Федеральный закон «О противодействии коррупции» как системообразующий нормативный акт в сфере профилактики коррупции военнослужащих

(Бараненкова И. В.) («ЭНИ «Военное право», 2013, Выпуск N 3)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ» КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ <1>

И. В. БАРАНЕНКОВА

——————————— <1> Рецензент — Ю. Н. Туганов, доктор юридических наук, доцент.

Бараненкова И. В., кандидат юридических наук.

Статья посвящена организации работы по профилактике коррупции военнослужащих.

Ключевые слова: противодействие коррупции, организация работы по профилактике коррупции военнослужащих, коррупционные правонарушения, принципы профилактики коррупции.

The Federal Law «On combating corruption» as a backbone normative act in the sphere of servicemen’s corruption prevention I. V. Baranenkova

The article touches upon the organization of work on prevention of servicemen’s corruption.

Key words: counteraction of corruption, the organization of work on prevention of servicemen’s corruption, corruption offences, principles of corruption prevention.

Коррупция в Вооруженных Силах Российской Федерации, иных войсках, воинских формированиях и органах, несмотря на принимаемые меры <2>, продолжает оставаться одной из актуальных проблем военно-правовой науки <3>. Законодательство о противодействии коррупции продолжает стремительно развиваться. В этой связи представляется важным проанализировать содержание Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», который является одним из множества нормативных правовых актов, составляющих правовые основы противодействия коррупции, в том числе в военной организации государства. При этом важно отметить, что указанный Закон — не столько правовой акт прямого действия, сколько программный документ. Он, в частности: ——————————— <2> См., например: Миронов О. И. Профилактика коррупции среди военнослужащих: проблемы и направления совершенствования // Военное право (электронное научное издание). 2011. Выпуск N 3: http://www. voennoepravo. ru/files/Миронов. doc, идентификационный номер статьи в НТЦ «Информрегистр»: 421100099/34. <3> См., например: Дамаскин О. В. Коррупция состояние, причины, противодействие. М.: Триумфальная арка, 2009; Корякин В. М. Коррупция в Вооруженных Силах: теория и практика противодействия: Монография, 2009.

1) раскрывает основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе (статья 1); 2) определяет правовые основы противодействия коррупции (статья 2); 3) провозглашает основные принципы противодействия коррупции (статья 3); 4) устанавливает основы международного сотрудничества Российской Федерации в области противодействия коррупции (статья 4); 5) определяет организационные основы противодействия коррупции (полномочия Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере противодействия коррупции) (статья 5); 6) перечисляет основные меры по профилактике коррупции (статья 6) и в определенной степени раскрывает содержание некоторых из указанных мер (статьи 8 — 14). С точки зрения практики организации работы по профилактике коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации, иных войсках, воинских формированиях и органах наиболее важное значение имеют перечисленные в Законе основные меры по профилактике коррупции (статьи 6, 8 — 14). Все это позволяет говорить о том, что рассматриваемый Закон выступает системообразующим элементом правовой основы противодействия коррупции. Одним из основополагающих понятий, раскрываемых в Законе, является понятие «коррупция», под которой в Законе понимается: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица. Анализ содержания сформулированного в Законе понятия «коррупция» позволяет сделать ряд выводов, важных для правоприменительной практики. 1. Законодатель понятие коррупции распространяет на соответствующие противоправные деяния не только государственных и муниципальных служащих, но и иных физических лиц, в том числе совершаемые в сфере коммерческой деятельности (например, коммерческий подкуп). Хотя при этом законодатель не совсем удачно использовал термины «служебное положение», «должностное положение», которые (хотя их содержание законодательно однозначно не определено) скорее применимы к должностным лицам государственных органов и органов местного самоуправления, чем к военнослужащим. 2. Коррупцией, согласно официальному определению, признается только такое незаконное использование физическим лицом своего должностного положения, которое осуществляется вопреки законным интересам общества и государства. Формально это означает, что аналогичные деяния, осуществляемые вопреки интересам личности, не подпадают под определение коррупции. 3. Сформулированное в Законе определение является достаточно узким по смыслу, поскольку под коррупцией понимаются, по сути, только деяния, связанные с незаконным получением имущественной выгоды (в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав) для себя или для третьих лиц. 4. Исходя из содержания определения коррупция — это всегда правонарушение. При этом любое коррупционное правонарушение можно назвать нарушениями антикоррупционного законодательства, но, помимо коррупционных правонарушений, к нарушениям антикоррупционного законодательства относятся такие деяния, которые не подпадают под определение коррупции (например, представление неполных или недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера). От коррупционных правонарушений и более широкого понятия — нарушений антикоррупционного законодательства следует отличать коррупционные проявления — такие деяния, которые непосредственно не нарушают каких-либо норм антикоррупционного законодательства (и не влекут юридической ответственности), но создают предпосылки к этому (например, нарушения требований Кодекса этики и служебного поведения <4>, необоснованное затягивание должностным лицом каких-либо вопросов, а также использование в разговоре таких выражений, как «зависит от широты накрытой поляны», «спасибо не булькает» и т. д.). Подобные проявления, особенно со стороны командиров (начальников), препятствуют решению одной из задач противодействия коррупции — «формированию в обществе нетерпимости к коррупционному поведению», дискредитируют работу по профилактике коррупции в воинской части, порождают у военнослужащих неверие в реальность намерений командования в противодействии коррупции, сводит к нулю всю работу в этой сфере. В связи с этим подобные проявления не должны оставаться без внимания и адекватного реагирования (предупреждение о недопустимости подобного поведения, комплекс мер индивидуальной воспитательной работы, рассмотрение на офицерском собрании (собрании прапорщиков), на заседании аттестационной комиссии). ——————————— <4> См.: Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г.) (протокол N 21) (Бюллетень «Официальные документы в образовании». 2011. Декабрь. N 36) и разработанные на его основе кодексы этики различных ведомств.

Следует отметить, что понятие «коррупционное правонарушение» законодательно не определено, отсутствуют в Законе не только перечни, но и какие-либо квалифицирующие признаки коррупционных правонарушений. На практике это затрудняет применение, например, предусмотренной статьей 9 Закона обязанности госслужащих (включая военнослужащих) «уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений». При этом, согласно части 3 указанной статьи, невыполнение госслужащим данной обязанности является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следует отметить, что, согласно подпункту «е.1» пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» <5> (далее — Закон о воинской обязанности), военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы «в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» <6>, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом». ——————————— <5> Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (принят Гос. Думой 6 марта 1998 г., одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 12 марта 1998 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. N 13. Ст. 1475. <6> Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (принят Гос. Думой 6 марта 1998 г., одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 12 марта 1998 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. N 22. Ст. 2331.

Согласно статье 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» <7>, на военнослужащего, если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих исполнению военнослужащим обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности или обеспечению безопасности Российской Федерации. ——————————— <7> Статья 27.1 «Ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением военной службы».

Как же военнослужащий может определить, о чем он обязан уведомить, если понятие «коррупционное правонарушение» и тем более перечень таких правонарушений Законом (и вообще законодательством) не определены? И чем должны руководствоваться соответствующие должностные лица при принятии решения об ответственности военнослужащего (вплоть до его увольнения)? В целях обеспечения практической реализации соответствующих положений антикоррупционного законодательства целесообразно было бы законодательно определить исчерпывающий перечень коррупционных правонарушений. Пока же в правоприменительной практике можно исходить из того, что коррупционные правонарушения, согласно статье 13 Федерального закона «О противодействии коррупции» <8>, делятся на преступления, административные правонарушения, гражданско-правовые правонарушения и дисциплинарные проступки. ——————————— <8> Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона «О противодействии коррупции», «граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Что касается перечня коррупционных преступлений, то он законодательно не определен, в теоретических источниках <9> и на практике можно встретить различные подходы к тому, какие преступления можно отнести к коррупционным. ——————————— <9> См., например: Марьина Е. В. Коррупционные преступления и проступки // Законодательство. 2010. N 12.

Так, в частности, весьма широкий перечень содержится в Приказе Следственного комитета Российской Федерации от 28 марта 2011 г. N 41 <10>: ——————————— <10> Приказ Следственного комитета Российской Федерации от 28 марта 2011 г. N 41 «Об утверждении статистического отчета «Сведения о деятельности следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по противодействию коррупции» (текст Приказа официально опубликован не был).

воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (п. п. «а», «б» ч. 2 ст. 141 УК РФ); нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения (ст. 141.1 УК РФ); фальсификация избирательных документов, документов референдума (ч. 2 ст. 142 УК РФ); мошенничество (ст. 159 УК РФ); присвоение или растрата (ч. ч. 3, 4 ст. 160 УК РФ); воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК РФ); регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ); легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 174 УК РФ); легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 174.1 УК РФ); приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 УК РФ); недопущение, ограничение или устранение конкуренции (ст. 178 УК РФ); принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 179 УК РФ); незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ч. ч. 3, 4 ст. 183 УК РФ); подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований (ст. 184 УК РФ); контрабанда (п. «б» ч. 3 ст. 188 УК РФ); контрабанда (должностным лицом с использованием своего служебного положения) (ч. 4 ст. 188 УК РФ); злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ); злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК РФ); коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ); организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней) (ч. 3 ст. 210 УК РФ); хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывчатых устройств (п. «в» ч. 3 ст. 226 УК РФ); незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (п. «б» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ); нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ (ч. 2 ст. 228.2 УК РФ); хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (п. «в» ч. 2 ст. 229 УК РФ); злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ); нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК РФ); превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ, за исключением п. п. «а», «б» ч. 3); незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ); получение взятки (ст. 290 УК РФ); дача взятки должностным лицом (ст. 291 УК РФ); служебный подлог (ст. 292 УК РФ); воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования (ст. 294 УК РФ); посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК РФ); угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования (ст. 296 УК РФ); принуждение к даче показаний (ст. 302 УК РФ); вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта (ст. 305 УК РФ); заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод (ст. 307 УК РФ); подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (ст. 309 УК РФ). В КоАП РФ перечень коррупционных правонарушений также не определен, по мнению ряда авторов <11>, к коррупционным можно причислить такие административные правонарушения, указанные в КоАП РФ, как подкуп избирателей, участников референдума (ст. 5.16), незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст. 19.28), незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего) (ст. 19.29). ——————————— <11> См., например: Марьина Е. В. Коррупционные преступления и проступки // Законодательство. 2010. N 12.

Еще меньше определенности с тем, какие гражданские правонарушения можно отнести к коррупционным. По-видимому, к ним можно отнести деликты, вытекающие из любых сделок, совершенных с нарушением антикоррупционного законодательства (например, норм о запрете дарения, о предупреждении конфликта интересов и т. п.). К коррупционным дисциплинарным проступкам можно отнести те нарушения, антикоррупционного законодательства, за которые установлена ответственность, не предусмотренная УК РФ или КоАП РФ. Закон о противодействии коррупции определяет соотношение понятий «противодействие коррупции», «предупреждение коррупции», «профилактика коррупции» и «борьба с коррупцией». Это раскрывается в следующем базовом понятии «противодействие коррупции» — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Следует отметить, что понятия «минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений» не раскрываются не только в Законе о противодействии коррупции, но и вообще в законодательстве. В результате непонятно, что это означает и кто должен осуществлять эту деятельность. Фактически законодатель просто «скопировал» пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» <12>. ——————————— <12> Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (Собрание законодательства Российской Федерации. 13.03.2006. N 11. Ст. 1146), «противодействие терроризму — деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма».

Еще одно понятие, введенное в Закон о противодействии коррупции в ноябре 2011 года, — «нормативные правовые акты Российской Федерации»: а) федеральные нормативные правовые акты (федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных органов) (эта формулировка расширяет возможность в отдельных случаях детализации антикоррупционных норм ведомственными приказами); б) законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации; в) муниципальные правовые акты. Практическое значение законодательного определения указанного понятия состоит в том, что в тексте Закона этот термин применяется весьма часто (имеется множество отсылочных норм к таким актам), а в отечественном законодательстве до сих пор это понятие однозначно не определено, что затрудняет его применение и толкование на практике. Следующее понятие, введенное в Закон в ноябре 2011 года, — «функции государственного, муниципального (административного) управления организацией» — полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений. Практическое значение определения этого понятия <13> состоит в том, что теперь в определенной степени это понятие позволяет определить, на каких конкретно военнослужащих распространяется предусмотренное статьей 12 Закона ограничение на трудоустройство в течение 2 лет после увольнения с военной службы (только с разрешения аттестационной комиссии). ——————————— <13> Введено только в 2011 году Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 28.11.2011. N 48. Ст. 6730.

Следующим практически важным разделом Закона является статья 3, определяющая ряд основных принципов противодействия коррупции в Российской Федерации, которыми следует руководствоваться и при организации работы по профилактике коррупции в воинской части. 1. Принцип признания, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина. Практическое значение этого принципа состоит в том, что противодействие коррупции не должно осуществляться любой ценой. Ни в коем случае не могут нарушаться основные права и свободы человека и гражданина. Кроме того, вместо кажущегося повышения результативности, несоблюдение указанного принципа может повлечь риски обжалования неправомерных действий, отмены судом принятых решений, а в отдельных случаях — и восстановление уволенного военнослужащего спустя длительные сроки с выплатой ему крупных сумм, что приведет к дискредитации самой работы по противодействию коррупции. 2. Принцип законности. Принцип законности, по мнению А. С. Алихаджиевой и Э. Г. Липатова, имеет три значения <14>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Монография «Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (под ред. С. Ю. Наумова, С. Е. Чаннова) включена в информационный банк согласно публикации — Юстицинформ, 2009. —————————————————————— <14> Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (под ред. д. ю.н. С. Ю. Наумова, к. ю.н. С. Е. Чаннова) (постатейный). М.: Юстицинформ, 2011.

Во-первых, это придание законной юридической формы мерам и предписаниям, направленным на противодействие коррупции. Нормы права, определяющие то или иное поведение как коррупционное, устанавливающие запреты, ограничения, обязанности, должны содержаться в федеральных законах. Во-вторых, должностные лица, осуществляющие противодействие коррупции, должны обладать полномочиями (компетенцией) на осуществление данной деятельности. В-третьих, привлечение к юридической ответственности за нарушение норм о противодействии коррупции должно отвечать закрепленным в действующем законодательстве правилам привлечения к ответственности. Таким образом, и соблюдение законности в работе по противодействию коррупции — не декларация, а насущная необходимость, иначе даже самая результативная работа большой группы военнослужащих может быть сведена к нулю в результате даже самого незначительного нарушения указанного принципа. 3. Принцип публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Существует миф, что противодействие коррупции существует только на бумаге. В то же время на самом деле количество проверок по фактам коррупционных правонарушений с привлечением к дисциплинарной ответственности военнослужащих постоянно растет. Именно поэтому важно в целях повышения результативности профилактики коррупции доводить до личного состава информацию о принимаемых мерах, о выявленных правонарушениях и мерах наказания, публично обсуждать эту информацию, привлекать общественность для совершенствования работы, что поможет некоторым военнослужащим уберечься от коррупционно опасных поступков. 4. Принцип неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Следует отметить, что на практике зачастую встречается стремление командиров (начальников) не выносить сор из избы. В результате этим самым сором заполняется вся изба, так как при таком подходе и у совершающих коррупционные правонарушения может сложиться представление о вседозволенности, безнаказанности, а у других военнослужащих — о том, что реально с коррупцией никто не борется, а вся работа проводится чисто формально. Каждое коррупционное правонарушение должно получать принципиальную оценку. Даже такая суровая мера как увольнение с военной службы, в конце концов, может кого-то вовремя остановить, предупредить совершение преступления, спасая, тем самым от уголовного наказания. 5. Принцип комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер. В частности, в воинских частях и подразделениях должны составляться комплексные планы (как правило, на год) и рассматриваться на заседаниях аттестационных комиссий. Это позволит объединить усилия различных подразделений, придать работе по профилактике коррупции целенаправленный характер. 6. Принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции. Практическое значение этого принципа в том, что командиры (начальники) должны всегда помнить, что работа по профилактике коррупции направлена не на противника, а на коллег, товарищей. И главная задача — не поймать и наказать, а уберечь и защитить от коррупциогенных рисков, коррупционного влияния, удержать от преступления, помочь понять опасность коррупции, правильно квалифицировать поступки и события, вовремя остановиться, найти правильный выход из сложных ситуаций. 7. Принцип сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами. К работе по профилактике коррупции должны привлекаться офицерские собрания (например, при рассмотрения фактов нарушения военнослужащим кодекса этики, допущения коррупционных проявлений, не являющихся правонарушениями), ветеранские организации (к участию в аттестационной комиссии, а также к проведению мероприятий воспитательного характера), иные общественные организации (например, при проведении мероприятий правового просвещения). Согласно статье 6 Федерального закона «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер: 1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; 2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов; 2.1) рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений; 3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами; 4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; 5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении; 6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции. Весьма важным для практической организации работы по противодействию коррупции представляется перечень основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции (статья 7 Закона): 1) проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции (на это направлены прежде всего Национальная стратегия противодействия коррупции <15> и Национальный план противодействия коррупции <16>); ——————————— <15> Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 — 2011 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 19.04.2010. N 16. Ст. 1875. <16> Указ Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 г. N 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012 — 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 19.03. 2012. N 12. Ст. 1391.

2) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества; 3) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению; 4) совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью; 5) введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; 6) унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации; 7) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; 8) обеспечение независимости средств массовой информации; 9) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность; 10) совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции; 11) совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы; 12) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд; 13) устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; 14) совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения; 15) повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих; 16) укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом; 17) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц; 18) передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям; 19) сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов; 20) повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции; 21) оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах. Анализ содержания Закона о противодействии коррупции показывает, что подавляющая часть его норм посвящена именно профилактике коррупции как важной части противодействия. Анализ содержания Федерального закона «О противодействии коррупции» позволяет сделать ряд выводов. 1. Закон, призванный быть системообразующим правовым актом в сфере противодействия коррупции, характеризуется ярко выраженной фрагментарностью содержания. Основное внимание уделяется профилактике коррупции, остальные элементы противодействия коррупции практически не раскрыты (в особенности непонятно, что такое «минимизация и ликвидация последствий коррупционных правонарушений»). Сами же меры профилактики коррупции недостаточно систематизированы. 2. Содержание ряда используемых в Законе терминов законодательно не определено (например: «деятельность по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений», «коррупционные правонарушения», «организации, создаваемые для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами»), что затрудняет их применение на практике. 3. В Законе содержится ряд коллизий (например: нормы, касающиеся владения государственными и муниципальными служащими ценными бумагами), что порождает двусмысленность толкования отдельных положений. 4. Затрудняет применение Закона на практике сложность (громоздкость) и недостаточная систематизированность его терминов. В частности, целый ряд из них целесообразно было бы заменить более короткими: — сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (статья 8) — «сведения о доходах»; — комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (статья 12) — «антикоррупционные комиссии»; — государственные должности Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальные должности, должности федеральной государственной службы, должности муниципальной службы, должности в государственной корпорации, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иной организации, создаваемой Российской Федерацией на основании федерального закона, должности на основании трудового договора в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (статьи 8, 12.3 и т. д.), — «публичные должности»; — публичные должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации; утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации; установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, в государственных корпорациях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов; установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, — «коррупционно-опасные должности».

Библиографический список

1. Дамаскин О. В. Коррупция: состояние, причины, противодействие. М.: Триумфальная арка, 2009. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Монография «Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (под ред. С. Ю. Наумова, С. Е. Чаннова) включена в информационный банк согласно публикации — Юстицинформ, 2009. —————————————————————— 2. Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (под ред. д. ю.н. С. Ю. Наумова, к. ю.н. С. Е. Чаннова) (постатейный). М.: Юстицинформ, 2011. 3. Корякин В. М. Коррупция в Вооруженных Силах: теория и практика противодействия: Монография, 2009. 4. Марьина Е. В. Коррупционные преступления и проступки // Законодательство. 2010. N 12. 5. Миронов О. И. Профилактика коррупции среди военнослужащих: проблемы и направления совершенствования // Военное право (электронное научное издание). 2011. Выпуск N 3; http://www. voennoepravo. ru/ files/Миронов. doc, идентификационный номер статьи в НТЦ «Информрегистр»: 421100099/34.

The bibliographic list

1. Damaskin O. V. Corruption condition causes a counteraction. M.: Triumphal arch, 2009. 2. The Commentary to the Federal law N 273-FZ «On combating corruption». M., 2011. 3. Koryakin V. M. Corruption in the Armed Forces: the theory and practice of resistance. M., 2009. 4. Maryina E. V. Corruption crimes and misdemeanors // Legislation. 2010. N 12. 5. Mironov O. I. Prevention of corruption among military personnel: problems and directions of improvement // Military law (electronic scientific publication). 2011. Issue N 3; http://www. voennoepravo. ru/ files/Миронов. doc, article ID in NTC «Informregistr»: 421100099/0034.

——————————————————————