Совершенствование управления органов внутренних дел для повышения эффективности влияния аппаратов МВД, ГУВД, УВД на организацию и конечные результаты работы

(Корнеев В. В., Корнеева М. В.)

(«Общество и право», 2010, N 1)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЛИЯНИЯ АППАРАТОВ МВД, ГУВД,

УВД НА ОРГАНИЗАЦИЮ И КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

В. В. КОРНЕЕВ, М. В. КОРНЕЕВА

Корнеев Вадим Владимирович, заместитель начальника Краснодарского университета МВД России.

Корнеева Мария Вадимовна.

В статье раскрывается понятие контрольной деятельности, рассматриваются виды контроля, определены основные направления деятельности руководителей.

Ключевые слова: контрольная деятельность, зональный контроль, кураторы, органы внутренних дел.

Opens the notion to checking activity, are considered types of the checking, is determined main trends to activity of the leaders.

Key words: checking activity, zonal checking, curators, organs of the internal deals.

Осуществляя свою деятельность, органам внутренних дел часто приходится затрагивать интересы физических и юридических лиц либо ущемлять права граждан. Со своей стороны граждане, предприятия, учреждения и организации вступают в определенные правовые отношения с ними по поводу своих нарушенных прав и свобод. Между различными органами власти также возникают противоречия и конфликты в связи с их взаимодействием и разграничением вопросов компетенции.

Поэтому контроль за органами внутренних дел должен включать в себя все меры, направленные на проверку и оценку соответствия фактического состояния дел в указанных органах действующему законодательству. Само понятие контроля предполагает идентичность целей контроля и результата деятельности правоохранительных органов. Контроль должен выявить, достигнута ли поставленная цель в осуществлении функции правоохранительных органов, были ли отклонения от нее и в какой степени, в какой мере соблюдались принципы законности, профессионализма, компетентности и гласности.

Контроль дает информацию, позволяющую судить о состоянии законности в деятельности ОВД.

Контроль также играет важную роль в укреплении исполнительской дисциплины и законности при формировании правоохранительных органов, их реформировании, при планировании, реализации правотворческих, правоприменительных и правоохранительных полномочий.

На наш взгляд, контрольные правоотношения имеют государственно-властный характер, то есть любой из видов внутрисистемного контроля есть атрибут власти, важнейшее ее проявление. А это значит, что каждый субъект контроля обеспечивается соответствующими властными полномочиями, необходимыми для выполнения целей, поставленных перед контролем.

Организация начальником контроля в ОВД начинается с определения основных объектов и направлений контрольной деятельности, субъектов контроля, форм и методов его осуществления.

Научная организация контроля в органах внутренних дел предполагает решение вопросов о том, кто должен контролировать определенную работу (субъект контроля), какие аппараты и сотрудники подлежат контролю (объект контроля), какую именно работу надо контролировать и в каких пределах (предмет контроля); когда и в какой период следует проводить проверку, каким образом, с помощью каких приемов, способов, форм и средств проверки необходимо контролировать работу.

Контрольная деятельность — прерогатива руководителей систем управления всех уровней и начальников ОВД в частности.

Важным предметом постоянного контроля в органах внутренних дел является сама работа всех служб и подразделений, т. е. осуществление ими своих главных функций: предотвращения и раскрытия преступлений, охраны общественного порядка и др.

Значимым предметом контроля являются организация и осуществление взаимодействия служб и подразделений.

Контролю подлежат не только итоги деятельности ОВД, его отдельных служб, подразделений, но также те средства и способы, применение которых позволило достичь положительных результатов.

Действенный контроль возможен только тогда, когда четко разграничены функции и ответственность субъектов контроля.

На уровне субъекта (МВД, ГУВД, УВД) различают следующие виды контроля:

а) по месту в процессе управления:

предупредительный (превентивный) контроль осуществляется на стадии принятия решений подчиненными органами или сотрудниками (например, при утверждении плана работы), для проверки готовности подчиненных к реализации решения вышестоящего органа либо к действиям в определенных условиях;

текущий (оперативный) контроль осуществляется в процессе организации исполнения решения;

последующий контроль (проверка исполнения) осуществляется по окончании исполнения решения (например, при проверке выполнения плана, указания, приказа и т. д.);

б) по назначению:

зональный, или общий, контроль осуществляется по территориальному принципу (по зонам контроля), охватывает все стороны деятельности контролируемого органа;

отраслевой (целевой, специальный) — осуществляется по отраслевому принципу, охватывает отдельные направления (линии) деятельности ОВД (например, борьбу с незаконным оборотом наркотиков).

В ходе осуществления зонального и отраслевого контроля в системе могут применяться все перечисленные формы и виды контроля.

Зональный контроль — вид управленческой деятельности, заключающийся в наблюдении и анализе результатов управленческого воздействия подразделений аппарата, а также подготовке для руководства МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации в отношении контролируемых органов проектов комплексных управленческих решений краткосрочного и перспективного характера с последующим контролем за их выполнением.

Решению задачи оперативного управления способствует разработанная и внедренная в повседневную практику управленческой деятельности аппаратов МВД, ГУВД, УВД программно-целевая структура — система зонального контроля деятельности городских и районных органов внутренних дел.

Под системой оперативно-зонального контроля понимается основанная на сочетании отраслевого и территориального принципов управления, гибкая организационная форма оперативного воздействия аппаратов МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации на повседневную деятельность подчиненных горрайорганов внутренних дел.

Сущность оперативно-зонального контроля состоит в непрерывном слежении за изменением оперативной обстановки в городах и районах соответствующих зон, проведении контролирующих действий для выяснения причин таких изменений, в выработке и осуществлении скоординированных мер управляющего воздействия на основе взаимодействия структурных подразделений аппаратов МВД, ГУВД, УВД между собой и ГРОВД, а также органами власти и управления на местах.

Основная цель оперативно-зонального контроля состоит в своевременном выявлении причин негативных изменений оперативной обстановки, организационном обеспечении разработки и реализации комплексных мер повышения результативности использования сил и средств органов внутренних дел в борьбе с преступностью и охране общественного порядка на территории республики, края, области, города, района с учетом специфики зон обслуживания.

Оперативно-зональный контроль представляет собой комплекс методов, через правильное сочетание которых можно существенно повысить эффективность управленческого воздействия аппарата МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации на горрайорганы. Эффективность применения того или иного конкретного метода зонального контроля зависит от степени понимания и овладения зональными работниками всей совокупностью методов, умелого их сочетания и правильного применения в соответствии со складывающейся оперативной обстановкой. Это требует от зонального работника не только профессиональных навыков в своей области, но и глубоких знаний теории управления.

За каждой зоной (горрайорганом) закреплены конкретные сотрудники отраслевых служб, а также сотрудники штаба — это заложено в их функциональные обязанности.

Общее руководство деятельностью зональных групп осуществляет Министр, а его непосредственным помощником является начальник штаба. Такое закрепление, как правило, объявляется приказом или указанием. Например, в Республике Калмыкия распределение горрайорганов внутренних дел по зонам, закрепление руководящего состава министерства вначале оформлялось указанием Министра внутренних дел республики, а с мая 1994 года — приказом.

Учитывая изменения возложенных обязанностей, а также перемещение руководящего состава в аппарате МВД, на основании указания (приказа) Министра один раз в год (в январе) вносятся коррективы в распределение ответственных сотрудников аппарата министерства (от начальника службы, управления, отдела до их заместителей) по оперативным зонам. В указанном нормативном документе даются практические рекомендации по организации работы куратора ГРОВД. В виде функциональных обязанностей куратора ГРОВД они оформлены и объявлены Приказом Министра внутренних дел по Республике Калмыкия «Об организации кураторства и оперативно-зонального контроля за деятельностью ГРОВД МВД по Республике Калмыкия».

В данном Приказе указывается: результаты оперативно-служебной деятельности ГРОВД республики свидетельствуют о том, что управленческое влияние аппарата Министерства еще в полной мере не отвечает требованиям МВД России. Одной из причин этого является снижение личной ответственности ряда руководителей подразделений МВД по Республике Калмыкия за положение дел в курируемых горрайорганах внутренних дел. Недостаточно оказывается практическая помощь начальникам ГРОВД в совершенствовании стиля и методов руководства, решении проблем, выходящих за пределы их компетенции или зависящих от местных или республиканских органов власти и управления. Выезжая на места, руководители-кураторы преимущественно решают узкоцелевые задачи по линии своей службы, упуская из виду вопросы улучшения деятельности ОВД в целом, координации и взаимодействия всех служб. В целях упорядочения и повышения эффективности зонального контроля, усиления на этой основе управленческого влияния МВД по Республике Калмыкия в звене горрайорганов руководящему составу министерства (руководителям оперативных зон и кураторам горрайорганов внутренних дел) предлагается:

осуществить выезды в курируемые органы внутренних дел, провести рабочие встречи с руководителями, оперативно-начальствующим и рядовым составом, в ходе которых определить наиболее неотложные задачи и проблемы оперативно-служебной деятельности, решение которых требует практической помощи со стороны МВД и других инстанций;

совместно с начальниками ГРОВД представиться главам местных администраций, проинформировать их о своих задачах и целях зонального контроля;

при выполнении функциональных обязанностей куратора ГРОВД сосредоточить управленческое влияние на комплексном задействовании сил и средств в реализации основополагающих нормативных документов МВД России и МВД по Республике Калмыкия в обеспечении защиты личности, всех форм собственности, экономики, потребительского рынка, выявлении и раскрытии преступлений, укреплении кадрового и материального потенциала ОВД, решении социальных вопросов и правовой защиты личного состава;

во взаимоотношениях с начальником ГРОВД и разграничении компетенции руководствоваться положениями Приказа МВД России от 01.09.2005 N 700;

заместителям Министра установить постоянный контроль за работой руководителей МВД в закрепленных ГРОВД по курируемым оперативным зонам;

начальнику штаба систематически обобщать выполнение настоящего приказа и включать в план работы коллегии и оперативного совещания рассмотрение вопросов, связанных с осуществлением оперативно-зонального контроля за деятельностью ГРОВД, с заслушиванием их кураторов;

начальникам ГРОВД обеспечить деловое сотрудничество с кураторами и использование его в целях совершенствования организационной и служебной деятельности.

В целях выработки и осуществления комплексных мер повышения управленческого влияния МВД на организацию и конечные результаты деятельности подчиненных органов, оказания им практической помощи куратор обязан:

осуществлять систематический сбор и анализ информации по всем направлениям деятельности органов внутренних дел, отслеживать и выявлять характерные изменения и тенденции;

поддерживать постоянное взаимодействие с администрацией города (района), оказывать помощь ОВД в постановке и решении социальных вопросов, штатного и материально-технического укрепления за счет местных источников финансирования;

вносить предварительно согласованные со службами предложения по реагированию на изменения оперативной обстановки, а также по совершенствованию оперативно-служебной деятельности курируемых органов;

изучать состояние организаторской работы в ОВД, стиль и методы управления, деловые качества руководящего состава, состояние работы по укреплению законности и дисциплины;

контролировать исполнение ведомственных нормативных актов и решений органов власти и управления;

принимать меры к внедрению в практику передовых форм и методов работы;

выезжать в курируемые органы с целью контроля и оказания методической, практической помощи, для участия в итоговых совещаниях;

организовывать заслушивание отчетов руководителей ГРОВД и их подразделений у руководства МВД;

вносить предложения руководству МВД о поощрении или наказании, перемещениях по службе, оказывать помощь в отборе кадров, работе с молодыми специалистами, в материально-техническом обеспечении, строительстве, решении социальных вопросов личного состава и т. д.

Зональное распределение сотрудников учитывается при планировании командировок в горрайорганы внутренних дел, проведении инспектирования, контрольных и целевых проверок, оказании помощи, проведении других мероприятий. Планирование службами, управлениями и отделами министерства мероприятий, связанных с решением вопросов зонального контроля, согласовывается в штабе и реализуется при активном участии в них сотрудников этой службы.

При создании групп зонального контроля встал вопрос нормативной регламентации задач, функций, прав, обязанностей и ответственности зонального работника, порядка координации и организации их взаимодействия, а также других вопросов, связанных с организационным, информационно-аналитическим обеспечением системы зонального контроля. В настоящее время такой нормативной основы на уровне МВД России не создано, что создает существенные проблемы с разработкой однотипных нормативных актов в МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации.

В заключение хотелось бы отметить, что в настоящее время организационно-инспекторский департамент МВД России разработал проект приказа о зональном контроле в системе МВД России и утверждении методики организации и осуществления оперативно-зонального контроля в системе.

——————————————————————