Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, кандидат юридических наук, подполковник юстиции.

В статье рассматриваются сложившиеся в военной организации неформальные отношения внутри группы руководителей, а также выявляются мотивы противоправной деятельности указанных должностных лиц, не связанные с получением личной материальной выгоды. Автор приходит к выводу о наличии в качестве мотивации противоправной деятельности группового (корпоративного) интереса, обусловленного желанием соответствовать неписаным правилам поведения социальной группы воинских руководителей.

Ключевые слова: мотивация поведения, конфликт интересов, корпоративная культура, воинские должностные лица, правовой нигилизм, желание выслужиться.

Group (corporate) interests as motivation of wrongful conduct in the military service E. A. Gluhov

This article discusses the military organization of informal relationships within the group leaders, as well as the unlawful activities mentioned are motives for officials in obtaining personal material benefit. The author concludes that there has been a motivation for criminal activity group (corporate) of interest caused by the desire to meet the unwritten rules of conduct social group of military leaders.

Key words: motivation of conduct, conflict of interest, corporate culture, military officials, legal nihilism, the desire to get a promotion.

Военнослужащий, став командиром воинского коллектива, наделяется соответствующими правами и обязанностями по эффективному руководству подчиненным ему личным составом и удовлетворению их довольствием. Как и любой военнослужащий, вышеуказанный воинский командир (начальник) обязан добросовестно исполнять все общие и специальные обязанности военнослужащих, а также свои должностные обязанности руководителя, которые гораздо объемнее и сложнее общих и специальных обязанностей. Однако даже должностные обязанности в полном объеме практически не выполнимы ни одним командиром воинской части (подразделения) <1>. ——————————— <1> Глухов Е. А. Все ли обязанности в силах выполнить командир // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 11. С. 24.

Поясним, почему. Во-первых, обязанности должностных лиц в Уставе внутренней службы ВС РФ традиционно устанавливались исходя из интересов максимальной боевой готовности, полного обеспечения ее всеми видами обеспечения, но без учета имеющихся в распоряжении данного должностного лица сил и средств, необходимых для выполнения данных обязанностей. Воинская часть должна быть в боеготовности всегда, даже если все подчиненные ее командира уволены, а техника устарела и неисправна. Во-вторых, должностные обязанности воинских руководителей в нормативных правовых актах установлены на максимальном уровне, т. е. для идеальных обстоятельств, когда все сослуживцы должностного лица всегда в наличии и компетентны, также выполняют свои обязанности образцово, их не нужно подменять, выполнять что-то за них и т. д. Командир (начальник) отвечает за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего (ст. 33 УВС ВС РФ). После такой емкой формулировки остальные положения Устава об обязанностях командиров становятся уже не принципиальными, т. к. командир отвечает за все, что происходит в подчиненной организации, что делает каждый военнослужащий. Кроме явно затруднительных для выполнения обязанностей в деятельности командиров существуют еще и оплошности, связанные с тем, что качественное исполнение затратно по времени и поставит под угрозу срыва выполнение остальных текущих задач. Не является секретом, что в период, например, командно-штабных учений в воинской части, как правило, прекращается плановая работа складов, командир воинской части в это время формально относится к приему посетителей и т. д. Таким образом, в совокупности исполнение всех обязанностей, тем более в рамках служебного времени, в полном объеме практически невыполнимо для любого командира воинского коллектива. Для научного обоснования такого вывода требуется отдельное исследование, включающее систематизацию всех обязанностей воинских начальников по типовым воинским должностям, и не только установленных в УВС ВС РФ, но и введенных приказами иных начальников с расчетом времени (чел./час) на выполнение каждой обязанности <2>. В настоящей же статье мы будем принимать это допущение как доказанный факт, известный в среде военного командования. ——————————— <2> В советский период для многих специальностей разрабатывались нормы времени на определенные виды работ, исходя из которых рассчитывалось необходимое в данной организации количество соответствующих специалистов. В Вооруженных Силах РФ, по данным автора, в отношении военнослужащих такие расчеты не проводились.

Это значит, что знакомый со спецификой военной службы претендент на замещение руководящей должности заранее знает: все установленные законодательством функции на указанной должности он выполнить не сможет. Но и предыдущий воинский руководитель на той же должности также не выполнял весь комплекс предписанных ему обязанностей, и руководитель до предыдущего и т. д. Постепенно такое положение дел становится привычным, к нему привыкают и начальники, и подчиненные. Деятельность военного руководителя все больше оценивается исходя из его авторитета у старшего командования, а не по фактическому положению дел. Такого рода индивидуальный подход к оценке подчиненных на практике означает, что за одно и то же правонарушение находящемуся на хорошем счету командиру А. будет напомнено о его обязанностях и воинском долге (ст. 52 ДУ ВС РФ), а его коллега командир Б., пользующийся меньшим авторитетом, будет на вполне законных основаниях привлечен к дисциплинарной ответственности, вплоть до самого строгого наказания. Юридически такое неравенство может быть обосновано принципами дифференциации и индивидуализации привлечения к дисциплинарной ответственности. Поэтому у многих воинских начальников формируется установка, что качественное выполнение всех своих обязанностей — далеко не самая главная задача. Гораздо важнее выстроить как можно более дружеские отношения со старшим начальством, тогда и за грубые просчеты не последует серьезных наказаний. В свою очередь, и старшему начальнику удобнее работать с таким подчиненным, который не донесет о промахах и просчетах своего руководства, не станет перечить, не будет судиться и иным образом «выносить сор из избы». В этой связи вспоминается фраза, приписываемая президенту США Ф. Рузвельту, о никарагуанском диктаторе А. Сомосе: «Сомоса, может быть, и сукин сын, но он — наш сукин сын». Американский президент дал понять, что ему не нравятся многие процессы в Никарагуа, но лояльность американским интересам диктатора этой страны была все же важнее. И наоборот, даже образцовый командир наверняка не задержится долго на руководящей должности, если будет нарушать неписаные правила поведения своей социальной группы: докладывать даже о тех происшествиях, которые легко можно было сокрыть, представлять правдивые отчеты о неготовности вооружения и техники, о росте количества правонарушений, постоянно письменно требовать необходимые, но отсутствующие в распоряжении старшего начальника материальные и денежные средства и т. п. Таким образом, можно говорить о формировании современной военной системой управления специфических черт характера военных руководителей, норм морали и этики, которые во многом определяют алгоритм принятия ими решений. В их профессиональной деятельности между ними складываются специфические отношения, свой язык общения, определенное отношение к обществу. В результате формируется «корпоративная этика», стимулирующая развитие как положительных, так и отрицательных качеств личности. К положительным можно отнести чувство повышенной социальной ответственности за свои действия, перспективное мышление, стремление к анализу и учету возможно более широкого круга факторов и последствий принимаемых решений, энергичность, деловитость и т. д. Но здесь же возникают и развиваются бюрократические деформации профессионального сознания военнослужащих <3>. ——————————— <3> Оболонский А. В. Бюрократия и государство: Очерки. М.: Ин-т государства и права РАН, 1996. С. 53.

В настоящее время о корпоративной этике говорят в целях обозначения внутренних правил поведения в бизнес-структурах, вне системы органов государственной власти. Однако отношения, свойственные корпоративизму <4>, можно обнаружить и в системе государственной службы. ——————————— <4> Корпоративизм — социальная организация общества, характеризуемая наличием жесткой иерархической системы власти, поддерживаемой через огосударствленные корпорации; при этом отдельные организации, компании получают привилегии и возможность влияния на исполнение государственной политики (см.: Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. М.: ИНФРА-М, 2006).

Поведение руководителя продиктовано его интересами. Правомерное поведение должностного лица обусловлено стремлением добросовестно выполнять возложенные на него обязанности, заслужить или поддержать авторитет в коллективе. Качественное исполнение служебных обязанностей подразумевает оплату труда в наивысшем возможном размере, возможность премирования или награждения. Многие исследователи обосновывают противоправное поведение чиновников либо их непрофессионализмом, либо сознательными мотивами получения выгоды. Но поскольку на военную службу по контракту поступают граждане, годные к ее прохождению по уровню образования и состоянию здоровья, в т. ч. и в психическом отношении, а перед назначением на руководящие должности их кандидатуры рассматриваются аттестационными комиссиями, то далее будем рассматривать управленческую деятельность указанных лиц именно как результат рационального выбора между возможными потерями и выгодами. Непрофессионализм и глупость чиновников в качестве главной движущей силы их деятельности автором не рассматриваются. Таким образом, нарушение закона, в т. ч. и связанное с нарушением прав и свобод подчиненных, совершаются воинскими начальниками, как правило, сознательно под влиянием своих интересов. Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» <5>, конфликт интересов — это ситуация, когда личная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной его заинтересованностью и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда последним. Причем под личной заинтересованностью государственного служащего в данном законе понимается лишь возможность получения им доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц. ——————————— <5> СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6228.

Указанный перечень стимулов для совершения коррупционных деяний искусственно заужен. Дефектом законодательства является то, что оно «связывает коррупционные нарушения исключительно с такими корыстными мотивами, которые имеют отношение к имуществу или подлежат точной денежной оценке. При таком подходе отметается коррупционная направленность деяний, где бонусом является повышение по службе, содействие в решении вопросов по системе личных связей и т. п.» <6>. Кроме того, закон не учитывает в качестве выгоды, конфликтующей с публичным интересом, во-первых, получение нематериальных преимуществ (орденов, званий), уклонение от производства расходов и понесения заслуженного наказания. А во-вторых, стимулом к нарушению своих служебных обязанностей может быть не только выгода в личных интересах чиновника или близких ему людей, но и такая выгода в интересах определенного коллектива, организации, ведомства, корпорации. ——————————— <6> Шевердяев С. Н. Возможности дальнейшего совершенствования президентского пакета антикоррупционных законов // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 10.

Как правило, многие командиры (начальники), сталкиваясь с конфликтом интересов между обязанностью реализовывать меры правовой и социальной защиты военнослужащих и корпоративным интересом военного ведомства, достаточно часто нарушают права подчиненных в угоду т. н. корпоративным интересам. Примером деятельности должностных лиц в интересах старшего командования может служить практика оценки деятельности командиров по состоянию воинской дисциплины и правопорядка исходя из количества совершенных подчиненными преступлений и происшествий. Причем правильность действий командира либо отсутствие его вины в совершении подчиненным преступления в этих случаях не учитываются. Поэтому многие командиры заинтересованы в сокрытии таких случаев, представляют старшему командованию доклады о благополучном положении дел во вверенных им военных организациях и вообще стараются «не выносить сор из избы». Перечень такого рода примеров может быть продолжен. По мнению автора, многие жизненные ситуации в армии свидетельствуют о наличии устоявшейся традиции многих командиров действовать в интересах старшего начальства, невзирая на нарушение при этом прав подчиненных, нарушение законодательства и моральных норм. Определенный слой воинских управленцев может иметь некоторую заинтересованность в экономии средств бюджета, предназначенных на социальное обеспечение личного состава, а также в преподнесении ложной благостной картины положения дел старшему начальству. Высокий уровень бюрократизации в военных организациях <7>, а также сложившаяся традиция выполнять приказ старшего начальника не раздумывая приводят к подмене (чаще всего непроизвольной) общих государственных интересов частными, ведомственными или корпоративными. Социологические опросы также неумолимо подтверждают, что сами российские госслужащие считают себя в первую очередь слугами государства (64%) и своих руководителей (18%). Слугами народа считают себя лишь 5,8% опрошенных <8>. Указанная статистика свидетельствует о явном преобладании среди чиновников тех, кто ориентирован на защиту интересов своего ведомства, а не посетителей, граждан. ——————————— <7> Подробное обоснование данного положения приведено в статье: Глухов Е. А. Бюрократические черты военной организации Российского государства: причины и негатив. последствия // Военное право. 2010. N 3. URL: http://www. voennoepravo. ru/node/4065. <8> Комлева В. В. Чьи интересы защищает российский чиновник? // Национальные интересы. 2004. N 4.

Но в чем причина совершения многими воинскими начальниками таких действий, которые лично им безразличны, однако выгодны военному ведомству в целом? Во-первых, именно такие подчиненные ценятся командованием и успешно делают карьеру. Не секрет, что довольно часто назначения офицеров на воинские должности происходят не исходя из результатов их служебной деятельности, а по знакомству, исходя из личных симпатий, личной преданности и т. п. Назначенные на высокие воинские должности командиры (начальники) приводят с собою «своих людей», свою команду, считая их преданными и проверенными. Компетентность чиновника отходит на второй план <9>. ——————————— <9> Более подробно см.: Корякин В. М. «Командный» принцип военно-кадровой политики нуждается в правовой регламентации // Право в Вооруженных Силах. 2008. N 8.

Нельзя отбрасывать в качестве мотива для совершения угодных старшему начальству действий и цель власти. Человек много работает не ради саморазвития или удовлетворения своих познавательных потребностей, а ради того, чтобы получить влияние. В таком случае все его действия направлены на завоевание или удержание власти и составляют угрозу как для дела, так и для структуры, которую он возглавляет <10>. ——————————— <10> Платонов Ю. П. Что движет людьми: типология мотивов. URL: http://www. elitarium. ru/2007/06/15/ chto_dvizhet_ljudmi_ tipologija_motivov. html.

Для таких подчиненных вполне естественно стараться отблагодарить своего покровителя путем исполнения его пожеланий, даже в ущерб закону. Здесь стоит процитировать фельдмаршала Мольтке: «Есть масса ситуаций, в которых офицер должен действовать, руководствуясь собственным видением. Но наиболее продуктивны его действия тогда, когда он действует в рамках намерений своего руководителя» <11>. Действия в интересах старшего начальника являются своеобразной оплатой, благодарностью за назначение на высшую должность, за более высокий уровень оплаты труда, за увеличение полномочий и влияния. ——————————— <11> Widder W., major gen. German Army // Military Review. 2002. Sept./Oct. URL: http://gaperton. livejournal. com/ 21153.html.

Профессиональная и корпоративная принадлежность являются достаточно значимыми для человека. Страх исключения из рядов сообщества за неисполнение профессиональных этических норм, что в ряде случаев означает и потерю возможности работать по профессии, представляет собой сильный рычаг для выполнения данных заповедей и норм <12>. ——————————— <12> Стернин И., Панферова Н. Кодекс корпоративной этики: эпизод 2, или исполнение кодекса корпоративной этики: способы решения и проблемы. URL: http://www. e-xecutive. ru/publications/ specialization/article_3683.

Довести до подчиненного, какое поведение, какой алгоритм действий считается правильным и одобряемым, командование может и без оформления такого рода решений в письменных распорядительных документах. Достаточно, например, определить лучших и худших по итогам выполнения какого-либо мероприятия, поставить в пример начальника, действующего именно теми методами, какие приводят к желаемому для старшего начальства результатам, даже если они противоречат закону. Или наоборот, объявить неправильно действующего командира худшим по итогам мероприятия или наказать такого военачальника за другое правонарушение, всегда ранее «сходившее ему с рук». Здесь стоит указать, что сегодня воинские начальники не защищены от неблагоприятных последствий в случае невыполнения такого рода правил, указаний, что создает предпосылки для манипулирования ими. Зависимость воинского чиновника от старшего начальника означает также, что «группа зависимых и контролирующих лиц понимаются как единый субъект» <13>. ——————————— <13> Дедов Д. И. Юридический метод: Науч. эссе. М.: Волтерс Клувер, 2008.

Имеется ли в таких случаях у командира конфликт интересов? С точки зрения закона — нет, т. к. действия чиновника мотивированы не получением личных выгод, а стремлением соответствовать системе отношений с командованием. Но все же конфликт интересов между обязанностью государственного служащего добросовестно исполнять требования законодательства и его желанием угодить не всегда законным пожеланиям начальства здесь усматривается. Интерес должностного лица может состоять в извлечении преимуществ не для себя лично и не для иных физических лиц. При влиянии корпоративных и государственных интересов на объективное выполнение должностными лицами своих функций возникает корпоративный конфликт интересов, в котором вынуждены участвовать многие должностные лица. Связанный нормами бюрократическо-корпоративной этики чиновник начинает работать на удовлетворение потребностей контролирующих организаций, порой в ущерб своей основной функции. Традиция подчинения чиновников не закону, а начальнику приводит к тому, что попытки правового регулирования вязнут в старой бюрократической системе, продолжающей работать по своим собственным законам <14>. А неписаные, устоявшиеся в определенной социальной группе управленцев правила поведения выполняются не менее строго, чем законы настоящие. ——————————— <14> Збарацкая Л. Понятие и признаки коррупции: основные направления антикоррупц. политики // Вестник ХГАЭП. 2007. N 2. С. 30.

Все это видят и подчиненные, которые впоследствии начинают работать по тем же правилам. Так, если при обучении в военном училище командование не предоставляло курсантам положенных еженедельных увольнений, то получив офицерское звание и придя в подразделение, такой новоиспеченный офицер будет также нарушать право на отдых уже своих подчиненных. Воспитание здесь проводится в духе правового нигилизма и необязательности для выполнения правовых норм. Двойной моральный стандарт и смена ценностных ориентиров предполагают также отключение гражданских чувств и нравственных принципов при выполнении служебных обязанностей или даже их полную атрофию. В своих действиях подобный чиновник руководствуется лишь указаниями начальства и соображениями карьеры, пусть даже в ущерб праву и морали. Здесь хотелось бы привести апокриф о суде царя Соломона <15>, который ярко и живо характеризует отношение власть имущих к беспринципным и аморальным людям: ——————————— <15> Куприн А. И. Собр. соч.: В 9 т. М.: Художеств. лит., 1972. Т. 5.

…И еще решил царь другое дело о наследстве, начатое три дня тому назад. Один человек, умирая, сказал, что он оставляет все свое имущество достойнейшему из двух его сыновей. Но т. к. ни один из них не соглашался признать себя худшим, то и обратились они к царю. Соломон спросил их, кто они по делам своим, и услышав ответ, что оба они охотники-лучники, сказал: — Возвращайтесь домой. Я прикажу поставить у дерева труп вашего отца. Посмотрим сначала, кто метче попадет ему стрелой в грудь, а потом решим ваше дело. Теперь оба брата возвратились назад в сопровождении человека, посланного царем с ними для присмотра. Его и расспрашивал Соломон о состязании. — Я исполнил все, что ты приказал, царь, — сказал этот человек. — Я поставил труп старика у дерева и дал каждому из братьев их луки и стрелы. Старший стрелял первым. На расстоянии ста двадцати локтей он попал как раз в то место, где бьется у живого человека сердце. — Прекрасный выстрел, — сказал Соломон. — А младший? — Младший… Прости меня, царь, я не мог настоять на том, чтобы твое повеление было исполнено в точности… Младший натянул тетиву и положил уже на нее стрелу, но вдруг опустил лук к ногам, повернулся и сказал, заплакав: «Нет, я не могу сделать этого… Не буду стрелять в труп моего отца». — Так пусть ему и принадлежит имение его отца, — решил царь. — Он оказался достойнейшим сыном. Старший же, если хочет, может поступить в число моих телохранителей. Мне нужны такие сильные и жадные люди с меткою рукою, верным взглядом и с сердцем, обросшим шерстью. Подводя итог, необходимо признать, что в качестве мотивации деятельности чиновников действуют как публичные интересы (выполнять которые чиновник обязан по своему предназначению), так и личные, а также и корпоративные интересы, между которыми возможен конфликт. Личные интересы в целях получения материальной выгоды и услуг имущественного характера уже довольно подробно изучены, государством принимаются меры для их устранения из мотивации деятельности должностных лиц, в т. ч. путем урегулирования конфликта интересов. Вместе с тем групповые (корпоративные) интересы в системе государственной службы остаются за рамками научных исследований. Не указаны они в законодательстве в качестве причин коррупционного поведения, не ведется и планомерная работа по их ликвидации. А это означает, что указанные выше нарушения законодательства в угоду групповым интересам будут происходить в не меньшем объеме и далее, если не пресекать причины их возникновения.

Список литературы

1. Глухов Е. А. Бюрократические черты военной организации Российского государства: причины и негатив. последствия // Военное право. 2010. N 3. URL: http://www. voennoepravo. ru/node/4065. 2. Глухов Е. А. Все ли обязанности в силах выполнить командир // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 11. 3. Дедов Д. И. Юридический метод: Науч. эссе. М.: Волтерс Клувер, 2008. 4. Збарацкая Л. Понятие и признаки коррупции: основные направления антикоррупц. политики // Вестник ХГАЭП. 2007. N 2. 5. Комлева В. В. Чьи интересы защищает российский чиновник? // Национальные интересы. 2004. N 4. 6. Корякин В. М. «Командный» принцип военно-кадровой политики нуждается в правовой регламентации // Право в Вооруженных Силах. 2008. N 8. 7. Куприн А. И. Собр. соч.: В 9 т. М.: Художеств. лит., 1972. Т. 5. 8. Оболонский А. В. Бюрократия и государство: очерки. М.: Ин-т государства и права РАН, 1996. 9. Платонов Ю. П. Что движет людьми: типология мотивов. URL: http://www. elitarium. ru/2007/06/15/ chto_dvizhet_ljudmi_tipologija_motivov. html. 10. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. М.: ИНФРА-М, 2006. 11. Стернин И., Панферова Н. Кодекс корпоративной этики: эпизод 2, или исполнение кодекса корпоративной этики: способы решения и проблемы. URL: http://www. e-xecutive. ru/publications/specialization/article_3683. 12. Федеральный закон «О противодействии коррупции» // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6228. 13. Шевердяев С. Н. Возможности дальнейшего совершенствования президентского пакета антикоррупционных законов // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 10. 14. Widder W., major gen. German Army // Military Review. 2002. Sept./Oct. URL: http://gaperton. livejournal. com/ 21153.html.

——————————————————————